Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста на занятиях аппликацией

Работа №95869

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы49
Год сдачи2021
Стоимость4330 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
146
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ЗАНЯТИЯХ АППЛИКАЦИЕЙ
1.1. Развитие творческого воображения у детей как педагогическая
проблема
1.2. Психолого-педагогические условия развития творческого
воображения у детей старшего дошкольного возраста
1.3. Возможности занятий аппликацией в развитии творческого
воображения у детей
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ
ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ЗАНЯТИЯХ АППЛИКАЦИЕЙ
2.1. Диагностическое исследование начального уровня развития
творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста 27
2.2. Содержание работы по развитию творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста на занятиях аппликацией
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 46

Приложения должны быть в работе, но в данный момент отсутствуют

Развитие творческого воображения у детей - актуальная проблема дошкольной педагогики. Актуальность развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста заключается в том, что к первому классу у детей воображение должно быть уже достаточно сформировано, и ребенок должен уметь ориентироваться в ситуациях, в которых происходят различные преобразования предметов, образов, знаков, быть готовым к предвосхищению возможных изменений. Проблема развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста отражена в Федеральном государственном стандарте дошкольного образования, представлена в целевых ориентирах на этапе завершения дошкольного образования: «Ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности» [36, с 15].
Уникальные возможности в развитии творческого воображения у дошкольников открываются в процессе изобразительной деятельности на занятиях аппликацией. Согласно общепринятому в дошкольной педагогике определению, аппликация - «способ создания орнаментов, изображений путём нашивания, наклеивания на ткань, бумагу разноцветных кусочков какого-либо материала другого цвета или выделки, а также орнамент, изображение, созданные по такому способу, придающему им особую рельефность». Аппликация - наиболее простой и доступный для детей дошкольного возраста способ создания художественных работ, при котором сохраняется реалистическая основа самого изображения.
Анализ источников дает основание рассматривать аппликацию как деятельность, включающую в себя элементы других видов деятельности - игры, труда, изобразительной деятельности. Благодаря такому интегральному характеру в аппликации и заключены благоприятные возможности для развития творческого воображения детей дошкольного возраста. Аппликация включает в себя разнообразный спектр различных приёмов и техник, позволяющих развить творческое воображение ребёнка.
Вместе с тем, в педагогической практике сложилось противоречие между возможностями занятий аппликацией в развитии творческого воображения у детей дошкольного возраста и недостаточностью соответствующего методического обеспечения работы в этом направлении. Выявленное противоречие обусловило выбор и формулировку темы нашего исследования: «Развитие творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста на занятиях аппликацией».
Объект исследования: процесс развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет: комплекс занятий по развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста на занятиях аппликацией в ДОО.
Цель исследования: теоретически обосновать и разработать комплекс занятий по развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста на занятиях аппликацией в ДОО.
Для достижения цели мы определили задачи:
1. На основе анализа психолого-педагогической литературы раскрыть содержание понятия «творческое воображение».
2. Выявить психолого-педагогические особенности развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста.
3. Раскрыть возможности занятий аппликацией в развитии творческого воображения у детей.
4. Провести диагностическое исследование исходного уровня развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста .
5. Спроектировать содержание работы по развитию творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста на занятиях аппликацией.
Теоретико-методологической основой исследования являются:
- исследования Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, Е.И. Игнатьева, С.Л. Рубинштейна, Д.Б. Эльконина, В.А. Крутецкого о воображении как основе саморазвития личности;
- работы, анализирующие условия развития воображения у детей А.Я. Дудецкого, О.М. Дьяченко, Г.Д. Кирилловой, А.В. Петровского, Ю.А. Полуянова;
- положения о изобразительной деятельности как деятельности, способствующей творческому развитию детей. Психология искусства представлена работами А.Н. Леонтьева, А.Я Пономарева, С.Л. Рубинштейна; исследования по совершенствованию педагогического процесса проведены Ю.К. Бабанским, Н.Ф. Талызиной, М.М. Поташником;
- методические разработки по развитию детского изобразительного творчества Г.А. Урунтаевой, Н.А. Ветлугиной, Т.Г. Казаковой, Т.С. Комаровой, Л.Ю. Субботиной, Н.П. Саккулиной.
В работе были использованы методы исследования: теоретический анализ состояния исследуемой проблемы; изучение передового педагогического опыта, диагностическое исследование, анализ полученных данных, представление их в таблицах, педагогическое наблюдение.
Практическая значимость: результаты исследования и разработанный комплекс занятий по развитию творческого воображения у детей дошкольного возраста на занятиях аппликацией могут использоваться педагогами дошкольных учреждений и родителями воспитанников в свете требований ФГОС ДО.
База исследования. Исследовательская работа проводилась на базе Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 49 «Радуга», г. Серов.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В результате изучения и анализа педагогической литературы, мы рассмотрели понятие творческое воображение и пришли к выводу, что это достаточно сложный психический процесс. Однако все авторы сходятся во мнении, что главной и существенной характеристикой творческого воображения является способность человека создавать новые образы путем переработки материалов восприятия и представления, полученных в прошлом.
В нашей работе мы опираемся на определение А.А. Мелика-Пашаева, который под творческим воображением понимает «способность ребенка представить свои внутренние впечатления в виде образа, «вообразить» их и создать чувственно воспринимаемый выразительный образ (словесный, звуковой, живописный, пластический) в материале и языке того или иного вида искусства».
К наиболее близким и естественным для ребёнка дошкольного возраста видам деятельности относится аппликация. В процессе аппликации дети вырезают и наклеивают (нашивают) фигурки, узоры или целые картины из кусочков бумаги, ткани, кожи, природных и других материалов на материалоснову (фон).
Аппликация тесно связана с познавательной активностью ребенка и большое влияние оказывает на развитие умственных и творческих способностей дошкольников.
В практической части исследования была проведена диагностика развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста.
В развитии творческого воображения выделяются следующие показатели:
1. Увлеченность творческим процессом, его результатами -
положительное эмоциональное отношение, тщательность разработки идеи по количеству деталей, отображенных в образе.
2. Беглость - способность к порождению большого числа идей, выраженных в виде рисунков.
3. Гибкость - умение переключаться с проблемы на проблему, при этом ребенок может легко приспосабливаться к неожиданным изменениям ситуации и адекватно на них реагировать.
4. Оригинальность - редкость, нестандартность, новизна, не шаблонность идеи, ее яркое отличие от очевидных, банальных или твердо установленных решений.
В результате диагностики был выявлено следующее: 4 ребенка (27%) находятся на высоком уровне развитости творческого воображения; 9 детей (60%) продемонстрировали средний уровень развитости творческого воображения; 2 ребенка (13 %) показали низкий уровень развития творческого воображения.
Диагностика начального уровня развития творческого воображения у детей убедила нас в необходимости систематической работы в развитии творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста. Были разработаны занятия, направленные на развитие всех выделенных показателей развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста средствами аппликации.
Например, занятие «Зайцы на полянке» способствовало развитию показателя «увлечённость». На данном занятии использовались следующие методы и приёмы:
- рассматривание иллюстраций, картин художников, фотографий, их обсуждение, высказывание своего мнения;
- рассматривание выполнения нетрадиционных техник аппликации;
- знакомство с различным аппликационным материалом и его использование на практике;
- использование ИКТ;
- художественное слово.
Занятие «Сказочные птицы» способствовало развитию показателей «гибкость» и «оригинальность». На данном занятии использовались следующие методы и приёмы:
- использование нетрадиционных техник
- использование различных материалов
- игры-инсценировки, пантомимы, этюды, драматизации
- дидактические игры
- проблемные ситуации.
Занятие «Цыплята на лугу» способствовало развитию показателя «беглость». На данном занятии использовались следующие методы и приёмы:
- проблемные ситуации
- выбор идеи и замысла, способов и техник их воплощения
- художественное слово.
Проведение занятий показало положительную динамику в развитии творческого воображения у детей.



1. Аверин, В.А. Психология детей и подростков. Учебное пособие. - 2-е изд., перераб./ В.А. Аверин. - Санкт -Петербург: Михайлова В.А., 1998.
2. Арапова, С.В. Обучение изобразительному искусству. Интеграция художественного и логического. - Санкт-Петербург: КАРО, 2004.
3. Богатеева, З.А. Занятия аппликацией в детском саду. Учебное пособие. З.А. Богатеева. - Москва: Детство-Пресс, 2013.
4. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - Санкт- Петербург: СОЮЗ, 1997.
5. Григорьева, Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. - Москва: Издательский центр «Академия», 2000.
6. Гусакова, М.А. Аппликация: Учебное пособие для учащихся пед. училищ по специальности № 2002 «Дошкольное воспитание» и № 2010 «Воспитание в дошкольных учреждениях». - Москва: Просвещение, 2000.
7. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду. В.И. Логинова, Т.И. Бабаева, Н.А. Ноткина. / Под ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой, Л.М. Гурович. - Москва: Акцидент, 1996.
8. Динерштейн, И.В. Проблема соотношения общих и специальных творческих способностей в детском возрасте: дис.канд. психол. наук. - Москва, 2002, С. 130.
9. Дьяченко, О.М. Психическое развитие дошкольников. / О.М. Дьяченко, Т.В. Лаврентьева. - Москва: Педагогика, 1984. - 128 с.
10. Дьяченко, О.М. Развитие воображения дошкольников / О. М. Дьяченко.- Москва: РАО, С. 1996. - 197 с.
11. Дьяченко, О. М. Об основных направлениях развития воображения дошкольника / О. М. Дьяченко // Вопросы психологии. - 1988. - № 6. - С. 52-59.
12. Запорожец, И.Д. Воспитание эмоций и чувств у дошкольника. - Москва, 2005. - 186.
13. Каракулова, О.П. «Рисуем» скотчем!» // Обруч. - 2003. - № 5.
14. Квач, Н.В. Развитие образного мышления и графических навыков у детей 5-7 лет: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. - Москва: Гуманит изд. Центр ВЛАДОС, 2001.
15. Комарова, Т.С. Детское художественное творчество. Для занятий с детьми 2-7 лет / Т.С. Комарова. - Москва: МОЗАЙКА-СИНТЕЗ, 2016. - 176 с.
16. Королёва, С.Г. Развитие творческих способностей детей 5-7 лет: Пособие для педагогов-психологов ДОУ/С.Г.Королёва. -Москва: Учитель, 2009. - 114с.
17. Корчикова, О.В. Декоративно-прикладное творчество в детских дошкольных учреждениях (серия «Мир вашего ребенка»). - Ростов на Дону: Феникс, 2002.
18. Косминская, В.Б., Халезова Н.Б. Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельности детей: Лаб. практикум: Учебное пособие для студентов пед. институтов по специальности № 2110 «Педагогика и психология» (дошк.) - Москва: Просвещение, 2007.
19. Кукиль, Н.В., Воронин А.А. Взаимосвязь интеллекта и креативности при позиционном чередовании заданий // Интеллект и творчество. - Москва, 2000. - С. 65
20. Леонтьев, А.Н. Лекции по общей психологии. Учебное пособие / А.Н. Леонтьев. - Москва: Смысл, 2000. - 509с.
21. Ломов , Б.Ф. Категории общения и деятельности в психологии // Вопросы психологии - 2002. - № 8. - С. 34-47.
22. Методические рекомендации к «Программе воспитания и обучения в детском саду» (сост. Л.В. Русскова). - Москва: Просвещение, 2006.
23. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество / В. С. Мухина. - Москва: Академия, 2000. - 272с.
24. Немов, Р.С. Психология / Р.С. Немов. - Москва: ВЛАДОС, 2003. - Кн. 1: Общие основы психологии. - 688 с.
25. Одаренные дети / под редакцией Г.В. Бурменской, В.М. Слуцкого. - Москва: Прогресс, 2001.
26. Пантелеева, Л.В. и др. Художественный труд в детских садах СССР и СФРЮ: Книга для воспитателя детского сада. - Москва: Просвещение, 1987.
27. Петрова, И.М. «Овечка» // Дошкольная педагогика. - 2002. - № 5 (9).
28. Поддьяков, Н.Н. Особенности психического развития детей дошкольного возраста / Н.Н. Поддъяков. - Москва: Профессиональное образование, 1996. - 320с.
29. Программа воспитания и обучения «Радуга» / Под ред. Дороновой Т.Н. - Москва: 2003.
30. Психология / под общ. ред. В.Н. Дружинина. - Санкт-Петербург, 2002.
31. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. / Под ред. Р.Г. Казаковой. - Москва: ТЦ Сфера, 2005.
32. Савенков, А.И. Развитие детской одаренности в условиях образования: дис. д-ра психол. наук. - Москва, 2002 - С. 320-328.
33. Сенсомоторное развитие дошкольников на занятиях по изобразительному искусству: Пособие для педагогов дошк. учреждений. - Москва: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2001.
34. Сидорчук, Т.А. Система творческих заданий как средство формирования креативности на начальном этапе становления личности: автореф. дис. канд. пед. наук. - Москва, 2008.
35. Терский, В.Н., Кель О.С. Игра. Творчество. Жизнь. - Москва: Просвещение, 2006.
36. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. - Москва: Просвещение, 2011.
37. Художественно-эстетическое развитие дошкольников. Интегрированные занятия: музыка, рисование, литература, развитие речи» (сост. Е.П. Климова)
- Волгоград: Учитель, 2005.
38. Художественное творчество и ребенок / Под редакцией Н.А. Ветлугиной.
- Москва, 2010. -174 с.
39. Эстетическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / Под ред. Е.А. Дубровской, С.А. Козловой. - Москва: Издательский центр «Академия», 2002.
40. Юркевич, В.С. Экспериментальное исследование «реакции на новизну» как проявления умственной активности // Вопросы диагностики психического развития. - Таллин, 2007. - 137 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ