Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ДЕТСКОЙ ШКОЛЕ ИСКУССТВ

Работа №95829

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы128
Год сдачи2020
Стоимость4360 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
200
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ДЕТСКОЙ ШКОЛЕ ИСКУССТВ 9
1.1. Сущность понятия «способности», «художественные способности» 9
1.2. Психолого-педагогические особенности развития художественных
способностей у детей старшего дошкольного возраста 19
1.3. Возможности изобразительной деятельности в развитии художественных способностей у детей старшего дошкольного возраста 30
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ
ХУДОЖЕСТВЕННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ДЕТСКОЙ ШКОЛЕ ИСКУССТВ 38
2.1. Диагностическое исследование уровня развития художественных способностей у старших дошкольников на констатирующем этапе опытно - поисковой работы 38
2.2. Содержание работы по развитию художественных способностей у детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 72
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 78
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 85
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 93
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 102
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 110
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 116
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 124
ПРИЛОЖЕНИЕ 7


В связи с изменениями, происходящими в России и в мире в целом, меняются и психолого-педагогические задачи нового образования: в современном обществе необходимы люди, способные принимать необычные решения, умеющие творчески мыслить. Обучение творчески мыслящих людей должна начинаться уже в дошкольном возрасте, для того, чтобы в первую очередь выявить склонности и способности детей к какой-либо деятельности и направить их в нужное направление. Кроме того, Исследования советских педагогов, психологов Е.А. Флериной, Н.П. Сакулиной, Е.И. Игнатьевой и др. дают основание сделать вывод о том, что изобразительная деятельность возникает у детей уже на 2 году жизни.
Дошкольный возраст с характерными для него особенностями в психической сфере выступает как чувствительный, социально значимый период в развитии творчества. Формирование личности, ее результат в жизни тесно связаны с такими индивидуальными особенностями человека, как способности, одаренность и талант. Проблемой формирования способностей, в том числе детей дошкольного возраста, занимались Д.Б. Богоявленская, Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко, А.М. Матюшкин, Н.Н. Поддъяков, П. Торренс и ученые, изучающие развивающие возможность художественной деятельности Т.Г. Казакова, И.А. Лыкова, С.В. Погодина, Т.С. Комарова.
Задача развития художественных способностей у детей обуславливается общими требованиями всестороннего развития личности, ее индивидуальности. Источником развития и формирования художественных способностей является деятельность.
Актуальность исследования. Быстрое развитие многих аспектов общественной жизни требует от образовательного сообщества подготовки к быстроменяющимся условиям жизни. Проблема развития способностей подрастающего поколения выходит на первое место. А вопрос развития художественных способностей детей (видеть прекрасное в окружающих предметах и явлениях, постигать посредством собственной изобразительной деятельности их сущность, выражать свои эмоции чувства от общения с искусством, самому создавать художественные произведения) остается одним из важнейших в психолого-педагогической науке.
Об актуальности развития художественных способностей мы можем увидеть в 1 главе закона «Об образовании в РФ», где среди основных направлений присутствует и творческое развитие ребенка: «Образование - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции в целях творческого развития ребенка ...» [23]. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее - ФГОС ДО), вступивший в силу с 1 января 2014 г. ФГОС ДО рассматривает художественно-эстетическое развитие, как условие и средство «позитивной социализации и индивидуализации развития личности ребенка дошкольного возраста» [43]. В связи с этим значение художественного развития понимается в настоящее время как важнейший аспект всестороннего гармоничного развития ребенка.
Исходя из актуальности проблемы исследования можно выявить следующие противоречия между:
- объективными требованиями общества к детям старшего дошкольного возраста, способным к саморазвитию и самореализации в различных видах художественной деятельности. И сложившейся ситуацией в системе художественного образования, ее доступности, недостатком предметных возможностей и узкой направленности;
- теоретической разработанностью проблемы развития художественных способностей старших дошкольников в общей и специальной педагогике. Так же недостаточной разработанностью данной проблемы в области развития художественных способностей у старших дошкольников в процессе художественной деятельности;
- потенциальными возможностями изобразительного искусства в развитии художественных способностей и недостаточной методической оснащенностью в практическом использовании его потенциала.
В последнее время возросло внимание к проблемам теории и практики развития художественных способностей как важнейшему средству формирования отношения к действительности, средству нравственного и умственного воспитания, то есть как средству формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности. Несмотря на достаточную теоретическую проработанность проблемы в психолого-педагогической и методической литературе недостаточно разработаны показатели и критерии развития художественных способностей у дошкольников, существует разброс мнений, что осложняет проведение диагностики и интерпретацию результатов исследований.
Выявленные противоречия позволили сформулировать тему диссертационного исследования: «Развитие художественных способностей у детей старшего дошкольного возраста в детской школе искусств.
Цель исследования: теоретически обосновать, разработать и опытным путем комплекс методов и приемов, обеспечивающих на развитие художественных способностей у детей старшего дошкольного возраста на занятиях изобразительным искусством в детской школе искусств.
Объект исследования: процесс развития художественных способностей у старших дошкольников в детской школе искусств на занятиях по изобразительному искусству.
Предмет исследования: комплекс общепедагогических и специфических художественных методов и приемов, обеспечивающих развитие художественных способностей у детей старшего дошкольного возраста в условиях детской школы искусств.
Гипотеза исследования: процесс развития художественных способностей у детей старшего дошкольного возраста в ДШИ будет более эффективным если:
1) в процессе обучения учитывать возрастные, психологические и психомоторные особенности детей старшего дошкольного возраста;
2) использовать комплекс общепедагогических и специфических художественных методов обучения;
3) разработать новые и вариативные задания для художественных занятий в ДШИ.
Задачи исследования:
1) дать определение понятиям «способности», «художественные способности», и охарактеризовать их содержание;
2) охарактеризовать возрастные и психологические особенности детей старшего дошкольного возраста;
3) выявить комплекс методов, способствующих развитию художественных способностей у старших дошкольников;
4) провести опытную работу на занятиях в ДШИ, обобщить полученные результаты, сделать выводы.
Сочетание теоретического и практического характера исследования обусловило выбор методов исследования:
- теоретические: анализ нормативно-правовых документов, изучение и анализ философской и психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, анализ и синтез, сравнение;
- эмпирические: беседа, наблюдение, тестирование, опытно-поисковая работа.
Методы исследования:
- Теоретические - изучение и анализ психолого-педагогической и методической литературы, сравнение, обобщение;
- Эмпирические - наблюдение, беседа, опытно-поисковая работа, обобщение педагогического опыта, анализ и обработка результатов исследования.
Теоретико-методологической основой исследования являются:
- исследования в области психологии художественных способностей А.И. Бурова, Н.А. Ветлугиной, А.В. Запорожца, Т.С. Комаровой, Т.А. Копцевой, Е.А. Флериной, Р.М. Чумичевой, А.М. Чернышевой и др.
- теория эстетического воспитания Д.Б. Лихачева и др.;
- теория художественно-эстетического воспитания О.А. Бочкаревой, Н. Варрки, Т.Г. Казаковой, Т.С. Комаровой, Д.Б. Лихачева, С.Х. Раппопорта, Е.А. Флериной, Т.Н. Фокиной, Р.М. Чумичевой и др.;
Практическая значимость результатов исследования определяется тем, что положения и выводы, полученные в ходе опытно-поисковой работы, могут быть использованы в непосредственной практике педагогов для развития художественных способностей у старших дошкольников.
База опытно-поисковой работы - Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Сухоложская школа искусств» (далее - МБУ ДО «СШИ»). В опытно-поисковой работе приняло участие 10 детей старшего дошкольного возраста класса творческого развития «Карусель» общеразвивающей направленности.
Сайт:https://sdshi.ekb.muzkult.ru/
Юридический адрес: 624802, г. Сухой Лог, ул. Юбилейная 8а
Опытно-поисковая работа по развитию художественных способностей у старших дошкольников осуществлялась в два этапа.
На первом этапе был проведен теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме развития художественных способностей у детей старшего дошкольного возраста; определялись психолого-педагогические особенности развития художественных способностей старших дошкольников; выявлялся потенциал изобразительной деятельности в развитии художественных способностей детей, разрабатывался диагностический инструментарий для выявления уровня развития художественных способностей старших дошкольников.
На втором этапе проводилась диагностика по выявлению исходного уровня развития художественных способностей старших дошкольников, разрабатывалось содержание комплекса занятий, определялись методы и приемы, направленные на развитие выделенных нами критериев развития художественных способностей старших дошкольников.
Структура работы включает введение, две главы, заключение, библиографический спилок, приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В заключении сформулируем основные выводы диссертационного исследования. Цели и задачи проведенной работы выполнены: теоретически обоснованны и проверенны на практике педагогические условия развития художественных способностей у детей старшего дошкольного возраста на занятиях изобразительной деятельности.
Изучена и проанализирована философская и психолого -педагогическая научная литература по проблеме исследования особенностей развития художественных способностей у детей старшего дошкольного возраста.
Необходимыми условиями развития художественных способностей у детей старшего дошкольного возраста являются:
- приоритетное внимание к детской деятельности - игре;
- творческий подход педагога к отбору содержания образования, построенного на основе интеграции, а также к организации занятий с детьми и к использованию разнообразных методов и приемов в работе.;
- широко должны использоваться в оформлении помещений детского сада рисунки, лепка, аппликации, выполненные детьми как индивидуально, так и коллективно;
- широкое включение в педагогический процесс разнообразных игр, игровых приемов и игровых ситуаций, что максимально способствует созиданию личностно значимой для ребенка мотивации обучения, усвоения материала и развития творчества у детей 6-7 лет;
- вариативность во всем: в выборе тем занятий, организации обстановки (ее новизна и разнообразие), в которой протекает работа с детьми, предоставляемых им материалов;
- исключение формализма, сухости, излишнего дидактизма, противоречащего специфике искусства и художественного творчества;
- изучение индивидуальных особенностей каждого ребенка и на этой основе осуществление индивидуального подхода или личностно-ориентированного подхода в обучении детей изобразительной деятельности и развитию творчества;
- взаимосвязь творчества с обучением, в процессе которого дети овладевают необходимыми для творчества знаниями, навыками и умениями.
Мы считаем, что осуществляемое широкое включение в педагогический процесс, разнообразных занятий по художественно- творческой деятельности, максимальное внимание и уважение к продуктам детского творчества, широкое их использование в жизни дошкольников и в оформлении помещения детского учреждения наполняет жизнь детей новым смыслом, создает для них обстановку эмоционального благополучия, вызывает чувство радости.
Мы исходим из того, что занятия разнообразными видами художественной деятельности создают основу для полноценного содержательного общения детей между собой и с взрослыми и следует стремиться помочь им осуществлять такое общение.
Теоретический анализ литературы ученых О.А. Бочкаревой, А.И. Бурова, Н.А. Ветлугиной, А.В. Запорожца, Т.Г. Казаковой, А.Г. Ковалева, Т.С. Комаровой, Н.В. Кондратьевой, Т. А. Копцевой, Д.Б. Лихачева, С.Х Раппопорта, Н.П. Сакулиной А.Б. Теплова, Е.А. Флериной, Т.Н. Фокиной, Р. М. Чумичевой, А. М. Чернышевой и др., а также проведенное опытно-поисковое исследование подтвердили значимость проблемы и темы исследования и позволили сделать следующие выводы:
1. Развитие художественных способностей является важной составляющей общего развития детей старшего дошкольного возраста. На основе анализа психолого-педагогической литературы по теме исследования, раскрыто понятие «художественные способности» - это совокупность индивидуальных психофизиологических особенностей личности и новых качественных состояний (изменений в мышлении, восприятии, опыте жизнедеятельности, мотивационной сфере), возникающих в процессе художественной деятельности, позволяющие личности самовыражаться путем создания нового оригинального продукта - изобразительного произведения.
Показателями развития художественных способностей являются эстетическое восприятие, эстетическое отношение, изобразительная деятельность детей.
2. Мы выяснили, что основными психолого-педагогическими особенностями развития художественных способностей у детей старшего дошкольного возраста являются:
- адекватность, целостность, полнота, глубина художественного восприятия произведений искусства, понимание их смыслового содержания;
- проявление эмоций, чувств, интереса, оценочных суждений при выражении собственного отношения к художественному произведению, изображенному образу или явлению; желание рисовать, лепить и пр.; - осознанная художественная деятельность: стремление выразить эстетические идеалы и чувства в своём изобразительном творчестве; возникновение и реализация замысла, применение выразительных средств, оценка продукта своей деятельности и деятельности ровесников.
3. Доказали, что уникальным средством развития художественных способностей детей старшего дошкольного возраста является изобразительная деятельность, так как она является собственно сутью художественных способностей. В процессе изобразительной деятельности наиболее полно осуществляется развитие художественных и эстетических восприятий, представлений, идеалов, оценочного отношения, чувственных ощущений дошкольников.
Создание художественных образов в изобразительной деятельности детей развивает ребёнка эстетически. Он учится видеть, чувствовать, оценивать и созидать по законам красоты. Изобразительная деятельность позволяет развить в ребенке эстетическое отношение к окружающему, умение видеть и чувствовать прекрасное, развивать художественный вкус. Специфика занятий рисованием, лепкой, аппликацией, дает широкие возможности для познания прекрасного, для развития у детей художественно-эстетического отношения к действительности.
Изобразительное искусство показывает человеку мир реально существующей красоты, формирует его убеждения, влияет на поведение. Умело используя различные виды изобразительной деятельности (рисование, лепку, аппликацию), педагог может успешно управлять процессом развития художественных способностей детей старшего дошкольного возраста.
4. Теоретические обоснования и методические выводы позволили апробировать опытно-поисковую работу, которая была ориентирована на разработку комплекса занятий по изобразительной деятельности, направленных на развитие художественных способностей у детей старшего дошкольного возраста. В процессе опытно -поисковой работы были поставлены и выполнены следующие задачи:
- выделены основные показатели уровня развития художественных
способностей: художественное восприятие; эстетическое отношение;
изобразительная деятельность;
- подобраны диагностические методики, на основе которых были проведены диагностики исходного уровня развития художественных способностей старших дошкольников по указанным показателям;
- проведена диагностика исходного уровня показателей развития художественных способностей у старших дошкольников МБУ ДО «СШИ» г. Сухого Лога Свердловской области;
- разработан комплекс занятий по изобразительной деятельности для старших дошкольников, направленный на развитие показателей художественных способностей.
Результаты диагностического исследования показали, что у детей старшего дошкольного возраста уровень развития художественных способностей невысок:
- недостаточно развито художественное восприятие; 
- дети затрудняются в композиционном построении рисунка, в передачи пропорций в изображении и движении;
- недостаточно развивают содержание и образ картины;
- не умеют выделять цвет, композицию, форму в художественных образах, переданных в картинах.
Это обусловлено тем, что в МБУ ДО «СШИ» не проводится целенаправленная систематическая работа по развитию художественных способностей у старших дошкольников.
В ходе опытно-поисковой работы мною был разработан комплекс занятий, направленных на развитие показателей художественных способностей детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности. В содержание комплекса занятий по изобразительной деятельности были отобраны произведения художественно-эстетического цикла (литературные, художественные, музыкальные).
Выбор содержания, форм и методов организации изобразительной деятельности должен обеспечить положительный результат в развитии показателей художественных способностей у детей старшего дошкольного возраста, а именно:
- повысить уровень художественного восприятия;
- научить понимать красоту и выражать свое отношение к прекрасному в художественном произведении; вызывать потребность в познании прекрасного;
- усовершенствовать художественные умения в области разных жанров изобразительной деятельности: рисовании, лепке, аппликации.
Проведены констатирующий, формирующий и контрольный этап опытно-поисковой работы. Сравнительный анализ обобщенных результатов констатирующего и контрольного этапов опытно -поисковой работы показал, что уровень развития художественных способностей детей старшего дошкольного возраста на контрольном этапе стал выше среднего, также наметилась положительная динамика развития всех характеристик развития в целом.
Таким образом, гипотеза исследования подтвердилась: процесс развития художественных способностей будет успешным, если реализовывать педагогические условия развития:
- применение принципов последовательности и системности обучения;
- использование психолого-педагогической диагностики
художественных способностей детей старшего дошкольного возраста;
- применение комплекса репродуктивных и продуктивных практических комплекса занятий по развитию художественных способностей детей старшего дошкольного возраста «Карусель» в детской школе искусств.


1. Большой психологический словарь [Текст] / Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко. - М.: Прайм-ЕВРОЗНАК. 2009. - 816 с.
2. Большаков, В.П. Ценности культуры и время (некоторые проблемы современной теории культуры [Текст] / В.П. Большаков. - Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2012. - 112 с.
3. Борев, Ю.Б. Эстетика [Текст] / Ю.Б. Борев. М.: Русь-Олимп: АСТ: Астрель,
2005. - 829 с.
4. Бочкарева, И.Л. Изобразительное искусство как средство художественного воспитания личности [Электронный ресурс] / И.Л. Бочкарева // Проблема человека в свете современных социальнофилософских наук (Выпуск 3). URL: http://www.egpu.ru(дата обращения: 19.05.2017).
5. Бочкарева, О.А. Система работы по художественноэстетическому воспитанию. Подготовительная группа [Текст] /О.А. Бочкарева. -
М.: Корифей. 2007. - 96 с.
6. Варкки, Н. Ребенок в мире творчества: Творческое и эстетическое воспитание дошкольников [Текст] / Н. Варкки // Дошкольное воспитание. - 2003. - №6. - С.57-67.
7. Ветлугина, Н.А., Методика музыкального воспитания в детском саду
[Текст]: учебное пособие / Н.А. Ветлугина, И.Л. Дзержинская,
Л.Н. Комиссарова и др.; Под ред. Н.А. Ветлугиной. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Просвещение, 1989. - 270 с.
8. Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии [Текст] / Л.С. Выготский. - С-Пб. : Союз, 1997.
9. Ганошенко, Н.И. Энциклопедический словарь по психологии и педагогике [Текст] / Н.И. Ганошенко. - М .: Академия, 2013. -516 с.
10. Глебова, Л.С. Художественное творчество ребенка [Текст] / 65
Л.С. Глебова. - М.: Педагогика, 2014. - 75 с.
11. Григорьева, Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности
[Текст]: Учеб. пособие для студ. высш. псд. учеб. заведении. /
Г.Г. Григорьева. - М.: ИЦ Академия, 1999. - 344 с.
12. Гусев, Е.О. Творческий процесс и художественное восприятие [Текст] / Е.О. Гусев. - Л., 2000. - 94 с.
13. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения [Текст]: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / Под ред. А.Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцевой. — СПб. : Питер, 2013. — 464 с.
14. Дремов, А.К. Лекции по эстетике и эстетическому воспитанию [Текст] А.К. Дремов, Д.Ф. Козлов.- М.: Изд-во МОПИ им. Н.К.Крупско. 1972.
15. Дятлова, О. Разноцветные песенки. Творческо-эстетическое развитие дошкольников в процессе изобразительной деятельности [Текст] / О. Дятлова, Р. Калинина, Н. Варкки // Дошгкольное образование, 2004. - №4. - с32.
16. Запорожец, А.В. Воспитание эмоций и чувств у дошкольника [Текст] / А.В. Запороржец. - М., 1985. - 186 с.
17. Иванова, О.Л. Изобразительная деятельность и ее роль в период детства [Текст] / О.Л. Иванова // Образование в период детства: Тезисы докладов Российской конференции работников системы образования. - Екатеринбург: Уральский ГПУ, 1997. - С.33.
18. Казакова, Т.Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества [Текст] : Учебник / Т.Г. Казакова. - М.: Владос, 2012. - 255 с.
19. Калашникова, С.А. Таинство Восхождения [Текст] : Учебник
нравственно-этического воспитания / С.А. Калашникова. - Издательство: Амрита-Русь, 2007. - 272 с.
20. Киященко, Н.И. Эстетика жизни [Текст] / Н.И. Киящепнко. - М.: ИНФРА-М, 2000. 66 21. Ковалёв, А.Г. К вопросу о структуре способностей к изобразительной деятельности [Текст] / А.Г. Ковалев // Проблемы способностей. Сборник - М. : Академия пед. наук РСФСР, 1962.
22. Ковалицкая, Л.М. Методика формирования навыков изобразительной деятельности в ДОУ [Текст] / Л.М. Ковалицкая. - М. : Аркти, 2008 - 74 с.
23. Коджаспирова, Г.М. Педагогический словарь [Текст]: учебное пособие
для студентов высш. и сред. пед. учеб. заведений - 2-е изд. /
Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров - М.: Академия, 2005. - 176 с
24. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика [Текст] : Учебник. - 9-е изд., пер. и доп. / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. - М. : Академия, 2011. - 416 с.
25. Комарова, Т.С. Детское художественное творчество: Методическое пособие для воспитателей и педагогов [Текст] / Т.С. Комарова. - М.: Мозаика-Синтез, 2008. - 200 с.
26. Комарова, Т. С. Сказочные образы в детских рисунках [Текст] //Дошкольное воспитание - 1991. - №2. - с.54-56.
27. Кондратьева, Н.В. Сущность понятия «творческие способности» [Текст] / Н.В. Кондратьева // Концепт. - 2015. - № 9.- С. 18.
28. Копцева, Т.А. Воспитательный потенциал изобразительного искусства в образовательных учреждениях России [Текст] / Т.А. Копцева. - М. : Альтекс,
2006. - 346 с.
29. Косминская, В.Б. Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельностью детей [Текст] / В.Б. Косминская, Н.Б. Халезова. - М.: Просвещение, 2011. - 144 с.
30. Кулагина, С.Ю. Возрастная психология весь жизненный цикл [Текст] / С.Ю. Кулагина. - М. : Творческий центр, 2001. - 464 с.
31. Кушаев, Н.А. Основы эстетического воспитания [Текст] : Пособие для учителя / Н.А. Кушаев. - М.: Просвещение, 1986.
32. Леонтьев, А. Н. Избранные психологические произведения [Текст] / А.Н. Леонтьев. - М. : Медиа, 1983. - 392 с. 67
33. Лепская Н.А. 5 рисунков. - М., 1998.
34. Лихачев, Б.Т. Педагогика [Текст] : Курс лекций / Б.Т. Лихачев. - М. : Владос, 2010. - 367 с.
35. Лихачев, Д.Б. Теория эстетического воспитания школьников [Текст] / Д.Б. Лихачев. - М. : Педагогика, 2002. - 183 с.
36. Лыкова, И.А. Генезис изобразительной деятельности детей раннего и дошкольного возраста [Текст] : Монография / И.А. Лыкова. - М. : Карапуз - дидактика, 2007. - 208 с.
37. Лыкова, И.А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» [Текст] / И.А. Лыкова. - М. : ИД «Цветной мир», 2011. - 208 с.
38. Мелик-Пашаев, А.А. Методики исследования и проблемы диагностики
художественно-творческого развития детей [Текст]: Методические
рекомендации для педагогов общеобразовательных школ / А.А. Мелик - Пашаев. - М. : Феникс, 2009. - 272 с.
39. Мухина, В.С. Изобразительная деятельность ребёнка как форма усвоения социального опыта [Текст] / В.С. Мухина. - М., 1981. - 240 с.
40. Неменский, Б.М. Мудрость красоты. О проблемах эстетического воспитания [Текст] : Книга для учителя / Б.М. Неменский - М. : Просвещение, 2005. - 192 с.
41. Новиков А.М. Методология [Текст] / А.М. Новиков, Д.А. Новиков. - М. : СИН-ТЕГ, 2007. - 668 с.
42. Об образовании в Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ. URL: http://www.consultant.ru(дата обращения: 05.05.2016).
43. Об утверждении федерального государственного образовательного
стандарта дошкольного образования [Электронный ресурс]: Приказ
Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва. URL: http://минобрнауки.рф (дата обращения: 05.05.2016). 68
44. Обухова, Л.Ф. Детская (возрастная) психология [Текст] : Учебник / Л.Ф. Обухова. - М. : Российское педагогическое агентство, 1996. - 374 с.
45. От рождения до школы. Основная образовательная программа дошкольного образования [Текст] / Под ред. Н.Е. Вераксы, М.А. Васильевой, Т.С. Комаровой. 3-е изд., испр. и доп. - М. : МозайкаСинтез, 2016. 368 с.
46. Парамонова, Л.А. Теория и методика творческого конструирования в детском саду [Текст] / Л.А. Парамонова. - М. : Академия, 2002. - 192 с.
47. Поддъяков, Н.Н. Психическое развитие и саморазвитие ребенка от рождения до 6 лет [Текст] / Н.Н. Поддъяков. - М. : Речь, 2010. - 136 с.
48. Психологическая готовность к школе [Текст] / Н.И. Гуткина - СПб. : Питер, 2006.
49. Психология одаренности детей и подростков [Текст] / Под ред. Н.С. Лейтеса. — Изд. 2-е, перераб. и доп. - М.: ACADEMA. 2000. - 332 с.
50. Раппопорт, С.Х. От художника к зрителю. Как построено и как функционирует произведение искусства [Текст] / С.Х. Раппопорт.- М. : Просвещение, 1978.
51. Росток. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет [Текст] / А.В. Шестакова. - Челябинск, 2016.
52. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии [Текст] / С.Л. Рубинштейн. - СПб. : Питер, 2015. - 718 с.
53. Савенкова, Л.Г. Проблемы дидактики образовательной области «Искусство» (педагогические технологии и механизмы художественно - творческого развития детей: интегрированные формы обучения [Текст] / Л.Г. Савенкова, Н.В. Богданова. - М. : Издательский дом Российской академии образования, 2009. 69
54. Сакулина, Н.П. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию [Текст] / Н.П. Сакулина, Т.С. Комарова. М. : Просвещение, 1979. - 280 с.
55. Справочник дошкольного психолога [Текст] / Г.А. Широкова. - Ростов н/Д.: Феникс, 2007.
56. Теоретические и методологические проблемы современного образования [Текст]: материалы IV науч.-практ. конф. (Москва, 5-6- апреля 2011 г.). — М.: Изд-во института стратегических исследований, 2011 - С.111-114.
57. Теплов, Б.М. Избранные труды (тт. 1—2) [Текст] / Б.М. Теплов. — М. : Педагогика, 1985.
58. Торшилова, Е.М. Развитие эстетических способностей детей 3-7 лет: Теория и диагностика [Текст] : Руководство практического психолога / Е.М.
59. Торшилова, Т.В. Морозова. Изд. 2-е, перераб., доп. - М. : Деловая книга, 2001. - 144 с.
59. Урунтаева, Г.А. Дошкольная педагогика [Текст] : Учебн. пособие для средн. пед. учебн. Заведений / Г.А. Урунтаева. 5-е изд. Стереотип.- М. : Академия, 2011 - 336 с.
60. Философский словарь [Текст] / Под ред. И. Т. Фролова. 7-е изд., перераб. и доп. — М. : Республика, 2001. — 719 с.
61. Флерина, Е.А. Изобразительное творчество детей дошкольного возраста [Текст] / Е.А. Флерина. - М.: Учпедгиз, 1956. - 91 с.
62. Фокин, Т. Программа художественно-эстетического развития дошкольников [Текст] / Т.Фокин // Дошкольное воспитание. - 1999. - № 1. - с.35-38.
63. Чумичева, Р.М. Дошкольникам о живописи [Текст] / Р.М. Чумичева. - М. : Просвещение, 1992. - 126 с.
64. Шадриков, В. Д. Способности человека [Текст] / В.Д. Шадриков. — М. :
Издательство «Институт практической психологи РАН»; Воронеж: НПО «МО-ДЭК», 2014. — 288 с
65. Шацкая, В.Н. Эстетическое воспитание детей в семье [Текст] / В.Н. Шацкая. - М., 1954.
66. Эльконин, Д.Б. Детская психология: развитие от рождения до семи лет [Текст] / Д.Б. Эльконин. - М. : Просвещение, 2010. - 348 с.
67. Энциклопедический словарь юного художника [Текст] / Сост. Н. И. Платонова, В. Д. Синюков. - М. : Педагогика, 1983. - 416 с.
68. Эстетическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста [Текст]: Учебное пособие для ВУЗов / Е.А. Дубровская, Т.Г. Казакова, Н.Н. Юрина и др.; Под ред. Е.А. Дубровской, С.А. Козловой. - М. : Академия, 2002. - 256 с.
69. Эстетическое воспитание в детском саду [Текст]: Пособие для воспитателей детского сада / Под ред. Н. А. Ветлугиной. - М. : Просвещение, 1995.
70. Якобсон, П.М. Эмоциональная жизнь школьников [Текст] / П.М. Якобсон.- М.: Просвещение, 1966.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ