ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ
СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ С ОВЗ 9
1.1. Понятие художественных способностей в педагогике
художественного образования 9
1.2. Психолого-педагогические особенности развития художественных
способностей у детей с ОВЗ дошкольного возраста 19
1.3. Возможности совместной изобразительной деятельности в развитии
художественных способностей детей с ОВЗ дошкольного возраста 30
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОВЗ ПОСРЕДСТВОМ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СРОДИТЕЛЯМИ 37
2.1 Диагностика художественных способностей детей с ОВЗ 37
2.2. Содержание опытно-поисковой работы по развитию художественных способностей детей дошкольного возраста с ОВЗ в процессе совместной деятельности с родителями 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 66
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 73
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 75
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 78
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 86
Актуальность исследования. Вопрос развития способностей человека, в частности подрастающего поколения, был и остается центральным в психологии и педагогике. Со стороны общества также существует запрос на развитие способностей детей, который отражается в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (далее — ФГОС ДО). Одной из важнейших задач ФГОС ДО является «создания благоприятных условий развития детей: в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка, как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром» [36, с. 3].
Проблема развития художественных способностей детей изучена недостаточно широко, исключением является музыкальная деятельность.
Вопрос развития художественных способностей поднимался как отечественными, так и зарубежными авторами, однако до сих пор он мало изучен в отношении детей с ограниченными возможностями здоровья. Это происходит в силу большого количества нарушений разной направленности: физических, интеллектуальных, психоэмоциональных. Каждый вид нарушений требуют индивидуального подхода.
При этом, одной из важнейших задач ФГОС ДО является: «Обеспечения равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья)» [36, с. 3].
Дошкольный возраст - самый важный в развитии будущих способностей человека. В этот период формируются будущие навыки человека, его самооценка, отношения с окружающим миром, самостоятельность, устанавливаются морально-этические нормы. Все это не возникает самостоятельно, а закладывается с помощью участия взрослых (родителей и педагогов) в процессе совместной деятельности. Однако на практике отсутствуют разработки развития художественных способностей детей с ОВЗ в процессе совестной деятельности с родителями.
Исходя из сказанного выше можно выделить следующие противоречия:
На социально-педагогическом уровне: между требованием в ФГОС ДО от 17 октября 2013 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" в котором говорится, что каждый человек имеет право на образование, в том числе развитие способностей, и недостаточной реализацией этих требований в практике художественного образования детей с ОВЗ в процессе совместной деятельности с родителями.
На теоретико-педагогическом уровне: между теоретической разработанностью концепций развития художественных способностей детей и недостаточностью разработок в изобразительной деятельности в отношение детей с ОВЗ в рамках совместной деятельности с родителями.
На научно-методическом: между потенциалом изобразительной деятельности с включением родителей в развитии художественных способностей детей с ОВЗ дошкольного возраста и отсутствием методических разработок по данной теме.
Проблема исследования: теоретически обосновать и доказать на практике возможности изобразительной деятельности в развитии художественных способностей детей с ОВЗ дошкольного возраста на совместных занятиях с родителями.
Исходя из проблемы была выбрана тема диссертационного исследования: «Развитие художественных способностей в процессе совместной деятельности детей дошкольного возраста с ОВЗ и родителей».
Цель исследования: изучить теоретические и провести опытно - поисковую работу разработать комплекс занятий по совместной изобразительной деятельности детей с ОВЗ дошкольного возраста и их родителей, направленный на развитие художественных способностей детей.
Объект исследования: процесс развития художественных способностей у детей с ОВЗ дошкольного возраста в процессе совместной изобразительной деятельности с родителями.
Предмет исследования: комплекс занятий, направленный на формирования и развития художественных способностей у детей с ОВЗ дошкольного возраста на совместных занятиях с родителями.
Гипотеза исследования: развитие художественных способностей детей с ОВЗ дошкольного возраста будет успешно, если реализовать следующие педагогические условия:
1) проанализировать индивидуальные особенности детей с ОВЗ дошкольного возраста (на примере детей с нарушением опорно-двигательного аппарата);
2) провести психолого-педагогическую диагностику художественных способностей детей с ОВЗ;
3) разработать комплекс практических занятий, направленный на развитие художественных способностей детей в процессе совместной деятельности с родителями.
Задачи исследования:
1) уточнить понятие «художественные способности» и «художественные способности детей с ОВЗ» на основе анализа научной литературы по теме исследования;
2) определить психолого-педагогические особенности развития художественных способностей детей с ОВЗ дошкольного возраста;
3) определить возможности совместной изобразительной деятельности детей с ОВЗ и их родителей в развитии художественных способностей;
4) провести опытно-поисковую работу по выявлению и развитию художественных способностей детей с ОВЗ дошкольного возраста на совместных занятиях изобразительной деятельностью с родителями.
Методологической основой исследования стали труды ученых:
-психолого-педагогические концепции формирования и развития способностей человека: С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов, Л.С. Выготский, В.Д. Шадриков, А.Н. Леонтьев, Б.Г. Ананьев, А.Г. Ковалев, К.К. Платонов и др;
- теория художественно-эстетического воспитания детей: Н.В Микляева, А.А. Мелик-Пашаев, Н.А. Ветлугина, Н.П. Сакулина, Т.С. Комарова, В.Б. Косминская, В.С. Мухина, В.И. Киреенко, В.С. Кузин;
- основные положения психолого-педагогических особенностей детей с ОВЗ: L.L. West, К.А. Семенова, О.А. Бакиева, Н.Н. Благинина, Г.Н. Лаврова, Н.А. Старикова, Н.В. Микляева;
-положения психолого-педагогической диагностики: B.C. Мухина, Е.М. Торшилова, Т.В. Морозова, Т.С. Комарова.
Теоретические методы исследования: анализ нормативно-правовых документов по теме исследования, анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования, синтез, сравнение.
Эмпирические методы исследования: педагогическое наблюдение, беседа, тестирование, опытно-поисковая работа, анализ продуктов творчества детей, анализ и обработка результатов исследования.
Научная новизна исследования: развитие художественных способностей детей с ОВЗ дошкольного возраста (детей с нарушением опорно-двигательного аппарата) исследуется на примере совместной изобразительной деятельности с родителями.
Теоретическая значимость исследования: уточнены понятия «художественные способности» в отношении детей с ОВЗ.
Практическая значимость исследования:
1) сформированы критерии и уровневые характеристики развития художественных способностей детей с ОВЗ;
2) разработан комплекс занятий на развитие художественных способностей детей с ОВЗ дошкольного возраста по совместной изобразительной деятельности с родителями под руководством педагога.
Этапы опытно-поисковой работы:
На первом этапе был проведен анализ психолого-педагогической литературы по теме диссертационного исследования. На основе анализа было уточнено определение «художественных способностей» и «художественных способностей детей с ОВЗ»; разработаны критерии и уровневые характеристики развития художественных способностей детей с ОВЗ. Определены психолого-педагогические особенности развития художественных способностей детей с ОВЗ дошкольного возраста (на примере детей с нарушением опорно-двигательного аппарата). Выявлены возможности совместной изобразительной деятельности с родителями в развитии художественных способностей дошкольников, подобран диагностический инструментарий выявления художественных способностей детей с ОВЗ.
На втором этапе была проведена диагностика художественных способностей у детей с ОВЗ среднего дошкольного возраста, разработан комплекс занятий по совместной изобразительной деятельности детей с ОВЗ и родителей, направленный на развитие художественных способностей.
База опытно-поисковой работы: Медицинский центр «Здоровое детство» по адресу переулок Сызранский 15, г. Екатеринбург. В исследовании приняли участие 10 детей среднего дошкольного возраста.
На защиту выносятся следующие положения:
1) применение принципов обучения общей дошкольной педагогики и коррекционной с учетом индивидуальных особенностей детей с ОВЗ (на примере детей с нарушением опорно-двигательного аппарата);
2) использование психолого-педагогической диагностики
художественных способностей детей с ОВЗ;
3) разработка комплекса практических занятий, направленного на развитие художественных способностей детей в процессе совместной деятельности с родителями.
Структура и объем работы включает введение, две главы, заключение, библиографический список, приложения.
В заключении сформулируем основные выводы диссертационного исследования. Цель и задачи выполнены: теоретически обоснованы и проверены на практике педагогические условия развития художественного мышления детей дошкольного возраста с ОВЗ на совместных занятиях изобразительной деятельностью с родителями. Изучена и проанализирована философская и психолого-педагогическая научная литература по проблеме исследования художественных способностей детей дошкольного возраста.
1. Были уточнены понятия:
Художественные способности - это способности, обеспечивающие восприятие и понимание произведений искусства и реализующиеся в разных художественных деятельностях детей. (на основе определения Н.В. Микляевой)
Художественные способности детей с ОВЗ - это способности, помогающие ребенку овладеть художественной деятельностью в пределах его индивидуальных возможностей.
Развитие художественных способностей у детей дошкольного возраста с ОВЗ - это целенаправленный процесс, направленный на формирование у детей эстетического восприятия мира, художественного восприятия и понимания, а также практических навыков изобразительной деятельности с учетом индивидуальных возможностей каждого ребенка. (Е.М. Торшилова).
2. На основе исследований следующих авторов, изучавших художественную деятельность детей: А.А. Мелик-Пашаева, З.И. Новлянской, Н.А. Ветлугиной, Е.М Торшиловой, Б.М. Неменского, Б.Н Сакулиной, В.С. Кузина, В.И. Киреенко, Е.В. Тихоновой и Н.В. Микляевой,
А также на работах, учитывающих специфику детей с НОДА: классификации Семеновой детей с ДЦП [49], Таблице особенностей детей с ДЦП [46] , целевых ориентирах дошкольников c НОДА, представленных в адаптивной программе дошкольного образования [41] были определены критерии художественных способностей, их характеристики и уровни для детей с ОВЗ:
Эмоционально-эстетический - выражается в эмоциональной отзывчивости на художественные образы, понимании категорий прекрасно/безобразно, наличии интереса к изобразительной деятельности.
Художественно-образный - это способность определить настроение и характеристики (цвет, форма, свет, размер изображенных предметов) художественного произведения.
Действенно-практический - заинтересованность в создании объектов изобразительного творчества, способность самостоятельно выбирать материалы для передачи задуманного художественного образа, способность описать свою работу.
3. Определены педагогические и возрастные особенности работы с дошкольниками с ОВЗ:
- В рамках исследования были изучены дети с ДЦП и НОДА. Преподавателю необходимо учитывать следующие особенности детей при проведении занятий: нарушение со стороны координации движений, речи, слуха, задержки психического развития, умственную отсталость, нарушения памяти и понимания. Однако стоит рассматривать каждого ребенка индивидуально, так как нарушения проявляются у всех в разной степени.
- Даны целевые ориентиры освоения адаптированной программы детьми среднего дошкольного возраста с НОДА (стр. 25-28 исследования) [36]
- Определены также особенности подготовки пространства к занятию под нужды детей с ДЦП.
- Занятия должны включать дополнительные упражнения на нормализацию тонуса мышц и развитие кистей рук.
4. Выявлены возможности совместной изобразительной деятельности с родителями в развитии художественных способностей детей с ОВЗ.
По мнению K.C. Комаровой, сам ребенок не воспринимает мир эстетически. Это прививается в ходе воспитания, в котором взрослый (педагог или родитель) помогает увидеть красоту мира. У ребенка с ОВЗ интерес к деятельности формируется позднее, поэтому активное участие родителя в процессе помогает ускорить этот процесс.
В рамках исследование было дано определение:
Совместная изобразительная деятельность ребенка и родителя - это целенаправленный процесс, направленный на освоение ребенком изобразительной деятельности, предполагающий включение родителя в процесс в виде психологической или физической помощи.
5. В соответствии с критериями художественных способностей были подобраны диагностические задания:
По эмоционально-эстетическому: методика B.C. Мухиной «Нарисуй самое красивое, самое некрасивое» [33];
По художественно-образному: методика Е.М. Торшиловой и Т.В. Морозовой «Лица» [56]; и диагностика чувства формы «Геометрия в композиции» также Е.М. Торшиловой и Т.В. Морозовой.
По действенно-практическому: методика «Веселые игрушки» (Т.С. Комарова) [20]
Результаты диагностики показали, что у 6 детей уровень художественных способностей находится на среднем уровне, у 4 - на низком. Высокий уровень не выявлен ни у одного ребенка.
6. Разработан комплекс занятий по развитию художественных способностей детей дошкольного возраста с ОВЗ по совместной изобразительной деятельности с родителями. В комплексе занятий по изобразительной деятельности дошкольников с ОВЗ нашли применение следующие общие принципы:
-принцип последовательности и систематичности обучения;
-принцип наглядности обучения;
-принцип доступности обучения;
-принцип учета индивидуальных возрастных и психофизиологических особенностей детей;
-принцип активного обучения (пробуждение интереса детей к изобразительной деятельности);
и специальные принципы обучения, основанные на публикации Стариковой Н.А. [52]:
-принцип педагогического оптимизма (учиться могут все дети);
-принцип деятельного подхода к обучению;
-принцип опоры на закономерности онтогенетического развития (разработка занятий с опорой на изначальный уровень способностей каждого ребенка).
Занятия включают в себя разные техники: рисование по замыслу, сюжетное рисование, рисование с натуры, лепка.
Методы обучения:
- наглядные (рассматривание предмета, образец, наблюдение, рассматривание картин, показ);
- словесные (беседа, пояснение, совет, напоминание, поощрение, художественное слово);
- практические (создание рисунков и лепки);
- игровые (дидактические игры).
После проведения повторной диагностики была выявлена следующая динамика:
Уровень развитости художественных способностей дошкольников повысился. Шесть детей смогли повысить свой уровень на более высокий, у четверых уровень остался тем же, но улучшились показатели в рамках этого уровня.
Гипотеза подтвердилась: развитие художественных способностей детей с ОВЗ дошкольного возраста будет успешно, если реализовать следующие педагогические условия:
1) проанализировать индивидуальные особенности детей с ОВЗ дошкольного возраста (на примере детей с нарушением опорно-двигательного аппарата);
2) провести психолого-педагогическую диагностику художественных способностей детей с ОВЗ;
3) разработать комплекс практических занятий, направленный на развитие художественных способностей детей в процессе совместной деятельности с родителями.
1. West, Lacie L. Art Therapy with the Developmentally Disabled. [Электронный
ресурс]: University of Wisconsin Superior, 2012. URL:
https: //minds.wisconsin. edu/bitstream/handle/1793/61524/Masters%20Paper%20Lacie%20West.pdf?sequence=1(дата обращения: 18.10.2020)
2. Ананьев, Б. Г. Очерки психологии. [Электронный ресурс]: АН СССРЮ,
Ин-т философии. —Л.: Лениздат, 1945. URL:
http://elib.gnpbu.ru/text/ananyev ocherki-psihologii 1945/go,0;fs,1/ (дата
обращения: 18.10.2020)
3. Арнхейм, Р. Искусство и визуальное восприятие. [Текст] / Р.Арнхейм. — M.: Издательство «Прогресс», 1974 — 384 с.
4. Бакиева, О. А. Арт-технологии в процессе формирования художественных способностей у детей с НОДА: учебное пособие / О. А. Бакиева, Н. Н. Благинина. — Тюмень: ТюмГУ, 2017. — 32 с. — Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/109708(дата обращения: 02.06.2020). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
5. Бакиева, О. А. Методы арт-технологий в процессе формирования художественных способностей детей с ОВЗ : учебное пособие / О. А. Бакиева, Н. Н. Благинина. — Тюмень: ТюмГУ, 2017. — 44 с. — Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/109709(дата обращения: 02.06.2020). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
6. Бочкарева, О.А. Система работы по художественно-эстетическому воспитанию. Подготовительная группа. [Текст] /О.А. Бочкарева. - М.: Корифей. 2007. - 96 с.
7. Брагина, Е. А. Психолого-педагогическое сопровождение в инклюзивном
образовании: учебно-методическое пособие. [Текст] / Е. А. Брагина, В. В. Вершинина, И. А. Николаева. — Ульяновск: УлГПУ им. И.Н. Ульянова, 2018. — ISBN 978-5-86045-955-7. — Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная система. — URL: https:ZZe.lanbook.com/book/112080(дата обращения: 01.06.2020). — Режим доступа: для авториз. пользователей. — с. 41.).
8. Ветлугина, Н. А. Художественное творчество и ребёнок. [Текст] Z Н.А.Ветлугина. - М.: Педагогика, 1972. - 288 с
9. Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии. [Текст] / Л.С. Выготский.
- С-Пб.: Союз, 1997.
10. Герофарм. Детский церебральный паралич (ДЦП) [Электронный ресурс].
- URL: https: ZZgeropharm.ru/portfolioZnevrologiya-psihiatriya/detskiy-tserebralynyy-paralich-dtsp
11. Г ригорьева, Г. Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. [Текст] Z Г.Г. Григорьева. — М., 1999. - 344 с.
12. Гросул, Н.В. Художественный замысел и эскиз в детском
изобразительном искусствеZZИскусство в школе. [Текст] /Н.В. Гросул. - М.: Москва, 1993
13. Дети-инвалиды: социальные проблемы и неожиданные открытия,
24.04.2007 [Электронный ресурс].-
URL:https:ZZwww.miloserdie.ru/articleZdeti-invalidy-socialnye-problemy-i-neozhidannyeotkrytiyaZ
14. Дружинин, В.Н. Психология семьи. [Текст] / В.Н. Дружинин - СПб.: Питер. 2014. - 176 с
15. Журавлев, А.Л. Психология совместной деятельности. [Текст] / А.Л. Журавлев. — М.: Изд-во «Ин-т психологии РАН», 2005. 628 с.
16. Запорожец, А. В. Избранные психологические труды: в 2-х т. Т. I. Психическое развитие ребенка. [Текст] / А.В. Запорожец. — М.: Педагогика, 1986. — 320 с., ил.— (Труды д. чл. и чл.-кор. АПН СССР).
17. Киреенко, В.И. Психология способностей к изобразительной деятельности. [Текст] / В.И. Киреенко. — М.: Издательство Академии педагогических наук РСФСР, 1959.
18. Ковалев, А.Г. Психические особенности человека. [Текст]: в 2-х т./ Ковалев, А.Г, В.Н. Мясищев. —Л.: Ленинградский университет, 1957. - 568 с. - 2 т.
19. Комарова, Т. С. Изобразительная Деятельность в детском саду: Младшая группа. [Текст] / Т.С. Комарова - М.: Мозаика-Синтез, 2014. - 120 с.
20. Комарова, Т.С. Детское художественное творчество: Методическое пособие для воспитателей и педагогов. [Текст] / Т.С. Комарова. - М.: Мозаика-Синтез, 2008. - 200 с.
21. Косминская, В.Б. и др. Теория и методика изобразительной деятельности
в детском саду: Учеб. Пособие для студентов пед. ин-тов. [Текст] / В.Б. Косминская, Е.И. Васильева, Н.Б. Халезова и др. — М.:
Просвещение, 1977. - 253с.
22. Зинкевич - Евстигнеева, Т.Д. Формы и методы работы со сказками. [Текст] / Т.Д. Зинкевич - Евстигнеева. - СПб., 2006
23. Казакова, Т.Г. Изодеятельность дошкольников. [Текст] / Т.Г. Казакова. - М.: Педагогика, 2015. - 256 с.
24. Кершенштейнер, Г. Развитие художественного творчества ребенка. [Текст] / Г. Кершенштейнер. - М., 1914
25. Коджаспирова, Г.М. Педагогический словарь. [Текст]: учебное пособие для студентов высш. и сред. пед. учеб. заведений - 2-е изд. / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. - М.: Академия, 2005. - 176 с.
26. Кузин, В.С, Психология: учебник. [Текст] / В.С. Кузин. - М.: Высшая школа, 1974. - 280 с.
27. Лаврова, Г. Н. Изобразительная деятельность как средство развития личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья. [Электронный ресурс]. - Психология. Психофизиология. 2011. №5 (222). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/izobrazitelnaya-deyatelnost-kak- sredstvo-razvitiya-lichnosti-rebenka-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami- zdorovya (дата обращения: 20.10.2020).
28. Левченко, И.Ю. Технологии обучения и воспитания детей с нарушением опорно-двигательного аппарата. Учебное пособие для студентов. [Текст] / И.Ю. Левченко. - М.: Издательский центр «Академия», 2001
29. Леонтьев, А. Н. Избранные психологические произведения. [Текст] / А.Н. Леонтьев. - М.: Медиа, 1983. - 392 с.
30. Ломов, Ф.Б. Общение как проблема общей психологии/Методические проблемы социальной психологии. [Текст] / Ф.Б. Ломов. — М.: Наука, 1975. - 135 с.
31. Мелик-Пашаев, А.А. Методики исследования и проблемы диагностики
художественно-творческого развития детей: Методические
рекомендации для педагогов общеобразовательных школ. [Текст] / А.А. Мелик-Пашаев. - М.: Феникс, 2009. - 272 с.
32. Мелик-Пашаев, А.А., Новлянская 3.Н. Ступеньки к творчеству. [Текст] /А.А. Мелик-Пашаев, З.Н. Новлянская. — М., 1987.
33. Мухина, В.С. Изобразительная деятельность ребёнка как форма усвоения социального опыта [Текст] / В.С. Мухина. - М., 1981. - 240 с.
34. На крыльях детства: основная примерная общеобразовательная
программа дошкольного образования. [Текст] / Под ред. Н.В. Микляевой. — М.: ИД Карапуз, 2014. — 269 с.
35. Неменский, Б.М. Мудрость красоты. О проблемах эстетического воспитания: Книга для учителя. [Текст] / Б.М. Неменский -Москва: Просвещение, 2005. - 192 с.
36. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования [Электронный ресурс]: Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва. URL: https://rg.ru/2013/11/25/doshk-standart- dok.html(дата обращения: 16.10.2020).
37. Обозов, Н.Н Модель регуляции совместной деятельности/Социальная психология / Под ред. Е.С. Кузьмина В.Е. Семенова Л.,1979. 378 с.
38. Пенсионный фонд Российской федерации [Электронный ресурс]: - URL:
http://www.pfrf. ru/press center/~2019/12/03/194865 (дата обращения:
18.04.2020).
39. Платонов, К.К. Проблема способностей [Текст] / К.К. Платонов. — М.: Наука, 2012. - 312 с.
40. Портал Милосердие.ги Марина Солодовникова. ДЦП в вопросах и
ответах [Электронный ресурс]. -
URL:https://www.miloserdie.ru/article/dcp-v-voprosah-i-otvetah/ (дата
обращения 18.04.2020)
41. Примерная адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. [Электронный ресурс]. - URL:https://fgosreestr.ru/(дата обращения: 20.10.2020)
42. Пушкина, С.В. Комплексная методика реабилитации больных ДЦП в поздней резидуальной стадии заболевания. [Текст] автореф. дис. ... канд. мед. наук /С.В. Пушкина. -. — М., 2002. -26 с.
43. Родина, Н.А. Изобразительная деятельность дошкольников, ее значение в подготовке к школьному обучению художественные. [Электронный ресурс]: - URL: shkola7gnomov.ru(дата обращения: 18.10.2020).
44. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии. [Текст] / С.Л. Рубинштейн. - СПб.: Питер, 2015. - 718 с.
45. Рубцов, В.В. Психологические основы организации совместной учебной деятельности. [Текст] автореф. дис. . док. псих наук. / В.В.Рубцов. -— М., 1986. -391 с.
46. Русский учебник. Категории детей с ОВЗ [Электронный ресурс]. -URL:https://rosuchebnik.ru/material/klassifikatsiya-detey-s-ovz/#yakor_6
47. Сакулина, Н.П. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию. [Текст] / Н.П. Сакулина, Т.С. Комарова. — М.: Просвещение, 1979. - 280 с.
48. Сакулина, Н.П. Рисование в дошкольном детстве. [Текст] / Н.П. Сакулина. — М.: Просвещение, 1965.
49. Семенова, К.А. Лечение двигательных расстройств при детских церебральных параличах. [Текст] / К.А. Семенова. — М.: Издательство «Медицина». 1976. - 183 с.
50. Семенюк, Л.М. Хрестоматия по возрастной психологии: учебное пособие для студентов/Под ред. Д.И. Фельдштейна: издание 2-е, дополненное. [Текст] / Л.М. Семенюк. — М.: Институт практической психологии, 1996. - 304 с.
51. Смирнова, Е.О. Особенности общения с дошкольниками: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. [Текст] / Е.О. Смирнова. — М.: Издательский центр «Академия», 2000. — 160 с.
52. Старикова, Н.А. Принципы обучения и воспитания детей с ОВЗ.
[Электронный ресурс]. - URL: https://infourok.ru/statya-principi-
obucheniya-i-vospitaniya-detey-s-ovz- 1335304.html (дата обращения
20.10.20)
53. Теплов, Б.М. Избранные труды (тт. 1—2). [Текст] / Б.М. Теплов. — М.: Педагогика, 1985.
54. Титова, О.В. Справа - слева. Формирование пространственных представлений у детей с ДЦП. [Текст] / О.В. Титова. — М., 2004
55. Тихонова, Е. В. Основы психологии художественного образования: учебное пособие. [Текст] / Е.В. Тихонова. — Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург, 2015. - 134 с.
56. Торшилова, Е.М. Развитие эстетических способностей детей 3-7 лет: Теория и диагностика: Руководство практического психолога. [Текст] / Е.М. Торшилова, Т.В. Морозова. Изд. 2-е, перераб., доп. — М: Деловая книга, 2001. - 144 с.
57. Урунтаева, Г.А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - 5-е изд., стереотип. [Текст] / Г.А. Урунтаева. — М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 336 с.
58. Шадриков, В. Д. Способности человека [Текст] / В.Д. Шадриков. — М.: Издательство «Институт практической психологи РАН»; Воронеж: НПО «МО-ДЭК», 2014. — 288 с.
59. Шадриков, В.Д. Психология деятельности и способности человека. [Текст] / В.Д. Шадриков. - М.: Издательская корпорация «Логос», 1996
60. Энциклопедия Арт-Пси. Способности художественные [Электронный
ресурс]: - URL: http://www.psycosmology.ru/ (дата обращения:
18.10.2020).