РАЗВИТИЕ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
|
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ЛИДЕРСКИХ
КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 5
1.1. Основы развития лидерских качеств у детей младшего школьного
возраста 5
1.2. Психолого-педагогические особенности детей младшего школьного
возраста 12
1.3. Методы и формы развития лидерских качеств у детей младшего школьного возраста 20
Глава 2. ПРАКТИКА РАЗВИТИЯ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ 28
2.1. Изучение процесса развития лидерских качеств детей младшего
школьного возраста 28
2.2. Диагностика уровня сформированности лидерских качеств у детей
младшего школьного возраста 32
2.3. Комплекс упражнений, направленный на развитие лидерских
качеств во внеурочной деятельности 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 51
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 56
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 62
КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 5
1.1. Основы развития лидерских качеств у детей младшего школьного
возраста 5
1.2. Психолого-педагогические особенности детей младшего школьного
возраста 12
1.3. Методы и формы развития лидерских качеств у детей младшего школьного возраста 20
Глава 2. ПРАКТИКА РАЗВИТИЯ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ 28
2.1. Изучение процесса развития лидерских качеств детей младшего
школьного возраста 28
2.2. Диагностика уровня сформированности лидерских качеств у детей
младшего школьного возраста 32
2.3. Комплекс упражнений, направленный на развитие лидерских
качеств во внеурочной деятельности 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 51
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 56
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 62
Актуальность исследования. На сегодняшний день успех каждого человека зависит только от него. В современных условиях развития российского общества, его экономической, политической и социальной сфер жизни конкуренция имеет место быть. Каждый человек должен быстро реагировать, уметь качественно и в короткие сроки обрабатывать и анализировать полученную информацию, а также применять полученные знания в жизни. Человек, который обладает лидерскими качествами, имеет больше шансов на победу в жизненной борьбе. Именно поэтому основы лидерства следует закладывать еще в младшем школьном возрасте, когда формируются основные знания, умения и навыки, а также происходит становление мышления и развитие памяти.
В Федеральных государственных образовательных стандартах начального всеобщего образования зафиксировано: «Развитие личности обучающегося на базе усвоения универсальных учебных действий, знания и основной результат образования» [41]. В соответствие с ФГОС, педагог должен способствовать формированию у обучающегося основ умения учиться и способности к организации своей деятельности - умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе. Каждый из учеников обладает определенным потенциалом и качествами, которые необходимо правильно развивать, а ни в коем случае не искоренять, формируя у всех детей одинаковое мировоззрение. И лидерские качества - это неотъемлемая часть личности ребенка. Изучив механизмы проявления активности ребенка, учитель сможет составить индивидуальный маршрут развития лидерских качеств личности. Педагог сможет определить наиболее оптимальные пути и механизмы, которые помогут воспитать в ребенке настоящего лидера.
Проблема лидерства всегда привлекала отечественных и зарубежных педагогов и психологов, таких, как М.Ю. Маркова, Н.В. Матяш, Н.В. Павлова и другие.
Исходя из всего вышесказанного, можно сказать об актуальности выбранной темы в современном обществе.
Объект исследования: процесс развитие лидерских качеств детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования: комплекс упражнений, направленный на развитие лидерских качеств.
Цель исследования состоит в том, чтобы разработать комплекс упражнений по развитию лидерских качеств у детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности.
Задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по вопросу формирования лидерских качеств у детей младшего школьного возраста;
2. Исследовать проявления лидерских качеств у детей младшего школьного возраста с помощью диагностического инструментария.
3. Разработать комплекс упражнений, направленный на развитие лидерских качеств у детей младшего школьного возраста.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
• теоретические: изучение и анализ литературы по изучаемой проблеме, обобщение;
• эмпирические: педагогическое наблюдение, анкетирование,
тестирование;
Опытно-экспериментальная база исследования: МАОУ гимназия №5 г. Екатеринбурга, учащиеся 2 «Е» класса в количестве 20 человек.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, шести параграфов, заключения, списка литературы, приложений.
В Федеральных государственных образовательных стандартах начального всеобщего образования зафиксировано: «Развитие личности обучающегося на базе усвоения универсальных учебных действий, знания и основной результат образования» [41]. В соответствие с ФГОС, педагог должен способствовать формированию у обучающегося основ умения учиться и способности к организации своей деятельности - умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе. Каждый из учеников обладает определенным потенциалом и качествами, которые необходимо правильно развивать, а ни в коем случае не искоренять, формируя у всех детей одинаковое мировоззрение. И лидерские качества - это неотъемлемая часть личности ребенка. Изучив механизмы проявления активности ребенка, учитель сможет составить индивидуальный маршрут развития лидерских качеств личности. Педагог сможет определить наиболее оптимальные пути и механизмы, которые помогут воспитать в ребенке настоящего лидера.
Проблема лидерства всегда привлекала отечественных и зарубежных педагогов и психологов, таких, как М.Ю. Маркова, Н.В. Матяш, Н.В. Павлова и другие.
Исходя из всего вышесказанного, можно сказать об актуальности выбранной темы в современном обществе.
Объект исследования: процесс развитие лидерских качеств детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования: комплекс упражнений, направленный на развитие лидерских качеств.
Цель исследования состоит в том, чтобы разработать комплекс упражнений по развитию лидерских качеств у детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности.
Задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по вопросу формирования лидерских качеств у детей младшего школьного возраста;
2. Исследовать проявления лидерских качеств у детей младшего школьного возраста с помощью диагностического инструментария.
3. Разработать комплекс упражнений, направленный на развитие лидерских качеств у детей младшего школьного возраста.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
• теоретические: изучение и анализ литературы по изучаемой проблеме, обобщение;
• эмпирические: педагогическое наблюдение, анкетирование,
тестирование;
Опытно-экспериментальная база исследования: МАОУ гимназия №5 г. Екатеринбурга, учащиеся 2 «Е» класса в количестве 20 человек.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, шести параграфов, заключения, списка литературы, приложений.
Формировать основы истинного лидерства лучше всего у младших школьников, так как это самый оптимальный для этого возраст. Младший школьник обладает высокой восприимчивостью к разного рода воздействиям социума. В данном возрасте у ребенка уже формируется боле менее адекватная самооценка, он учится самоконтролю. Младший школьник уже обладает определенной степенью самостоятельности и сознательности. У обучающегося начального звена наиболее ярко видны проявления механизмов адаптации к социальным нормам и требованиям общества. Перед родителями и педагогами стоит задача научить ребенка строить межличностные взаимоотношения. Также родители вместе с преподавателями должны помочь ребенку сформировать те необходимые качества, которые помогут в будущем ему стать настоящим лидером.
Лидер в коллективе младших школьников - это активная личность, готовая всегда проявить инициативу. Это личность, которая умеет координировать действия других участников группы (в нашем случае класса), повести их за собой. При этом лидер будет обладать такими качествами, как инициативность, ответственность, самостоятельность. Этот ребенок уже будет уметь анализировать ситуации в поисках наилучшего решения.
Проанализировав всю работу, можно сделать следующие выводы по параграфам:
В качестве основного определения в нашей работе было использовано определение термина «лидерство», данное А.С. Чернышовым: «Лидерство - это степень ведущего влияния личности члена группы на группу в целом в направлении оптимизации решения общегрупповой задачи» [24], так как оно наиболее полно и точно раскрывает всю суть и отличительные черты такого феномена, как лидерство.
Вопрос о принципиальной возможности и путях развития личности как лидера остро обсуждается педагогами и психологами в различных научных трудах.
Развитие младшего школьника как положительного лидера зависит от многих факторов, в том числе биологических и социальных.
Во втором параграфе подробно изложены возрастные особенности обучающихся начальных классов. Был сделан вывод о том, что у ребенка младшего школьного возраста будет легче всего формировать нужные для лидера качества, потому что именно в этом возрасте начинается заметное формирование личности младшего школьника. У него еще не сформированы эталоны поведения. Ребенок в этом возрасте словно масса для лепки, поэтому упускать такую возможность ни в коем случае нельзя. Если у младшего школьника есть заметные задатки лидера, то их стоит правильно развивать, чтобы в будущем ребенок стал самым настоящим лидером, а не «игроком», который будет всегда прятаться за маской.
В третьем параграфе были изложены примеры способов формирования лидерских качеств у детей младшего школьного возраста. Все, что было описано здесь, не требует от детей чего-то запредельного, что им еще не под силу. Возможно, порой младшие школьники даже не будут догадываться о том, что коллектив возлагает на них надежды, как на настоящих лидеров. Чаще всего дети будут принимать это как признание и одобрение остальными участниками группы (одноклассниками, в нашем случае).
В качестве вывода в первом параграфе второй главы можно сказать, что данные диагностики были подобраны исходя из возрастных особенностей детей младшего школьного возраста, а также уровней, определенных ранее. Методики, описанные в параграфе, были использованы на практике, так как они понятны обучающимся начальных классов, просты в заполнении и четко интерпретированы. Проанализировать полученные результаты не составило труда.
Проанализировав все полученные результаты в ходе диагностирования, был сделан вывод о том, что уровень лидерских качеств в данном классе развит слабо. Поэтому в следующем параграфе мы предлагаем к рассмотрению комплекс упражнений, направленный на повышение уровня развитости лидерских качеств у детей младшего школьного возраста.
Таким образом, в качестве вывода по третьему параграфу можно сказать, что развитие позитивных лидерских качеств у обучающихся начальных классов является важным компонентом работы учителя. Правильно организованная работа в учебной и внеурочной деятельности способствует постепенному развитию лидерских качеств у младших школьников. Несомненно, обучающиеся начальной школы должны верить в свои силы и в свой успех, тогда смогут достичь поставленных перед собой целей. И разработанные нами рекомендации помогут учителям сформировать у младшего школьника позитивные лидерские качества, которые в дальнейшем будут только развиваться.
В ходе нашего исследования были решены задачи, поставленные в начале, и получены следующие результаты:
1. Определены несколько различных методов и приемов, помогающих формированию и развитию лидерских качеств у детей младшего школьного возраста как в домашней обстановке, так и в школе/спортивной секции/кружках и т.д.
2. Проведены диагностики, направленные на выявление лидерских качеств у детей младшего школьного возраста, а также сделаны выводы о том, кто в классе занимает явную позицию лидера.
3. Определены несколько различных методов и форм, помогающих формированию и развитию лидерских качеств у детей младшего школьного возраста как в рамках урока, так и в рамках внеурочной деятельности.
4. Разработан комплекс упражнений и тематическое планирование классных часов для учителей начальных классов по повышению уровня развития позитивных лидерских качеств у детей младшего школьного возраста.
Таким образом, в современной обстановке педагогу необходимо искать в каждом из учеников индивидуальный подход. В соответствие с ФГОС, педагог должен способствовать индивидуальному развитию личности каждого из детей, которые обучаются в классе. Каждый из учеников обладает определенным потенциалом и качествами, которые необходимо правильно развивать, а ни в коем случае не искоренять, формируя у всех детей одинаковое мировоззрение. И лидерские качества - это неотъемлемая часть личности ребенка. Перед педагогом стоит такая задача, чтобы каждый из детей в классе смог попробовать себя в роли лидера, чтобы даже сам педагог смог определить, какой из младших школьников - прирожденный лидер, а кому будет лучше следовать за сильной личностью, нежели вести за собой целый коллектив.
Лидер в коллективе младших школьников - это активная личность, готовая всегда проявить инициативу. Это личность, которая умеет координировать действия других участников группы (в нашем случае класса), повести их за собой. При этом лидер будет обладать такими качествами, как инициативность, ответственность, самостоятельность. Этот ребенок уже будет уметь анализировать ситуации в поисках наилучшего решения.
Проанализировав всю работу, можно сделать следующие выводы по параграфам:
В качестве основного определения в нашей работе было использовано определение термина «лидерство», данное А.С. Чернышовым: «Лидерство - это степень ведущего влияния личности члена группы на группу в целом в направлении оптимизации решения общегрупповой задачи» [24], так как оно наиболее полно и точно раскрывает всю суть и отличительные черты такого феномена, как лидерство.
Вопрос о принципиальной возможности и путях развития личности как лидера остро обсуждается педагогами и психологами в различных научных трудах.
Развитие младшего школьника как положительного лидера зависит от многих факторов, в том числе биологических и социальных.
Во втором параграфе подробно изложены возрастные особенности обучающихся начальных классов. Был сделан вывод о том, что у ребенка младшего школьного возраста будет легче всего формировать нужные для лидера качества, потому что именно в этом возрасте начинается заметное формирование личности младшего школьника. У него еще не сформированы эталоны поведения. Ребенок в этом возрасте словно масса для лепки, поэтому упускать такую возможность ни в коем случае нельзя. Если у младшего школьника есть заметные задатки лидера, то их стоит правильно развивать, чтобы в будущем ребенок стал самым настоящим лидером, а не «игроком», который будет всегда прятаться за маской.
В третьем параграфе были изложены примеры способов формирования лидерских качеств у детей младшего школьного возраста. Все, что было описано здесь, не требует от детей чего-то запредельного, что им еще не под силу. Возможно, порой младшие школьники даже не будут догадываться о том, что коллектив возлагает на них надежды, как на настоящих лидеров. Чаще всего дети будут принимать это как признание и одобрение остальными участниками группы (одноклассниками, в нашем случае).
В качестве вывода в первом параграфе второй главы можно сказать, что данные диагностики были подобраны исходя из возрастных особенностей детей младшего школьного возраста, а также уровней, определенных ранее. Методики, описанные в параграфе, были использованы на практике, так как они понятны обучающимся начальных классов, просты в заполнении и четко интерпретированы. Проанализировать полученные результаты не составило труда.
Проанализировав все полученные результаты в ходе диагностирования, был сделан вывод о том, что уровень лидерских качеств в данном классе развит слабо. Поэтому в следующем параграфе мы предлагаем к рассмотрению комплекс упражнений, направленный на повышение уровня развитости лидерских качеств у детей младшего школьного возраста.
Таким образом, в качестве вывода по третьему параграфу можно сказать, что развитие позитивных лидерских качеств у обучающихся начальных классов является важным компонентом работы учителя. Правильно организованная работа в учебной и внеурочной деятельности способствует постепенному развитию лидерских качеств у младших школьников. Несомненно, обучающиеся начальной школы должны верить в свои силы и в свой успех, тогда смогут достичь поставленных перед собой целей. И разработанные нами рекомендации помогут учителям сформировать у младшего школьника позитивные лидерские качества, которые в дальнейшем будут только развиваться.
В ходе нашего исследования были решены задачи, поставленные в начале, и получены следующие результаты:
1. Определены несколько различных методов и приемов, помогающих формированию и развитию лидерских качеств у детей младшего школьного возраста как в домашней обстановке, так и в школе/спортивной секции/кружках и т.д.
2. Проведены диагностики, направленные на выявление лидерских качеств у детей младшего школьного возраста, а также сделаны выводы о том, кто в классе занимает явную позицию лидера.
3. Определены несколько различных методов и форм, помогающих формированию и развитию лидерских качеств у детей младшего школьного возраста как в рамках урока, так и в рамках внеурочной деятельности.
4. Разработан комплекс упражнений и тематическое планирование классных часов для учителей начальных классов по повышению уровня развития позитивных лидерских качеств у детей младшего школьного возраста.
Таким образом, в современной обстановке педагогу необходимо искать в каждом из учеников индивидуальный подход. В соответствие с ФГОС, педагог должен способствовать индивидуальному развитию личности каждого из детей, которые обучаются в классе. Каждый из учеников обладает определенным потенциалом и качествами, которые необходимо правильно развивать, а ни в коем случае не искоренять, формируя у всех детей одинаковое мировоззрение. И лидерские качества - это неотъемлемая часть личности ребенка. Перед педагогом стоит такая задача, чтобы каждый из детей в классе смог попробовать себя в роли лидера, чтобы даже сам педагог смог определить, какой из младших школьников - прирожденный лидер, а кому будет лучше следовать за сильной личностью, нежели вести за собой целый коллектив.
Подобные работы
- РАЗВИТИЕ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Бакалаврская работа, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2020 - Выявление лидерских качеств у детей младшего школьного возраста (Современные образовательные технологии индивидуализации и социализации, Северный (Арктический) федеральный университет)
Курсовые работы, психология. Язык работы: Русский. Цена: 600 р. Год сдачи: 2024 - РАЗВИТИЕ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ И
ОРГАНИЗАТОРСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА ПСИХОЛОГИЧЕСКИМИ СРЕДСТВАМИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2020 - РАЗВИТИЕ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ В КОЛЛЕКТИВЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ CПЕЦИАЛЬНО ОРГАНИЗОВАННЫХ ЗАНЯТИЙ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4355 р. Год сдачи: 2018 - ИГРА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - Формирование лидерских качеств у младших школьников во внеурочной деятельности
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2023 - РАЗВИТИЕ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2020 - Методика развития выносливости у детей младшего школьного возраста
Дипломные работы, ВКР, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2020 - ФОРМИРОВАНИЕ ГЕНДЕРНОГО ПОВЕДЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4855 р. Год сдачи: 2020





