ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА СОВРЕМЕННОЙ ДРАМАТУРГИИ 9
1.1. Особенности построения драматического действия. Сюжет и диалог в драме 9
1.2. Драматический герой. Образ ребенка 18
в системе персонажей современной драмы 18
ГЛАВА 2. ОБРАЗЫ ДЕТЕЙ В СИСТЕМЕ ДЕЙСТВУЩИХ ЛИЦ СОВРЕМЕННОЙ ПЬЕСЫ 28
2.1. История ребенка в пьесе Я. Пулинович «За линией» 28
2.2. Диалоги детей и взрослых в пьесах Е. Васильевой, Т. Гарбар, К.
Драгунской 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
Современная российская «новая драма», художественное явление рубежа ХХ - ХХ1 вв., характеризуется исследователями как драматургическое и театральное, фестивальное движение, в котором «появилась целая плеяда молодых талантливых отечественных драматургов»: «Новая драма» обращена к молодому читателю/зрителю, студенческой аудитории, способной органично воспринимать все нестандартное в искусстве». В этом явлении исследователи наблюдают «типологические схождения» с «новой драмой» рубежа XIX - XX столетий, основу которых «составляет общая историко-культурная ситуация, осознание исчерпанности традиционных форм (как жизни, так и искусства) и необходимости поиска нового».
Также отмечалось, что «новая драма» вбирает опыт развития европейской драматургии ХХ в., ее предшественниками считают абсурдистов и экзистенциалистов, отсюда «многие характернейшие приемы абсурдистского театра: нарушение принципа детерминизма, алогичность, бессюжетность, трансформация хронотопа, некоммуникабельность, отчужденность персонажей» . С.Я. Гончарова - Грабовская считает особенно характерным для поэтики «новой драмы» «органическое сочетание реального и ирреального, их взаимодействие в рамках художественного пространства пьесы».
Изменения, происходящие в современной драматургии в 1990-2010-е годы, по наблюдениям критиков и исследователей, стремительны и противоречивы. Процессы, происходящие в драматургии и театре последних десятилетий, само художественное своеобразие новых пьес зачастую с трудом поддается определению с помощью привычных театроведческих и литературоведческих категорий. М.И. Громова, например, отметила: «Новая драма» находится в очень сложном диалоге с традицией: она не порывает с ней окончательно, хотя готова откликнуться на призыв «Нужны новые формы!»
В целом, ситуацию рубежа веков в театре и драматургии определяют как «перемену интонации». Первоначально называя «лидером» «новой драмы» Л. Петрушевскую, поэтика творчества которой оказала влияние на последующие «поколения» драматургов, исследователи выделили далее целый ряд авторов, таких как М. Угаров, О. Михайлова, Е. Гремина, О. Богаев, О. Мухина, М. Курочкин, Е. Гришковец, К. Драгунская, В. Сигарев, В. и О. Пресняковы, В. и М. Дурненковы, И. Вырыпаев, Е. Нарши, В. Леванов, Е. Исаева и др., которые во многом «изменили традиционную поэтику драмы». «В этих пьесах сильнее ощутимы условно-символическое и игровое начала, интертекстуальность, внимание к ранее табуированным сферам изображения жизни, использование ненормативной лексики, нового художественного дискурса, в котором огромную нагрузку несет слово» .
С.Я.Гончарова-Грабовская также указывает, что «при явной тяге к оригинальности, в современной драме преобладает натурализм быта, насыщенного жестокостью. Ей не чужд мелодраматизм, элементы сентиментализма и романтизма, при этом активно проявляет себя эстетика драмы абсурда. Молодых авторов волнует «эффект самовыраженности», отказ от общественных норм и штампов, тяга к эксперименту».
И.А.Канунникова, напротив, обращает внимание на другую тенденцию, в которой «вместо намеренно антиэстетичных подробностей современной жизни - стремление к изящно выстроенным, поэтичным картинам и образам прошлых эпох; вместо жестко определенного, четкого взгляда на мир - призрачная неуловимость очертаний и настроений, легкая импрессионистичность; вместо безнадежных и беспросветных финалов - светлая печаль и философское отношение к неизбежному «бегу времени»; вместо нарочито грубого языка - классически чистое русское слово». М.Н.Липовецкий в статье, посвященной драматургии В. и О. Пресняковых, выделил в «новой драме» следующие тенденции:
1. «Неоисповедальная». Этот метод открыл Е. Гришковец. Он сфокусировал внимание на проблеме личной идентичности современного человека - проблеме, которая определяет сегодняшний драматизм. Другая тема этой линии «новой драмы» связана с вопросами философскими: а что такое «я»? Кто совершает мои поступки? Что во мне принадлежит только мне? Примером данной тенденции могут быть такие пьесы, как «Таня-Таня» О. Мухиной, «Кислород» И. Вырыпаева, «Про мою маму и про меня» Е. Исаевой.
2. Самая громкая тенденция Новой драмы - неонатурализм (гипернатурализм), представленный в основном «Театром.бое» Е. Греминой, М. Угаровым и близкой по эстетике так называемой «уральской школой» Н.Коляды (В. Сигаревым, О. Богаевым). Неонатурализм наследует не столько театральной, сколько литературной и киношной «чернухе» перестроечного периода. В нем видят родство и с английским «In-Yer-Faee-Teatre», и с европейским театром абсурда, и с творчеством Л. Петрушевской. Однако, «большинство “новых драматургов” взяли у Петрушевской бытовой абсурдизм и трансгрессию (языковой и поведенческой) нормы, “позабыв” или не сумев воспринять ее виртуозную языковую игру», - отмечает М.Н. Липовецкий.
3. Драматургия, сочетающая натурализм и гротескную интертекстуальную метафору. Эту эстетику предъявили отечественному театру братья Олег и Владимир Пресняковы. В близком ключе пишет М. Курочкин. В их пьесах нет стремления «подражать жизни». Эти авторы «создают достаточно сложные художественные и философские метафоры, а не картинки с натуры».
В книге М.Н. Липовецкого и Б. Боймерс «Перформансы насилия. Литературные и театральные эксперименты новой драмы» «значимыми сигналами» ее поэтики названы следующие: «вербатим или сценическая речь, звучащая как оскорбление для завзятого театрала; обостренно бытовой и в то же время морбидно-гротескный сюжет; черный юмор; сплетение гипернатурализма и поисков новой ритуальности; «масочность» персонажей, лишенных психологической характерности» . Эти качества показывают оформление новой драмой «дискурсов насилия», «перформансов насилия», присущих современному обществу. Из опыта «новой драмы» следует, что, «во-первых, идентичность, основанная на насилии к Другому оборачивается непрерывным трагикомическим перформансом»; «во-вторых, этот процесс неизбежно ведет к саморазрушению личности и социума: ведь Другим может оказаться каждый. Именно об этом пьесы братьев Пресняковых, Ивана Вырыпаева, «Анна» Клавдиева, «Сентябрь.бое» Угарова и Греминой и ряд других пьес».
На фоне изученных исследований современной драматургии, новых тенденций и театральных экспериментов в поэтике «новой драмы», необходимо отметить особую актуальность и недостаточную изученность детской темы в пьесах последних десятилетий. «Как известно, до сравнительно недавнего времени ребенок в качестве персонажа в драматургии встречался крайне редко» . В российской «новой драме» образы детства и дети как действующие лица присутствуют в пьесах многих авторов, например, К. Драгунской, В. Сигарева, В. Леванова, Я. Пулинович, Е. Исаевой, И. Вырыпаева, М. Арбатовой, О. Мухина, Е. Нарши и др. Жанрово-стилевая палитра представления детской темы также весьма разнообразна: от драматических сказок, пьес для детского театра, до современной социально-психологической драмы, разыгрывающей детско-родительские отношения, конфликты подростков в школьной среде; до экзистенциальных диалогов о смысле жизни с участием юных персонажей. Ребенок в новой драме зачастую выдвигается на позиции главного героя, он наделен своим словом о мире, системой ценностей, значимыми поступками.
В данной работе нас будет интересовать образ ребенка как активного участника драматического действия в пьесах современных авторов.
Жизнь ребенка, подростка, его мысли и чувства, отношения со взрослыми, с окружающим миром - вечные проблемы литературы, которые не обошли стороной и современную драматургию. По нашему мнению, одним из наиболее интересных способов взаимодействия героя-ребенка с окружающим миром в драме является его диалог, его отношения со взрослыми.
Объектом нашего исследования стали пьесы Я.Пулинович «За линией», Е.Васильевой «Там, за Ладожским озером», Т.Гарбар «На островах», К.Драгунской «Трепетные истории» (История первая), а предметом - художественные особенности образов детей как действующих лиц современной драмы.
В соответствии с поставленной проблемой обозначим следующую цель работы: проанализировать образы детей в указанных драматических произведениях, выявить их место в системе персонажей пьесы.
Задачи исследования:
1. Кратко охарактеризовать основные черты «новой драмы»;
2. В опоре на литературоведческие труды изучить специфику анализа драматического произведения;
3. Определить роль и особенности образов детей и взрослых в современной драматургии на «детскую тему»;
4. Рассмотреть систему персонажей в пьесе Я.Пулинович «За линией»;
5. Проанализировать диалоги персонажей-детей в пьесах К.Драгунской «Трепетные истории», Е.Васильевой «Там, за Ладожским озером», Т.Гарбар «На островах»;
6. Сделать выводы о художественной специфике образа ребенка в качестве героя современной пьесы, об организации системы персонажей, сюжета и диалога в этих пьесах.
Структура работы. В первой главе выпускной работы рассматриваются теоретические аспекты исследования, она посвящена своеобразию драматического произведения, а также значению детских образов в художественной системе пьесы. Во второй главе мы обращаемся к анализу современных пьес, в которых в качестве основных действующих лиц выступают дети.
Данное исследование имеет практическую значимость как в исследовательской, так и в педагогической деятельности. Его результаты могут быть использованы на уроках и факультативных занятиях с учащимися современной литературой.
«Анализируя причины деформации личности современника, художники и ученые приходят к единому выводу: главное - в катастрофической разобщенности людей, в их глобальном одиночестве. Одиночество стало привычным стабильным состоянием каждого» . «Все разговаривают сами с собой. Люди перестали интересоваться друг другом» . Эта мысль красной нитью проходит через многие произведения современной драматургии. В нашей работе мы показали это на примере пьес Я. Пулинович «За линией», Е. Васильевой «Там, за Ладожским озером», Т. Гарбар «На островах», К. Драгунской «Трепетные истории».
Чувство «забытости», отчужденности, разобщенности не покидает героев, они живут в нем и с ним. Люди отчаянно цепляются за близких людей, но боятся выйти за пределы своего маленького мира. Связи их с прошлым, с окружающим миром, с «космосом» утрачены практически полностью, жизненные ориентиры и ценности потеряны или искажены до неузнаваемости. Они заново пытаются обрести себя через связь с другими, через общение с близкими людьми, но получается из рук вон плохо - они не помнят, они разучились это делать. А дети разучились воображать и мечтать, и можно ли в этой ситуации мечтать о чем-то, кроме самого важного для них - быть нужным, любимым, найти себя в этом мире, обрести утраченное.
Смысл и функция создания образов детей и взрослых на одной сцене именно в их взаимодействии, взаимопроникновении и отчужденности. Мы более ярко чем где бы то ни было видим их одиночество, страдание, непонимание, попытки найти себя. Дети своей искренностью, бескомпромиссностью, вскрывают проблемы и противоречия, озвучивают их тогда, когда взрослые готовы промолчать и смириться.
Конфликт пьесы - это не конфликт взрослых и детей, это конфликт внутри героев, раздвоенность, разобщенность внутри себя - конфликт в потере себя, в пустоте, отчужденности, оторванности от прошлого, отсутствии связей с миром, с «космосом» человеческого бытия и желании и не желании одновременно вернуть утраченное. Конфликт между страхом и желанием, между верой и неверием, между привычной пустотой и стремлением обрести себя.
Следовательно, образ ребенка в качестве драматического персонажа современной пьесы способен концентрировать, фокусировать конфликты, существующие во взрослом мире - в своей истории, судьбе, своих высказываниях.
С одной стороны, персонажи-дети предстают в рассмотренных сюжетах жертвами взрослого мира, тема жертвы развивается вплоть до возможных трагических финалов. Однако, драматурги сохраняют за этими героями, закрепляют за ними игровой мир, пространство воображения, даже в самых невозможных для его появления ситуациях.
Дети перевоплощаются в своих фантазиях, меняют маски, компенсируя этим скудную, неказистую, отчужденную реальность, позволяя себе и зрителю забыть о ней.
Иллюзорность выхода в пространство мечты, игры и фантазии, подмена реальности пространством детского общения посреди взрослого неблагополучия, не снимает конфликтных ситуаций, а лишь усиливает их в финалах пьес. Авторы показывают своих юных персонажей в мире, где они изначально абсолютно самостоятельны в своем выборе, поступках, отношениях, восприятии реальности и при этом абсолютно не защищены ни душевно, ни физически от жизненных испытаний.