ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЕ 6
1.1. Психолого-педагогические особенности детей среднего
дошкольного возраста 6
1.2. Связная диалогическая речь как основное средство речевого
общения детей среднего дошкольного возраста 14
1.3. Игра как средство освоения социального опыта у детей среднего
дошкольного возраста 19
1.4. Методы и приемы формирования умений диалогической речи
у детей среднего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре 25
1.5. Анализ образовательных программ в аспекте формирования умений
диалогической речи у детей среднего дошкольного возраста в сюжетноролевой игре 28
ГЛАВА 2. ОПИСАНИЕ ПРОЕКТИРОВОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЕ 35
2.1. Диагностика сформированности умений диалогической речи
у детей среднего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре 35
2.2. Комплекс мероприятий по формированию умений диалогической
речи у детей среднего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре.... 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 57
ПРИЛОЖЕНИЕ 61
Дошкольное детство - важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер. Согласно теоретическим позициям психологов (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин), игра является ведущим видом деятельности дошкольника. Именно в условиях игры дети способны самостоятельно выбирать средства и способы действий, вести творческий поиск информации на основе ее переживания, осмысления и установления в ней личностных смыслов. Находясь в игровой среде, дети общаются друг с другом, совместно решают поставленные речевые задачи.
Сущность игры как ведущего вида деятельности периода дошкольного детства в том, что дети отражают в ней различные стороны жизни, особенности взаимоотношений взрослых, уточняют свои знания об окружающей действительности.
На сегодняшний день дети недостаточно владеют способами построения диалога, не умеют взаимодействовать друг с другом во время него, инициативно высказываться. Речевое сопровождение предметных действий обеднено, неэмоционально. Детям дошкольного возраста нужно понимать, что сказать, и в какой форме выразить свою мысль, контролировать то, как другие будут воспринимать сказанное, уметь слушать и слышать собеседника.
В связи с этим проблема речевого развития детей является актуальной, но следует также отметить, что одним из средств формирования умений диалогической речи является сюжетно-ролевая игра. Именно она содействует объединению детей, воспитывает чувство доброжелательности, взаимопомощи. Общаясь между собой, дети решают поставленные речевые задачи осознанно и непринужденно. Сюжетно-ролевые игры способствуют формированию и совершенствованию умений диалогической речи. По мнению Н.Я. Михайленко, Н.А. Коротковой, чем богаче и разнообразнее диалог в игре, тем выше уровень игрового творчества.
Объект исследования: процесс формирования умений диалогической речи у детей среднего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре.
Предмет исследования: комплекс мероприятий, направленный на формирование умений диалогической речи у детей среднего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре.
Цель исследования: теоретически обосновать, разработать комплекс мероприятий, направленный на формирование умений диалогической речи у детей среднего дошкольного возраста.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования были определены следующие задачи:
• изучить и проанализировать состояние проблемы формирования умений диалогической речи у детей среднего дошкольного возраста в педагогической теории и практике;
• проанализировать современные образовательные программы дошкольного образования в свете исследуемой проблемы;
• осуществить отбор методов и приёмов работы по формированию умений диалогической речи у детей среднего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре;
• выявить критерии и показатели сформированности умений
диалогической речи у детей среднего дошкольного возраста;
• на базе начальной диагностики спроектировать комплекс мероприятий, направленный на формирование умений диалогической речи у детей среднего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре.
Методы исследования: теоретический анализ литературы; изучение и обобщение педагогического опыта; наблюдение.
Структура ВКР. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
Речь выполняет многообразные функции в жизни ребенка. Основная ее функция - быть средством общения. В период дошкольного возраста ребенок усваивает нормы речи в процессе общения.
Овладение диалогической речью - одна из главных задач речевого развития ребенка среднего дошкольного возраста. Овладеть диалогом для ребенка очень важно, это благоприятно отразится на его адаптации в кругу типично развивающихся сверстников. Диалог характеризуется сменой высказываний говорящих на одну тему.
В дошкольном возрасте ведущим видом деятельности является сюжетно-ролевая игра. В сюжетно-ролевой ребенок должен уметь договариваться, учитывать другие точки зрения, иметь богатый запас знаний об окружающем.
Нами было проведено исследование диалогической речи детей среднего дошкольного возраста, что позволило сделать вывод: у детей исследуемой нами группы отмечается средний уровень сформированности умений диалогической речи. Во время диалога дети не соблюдают очередность, часто перебивают и придерживаются темы недлительное время; замечено, что некоторые дети затрудняются в свободной игровой деятельности применять диалогическое единство «вопрос-ответ»; также возникают трудности при возникновении ситуации ответа на сообщение собеседника, дети не всегда понимают, что необходима речевая реакция; дети среднего дошкольного возраста имеют трудности в соблюдении правил ведения диалога, инициативностью своей речи, затрудняются самостоятельно задавать интересующие вопросы, реагировать высказываниями на сообщение собеседника; они затрудняются в использовании шаблонов просьбы и извинения в своей речи; также дети испытывают трудности в изменении интонации голоса, выразительности своей речи в процессе различных видов деятельности.
На основании результатов исследования был разработан комплекс мероприятий по формированию диалогической речи у детей среднего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре. Представленный комплекс мероприятий направлен на создание условий для развития речевой активности детей в игровой деятельности; приобщение детей к речевой культуре; создание условий для совместной игровой деятельности детей и взрослых (организация совместных сюжетно-ролевых игр с участием детей, родителей, сотрудников дошкольной образовательной организации); создание серии тематических сюжетно-ролевых игр, направленных на развитие диалогической речи; организацию психолого-педагогического просвещения родителей в вопросах формирования умений диалогической речи дошкольников через игровую деятельность.
Мы считаем, что представленный комплекс послужит для педагогов алгоритмом для подготовки и проведения мероприятий, направленных на формирование умений диалогической речи детей среднего дошкольного возраста, обеспечит необходимые условия и возможность научиться пользоваться диалогом как средством общения и коммуникации.
1. Арушанова А.Г. Теория и методика развития речи детей (структурнологические схемы). М.: Флинта, 2014. 180 с.
2. Арушанова А.Г. Развитие коммуникативных способностей
дошкольника: метод. пособие. М.: Сфера, 2011. 185 с.
3. Арушанова А.Г. Организация диалогического общения
дошкольников со сверстниками // Дошкольное воспитание. 2011. №5.
С. 51-61.
4. Баранова Э. Учимся задавать вопросы // Дошкольное воспитание. 2015. №12. С. 15-21.
5. Берк Л. Развитие ребенка. СПб.: Питер, 2015. 1056 с.
6. Бизикова О.А. Развитие диалогической речи дошкольников в игре. М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2011. 136 с.
7. Болотова И.О. Современные педагогические методы и технологии по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста // Молодой ученый. 2016. №7.6. С. 35-38.
8. Васильева М.А. Программа воспитания и обучения в детском саду / М.А. Васильева, В.В. Гербова, Т.С. Комарова. М.: Мозаика-Синтез, 2014. 260 с.
9. Васильева О.К. Педагогическая поддержка сюжетно-ролевых игр детей. Мозырь: Содействие, 2015. 152 с.
10. Волков Б.С., Волкова Н.В. Учим общаться детей 3-7 лет. Методическое пособие. М.: ТЦ Сфера, 2014. 128 с.
11. Волосовец Т.В. Речевое развитие дошкольников. Теоретические основы и новые технологии. М.: Русское слово, 2015. 168 с.
12. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. М.: Юрайт, 2017. 200 с.
13. Выготский Л.С. Психология развития ребенка. М.: Смысл: Эксмо, 2012. 512 с.
14. Губанова Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду. М.: Мозаика- Синтез, 2013. 126 с.
15. Доронова Т.Н. Радуга: Программа воспитания, образования и развития детей дошкольного возраста в условиях детского сада. Изд. 2-е. М.: Просвещение, 2014. 170 с...