Развитие художественных способностей в процессе совместной деятельности детей дошкольного возраста с ОВЗ и родителей
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ
СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ С ОВЗ 9
1.1. Понятие художественных способностей в педагогике
художественного образования 9
1.2. Психолого-педагогические особенности развития художественных
способностей у детей с ОВЗ дошкольного возраста 19
1.3. Возможности совместной изобразительной деятельности в развитии
художественных способностей детей с ОВЗ дошкольного возраста 30
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОВЗ ПОСРЕДСТВОМ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СРОДИТЕЛЯМИ 37
2.1 Диагностика художественных способностей детей с ОВЗ 37
2.2. Содержание опытно-поисковой работы по развитию художественных способностей детей дошкольного возраста с ОВЗ в процессе совместной деятельности с родителями 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 66
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 73
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 75
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 78
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 86
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ
СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ С ОВЗ 9
1.1. Понятие художественных способностей в педагогике
художественного образования 9
1.2. Психолого-педагогические особенности развития художественных
способностей у детей с ОВЗ дошкольного возраста 19
1.3. Возможности совместной изобразительной деятельности в развитии
художественных способностей детей с ОВЗ дошкольного возраста 30
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОВЗ ПОСРЕДСТВОМ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СРОДИТЕЛЯМИ 37
2.1 Диагностика художественных способностей детей с ОВЗ 37
2.2. Содержание опытно-поисковой работы по развитию художественных способностей детей дошкольного возраста с ОВЗ в процессе совместной деятельности с родителями 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 66
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 73
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 75
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 78
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 86
Актуальность исследования. Вопрос развития способностей человека, в частности подрастающего поколения, был и остается центральным в психологии и педагогике. Со стороны общества также существует запрос на развитие способностей детей, который отражается в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (далее — ФГОС ДО). Одной из важнейших задач ФГОС ДО является «создания благоприятных условий развития детей: в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка, как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром» [36, с. 3].
Проблема развития художественных способностей детей изучена недостаточно широко, исключением является музыкальная деятельность.
Вопрос развития художественных способностей поднимался как отечественными, так и зарубежными авторами, однако до сих пор он мало изучен в отношении детей с ограниченными возможностями здоровья. Это происходит в силу большого количества нарушений разной направленности: физических, интеллектуальных, психоэмоциональных. Каждый вид нарушений требуют индивидуального подхода.
При этом, одной из важнейших задач ФГОС ДО является: «Обеспечения равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья)» [36, с. 3].
Дошкольный возраст - самый важный в развитии будущих способностей человека. В этот период формируются будущие навыки человека, его самооценка, отношения с окружающим миром, самостоятельность, устанавливаются морально-этические нормы. Все это не возникает самостоятельно, а закладывается с помощью участия взрослых (родителей и педагогов) в процессе совместной деятельности. Однако на практике отсутствуют разработки развития художественных способностей детей с ОВЗ в процессе совестной деятельности с родителями.
Исходя из сказанного выше можно выделить следующие противоречия:
На социально-педагогическом уровне: между требованием в ФГОС ДО от 17 октября 2013 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" в котором говорится, что каждый человек имеет право на образование, в том числе развитие способностей, и недостаточной реализацией этих требований в практике художественного образования детей с ОВЗ в процессе совместной деятельности с родителями.
На теоретико-педагогическом уровне: между теоретической разработанностью концепций развития художественных способностей детей и недостаточностью разработок в изобразительной деятельности в отношение детей с ОВЗ в рамках совместной деятельности с родителями.
На научно-методическом: между потенциалом изобразительной деятельности с включением родителей в развитии художественных способностей детей с ОВЗ дошкольного возраста и отсутствием методических разработок по данной теме.
Проблема исследования: теоретически обосновать и доказать на практике возможности изобразительной деятельности в развитии художественных способностей детей с ОВЗ дошкольного возраста на совместных занятиях с родителями.
Исходя из проблемы была выбрана тема диссертационного исследования: «Развитие художественных способностей в процессе совместной деятельности детей дошкольного возраста с ОВЗ и родителей».
Цель исследования: изучить теоретические и провести опытно - поисковую работу разработать комплекс занятий по совместной изобразительной деятельности детей с ОВЗ дошкольного возраста и их родителей, направленный на развитие художественных способностей детей.
Объект исследования: процесс развития художественных способностей у детей с ОВЗ дошкольного возраста в процессе совместной изобразительной деятельности с родителями.
Предмет исследования: комплекс занятий, направленный на формирования и развития художественных способностей у детей с ОВЗ дошкольного возраста на совместных занятиях с родителями.
Гипотеза исследования: развитие художественных способностей детей с ОВЗ дошкольного возраста будет успешно, если реализовать следующие педагогические условия:
1) проанализировать индивидуальные особенности детей с ОВЗ дошкольного возраста (на примере детей с нарушением опорно-двигательного аппарата);
2) провести психолого-педагогическую диагностику художественных способностей детей с ОВЗ;
3) разработать комплекс практических занятий, направленный на развитие художественных способностей детей в процессе совместной деятельности с родителями.
Задачи исследования:
1) уточнить понятие «художественные способности» и «художественные способности детей с ОВЗ» на основе анализа научной литературы по теме исследования;
2) определить психолого-педагогические особенности развития художественных способностей детей с ОВЗ дошкольного возраста;
3) определить возможности совместной изобразительной деятельности детей с ОВЗ и их родителей в развитии художественных способностей;
4) провести опытно-поисковую работу по выявлению и развитию художественных способностей детей с ОВЗ дошкольного возраста на совместных занятиях изобразительной деятельностью с родителями.
Методологической основой исследования стали труды ученых:
-психолого-педагогические концепции формирования и развития способностей человека: С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов, Л.С. Выготский, В.Д. Шадриков, А.Н. Леонтьев, Б.Г. Ананьев, А.Г. Ковалев, К.К. Платонов и др;
- теория художественно-эстетического воспитания детей: Н.В Микляева, А.А. Мелик-Пашаев, Н.А. Ветлугина, Н.П. Сакулина, Т.С. Комарова, В.Б. Косминская, В.С. Мухина, В.И. Киреенко, В.С. Кузин;
- основные положения психолого-педагогических особенностей детей с ОВЗ: L.L. West, К.А. Семенова, О.А. Бакиева, Н.Н. Благинина, Г.Н. Лаврова, Н.А. Старикова, Н.В. Микляева;
-положения психолого-педагогической диагностики: B.C. Мухина, Е.М. Торшилова, Т.В. Морозова, Т.С. Комарова.
Теоретические методы исследования: анализ нормативно-правовых документов по теме исследования, анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования, синтез, сравнение.
Эмпирические методы исследования: педагогическое наблюдение, беседа, тестирование, опытно-поисковая работа, анализ продуктов творчества детей, анализ и обработка результатов исследования.
Научная новизна исследования: развитие художественных способностей детей с ОВЗ дошкольного возраста (детей с нарушением опорно-двигательного аппарата) исследуется на примере совместной изобразительной деятельности с родителями.
Теоретическая значимость исследования: уточнены понятия «художественные способности» в отношении детей с ОВЗ.
Практическая значимость исследования:
1) сформированы критерии и уровневые характеристики развития художественных способностей детей с ОВЗ;
2) разработан комплекс занятий на развитие художественных способностей детей с ОВЗ дошкольного возраста по совместной изобразительной деятельности с родителями под руководством педагога.
Этапы опытно-поисковой работы:
На первом этапе был проведен анализ психолого-педагогической литературы по теме диссертационного исследования. На основе анализа было уточнено определение «художественных способностей» и «художественных способностей детей с ОВЗ»; разработаны критерии и уровневые характеристики развития художественных способностей детей с ОВЗ. Определены психолого-педагогические особенности развития художественных способностей детей с ОВЗ дошкольного возраста (на примере детей с нарушением опорно-двигательного аппарата). Выявлены возможности совместной изобразительной деятельности с родителями в развитии художественных способностей дошкольников, подобран диагностический инструментарий выявления художественных способностей детей с ОВЗ.
На втором этапе была проведена диагностика художественных способностей у детей с ОВЗ среднего дошкольного возраста, разработан комплекс занятий по совместной изобразительной деятельности детей с ОВЗ и родителей, направленный на развитие художественных способностей.
База опытно-поисковой работы: Медицинский центр «Здоровое детство» по адресу переулок Сызранский 15, г. Екатеринбург. В исследовании приняли участие 10 детей среднего дошкольного возраста.
На защиту выносятся следующие положения:
1) применение принципов обучения общей дошкольной педагогики и коррекционной с учетом индивидуальных особенностей детей с ОВЗ (на примере детей с нарушением опорно-двигательного аппарата);
2) использование психолого-педагогической диагностики
художественных способностей детей с ОВЗ;
3) разработка комплекса практических занятий, направленного на развитие художественных способностей детей в процессе совместной деятельности с родителями.
Структура и объем работы включает введение, две главы, заключение, библиографический список, приложения.
Проблема развития художественных способностей детей изучена недостаточно широко, исключением является музыкальная деятельность.
Вопрос развития художественных способностей поднимался как отечественными, так и зарубежными авторами, однако до сих пор он мало изучен в отношении детей с ограниченными возможностями здоровья. Это происходит в силу большого количества нарушений разной направленности: физических, интеллектуальных, психоэмоциональных. Каждый вид нарушений требуют индивидуального подхода.
При этом, одной из важнейших задач ФГОС ДО является: «Обеспечения равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья)» [36, с. 3].
Дошкольный возраст - самый важный в развитии будущих способностей человека. В этот период формируются будущие навыки человека, его самооценка, отношения с окружающим миром, самостоятельность, устанавливаются морально-этические нормы. Все это не возникает самостоятельно, а закладывается с помощью участия взрослых (родителей и педагогов) в процессе совместной деятельности. Однако на практике отсутствуют разработки развития художественных способностей детей с ОВЗ в процессе совестной деятельности с родителями.
Исходя из сказанного выше можно выделить следующие противоречия:
На социально-педагогическом уровне: между требованием в ФГОС ДО от 17 октября 2013 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" в котором говорится, что каждый человек имеет право на образование, в том числе развитие способностей, и недостаточной реализацией этих требований в практике художественного образования детей с ОВЗ в процессе совместной деятельности с родителями.
На теоретико-педагогическом уровне: между теоретической разработанностью концепций развития художественных способностей детей и недостаточностью разработок в изобразительной деятельности в отношение детей с ОВЗ в рамках совместной деятельности с родителями.
На научно-методическом: между потенциалом изобразительной деятельности с включением родителей в развитии художественных способностей детей с ОВЗ дошкольного возраста и отсутствием методических разработок по данной теме.
Проблема исследования: теоретически обосновать и доказать на практике возможности изобразительной деятельности в развитии художественных способностей детей с ОВЗ дошкольного возраста на совместных занятиях с родителями.
Исходя из проблемы была выбрана тема диссертационного исследования: «Развитие художественных способностей в процессе совместной деятельности детей дошкольного возраста с ОВЗ и родителей».
Цель исследования: изучить теоретические и провести опытно - поисковую работу разработать комплекс занятий по совместной изобразительной деятельности детей с ОВЗ дошкольного возраста и их родителей, направленный на развитие художественных способностей детей.
Объект исследования: процесс развития художественных способностей у детей с ОВЗ дошкольного возраста в процессе совместной изобразительной деятельности с родителями.
Предмет исследования: комплекс занятий, направленный на формирования и развития художественных способностей у детей с ОВЗ дошкольного возраста на совместных занятиях с родителями.
Гипотеза исследования: развитие художественных способностей детей с ОВЗ дошкольного возраста будет успешно, если реализовать следующие педагогические условия:
1) проанализировать индивидуальные особенности детей с ОВЗ дошкольного возраста (на примере детей с нарушением опорно-двигательного аппарата);
2) провести психолого-педагогическую диагностику художественных способностей детей с ОВЗ;
3) разработать комплекс практических занятий, направленный на развитие художественных способностей детей в процессе совместной деятельности с родителями.
Задачи исследования:
1) уточнить понятие «художественные способности» и «художественные способности детей с ОВЗ» на основе анализа научной литературы по теме исследования;
2) определить психолого-педагогические особенности развития художественных способностей детей с ОВЗ дошкольного возраста;
3) определить возможности совместной изобразительной деятельности детей с ОВЗ и их родителей в развитии художественных способностей;
4) провести опытно-поисковую работу по выявлению и развитию художественных способностей детей с ОВЗ дошкольного возраста на совместных занятиях изобразительной деятельностью с родителями.
Методологической основой исследования стали труды ученых:
-психолого-педагогические концепции формирования и развития способностей человека: С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов, Л.С. Выготский, В.Д. Шадриков, А.Н. Леонтьев, Б.Г. Ананьев, А.Г. Ковалев, К.К. Платонов и др;
- теория художественно-эстетического воспитания детей: Н.В Микляева, А.А. Мелик-Пашаев, Н.А. Ветлугина, Н.П. Сакулина, Т.С. Комарова, В.Б. Косминская, В.С. Мухина, В.И. Киреенко, В.С. Кузин;
- основные положения психолого-педагогических особенностей детей с ОВЗ: L.L. West, К.А. Семенова, О.А. Бакиева, Н.Н. Благинина, Г.Н. Лаврова, Н.А. Старикова, Н.В. Микляева;
-положения психолого-педагогической диагностики: B.C. Мухина, Е.М. Торшилова, Т.В. Морозова, Т.С. Комарова.
Теоретические методы исследования: анализ нормативно-правовых документов по теме исследования, анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования, синтез, сравнение.
Эмпирические методы исследования: педагогическое наблюдение, беседа, тестирование, опытно-поисковая работа, анализ продуктов творчества детей, анализ и обработка результатов исследования.
Научная новизна исследования: развитие художественных способностей детей с ОВЗ дошкольного возраста (детей с нарушением опорно-двигательного аппарата) исследуется на примере совместной изобразительной деятельности с родителями.
Теоретическая значимость исследования: уточнены понятия «художественные способности» в отношении детей с ОВЗ.
Практическая значимость исследования:
1) сформированы критерии и уровневые характеристики развития художественных способностей детей с ОВЗ;
2) разработан комплекс занятий на развитие художественных способностей детей с ОВЗ дошкольного возраста по совместной изобразительной деятельности с родителями под руководством педагога.
Этапы опытно-поисковой работы:
На первом этапе был проведен анализ психолого-педагогической литературы по теме диссертационного исследования. На основе анализа было уточнено определение «художественных способностей» и «художественных способностей детей с ОВЗ»; разработаны критерии и уровневые характеристики развития художественных способностей детей с ОВЗ. Определены психолого-педагогические особенности развития художественных способностей детей с ОВЗ дошкольного возраста (на примере детей с нарушением опорно-двигательного аппарата). Выявлены возможности совместной изобразительной деятельности с родителями в развитии художественных способностей дошкольников, подобран диагностический инструментарий выявления художественных способностей детей с ОВЗ.
На втором этапе была проведена диагностика художественных способностей у детей с ОВЗ среднего дошкольного возраста, разработан комплекс занятий по совместной изобразительной деятельности детей с ОВЗ и родителей, направленный на развитие художественных способностей.
База опытно-поисковой работы: Медицинский центр «Здоровое детство» по адресу переулок Сызранский 15, г. Екатеринбург. В исследовании приняли участие 10 детей среднего дошкольного возраста.
На защиту выносятся следующие положения:
1) применение принципов обучения общей дошкольной педагогики и коррекционной с учетом индивидуальных особенностей детей с ОВЗ (на примере детей с нарушением опорно-двигательного аппарата);
2) использование психолого-педагогической диагностики
художественных способностей детей с ОВЗ;
3) разработка комплекса практических занятий, направленного на развитие художественных способностей детей в процессе совместной деятельности с родителями.
Структура и объем работы включает введение, две главы, заключение, библиографический список, приложения.
В заключении сформулируем основные выводы диссертационного исследования. Цель и задачи выполнены: теоретически обоснованы и проверены на практике педагогические условия развития художественного мышления детей дошкольного возраста с ОВЗ на совместных занятиях изобразительной деятельностью с родителями. Изучена и проанализирована философская и психолого-педагогическая научная литература по проблеме исследования художественных способностей детей дошкольного возраста.
1. Были уточнены понятия:
Художественные способности - это способности, обеспечивающие восприятие и понимание произведений искусства и реализующиеся в разных художественных деятельностях детей. (на основе определения Н.В. Микляевой)
Художественные способности детей с ОВЗ - это способности, помогающие ребенку овладеть художественной деятельностью в пределах его индивидуальных возможностей.
Развитие художественных способностей у детей дошкольного возраста с ОВЗ - это целенаправленный процесс, направленный на формирование у детей эстетического восприятия мира, художественного восприятия и понимания, а также практических навыков изобразительной деятельности с учетом индивидуальных возможностей каждого ребенка. (Е.М. Торшилова).
2. На основе исследований следующих авторов, изучавших художественную деятельность детей: А.А. Мелик-Пашаева, З.И. Новлянской, Н.А. Ветлугиной, Е.М Торшиловой, Б.М. Неменского, Б.Н Сакулиной, В.С. Кузина, В.И. Киреенко, Е.В. Тихоновой и Н.В. Микляевой,
А также на работах, учитывающих специфику детей с НОДА: классификации Семеновой детей с ДЦП [49], Таблице особенностей детей с ДЦП [46] , целевых ориентирах дошкольников c НОДА, представленных в адаптивной программе дошкольного образования [41] были определены критерии художественных способностей, их характеристики и уровни для детей с ОВЗ:
Эмоционально-эстетический - выражается в эмоциональной отзывчивости на художественные образы, понимании категорий прекрасно/безобразно, наличии интереса к изобразительной деятельности.
Художественно-образный - это способность определить настроение и характеристики (цвет, форма, свет, размер изображенных предметов) художественного произведения.
Действенно-практический - заинтересованность в создании объектов изобразительного творчества, способность самостоятельно выбирать материалы для передачи задуманного художественного образа, способность описать свою работу.
3. Определены педагогические и возрастные особенности работы с дошкольниками с ОВЗ:
- В рамках исследования были изучены дети с ДЦП и НОДА. Преподавателю необходимо учитывать следующие особенности детей при проведении занятий: нарушение со стороны координации движений, речи, слуха, задержки психического развития, умственную отсталость, нарушения памяти и понимания. Однако стоит рассматривать каждого ребенка индивидуально, так как нарушения проявляются у всех в разной степени.
- Даны целевые ориентиры освоения адаптированной программы детьми среднего дошкольного возраста с НОДА (стр. 25-28 исследования) [36]
- Определены также особенности подготовки пространства к занятию под нужды детей с ДЦП.
- Занятия должны включать дополнительные упражнения на нормализацию тонуса мышц и развитие кистей рук.
4. Выявлены возможности совместной изобразительной деятельности с родителями в развитии художественных способностей детей с ОВЗ.
По мнению K.C. Комаровой, сам ребенок не воспринимает мир эстетически. Это прививается в ходе воспитания, в котором взрослый (педагог или родитель) помогает увидеть красоту мира. У ребенка с ОВЗ интерес к деятельности формируется позднее, поэтому активное участие родителя в процессе помогает ускорить этот процесс.
В рамках исследование было дано определение:
Совместная изобразительная деятельность ребенка и родителя - это целенаправленный процесс, направленный на освоение ребенком изобразительной деятельности, предполагающий включение родителя в процесс в виде психологической или физической помощи.
5. В соответствии с критериями художественных способностей были подобраны диагностические задания:
По эмоционально-эстетическому: методика B.C. Мухиной «Нарисуй самое красивое, самое некрасивое» [33];
По художественно-образному: методика Е.М. Торшиловой и Т.В. Морозовой «Лица» [56]; и диагностика чувства формы «Геометрия в композиции» также Е.М. Торшиловой и Т.В. Морозовой.
По действенно-практическому: методика «Веселые игрушки» (Т.С. Комарова) [20]
Результаты диагностики показали, что у 6 детей уровень художественных способностей находится на среднем уровне, у 4 - на низком. Высокий уровень не выявлен ни у одного ребенка.
6. Разработан комплекс занятий по развитию художественных способностей детей дошкольного возраста с ОВЗ по совместной изобразительной деятельности с родителями. В комплексе занятий по изобразительной деятельности дошкольников с ОВЗ нашли применение следующие общие принципы:
-принцип последовательности и систематичности обучения;
-принцип наглядности обучения;
-принцип доступности обучения;
-принцип учета индивидуальных возрастных и психофизиологических особенностей детей;
-принцип активного обучения (пробуждение интереса детей к изобразительной деятельности);
и специальные принципы обучения, основанные на публикации Стариковой Н.А. [52]:
-принцип педагогического оптимизма (учиться могут все дети);
-принцип деятельного подхода к обучению;
-принцип опоры на закономерности онтогенетического развития (разработка занятий с опорой на изначальный уровень способностей каждого ребенка).
Занятия включают в себя разные техники: рисование по замыслу, сюжетное рисование, рисование с натуры, лепка.
Методы обучения:
- наглядные (рассматривание предмета, образец, наблюдение, рассматривание картин, показ);
- словесные (беседа, пояснение, совет, напоминание, поощрение, художественное слово);
- практические (создание рисунков и лепки);
- игровые (дидактические игры).
После проведения повторной диагностики была выявлена следующая динамика:
Уровень развитости художественных способностей дошкольников повысился. Шесть детей смогли повысить свой уровень на более высокий, у четверых уровень остался тем же, но улучшились показатели в рамках этого уровня.
Гипотеза подтвердилась: развитие художественных способностей детей с ОВЗ дошкольного возраста будет успешно, если реализовать следующие педагогические условия:
1) проанализировать индивидуальные особенности детей с ОВЗ дошкольного возраста (на примере детей с нарушением опорно-двигательного аппарата);
2) провести психолого-педагогическую диагностику художественных способностей детей с ОВЗ;
3) разработать комплекс практических занятий, направленный на развитие художественных способностей детей в процессе совместной деятельности с родителями.
1. Были уточнены понятия:
Художественные способности - это способности, обеспечивающие восприятие и понимание произведений искусства и реализующиеся в разных художественных деятельностях детей. (на основе определения Н.В. Микляевой)
Художественные способности детей с ОВЗ - это способности, помогающие ребенку овладеть художественной деятельностью в пределах его индивидуальных возможностей.
Развитие художественных способностей у детей дошкольного возраста с ОВЗ - это целенаправленный процесс, направленный на формирование у детей эстетического восприятия мира, художественного восприятия и понимания, а также практических навыков изобразительной деятельности с учетом индивидуальных возможностей каждого ребенка. (Е.М. Торшилова).
2. На основе исследований следующих авторов, изучавших художественную деятельность детей: А.А. Мелик-Пашаева, З.И. Новлянской, Н.А. Ветлугиной, Е.М Торшиловой, Б.М. Неменского, Б.Н Сакулиной, В.С. Кузина, В.И. Киреенко, Е.В. Тихоновой и Н.В. Микляевой,
А также на работах, учитывающих специфику детей с НОДА: классификации Семеновой детей с ДЦП [49], Таблице особенностей детей с ДЦП [46] , целевых ориентирах дошкольников c НОДА, представленных в адаптивной программе дошкольного образования [41] были определены критерии художественных способностей, их характеристики и уровни для детей с ОВЗ:
Эмоционально-эстетический - выражается в эмоциональной отзывчивости на художественные образы, понимании категорий прекрасно/безобразно, наличии интереса к изобразительной деятельности.
Художественно-образный - это способность определить настроение и характеристики (цвет, форма, свет, размер изображенных предметов) художественного произведения.
Действенно-практический - заинтересованность в создании объектов изобразительного творчества, способность самостоятельно выбирать материалы для передачи задуманного художественного образа, способность описать свою работу.
3. Определены педагогические и возрастные особенности работы с дошкольниками с ОВЗ:
- В рамках исследования были изучены дети с ДЦП и НОДА. Преподавателю необходимо учитывать следующие особенности детей при проведении занятий: нарушение со стороны координации движений, речи, слуха, задержки психического развития, умственную отсталость, нарушения памяти и понимания. Однако стоит рассматривать каждого ребенка индивидуально, так как нарушения проявляются у всех в разной степени.
- Даны целевые ориентиры освоения адаптированной программы детьми среднего дошкольного возраста с НОДА (стр. 25-28 исследования) [36]
- Определены также особенности подготовки пространства к занятию под нужды детей с ДЦП.
- Занятия должны включать дополнительные упражнения на нормализацию тонуса мышц и развитие кистей рук.
4. Выявлены возможности совместной изобразительной деятельности с родителями в развитии художественных способностей детей с ОВЗ.
По мнению K.C. Комаровой, сам ребенок не воспринимает мир эстетически. Это прививается в ходе воспитания, в котором взрослый (педагог или родитель) помогает увидеть красоту мира. У ребенка с ОВЗ интерес к деятельности формируется позднее, поэтому активное участие родителя в процессе помогает ускорить этот процесс.
В рамках исследование было дано определение:
Совместная изобразительная деятельность ребенка и родителя - это целенаправленный процесс, направленный на освоение ребенком изобразительной деятельности, предполагающий включение родителя в процесс в виде психологической или физической помощи.
5. В соответствии с критериями художественных способностей были подобраны диагностические задания:
По эмоционально-эстетическому: методика B.C. Мухиной «Нарисуй самое красивое, самое некрасивое» [33];
По художественно-образному: методика Е.М. Торшиловой и Т.В. Морозовой «Лица» [56]; и диагностика чувства формы «Геометрия в композиции» также Е.М. Торшиловой и Т.В. Морозовой.
По действенно-практическому: методика «Веселые игрушки» (Т.С. Комарова) [20]
Результаты диагностики показали, что у 6 детей уровень художественных способностей находится на среднем уровне, у 4 - на низком. Высокий уровень не выявлен ни у одного ребенка.
6. Разработан комплекс занятий по развитию художественных способностей детей дошкольного возраста с ОВЗ по совместной изобразительной деятельности с родителями. В комплексе занятий по изобразительной деятельности дошкольников с ОВЗ нашли применение следующие общие принципы:
-принцип последовательности и систематичности обучения;
-принцип наглядности обучения;
-принцип доступности обучения;
-принцип учета индивидуальных возрастных и психофизиологических особенностей детей;
-принцип активного обучения (пробуждение интереса детей к изобразительной деятельности);
и специальные принципы обучения, основанные на публикации Стариковой Н.А. [52]:
-принцип педагогического оптимизма (учиться могут все дети);
-принцип деятельного подхода к обучению;
-принцип опоры на закономерности онтогенетического развития (разработка занятий с опорой на изначальный уровень способностей каждого ребенка).
Занятия включают в себя разные техники: рисование по замыслу, сюжетное рисование, рисование с натуры, лепка.
Методы обучения:
- наглядные (рассматривание предмета, образец, наблюдение, рассматривание картин, показ);
- словесные (беседа, пояснение, совет, напоминание, поощрение, художественное слово);
- практические (создание рисунков и лепки);
- игровые (дидактические игры).
После проведения повторной диагностики была выявлена следующая динамика:
Уровень развитости художественных способностей дошкольников повысился. Шесть детей смогли повысить свой уровень на более высокий, у четверых уровень остался тем же, но улучшились показатели в рамках этого уровня.
Гипотеза подтвердилась: развитие художественных способностей детей с ОВЗ дошкольного возраста будет успешно, если реализовать следующие педагогические условия:
1) проанализировать индивидуальные особенности детей с ОВЗ дошкольного возраста (на примере детей с нарушением опорно-двигательного аппарата);
2) провести психолого-педагогическую диагностику художественных способностей детей с ОВЗ;
3) разработать комплекс практических занятий, направленный на развитие художественных способностей детей в процессе совместной деятельности с родителями.
Подобные работы
- Социальное развитие детей дошкольного возраста в процессе игровой деятельности (на основе гендерного подхода)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4325 р. Год сдачи: 2017 - СРАВНИТЕЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ И ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Магистерская диссертация, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4825 р. Год сдачи: 2017 - Психолого-педагогическое сопровождение детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня в процессе коррекции связной речи
Магистерская диссертация, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4990 р. Год сдачи: 2020 - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННО ЭСТЕТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ
ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2023 - ФОРМИРОВАНИЕ ХОРЕОГРАФИЧЕСКИХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2017 - ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4370 р. Год сдачи: 2021 - Современные методы психомоторного и речевого развития детей дошкольного н младшего школьного возраста с ОВЗ в условиях частного логопедического кабинета
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2020 - Формирование графомоторных навыков у детей 6-7 лет с нарушениями зрения посредством пластилинографии
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2021



