ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ РОЛЕВЫХ
УСТАНОВОК СУПРУГОВ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 9
1.1. Понятие «ролевые установки» его компоненты 9
1.2. Ролевые установки супругов с различным стажем семейной жизни ... 14
1.3. Уровни супружеских взаимоотношений 19
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ: 24
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ
РОЛЕВЫХ УСТАНОВОК В СЕМЬЕ У СУПРУГОВ С РАЗНЫМ СТАЖЕМ СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ 25
2.1. Организация и проведение основных этапов исследования 25
2.2. Описание и сравнительный анализ результатов исследования 29
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ: 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 51
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность Сложная социально-экономическая ситуация в стране, резкие перемены, происшедшие в жизни россиян за последние годы, крайне обострили проблему семейных взаимоотношений. Брак перестал быть пожизненным и легитимным: разводы, неполные семьи, матери-одиночки - стали нормой. В период ранней взрослости (от 20 лет) мотивация брака очень высока, однако, 36% разводов приходится до 5 лет брачного стажа. Браки, заключаемые супругами в возрасте до 20 лет, расторгаются в 99,9% случаев.
На каждом новом этапе развития общества, когда происходит переоценка ценностей, возрастает интерес к проблемам создания и функционирования семьи.
Чистякова Н. А. отмечает: «Повышенный интерес к семье и браку обусловлен рядом причин. Треть всех современных браков оказывается нежизнеспособной. В связи с этим особое внимание следует уделить согласованности ролевых ожиданий, т.к. их несоответствие чаще всего оказывается причиной неуспеха супружества» [38].
Современная семья является объектом пристального внимания со стороны разных отраслей науки. Многие проблемы лежат на стыке социально-психологического и социологического аспектов изучения семьи. Одной из таких сторон семейной жизни являются семейные роли.
Понятие «семейной роли», как конкретизация социальных ролей мужа, жены, матери, отца, детей является по сути социологическим. Опираясь на него, социальные психологи могут исследовать «личностную окраску», которую приобретают семейные роли в конкретном проявлении[3].
Понятие «семейной роли» в отечественной науке опирается на представления отечественных авторов о социальной роли. Социальная роль, понимается, прежде всего, как функция социальной системы, «модель поведения, объективно заданная социальной позицией личности в системе объективных или межличностных отношений».
Роль - это «социальная функция личности, соответствующая принятым нормам, способ поведения людей в зависимости от их статуса, или позиции в обществе, в системе межличностных отношений» [3].
В настоящее время качество межличностных отношений супругов, определяется прежде всего тем, как воспринимают их сами супруги, насколько благополучными и успешными они их считают. Однако до настоящего времени остается мало изученным вопрос, как воспринимают молодые люди свой создавшийся брак, и какое место занимают в этом их ролевые отношения.
Проблема осложняется тем, что в данный момент институт брака переживает переходный период. Продолжается разрушение старых традиционных установок на брак, а новые еще не сформировались.
Проблема устойчивости браков, становления ролевых установок между супругами в настоящее время привлекает все более пристальное внимание.
Данной проблеме посвящены многие научные исследования:
• развитие личности и мотивационные особенности периода ранней взрослости (Б.Г. Ананьев, А.В. Петровский, А.А. Реан),
• особенности современной семьи (К. Витек, СИ. Голод, В.Н. Дружинин, Л.В. Карцева, Л.Б. Шнейдер, Е.М.Черняк),
• функции семьи (Ю.Е. Алешина, А.Н. Волкова, А.Н. Елизаров, С.В. Ковалев, М.С. Мацковский, А.Г. Харчев, Э Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкий),
• распределение супружеских ролей в семье (Ю.Е. Алешина, Е.В.Антонюк, А.Н. Волкова, СВ. Ковалев, С. Кратохвил, В.П. Левкович, Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкий),
• семейная структура, семейная власть и лидерство (А.Я. Варга, СИ. Голод, Т.И. Дымнова, С. Кратохвил, А.П. Ощепкова, В. Сатир, Т.М.Трапезникова, Н.Ф. Федотова),
• общение в семье, эмоциональные и межличностные отношения (Ю.Е. Алешина, А.И. Антонов, А.А. Бода-лев, Л.Я. Гозман, А.А Кроник, Р.Ш. Магасумов, Н.Н. Обозов, Ю.Б. Рюриков, В. Сатир и др.),
• супружеские конфликты (С. Кратохвил, Н.В Малярова, В.А. Смехов В.А. Сысенко, Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкий),
• проблема удовлетворенности браком (Г. Айзенк, Ю.Е. Алешина, М. Аргайл, С.И. Голод, М.С. Мацковский, В.В. Столин и др.),
• проблема супружеской совместимости (А.К. Дмитренко, Н.Н. Обозов, А.Н. Обозова, Ю.Н. Олейник, Т.М. Трапезникова),
• молодое супружество (Ю.Е. Алешина, Е.В. Антонюк, К. Витек, СИ. Голод, Т.А. Гурко, А.К. Дмитренко, Т.И. Дымнова, Л.М. Иванова, Е.С Калмыкова, В.И. Косачева, С.В. Ковалев, С. Кратохвил, Ю.Н. Олейник, В.М. Розин, Т.М. Трапезникова, Э.Г. Эйдемиллер, Н.В. Якшевич),
• уровни супружеских отношений (О.А. Добрынина, Н.Н. Обозов, А.Н. Обозова, С.В. Петрушин, Т.М. Трапезникова),
• благополучный брак (Д.С. Уоллерстайн, У.Ф. Харли, Л.Б. Шнейдер).
Однако, недостаточная проработанность проблемы исследования особенности ролевых установок у супругов с различным стажем семейной жизни, в современной психологической науке предопределили тему, объект, предмет, цель и задачи дипломного исследования, решение которых представляется актуальным как для психологии развития, так и социальной психологии.
Цель исследования: выявить особенности ролевых установок на различных этапах становления семьи.
Объект исследования: особенности ролевых установок в семье.
Предмет исследования: процесс формирования ролевых установок супругов с различным стажем семейной жизни.
Гипотеза исследования:
- Особенности удовлетворенности браком отличаются на разных этапах семейной жизни: от 1года до 3-х лет, от 4-х лет до 7, от 8 до 20, от 21 года и больше
- В зависимости от стажа семейной жизни в паре определяются ведущие ролевые установки и ожидания супругов друг к другу которые влияют на удовлетворенность браком.
Задачи исследования:
1. Проанализировать степень изученности проблемы ролевых установок в семье в зарубежной и отечественной психологической науке.
2. Изучить проблему ролевых установок в семье, удовлетворенность браком супругов.
3. Выявить особенности взаимодействия супругов в конфликтах.
4. Экспериментально изучить особенности удовлетворенности браком, ролевых ожиданий и установок о браке у супругов с разным семейным стажем;
5. Провести сравнительный и факторный анализ ролевых ожиданий и установок о браке у супругов с разным стажем.
Теоретико-методологической основой исследования выступают общенаучные принципы познания; комплексный, системный и субъектный подходы в исследовании; исследования прогрессивного развития личности - Б.Г. Ананьев, А. Маслоу, С.Л. Рубинштейн; значимых межличностных отношений и общения - Ю.Е. Алешина, А.А. Кроник, В.Н. Мясищев, Н.Н. Обозов, В.Б. Столин, Э.Г. Эйдемиллер; эмоциональных отношений - Л.Я. Гозман и молодой семьи - Ю.Е. Алешина, А.Я. Варга, С.И. Голод, СВ. Ковалев, С. Кратохвил, Т.М. Трапезникова, Л.Б. Шнейдер, Э.Г. Эйдемиллер.
Для подтверждения гипотезы и решению поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
- теоретические методы аналитического исследования, позволяющие высказать предположения о причинно-следственной связи изучаемых явлений и выстроить логическую цепочку фактических доказательств и интерпретации полученных данных; эмпирические методы измерения и сравнения;
- диагностические методы: Методика «Измерение установок в семейной паре» (Ю.Е. Алешина, Л.Я. Гозман, Е.М. Дубовская), социально-психологический опросник А.Н. Волковой «Ролевые ожидания и притязания в браке», тест-опросник удовлетворенности браком (В.В. Столин);
- статистические методы обработки результатов: анализ достоверности сходства-различия средних по t-критерию Стьюдента, факторный анализ данных.
Экспериментальная база исследования: Тренинговая компания ИП Вортниковой О.Н. «Академия развития Светлова В.Ю.» г. Екатеринбург. В эксперименте принимали участие 40 супружеских пар с разным стажем семейной жизни.
Практическая ценность работы состоит в том, что выделение этапов формирования ролевых установок в семье позволяет повысить эффективность психологической помощи супругам, учитывая их брачный стаж.
Результаты, полученные в ходе исследования, можно использовать в просветительской работе, при оказании психологической помощи молодым добрачным и супружеским парам.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения. Библиографический список содержит более 50 наименования работ отечественных и зарубежных авторов.
Выполненное нами исследование позволяет сформулировать ряд выводов:
1. Роль - это «социальная функция личности, соответствующая принятым нормам, способ поведения людей в зависимости от их статуса, или позиции в обществе, в системе межличностных отношений» [3].
2. Процесс возникновения ролевой структуры семьи является одной из главных сторон ее становления как социальной и психологической общности, адаптации супругов друг к другу и выработки стиля семейной жизни.
3. В условиях существования разных норм и образцов ролевого поведения этот процесс тесно связан с межличностными отношениями супругов и их установками.
4. На основании экспериментального изучения особенностей ролевых ожиданий, установок о браке, уровня удовлетворенности в браке мы определили следующее:
В период супружеской жизни от 0 до 3 лет семейная жизнь характеризуется стадией благополучия. Для супружеской жизни важна романтическая любовь, в паре друг от друга партнеры в данный период ожидают выполнение эмоционально-психотерапевтической функции. Благополучная семейная жизнь формируется под влиянием ведущих семейных ценностей: особенности хозяйственных, родительско-воспитательных, эмоционально-психотерапевтических функций партнера.
В период супружеской жизни от 4 до 7 лет семейная жизнь характеризуется стадией «скорее неблагополучных отношений». Для супружеской жизни важны особенности отношения к детям, в паре друг от друга партнеры в данный период ожидают выполнение сексуальных обязанностей, и наличие «свободы» в семье. Неблагополучная стадия развития отношений связана с отсутствием романтики в паре, и невозможностью удовлетворить сексуальные потребности.
В период супружеской жизни от 8 до 20 лет семейная жизнь характеризуется стадией «переходного этапа во взаимоотношениях». Для супружеской жизни важны свобода в семейной жизни, в паре друг от друга партнеры в данный период ожидают выполнение сексуальных обязанностей, хозяйственной и родительских функций. Стадия развития отношений в супружеской паре является переходной, так как снижена сексуальная активность супругов, которая определяет способность выполнения родительских функций, и понимания значимости супругами секса в браке.
В период супружеской жизни от 21 года семейная жизнь характеризуется стадией «абсолютно благополучных отношений». Для супружеской жизни важны восприятие других людей супругом, способность нести ответственность, в паре друг от друга партнеры в данный период ожидают выполнение экономической функции, сексуальной функции, социальной функции, стремятся к идентификации с супругом. Стадия развития отношений в супружеской паре характеризуется как гармоничная, так как удовлетворенность браком зависит от согласованности семейных ценностей у супругов. Семейные ценности определены уровнем автономности супругов, особенностями их реализации хозяйственной, родительской и эмоционально - психотерапевтической функции. Данный период семейной жизни, по согласованности семейных ценностей повторяет по характеру брачные отношения от 0 до 3 лет, с аналогичными ожиданиями и установками по отношению к партнеру, но пройденный путь позволяет «ценить» супруга как брачного партнера, благодаря этому стадия отношений достигает уровня абсолютного благополучия в удовлетворенности браком.
1. Айзенк Г. Язык счастья. - М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2002. - 320 с.
2. Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование / Ю.Е. Алешина. - М.: Класс, 2000. - 203 с.
3. Антонов А.И. Социологический подход к изучению взаимоотношений в семье // Психология семьи. — Самара: Издат. Дом «Бахрах-Х». - 2002.-С.401-420.
4. Андреева Т.В. Семейная психология / Т.В. Андреева. - СПб.: Речь, 2004.
-244
5. Андреева Т.В. Психология современной семьи: Монография. - СПб.: Речь. 2005.
6. Аргайл М. Влияние взаимоотношений на счастье и удовлетворенность // Психология семьи. - Самара: Издат. Дом «Бахрах-М». — 2002. - С.384-401.
7. Баранова Е.В. Особенности и проблемы современной семьи // Психологический журнал.- 2001. - № 2
8. Белов В.И. Супружеская конфликтность.// Конфликты и их разрешение.
-М.: МИФИ. 2004.
9. Белинская Е.П., Тихомандрицкая О.А. Социальная психология личности: Учебное пособие для вузов. — М.: Аспект Пресс, 2001. — 301 с.
10. Большой психологический словарь / под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. - СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2008. - 811 с.
11. Браун Д. Теория и практика семейной психотерапии / Д. Браун, Д. Кристенсен; Пер. с англ. Н.А. Мухиной. - СПб: Питер, 2001. - 351 с.
12. Варга А.Я. Системная семейная психотерапия. Краткий лекционный курс. - СПб.: Речь, 2001. - 144 с.
13. Весельницкая Е. Женщина в мужском мире. - СПб.: Фонд «Лики культур», 2000. - 160 с.
14. Волкова А.Н. Опыт исследования супружеской неверности //
Психология семьи. - Самара: Издат. Дом «Бахрах-Х». - 2002. - С.513¬520.
15. Гурко Т.А. Влияние добрачного поведения на стабильность молодой семьи // Психология семьи. - Самара: Издат. Дом «Бахрах-Х». - 2002. - С. 486-493.
16. Духовно-нравственное возрождение семьи. Материалы
республиканской научно-практической конференции. — Казань: 2001. - 215 с.
17.Зимбардо Ф., Ляйппе М. Социальное влияние. - СПб., 2000. - С. 46.
18. Кутсар.Д. О характерах супругов в связи с некоторыми показателями атмосферы общения в конфликтной семье // Психология семьи. - Самара: Издат. Дом «Бах-рах-Х». - 2002. - С.505-513.
19. Ляушева С. А. Влияние модернизации общества на институт семьи. // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1:Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция,политология, культурология. - № 2. - 2010. - С. 105-110.
20. Левин К. Супружеские конфликты // Психология конфликта:
Хрестоматия / Сост. и общ. ред. Н.В. Гришиной. - СПб.: Питер, 2001. - С.118-132.
21. Морозов А.В. Деловая психология. Курс лекций: Учебник для высших и средних специальных учебных заведений. - СПб.: Издат. Союз, 2000. - С. 145.
22. Психология среднего возраста, старения, смерти. /Под ред. А.А. Реана. - СПб.: «прайм-ЕВРОЗНАК», 2003. - 384 с.
23. Психология семейных отношений с основами семейного
консультирования / под ред. Е.Г. Силяевой. - М.: Academia, 2002. - 190 с.
24. Психология семьи / под ред. Д.Я. Райгородского. - Самара: БАХРАХ-М, 2002. - 752 с.
25. Психологические тесты / под ред. А.А. Карелина. В 2т. - М.: 2001. - Т.2. 247 с.
26. Пьянов А. И. Семья как объект и предмет социологического анализа. // Известия Российского государственного педагогического университетаим. А. И. Герцена. - № 132. - 2011. - С. 169-179.
27. Райгородский Д.Я. Психология семьи. - Самара: Издат. Дом «Бахрах- М», 2002. - 752 с.
28. Рогов Е.И. Психология отношений мужчины и женщины. - М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002. - 288 с.
29. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2002. - 720 с.
30. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - М.: Владос, 2014. - С. 19
31. Рудестам К. Групповая психотерапия. - СПб.: Питер. 2001.
32. Сатир В. Вы и ваша семья / В. Сатир. - М.: Ин-т общегуманитар. исслед., 2008. - 279 с.
33. Сафина Н.Х. Особенности супружеских отношений на различных этапах
становления молодой семьи. Автореф. дис. канд. психол. наук. - Казань,
2004. - 146 с.
34. Словарь практического психолога. /Сост. СЮ. Головин. - Минск: Харвест, М.: ООО «Издат-во ACT», 2001. - 800 с.
35. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. - СПб: ООО «Речь», 2001.
36. Собчик Л.Н. Диагностика психологической совместимости: ещё раз про любовь: психолог о любви, о семье, о детях. / Спб.: Речь, 2002.
37. Фарахутдинов Ш. Ф., Родина В. Н., Устинова О. В. Отношения россиян к институту брака // Современные проблемы науки и образования. - №
6. - 2014. - С. 1599.
38. Фернхем А., Хейвен П. Личность и социальное поведение. - СПб: Питер, 2001.
39.Чернышев Я.А. Влияние супружеских отношений на служебную карьеру руководителя: Автореф. дис. канд. психол. наук. - Казань, 2002. - 22 с.
40.Черняк Е.М. Социология семьи: Учебное пособие. - М.: Издательско- торговая кооперация «Дашков и К», 2003. - 238 с.
41. Чистякова Н. А. Исследование ролевых установок и притязаний в семейной жизни супругов. Ежегодная научно-практическая конференция. Санкт - петербургский государственный университет. Психология XXI века. 2007.
42. Целуйко В.М. Психология современной семьи / В.М. Целуйко. - М.: ВЛАДОС, 2006. - 286 с.
43. Харченко М.А. Теория статистического вывода: учебное пособие для вузов / М.А. Харченко. Воронеж. гос. ун-т. - Воронеж, 2008. - 78 с.
44. Шевченко Л.А. Гендерная психология. Учебное пособие. - Харьков: ООО «МИТ», 2004.
45. Шнейдер Л.Б. Основы семейной психологии - М.: Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2005.
46. Шнейдер Л.Б. Семейная психология / Л.Б. Шнейдер. - М.:
Академический Проект, 2006. - 768 с.
47. Шейнов В.П. Женщина плюс мужчина: Познать и покорить. - М.: ООО «Издательство ACT», Мн.: Харвест, 2002. - 1008 с.
48. Шигабеев Т.Н. Благополучие общества — в благополучии семьи. // Право и жизнь. - 2003. - № 1/22. - С. 44-46.
49. Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений. Курс лекций. - М.: Апрель- Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. - 512 с.
50. Шорт Рей Э. Секс, любовь и влюбленность. Как мне узнать это точно? / Пер. с англ. - М., 1996. - 253 с.
51.Эйдемиллер Э.Г., Добряков И.В., Никольская И.М. Семейный диагноз и семейная терапия. Учебное пособие для врачей и психологов. - СПб.: Речь, 2003. - 336с.
52.Эйдемиллер, Э.Г. Психология и психотерапия семьи / Э.Г. Эйдемиллер, В. Юстицкис. - СПб.: Питер, 2013. - 656 с.
53.Энциклопедия психодиагностики. Психодиагностика семьи. Самара: Издательский Дом: «Бахрах-М», 2009. - 695 с.
Ресурсы Internet
http://www.mon.gov.ru- Министерство образования и науки РФ http://www.ud.ru- Учительская газета
http://www.vestniknews.ru- Вестник образования России http://www.dictionary.fio.ru- Педагогический энциклопедический словарь
http://www.edu.ru- Федеральный портал «Российское образование» http://www.minobraz.ru- Министерство общего и профессионального образования Свердловской области
http://www.irro.ru- ГОУ ДПО «Институт развития регионального образования Свердловской области»
http://www.humans.ru/humans/familyИнтернет-сообщество «Семья и детство».
http://www.fw.ru/Интернет-система «Мир семьи»
http://uaua.info/Интернет-энциклопедия семьи, материнства и детства