Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Образование для лиц третьего возраста: основные формы, направления, мотивация

Работа №95864

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

социология

Объем работы94
Год сдачи2019
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
21
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ГЛАВА 1. ИССЛЕДОВАНИЯ ТРЕТЬЕГО ВОЗРАСТА:
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ 6
1.1. Обоснование понятийной конструкции «третий возраст» и феномен
старения: историко-культурный контекст 6
1.2. Феномен активной старости как способ решения проблемы старения
населения 13
ГЛАВА 2. ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ ЛИЦ ТРЕТЬЕГО ВОЗРАСА 22
2.1. Особенности обучения характерные для лиц «третьего возраста» 22
2.2. История развития образования для лиц «третьего возраста» 26
2.3. Исследование образования для лиц третьего возраста (на примере
обучающихся курсам компьютерной грамотности) 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Приложение 2

Актуальность:
Для многих европейских стран, включаю Российскую Федерацию, на сегодняшний день актуальным остается процесс старения населения, что не может не влиять на реализацию внутренней государственной политики. Недавние меры в отношении повышения пенсионного возраста для мужчин и женщин подтверждают данный факт. Исследовательский интерес к жизни пожилых людей проявляют социологи, культурологи, психологи, педагоги, экономисты. За последние годы в научных журналах мы можем увидеть статьи, относящиеся к различным социально-гуманитарным дисциплинам, которые освещают различные стороны жизни пожилых людей. При написании данной работы мы обращались к различным научным статьям, а также анализировали информацию по поиску ключевому слову «университет третьего возраста».
В данной работе мы, используем понятие «лица третьего возраста», говоря о тех, чей возраст от 55 лет и старше. Стоит отметить, что данное понятие не соответствует юридическому понятию пенсионер, т.к. границы наступления пенсионного возраста варьируются в разных странах, оно скорее отражает сложившиеся в сознании индивидов представления о том, что после 50 жизнь человека постепенно начинает изменяться, т.к. запускаются не только физиологические процессы старения организма, но и происходит переоценка прожитой человеком жизни. Также стоит отметить, то, что в статьях российских исследователей границы наступления третьего возраста изменяются, если ранее ими к лицам третьего возраста относили тех, кто чуть старше 50 лет, то в последнее время третий возраст отсчитывают от 60, а то и от 65 лет.
Процесс старения населения во многих странах мира изменяет отношение к пожилым людям. «Третий возраст» (верхняя граница 55-60 лет - нижняя 70-74 года), представляет собой так называемый период активной старости, когда состояние здоровья позволяет пожилым людям вести активную социальную жизнь. Под активной социальной жизнью, в том числе можно понимать стремление пожилых людей продолжать получать образование (как формальное, так и неформальное и информальное). Еще американский философ, социолог и футуролог Элвин Тоффлер заметил, что «безграмотными в XXI веке будут не те, кто не умеет писать и читать, а те, кто не умеет учиться, разучиваться и переучиваться». Исходя из особенностей развития современного общества, мы не можем, не согласится с данным высказыванием. На сегодняшний день активно развивается такая наука как андрагогика - раздел теории обучения, раскрывающий специфические закономерности освоения знаний и умений взрослым субъектом учебной деятельности, а также особенности руководства этой деятельностью со стороны профессионального педагога.
С одной стороны образование для пожилых людей играет социализирующую функцию, помогает пожилым людям адаптироваться к жизни на пенсии, найти свой круг общения, с другой стороны пожилые люди по разным причинам не желающие оставлять свою трудовую деятельность вынуждены продолжать обучение в университетах, получать дополнительное профессиональное образование, чтобы не терять свою квалификацию, приобретать новые знания, которые помогут ему в работе.
В Российской Федерации утверждена Стратегия действий в интересах граждан старшего поколения до 2025 года. Одно из направлений, по которому будет реализовываться данная Стратегия, связано с обеспечением доступа граждан старшего поколения к информационным и образовательным ресурсам, и включающее в себя, в том числе обеспечение возможности получения образования гражданами старшего поколения. Конечно же, учитывая российскую действительность, не все пожилые люди стремятся продолжить свое образование, будь то формальное, либо неформальное. Потребуется, вероятно, еще некоторое время, чтобы пожилые люди захотели, и главное смогли получить образование. Если говорить об образовательном проекте Университет третьего возраста, то пока он реализуется не во всех городах страны.
Выпускная квалификационная работа состоит из двух глав, первая глава посвящена теоретическим концепциям исследования третьего возраста, в частности рассматривается история развития представлений о старении и понятию «третий возраст», а также подробно рассказывается о реализации концепции активного старения на практике. Вторая глава состоит из трех параграфов, в ней раскрываются особенности обучения пожилых людей, дается история развития образовательных центров, последний параграф включает в себя исследование, которое было проведено среди пожилых людей прошедших обучение на курсах компьютерной грамотности.
Проблема - отсутствие данных о моделях, формах и мотивации в получении образования для лиц третьего возраста.
Объект: феномен «третьего возраста» и образование в третьем возрасте
Предмет: модели получения образования лицами третьего возраста
Цель: характеристика моделей образования для лиц третьего возраста
Задачи:
1. Определить теоретические подходы к изучению феномена третий возраст. Раскрыть определение даваемое понятию «третий возраст» в историческом и культурном контексте, показать связь понятий третий возраст и концепции активной старости.
2. Показать историю развития образования для лиц третьего возраста (на примере образовательных центров Университеты третьего возраста в Европе и России)
3. Выделить особенности обучения лиц третьего возраста, используя литературу по андрагогике и герагогике


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В данной работе нами было рассмотрен феномен третьего возраста, в контексте получения образования для лиц третьего возраста. В современном мире, где сохраняется тенденция старения населения, которая в перспективе затронет и развивающиеся страны для общества и государства важно сохранение и использование потенциала старшего поколения. Активно развивается предложенная Всемирной Организацией Здравоохранения и другими международными организациями, так называемая концепция активной старости, к ее элементам относят досуговую, профессионально- трудовую и социальную активность населения пожилого возраста. Говоря о методиках обучения применяемый герагогами стоит отметить, что их успешную деятельность определяет умение вовлечь учащегося пожилого возраста в обучение при этом используя в обучении его социокультурный опыт. Обучение позволяет лицам третьего возраста успешно адаптироваться к изменившейся жизненной ситуации, через досуговую активность пожилые люди в перспективе могут улучшить свою повседневную жизнь, это подтвержают слова информанта, в интервью он ответила следующее, я думаю, что пошла бы в этот центр за общением.
К особенностям проведения исследования можно отнести то, что дававшие интервью охотно делились информацией из своей жизни, рассказывали о своих увлечениях, то чем они занимались, когда были молодыми, а на вопросы, касающиеся непосредственной темы исследования, оставались недостаточно раскрытыми.
Проведя анализ сайтов различных организаций занимающихся обучением пожилых граждан мы выделили основные формы и направления образования для лиц третьего возраста, реализующиеся в России и странах Европы. Кроме этого по результату проведенного эмпирического исследования, в ходе которого были опрошены женщины пенсионного возраста, в разные годы обучающихся на курсах компьютерной грамотности организованных органами социальной защиты и биржей труда были выделены группы лиц характерные для третьего возраста.



1. Арпентьева М.Р. Особенности развития в пожилом и старческом возрасте//Материалы Международной научно-практической конференции «Непрерывное образование и психическое здоровье: возможности для молодых и пожилых», СПб, 2015 С. 10 - 13
2. Борисов Г.И. Психологические характеристики пожилых людей третьего возраста, Педагогическое образование в России, 2016, С. 171 - 176
3. Войтович И.К. «Третий возраст» в классических университетах: международный опыт и российская действительность //
4. Денисенко М.Б. Тихая революция // Отечественные записки. - 2005. - № 3 http://magazines.russ.rU/oz/2005/3/2005 3 2-pr.html
5. Доброхлеб В.Г. Ресурсный потенциал пожилого населения России Режим доступа: http://www.demoscope.ru/weekly/2008/0357/analit01 .php
6. Дихотомия геронтологической ситуации в современной России: эксклюзия-инклюзия: [М. Э. Елютина и др.] ; под ред. М. Э. Елютиной. - Саратов: Саратовский гос. технический ун-т, 2006 (Саратов : Копипринтер СГТУ). 234 с.
7. Хозина Ж.В. Социально-культурная активизация лиц третьего возраста как
условие преодоления эйджизма: на примере Великобритании: автореферат Режим доступа: https://www.dissercat.com/content/sotsialno-kulturnaya-
aktivizatsiya-lits-tretego-vozrasta-kak-uslovie-preodoleniya-eidzhizma-
8. Екатерина Щербакова Численность населения России в возрасте старше трудоспособного в 2018 году превысила 37 миллионов человек, или 25% от общей численности населения, Рубрика Старшее поколение, Режим доступа: http: //www.demoscope.ru/weekly/2019/0797/barom01 .php
9. Демографическое эхо войны Режим доступа:
https://iq.hse.ru/news/177669270.html
10. Старший возраст: возраст опыта и либерализация старения Режим доступа: http://assets.miscp.ru/third-age
11. Классификация возрастов, принятая ВОЗ, газета БАМ, выпуск 3, от
18.01.2017 Режим доступа: http://gazeta-
bam.ru/articles/media/2017/1/20/klassifikatsiya-vozrastov-prinyataya-vsemirnoj- organizatsiej-zdravoohraneniya-voz/
12. Статья Википедия Питер Ласлетт Режим доступа: https: //ru.wikipedia. orgZwikiZ/Питер Ласлетт
13. Стратегия в отношении граждан старшего поколения Режим доступа: http://government.ru/docs/21692/
14. Университет третьего возраста, статья Википедия Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/университеттретьеговозраста
15. Социальное служение Русской православной Церкви - электронный
ресурс: мультимедийное учебное пособие./ под ред. прот. В.Хулапа, И.В.Астэр - СПб:СПбГИПСР, 2014 Режим доступа: http://social-
orthodox.info/5 5.htm
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ