ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ
САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 6
1.1. Понятие самостоятельности в обучении 6
1.2. Особенности развития самостоятельности детей младшего
школьного возраста 11
1.3. Методика реализации дифференцированного подхода к обучению младших школьников при развитии самостоятельности 20
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ДИАГНОСТИКЕ И РАЗВИТИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ
ШКОЛЕ 33
2.1. Описание диагностических методик и показателей диагностики самостоятельности детей младшего школьного возраста 33
2.2. Описание хода работы по реализации дифференцированного подхода, способствующего развитию самостоятельности младших школьников 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 54
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 60
Актуальность данного исследования для теории и практики работы начальной школы в периоды кризиса и реорганизации образовательных систем, во-первых, заключается в потребности самостоятельных людей, имеющих собственный взгляд на проблемы. Во-вторых, в организации учебной деятельности для развития самостоятельности, формирования определенной мотивации и личностных черт.
В младшем школьном возрасте складываются благоприятные предпосылки для развития самостоятельности и преобразования собственного опыта деятельности как важного источника личностного роста и саморазвития. Большинство исследователей подчеркивают, что младший школьный возраст является наиболее сензитивным для развития самостоятельности, так как именно в этот период происходит становление новообразований, от которых во многом зависит успех или неуспех взрослого человека.
Одним из эффективных условий развития самостоятельности является дифференцированный подход. В.А. Сухомлинский утверждал, что методы, используемые в учебной деятельности, должны вызывать интерес у ребенка к познанию окружающего мира, а учебное заведение стать школой радости, радости познания, радости творчества, радости общения. Это определяет главный смысл деятельности учителя: создать каждому ученику ситуацию по формированию мотивации к учебной деятельности и развитию самостоятельности обучающихся.
Таким образом, существуют противоречия:
- между необходимостью создать условия для развития самостоятельности у детей младшего школьного возраста и сложившейся системой начального образования, ориентированной в основном на овладение обучающимися предметными знаниями, умениями и навыками;
- между необходимостью развивать у младших школьников самостоятельность и недостаточной разработанностью методического обеспечения, позволяющего целенаправленно осуществлять этот процесс.
На основании выделенных противоречий, анализа философской, психолого-педагогической литературы, а также в результате изучения опыта работы начальной школы была сформулирована проблема исследования, заключающаяся в теоретическом осмыслении педагогических средств, обеспечивающих высокий уровень развития самостоятельности младших школьников.
Все вышеизложенное обусловило актуальность и выбор темы исследования: «Дифференцированный подход в развитии самостоятельности детей младшего школьного возраста».
Цель данной работы заключается в теоретическом обосновании возможности дифференцированного подхода в развитии самостоятельности младшего школьника.
Объект исследования - процесс развития самостоятельности в младшем школьном возрасте.
Предмет исследования - дифференцированный подход,
способствующий развитию самостоятельности младших школьников.
Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие задачи:
1. Проанализировать проблему самостоятельности младших школьников в психолого-педагогической литературе.
2. Определить основные критерии диагностики самостоятельности младших школьников и подобрать диагностические методики.
3. Провести диагностику самостоятельности младших школьников, представить анализ результатов исследования.
4. Разработать комплекс занятий на основе дифференцированного подхода для развития самостоятельности детей младшего школьного возраста.
Для достижения цели исследования и решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: библиографический (изучение научной литературы по проблеме исследования); эмпирические (опрос, тестирование, наблюдение).
Практическая база исследования: муниципальное казенное
общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №69 г. Екатеринбурга. В исследовании приняло участие 20 детей младшего школьного возраста.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, состоящего из 58 источников и 1 приложения.
Дифференцированный подход позволяет построить урок так, чтобы каждый ученик получал задания по своим возможностям и с небольшим опережением. Вполне очевидно, что в процессе внедрения технологии уровневой дифференциации главная роль принадлежит учителю. Проходя через творческое сознание педагога, через его личный опыт и преобразуя этот опыт, идеи уровневой дифференциации обучения приобретают живое воплощение. Обеспечив методически новую технологию, учитель обязательно увидит ее плюсы, подтвердит ожидаемые позитивные результаты.
Понимая необходимость организации дифференцированного обучения, ни ученые-педагоги, ни учителя-практики не могут найти адекватное основание для дифференциации учащихся. Они сталкиваются со следующими противоречиями: делить детей по уровню развития антигуманно. Надо продолжать искать методы, позволяющие успешно учить всех, уделяя должное внимание каждому ученику. Однако действительность такова, что обычный учитель не в состоянии с одинаковым успехом честно работать с детьми разных задатков и готовности к учению. Дифференциация необходима для повышения эффективности обучения.
Организация дифференцированного обучения начинается с анализа ситуации, в которой оказываются шестилетки при переходе из детского сада в школу. Учителю необходимо проводить ежедневные наблюдения за поведением учащихся в новой для них учебной деятельности и изучать уровень готовности к обучению. За это время учитель составляет проект своей дальнейшей деятельности, который включает в себя: а) выработку критериев изучения уровня речевой подготовленности детей; б) составление теста, т. е. определение дидактического материала для выявления уровня речевой подготовленности по выбранным критериям.
Далее следует организация условий для реализации составленного проекта или непосредственное изучение уровня речевой подготовленности первоклассников:
- проверка учащихся по тесту, т.е. организация условий для чтения дидактического материала, в которых ребенок чувствовал бы себя наиболее непринужденно;
- фиксация и анализ результатов чтения дидактического материала;
- разделение учащихся на группы на основе результатов, полученных в ходе изучения уровня речевой подготовленности детей.
После того как зафиксированы группы учащихся, учитель составляет программу своей дальнейшей деятельности, которая складывается из следующей обязательной работы:
- постановка конкретных целей обучения для каждой из выделенных групп;
- определение задач урока и путей их решения для каждой группы;
- разработка конспектов уроков с учетом задач, поставленных перед конкретной группой.
Изучение психолого-педагогической литературы позволяет сделать вывод, что воспитанию самостоятельности младших школьников способствуют разнообразные виды деятельности, в том числе игровая Выявление особенностей влияния игры на воспитание младших школьников, организация игровой деятельности дает основание полагать, что в игре проявляется разный уровень самостоятельности и творчества детей. В ней всегда присутствуют репродукция, повторение, элементы творческой самостоятельности. Исходя из проанализированной научно-педагогической литературы и проведенной опытно-педагогической работы, становится понятным, что в сложившейся методике обучения доминирующим методом является неосознанное копирование обучающимися всех трудовых действий вслед за учителем. При такой тактике в обучении внутренняя, ориентировочная часть действия остается от ребенка нераскрытой, самостоятельность при этом формируется незначительно, а в некоторых случаях и не достигается вовсе.
Именно благодаря этому, разработка решений данной проблемы привлекла к себе большое внимание психологов и педагогов.
По результатам проведенного нами педагогического эксперимента подтверждается гипотеза исследования. Мы твердо убеждены - что процесс формирования и развития трудовой самостоятельности у детей младшего школьного возраста осуществим с помощью эффективных методик обучения и специально разработанных заданий и упражнений. В процессе эксперимента нами было доказано, что самостоятельность младших школьников будет успешно сформирована, если в общей системе обучения будет соблюден ряд важных условий:
- дифференцированный подход;
- содержание учебных заданий должно соединять в себе практическую, интеллектуальную и эмоционально-оценочную деятельность в неразрывном единстве;
- использование в процессе обучения проблемных ситуаций, которые требуют от обучающихся ориентированности в задании и самостоятельного поиска необходимых действий для выполнения данного задания;
- система учебных заданий должна строиться таким образом, что сотрудничество с учителем постепенно перерастает в самостоятельную деятельность;
- на уроках необходимо мотивировать обучающихся, создать атмосферу, позволяющую придать поисковым действиям обучающихся личностный смысл.
1. Алексеева, П. С. Возрастная психология: Учебно-методический комплекс [Текст] / П. С. Алексеева, О. Н. Птицына. - Якутск, 2002. - 51 с.
2. Баринова, О. В. Социальный аспект дифференциации обучения [Текст] / О. В. Баринова // Актуальные проблемы общества: Философия. Информатика. Образование. - Саранск : МГПИ, 2008. - С. 111-113.
3. Баринова, О. В. Средство реализации уровневой дифференциации при обучении математике младших школьников [Текст] / О. В. Баринова // Актуальные проблемы преподавания школьного курса математики. - Саранск : Министерство образования РМ, МРИПКРО, 2014. - С. 4-7.
4. Баринова, О. В. Дифференцированное обучение решению математических задач [Текст] / О. В. Баринова // Начальная школа. - 1999. - № 2. - 30-41 с.
5. Беспалько, В. П. Слагаемые педагогические технологии [Текст] / В. П. Беспалько. - М. : Педагогика, 2009. - 190 с.
6. Блинков, А. Ц., Лови, М. М., Стратовая, О. В. Дифференциация обучения [Текст] / Блинков, А. Ц., Лови, М. М., Стратовая, О. В. // Завуч. - 1998.- № 4. - С. 26-32.
7. Богданова, О. Ю., Маранцам, В. Г. Методика преподавания литературы: учебник для пед. вузов [Текст] / О. Ю. Богданова, В. Г. Маранцман. - М., 1995. - 112 с.
8. Бодина, Е. Педагогические ситуации [Текст] / Бодина, Е., Ашеулова, К. // Воспитание школьников. - 2002. - №2. - С. 25-28.
9. Бондаревская, Е. В. Теория и практика личностно ориентированного образования [Текст] / Е. В. Бондаревскаяская. - Ростов-н/Д., 2000. - 311 с.
10. Глушков, И. К. Методика работы над задачей в начальной школе [Текст] / И. К. Глушков. - Йошкар-Ола : Марий Эл Учитель, 1999. - 19 с.
11. Гончаренко, С., Володько, В. Проблемы индивидуализации процесса образования [Текст] / С. Гончаренко, В. Володько // Педагогика психология. - 1995. - № 1. - С. 63-71
12. Дьяченко, О. М. Проблема индивидуальных различий в интеллектуальном развитии ребёнка [Текст] / О. М. Дьяченко // Вопросы психологии. - 1997. - №4. - С. 89-104.
13. Зябкина, Е. В. Использование технологии разноуровневой дифференциации в обучении младших школьников [Текст] / Е. В. Зябкина // Педагогическое мастерство: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2015 г.). - М. : Буки-Веди, 2015. - С. 97-100.
14. Калмыкова, З. И. Проблема индивидуальных различий в обучении [Текст] / З. И. Калмыкова // Советская педагогика. - 1986. - № 6. - С. 213-237.
15. Кан-Калик, В. А., Хазан, В. И. Психолого-педагогические основы преподавания литературы в школе [Текст] : Учеб. пособие для студентов педагогических институтов / В. А. Кан-Калик. - М., 1988. - 88 с.
...