Информационные технологии в школьной библиотеке: востребованность субъектами образовательной деятельности
|
I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОЛОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К
АНАЛИЗУ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ 6
1.1 Информационное общество и ИТ 6
1.2 Появление и определение информационных технологий 11
1.3 Структура и классификация информационных технологий 15
1.4 Информационные технологии в школьной среде 28
II. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ШКОЛЬНОЙ
БИБЛИОТЕКЕ, КАК ОБЪЕКТ АНАЛИЗА 41
III. ВОСТРЕБОВАННОСТЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
СУБЪЕКТАМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ -
ПОЛЬЗОВАТЕЛЯМИ ШКОЛЬНЫХ БИБЛИОТЕК 53
3.1. Методологические особенности исследования 53
3.2 Востребованность информационных технологий субъектами
образовательной деятельности: обучающимися 58
3.3 Востребованность информационных технологий субъектами
образовательной деятельности: библиотекарями 66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ: 78
Список литературы: 81
Приложение 1 87
Приложение 2 94
АНАЛИЗУ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ 6
1.1 Информационное общество и ИТ 6
1.2 Появление и определение информационных технологий 11
1.3 Структура и классификация информационных технологий 15
1.4 Информационные технологии в школьной среде 28
II. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ШКОЛЬНОЙ
БИБЛИОТЕКЕ, КАК ОБЪЕКТ АНАЛИЗА 41
III. ВОСТРЕБОВАННОСТЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
СУБЪЕКТАМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ -
ПОЛЬЗОВАТЕЛЯМИ ШКОЛЬНЫХ БИБЛИОТЕК 53
3.1. Методологические особенности исследования 53
3.2 Востребованность информационных технологий субъектами
образовательной деятельности: обучающимися 58
3.3 Востребованность информационных технологий субъектами
образовательной деятельности: библиотекарями 66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ: 78
Список литературы: 81
Приложение 1 87
Приложение 2 94
В настоящее время, в образовательной системе Российской Федерации, проводятся работы, направленные на внедрение в школьный образовательный процесс различных средств информационных технологий (ИТ). Данное стремление связано с процессом формирования в России открытого, единого образовательного пространства. Существует государственный запрос на введение, в частности в школьных библиотеках, в учебный процесс ИТ средств. (основываясь на Федеральных законах РФ (закон о образовании), а также ФГОС). Но данный запрос остается не выполняемым, частично реализуемым в связи с различными нюансами: которые можно разделить на финансовые и образовательные.
К финансовым можно отнести отсутствие средств для реализации, нехватку и «постарение» кадров в рамках школьных библиотек приводящие к замедленному развитию и введению ИТ. К образовательным то, что в связи с необходимостью введения в образовательный процесс новых ИТ, методик, изменений в законодательной базе, в рамках единой образовательной программы, становится труднее стабилизировать образовательный процесс.
Если ориентироваться, конкретно на школьные библиотеки: они являются неотъемлемой частью образовательного процесса, обеспечивающей равные права среди учащихся на оперативное получение необходимых знаний, информации. Школьные библиотеки предлагают доступ к широкому спектру информационных источников, вне зависимости от формы предоставления, активно используют, как ИТ, так и другие средства, что весьма важно при построении современного образовательного пространства. Новые информационные технологии позволяют нам ускорить, разнообразить образовательный процесс. Повышают эффективность образовательной деятельности, что приводит к упрощённому усвоению ряда полученных знаний.
Параллельно этому возникает вопрос востребованности данных технологий со стороны непосредственных участников образовательного процесса, осознания данными субъектами необходимости их введения и применения. Данная работа направлена на изучение данного аспекта. В связи с э этим были выявлены объект и предмет нашей последующей работы: Объект: Информационные технологии, используемые в школьной среде. Предмет: Востребованность информационно - технологических ресурсов среди субъектов образовательной среды.
Целью исследования является: Определение степени необходимости ИТ в школьных библиотеках.
Задачи:
1. Определить, роль и методы использования ИТ в школьной среде;
2. Выделить основные направления изучения ИТ;
3. Выявить специфику использования ИТ в школьных библиотеках;
4. Определить степень востребованности ИТ в школьных библиотеках;
5. Выделить наиболее востребованные ИТ в школьных библиотеках.
Методологическую основу исследования составила теория обмена П. Блау и Дж Хоманса. Мы полагаем, что востребованность со стороны субъектов образовательной деятельности, является наиважнейшим элементом построения и создания информационных технологий в образовательной среде, при отсутствии которого данный процесс будет претерпевать различные проблемы в ходе своего развития. Иными словами, если потребитель не осознает выгоды и не заинтересован в данном процессе, процесс станет не продуктивным. Соответственно информационные технологии можно рассматривать как некоторый товар, предлагаемый и зависящий от субъекта образовательной деятельности, выступающего в свою очередь потребителем, посредством школьных библиотек.
Так же, особое внимание уделяется идеям информационного общества. Ориентируясь на глубину и размах технологических и социальных последствий компьютеризации и информатизации различных сфер общественной жизни, в частности образовательной, следует рассматривать информационные технологии, как неотъемлемый элемент, средство используемое в развитом постиндустриальном обществе и вызывающее ряд изменений, которые подтверждают концепцию информационного общества.
Эмпирическую Базу работы, составляют результаты авторского исследования «Необходимость информационных технологий в школьной библиотеке, по мнению субъектов образовательной деятельности»
ориентированное на определение необходимости информационных
технологий в школьной библиотеке, по мнению субъектов образовательной деятельности. Гипотезы:
- В настоящее время, ИТ в школьных библиотеках развиты слабо, находятся на этапе возможной реализации в будущем, что непосредственно влияет на осознание их важности и необходимости в рамках образовательного процесса.
- Многие библиотекари, как субъекты образовательной среды, не заинтересованы во внедрении ИТ в образовательной среде, в связи с различными факторами.
- Субъекты образовательной деятельности, в своем большинстве не осознают необходимости внедрения ИТ в школьных библиотеках, остаются не заинтересованы в данном процессе.
ВКР состоит из: введения, 3 глав, из которых 2 состоят из 2 параграфов, одна включает 1параграф, заключения, списка литературы и приложений.
К финансовым можно отнести отсутствие средств для реализации, нехватку и «постарение» кадров в рамках школьных библиотек приводящие к замедленному развитию и введению ИТ. К образовательным то, что в связи с необходимостью введения в образовательный процесс новых ИТ, методик, изменений в законодательной базе, в рамках единой образовательной программы, становится труднее стабилизировать образовательный процесс.
Если ориентироваться, конкретно на школьные библиотеки: они являются неотъемлемой частью образовательного процесса, обеспечивающей равные права среди учащихся на оперативное получение необходимых знаний, информации. Школьные библиотеки предлагают доступ к широкому спектру информационных источников, вне зависимости от формы предоставления, активно используют, как ИТ, так и другие средства, что весьма важно при построении современного образовательного пространства. Новые информационные технологии позволяют нам ускорить, разнообразить образовательный процесс. Повышают эффективность образовательной деятельности, что приводит к упрощённому усвоению ряда полученных знаний.
Параллельно этому возникает вопрос востребованности данных технологий со стороны непосредственных участников образовательного процесса, осознания данными субъектами необходимости их введения и применения. Данная работа направлена на изучение данного аспекта. В связи с э этим были выявлены объект и предмет нашей последующей работы: Объект: Информационные технологии, используемые в школьной среде. Предмет: Востребованность информационно - технологических ресурсов среди субъектов образовательной среды.
Целью исследования является: Определение степени необходимости ИТ в школьных библиотеках.
Задачи:
1. Определить, роль и методы использования ИТ в школьной среде;
2. Выделить основные направления изучения ИТ;
3. Выявить специфику использования ИТ в школьных библиотеках;
4. Определить степень востребованности ИТ в школьных библиотеках;
5. Выделить наиболее востребованные ИТ в школьных библиотеках.
Методологическую основу исследования составила теория обмена П. Блау и Дж Хоманса. Мы полагаем, что востребованность со стороны субъектов образовательной деятельности, является наиважнейшим элементом построения и создания информационных технологий в образовательной среде, при отсутствии которого данный процесс будет претерпевать различные проблемы в ходе своего развития. Иными словами, если потребитель не осознает выгоды и не заинтересован в данном процессе, процесс станет не продуктивным. Соответственно информационные технологии можно рассматривать как некоторый товар, предлагаемый и зависящий от субъекта образовательной деятельности, выступающего в свою очередь потребителем, посредством школьных библиотек.
Так же, особое внимание уделяется идеям информационного общества. Ориентируясь на глубину и размах технологических и социальных последствий компьютеризации и информатизации различных сфер общественной жизни, в частности образовательной, следует рассматривать информационные технологии, как неотъемлемый элемент, средство используемое в развитом постиндустриальном обществе и вызывающее ряд изменений, которые подтверждают концепцию информационного общества.
Эмпирическую Базу работы, составляют результаты авторского исследования «Необходимость информационных технологий в школьной библиотеке, по мнению субъектов образовательной деятельности»
ориентированное на определение необходимости информационных
технологий в школьной библиотеке, по мнению субъектов образовательной деятельности. Гипотезы:
- В настоящее время, ИТ в школьных библиотеках развиты слабо, находятся на этапе возможной реализации в будущем, что непосредственно влияет на осознание их важности и необходимости в рамках образовательного процесса.
- Многие библиотекари, как субъекты образовательной среды, не заинтересованы во внедрении ИТ в образовательной среде, в связи с различными факторами.
- Субъекты образовательной деятельности, в своем большинстве не осознают необходимости внедрения ИТ в школьных библиотеках, остаются не заинтересованы в данном процессе.
ВКР состоит из: введения, 3 глав, из которых 2 состоят из 2 параграфов, одна включает 1параграф, заключения, списка литературы и приложений.
Результатом нашей работы является подтверждение необходимости информационных технологий в школьных библиотеках, с точки зрения обучающихся и самих библиотекарей (старших библиотекарей) школ. В большинстве своем к информационным технологиям относятся положительно, субъекты образовательной деятельности, осознают необходимость внедрения ИТ в школьных библиотеках, и хоть утверждают что их роль не главенствует в образовательном процессе заинтересованы в их развитии, как дополняющего, вспомогательного элемента.
При этом, заметна идея практического единогласия в рамках положительного отношения к ИТ, в связи с тем, что они упрощают и облегчают процессы получения и систематизации информации для библиотекарей и усвоения, принятия для обучающихся. Но, Ориентируясь на полученные данные, мы можем полагать, что знания обучающихся о используемых в школьных библиотеках ИТ, крайне малы и ограничены в большей степени сферами общими для образовательного процесса или интересующими непосредственно обучающихся, что в свое время позволяет нам утверждать о необходимости ознакомления и приобщения к ИТ учащихся со стороны библиотекарей и старших библиотекарей, что в последствии привело бы к максимизации использования доступных возможностей- следовательно и повышению востребованности. Следует отметить, что далеко не все библиотекари довольны тем, что несет внедрение ИТ, что говорит о необходимости регулировки данного процесса с ориентировкой на негативные факторы и последствия.
Так же нами отмечено, что в отличии от библиотекарей, учащиеся считают ИТ в библиотеках чем-то опосредованным и дополнительным, но не первостепенно важным, хотя и необходимым в рамках общеобразовательного процесса.
Следует отметить, что во многом информационные технологии опираются на непосредственно средства передачи информации и их разнообразие множится, с колоссальными темпами. В связи с чем мы можем утверждать, что внедряемые ИТ активно устаревают и требуют постоянного наблюдения и развития, что так же влечет к тому что некоторые технологии растворяются на фоне других и не достигают шанса на реализацию или реализуются в малых объемах, «отрывно» от единой образовательной системы.
Гипотеза о том, что в настоящее время, ИТ в школьных библиотеках развиты слабо, находятся на этапе возможной реализации в будущем, что непосредственно влияет на осознание их важности и необходимости в рамках образовательного процесса косвенно подтвердилась, в связи с тем, что зачастую мы сталкиваемся с практическим отсутствием данных технологий в школьных библиотеках или же их слабой реализацией. При этом, так же, было определено, что наоборот, многие библиотекари, как субъекты образовательной среды, заинтересованы во внедрении ИТ в образовательной среде, активно используют и пытаются найти новые применения для них в привычной рабочей среде.
Так же следует отметить, что в большинстве своем обучающиеся и библиотекари считают, что ИТ в библиотеках востребованы в том числе и со стороны педагогов, родителей.
Непосредственно часть библиотекарей считает, что появление ИТ оказало благоприятное воздействие на школьные библиотеки, в связи с тем, чтопоследние привлекли для посещения библиотек большее количество учащихся в целях самообразования.
В рамках библиотечного дела, большая часть работы переносится на использование различных информационных технологий, расширяется область задач реализуемых школьными библиотеками, что в последствии приводит к специализации их на осуществлении в большей степени научно-информационной деятельности, что в свое время позволяет нам утверждать, что они постепенно перевоплощаются в школьные информационные центры.
Данное исследование было первой попыткой рассмотрения заявленной проблематики, путем анализа мнений субъектов образовательной деятельности о внедрении ИТ в библиотеках школ, продолжение же изучения информационных технологий в контексте образовательной среды, дает нам возможность прогнозирования маршрутов более плодотворного расширения и использования информационных технологий, а так же определения стабильных границ постепенного их введения в образовательную деятельность.
При этом, заметна идея практического единогласия в рамках положительного отношения к ИТ, в связи с тем, что они упрощают и облегчают процессы получения и систематизации информации для библиотекарей и усвоения, принятия для обучающихся. Но, Ориентируясь на полученные данные, мы можем полагать, что знания обучающихся о используемых в школьных библиотеках ИТ, крайне малы и ограничены в большей степени сферами общими для образовательного процесса или интересующими непосредственно обучающихся, что в свое время позволяет нам утверждать о необходимости ознакомления и приобщения к ИТ учащихся со стороны библиотекарей и старших библиотекарей, что в последствии привело бы к максимизации использования доступных возможностей- следовательно и повышению востребованности. Следует отметить, что далеко не все библиотекари довольны тем, что несет внедрение ИТ, что говорит о необходимости регулировки данного процесса с ориентировкой на негативные факторы и последствия.
Так же нами отмечено, что в отличии от библиотекарей, учащиеся считают ИТ в библиотеках чем-то опосредованным и дополнительным, но не первостепенно важным, хотя и необходимым в рамках общеобразовательного процесса.
Следует отметить, что во многом информационные технологии опираются на непосредственно средства передачи информации и их разнообразие множится, с колоссальными темпами. В связи с чем мы можем утверждать, что внедряемые ИТ активно устаревают и требуют постоянного наблюдения и развития, что так же влечет к тому что некоторые технологии растворяются на фоне других и не достигают шанса на реализацию или реализуются в малых объемах, «отрывно» от единой образовательной системы.
Гипотеза о том, что в настоящее время, ИТ в школьных библиотеках развиты слабо, находятся на этапе возможной реализации в будущем, что непосредственно влияет на осознание их важности и необходимости в рамках образовательного процесса косвенно подтвердилась, в связи с тем, что зачастую мы сталкиваемся с практическим отсутствием данных технологий в школьных библиотеках или же их слабой реализацией. При этом, так же, было определено, что наоборот, многие библиотекари, как субъекты образовательной среды, заинтересованы во внедрении ИТ в образовательной среде, активно используют и пытаются найти новые применения для них в привычной рабочей среде.
Так же следует отметить, что в большинстве своем обучающиеся и библиотекари считают, что ИТ в библиотеках востребованы в том числе и со стороны педагогов, родителей.
Непосредственно часть библиотекарей считает, что появление ИТ оказало благоприятное воздействие на школьные библиотеки, в связи с тем, чтопоследние привлекли для посещения библиотек большее количество учащихся в целях самообразования.
В рамках библиотечного дела, большая часть работы переносится на использование различных информационных технологий, расширяется область задач реализуемых школьными библиотеками, что в последствии приводит к специализации их на осуществлении в большей степени научно-информационной деятельности, что в свое время позволяет нам утверждать, что они постепенно перевоплощаются в школьные информационные центры.
Данное исследование было первой попыткой рассмотрения заявленной проблематики, путем анализа мнений субъектов образовательной деятельности о внедрении ИТ в библиотеках школ, продолжение же изучения информационных технологий в контексте образовательной среды, дает нам возможность прогнозирования маршрутов более плодотворного расширения и использования информационных технологий, а так же определения стабильных границ постепенного их введения в образовательную деятельность.
Подобные работы
- Электронные образовательные ресурсы как компонент и условия взаимодействия субъектов образовательного процесса дошкольной образовательной организации
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - РАЗВИТИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ
СТАРШЕКЛАССНИКОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ГЕОГРАФИИ СРЕДСТВАМИ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2019 - ОТКРЫТЫЙ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РЕСУРС ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ «ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ (ПО ОТРАСЛЯМ)»
Магистерская диссертация, информатика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - Управление процессом обучения иностранному языку в условиях онлайн взаимодействия
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4215 р. Год сдачи: 2018 - ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ НЕЗРЯЧИМИ ДЕТЬМИ В СУБЪЕКТАХ РФ
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4250 р. Год сдачи: 2021 - РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПРЕДМЕТУ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2023 - Инновационные формы культурно-досуговой деятельности детской библиотеки (Краснодарский государственный институт культуры)
Дипломные работы, ВКР, библиотечное дело. Язык работы: Русский. Цена: 1500 р. Год сдачи: 2018 - Разработка и внедрение дополнительных услуг в муниципальном образовательном учреждении (на примере Муниципального бюджетного
общеобразовательного учреждения «Лицей №35» города Нижнекамск)
Дипломные работы, ВКР, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4770 р. Год сдачи: 2016 - ОРГАНИЗАЦИЯ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ В ДУБОВСКОМ СЕЛЬСКОМ ПОСЕЛЕНИИ БЕЛГОРОДСКОГО РАЙОНА БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
Дипломные работы, ВКР, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2018





