Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие творческого воображения у детей младшего школьного возраста в кружковой деятельности

Работа №95828

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы61
Год сдачи2021
Стоимость4300 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
173
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАС¬ТА 9
1.1. Анализ литературы по проблеме развития творческого воображения
младших школьников 9
1.2. Особенности психолого-педагогического развития воображения у детей
младшего школьного возраста 16
1.3. Кружковая деятельность как средство развития творческого воображения
у детей младшего школьного возраста 26
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В КРУЖКОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 35
2.1. Диагностическое исследование исходного уровня развития творческого
воображения у детей младшего школьного возраста 35
2.2. Организация работы, направленной на развитие творческого воображения у детей младшего школьного возраста в кружковой деятельности 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 57

Современное общество ощущает потребность в творческой, самостоятельной, активной личности, с ярко проявленными личными качествами, способной, реализуя свои личностные запросы, разрешать и проблемы общества. Настоящий социальный заказ углубляет интерес к проблеме развития творческой активности обучающихся, что содействует становлению индивидуальности человека, его самовыражению, самореализации и успешной социализации [6]. Современная школа ориентирована на гуманизацию процесса образования и разностороннее развитие личности обучающегося. Нужно гармонично сочетать учебную деятельность с творческой, вследствие которой, у обучающихся развиваются персональные способности, умение совершать осознанный выбор, а также познавательная активность. Видна громадная роль школы в воспитании активного, инициативного и творчески думающего человека. Несомненно, развитие творческих возможностей происходит на всех стадиях школьной жизни, но наиболее важным представляется период младшего школьного возраста [6].
В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» говорится, что образовательные программы определяют содержание образования: «Содержание образования должно учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений, обеспечивать развитие способностей каждого человека, формирование и развитие его личности в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями», а также «...развитие своих творческих способностей и интересов» [40. C. 18]. В «Конвенции о правах ребенка» сказано: «Государства- участники соглашаются в том, что образование ребенка должно быть направлено на развитие личности, талантов», «...поощряют право ребенка на все-стороннее участие в культурной и творческой жизни и содействуют предоставлению соответствующих и равных возможностей для культурной и творческой деятельности» [18, С. 2]. В. А. Сухомлинский писал: «Учение не должно сводиться к беспрерывному накоплению знаний, к тренировке памяти хочется, чтобы дети были путешественниками, открывателями и творцами в этом мире» [38. C. 42].
Развитие творческого воображения младших школьников способствует не только эффективному усвоению учебного материала, но также является условием творческого преобразования имеющихся знаний, самосовершенствования и саморазвития личности. Начальное и необходимое становление человека как личности происходит в детстве — ребёнок, познавая окружающий его мир, понимает свою роль и место в данном мире. В будущем, с взрослением, он развивает исходную установку личности, корректируя её по необходимости. Большая роль в этом отводится школе, преподавателю [1]. Педагоги, обеспечивая реализацию условий развития творческого воображения, при обучении детей, с одной стороны, способствуют его становлению, а с другой, определяют огромную вероятность сбережения творческого воображения и в дальнейшей деятельности взрослого человека. Как показывают педагогические исследования, творческое воображение помогает удачно и дифференцированно воспринимать материал, отметить основное и второстепенное. Оно помогает уйти от догм в понимании не только искусства, но также науки, мобилизуя любые виды мыслительной и творческой деятельности детей. С использованием творческого воображения в ходе творчества понимание материала у ребенка происходит не только на сознательном уровне, но и на эмоциональном. Усиливается интерес, тяга справиться с поставленной задачей. Увеличивается результативность и глубина знаний, умений и навыков [5]. Таким образом исполняется заказ общества и государства. Образовательные стандарты дают нам ориентир на развитие системы воспитания и обучения, которые ждут от нас семья, общество и государство. С этой целью в стандартах второго поколения предложена модель выпускника начальной школы. Проблему творческого развития в своих работах задевал популярный психолог, доктор психологических наук Н. Лейтес. Его работы занимают видное место в русской психологии. Исследования, посвященные развитию творческого воображения у детей младшего школьного возраста, занимают веское место в отечественной и зарубежной психологии. Психологической основой для исследования сущности и механизмов творческого воображения служат работы Н. А. Ветлугиной, Л. С. Выготского, Р. М. Грановской, В. В. Давыдова, В. Н. Дружинина, С. Л. Рубинштейна, Л. В. Ясинских и др., а также работы зарубежных психологов: Дж. Гилфорда, Т. Рибо, Э. П. Торренса. и др.
Огромные возможности для развития творческих способностей обучающихся имеют кружковые занятия. Кружковая деятельность дает широкий простор для всевозможной деятельности школьников: изготовление поделок, конструирование, моделирование, исследовательская деятельность, и т. д. В ходе выполнения таких работ у школьников появляется и укрепляется интерес к отдельным темам [6].
Активизируя потребность обучающихся к предмету, кружки содействуют развитию кругозора, творческих способностей, привитию навыков самостоятельной работы и тем самым росту качества подготовки к учебным предметам. Тут любой ученик имеет право выбрать себе занятие по душе, вы-явить, ставить и разрешать увлекающие проблемы. Интерес учащегося к какому-то определённому вопросу, создавшийся на уроке, в процессе труда, при просмотре телепередач, прочтении заметки в газете может быть развит, углублён на занятиях в кружках, где преподаватель не связан рамками про-граммы и учебника, где огромные возможности для проявления инициативы обучающихся [6]. Актуальность выбранной темы заключается в воспитании у растущего поколения творческого восприятия окружающей среды, а также активности и самостоятельности мышления, которые содействуют достижению позитивных перемен в обществе и государстве. Проблема исследования видится в поиске средств развития творческого воображения младших школьников в кружковой деятельности.
Творческое воображение детей представляет большой потенциал для реализации резервов комплексного подхода в обучении и воспитании. Ребёнок в процессе развития самостоятельно реализует свои возможности, благодаря творческой деятельности, будь то вышивание, конструирование, лепка и т. п. Любое изделие, выполненное ребенком — это его труд, в который он вкладывает немало стараний, усилий, терпения, времени и, главное, желание сделать хорошо и красиво. Творческая работа способствует проявлению у ребенка самостоятельности, самореализации, воплощению его личных идей, которые ориентированы на создание нового, проявление творческого воображения [14].
На основании вышесказанного, была определена тема выпускной квалификационной работы «Развитие творческого воображения у детей младшего школьного возраста в кружковой деятельности».
Объект исследования — процесс развития творческого воображения у младших школьников.
Предмет — комплекс занятий по кружковой деятельности направленный на развитие творческого воображения у детей младшего школьного возраста.
Цель: теоретическое обоснование и разработка комплекса занятий по кружковой деятельности направленного на развитие творческого воображения у детей младшего школьного возраста.
В задачи выпускной квалификационной работы входит:
1. На основании анализа литературы раскрыть основные понятия исследования;
2. Выявить психолого-педагогические особенности творческого развития у детей младшего школьного возраста;
3. Раскрыть возможности кружковой деятельности как средства развития творческого воображения;
4. Провести диагностическое исследование по определению исходного уровня развитости творческого воображения у детей младшего школьного возраста;
5. Разработать содержание комплекса занятий по кружковой деятельности направленный на развитие творческого воображения у детей младшего школьного возраста.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
Теоретические методы: анализ нормативно-правовых документов, теоретико-методологический и понятийно-терминологический анализ литературы по проблеме исследования.
Эмпирические методы: наблюдение, беседа, диагностика, анализ продуктов творчества детей.
Практическая значимость результатов исследования определяется тем, что основное положение и выводы, полученные в ходе исследовательской работы, может быть использованы учителями начальных классов при разработке рабочей программы по учебному предмету «Технология» и в работе педагогов дополнительного образования по направлению «Творческое развитие детей». Материалы по теме исследования могут быть рекомендованы учителям, педагогам дополнительного образования в организации занятий по развитию творческих способностей у детей.
Практическое исследование проходило на базе Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №11 города Серова. В исследовании приняли участие 22 учащихся 3 «А» класса.
Структура выпускной квалификационной работы — введение, две главы, заключение, список источников и литературы и приложения.
В первой главе раскрываются теоретические аспекты развития творческого воображения детей младшего школьного возраста. Во второй раскрываются практические аспекты развития творческого воображения младших школьников.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Младший школьный возраст, это чрезвычайно серьезный период эмоционального формирования ребёнка, усиленного вырабатывания всех психических функций, развития непростых видов деятельности, закладывания баз творческих способностей, вырабатывания текстуры мотивов и потребностей, высоконравственных норм, самооценки, компонентов волевой регуляции поведения [9].
В первой части выпускной квалификационной работы на основе анализа научно-педагогической, психолого-педагогической и методической литературы раскрыты теоретические аспекты развития творческого воображения младших школьников.
В определении творческого воображения автор придерживается точки зрения А. В. Петровского: «Творческое воображение, предполагает самостоятельное создание новых образов, которые реализуются в оригинальных и ценных продуктах деятельности». Таким образом, творческое воображение проявляется в виде: образов, не реализованных в практической деятельности; образов, связанных с выполнением конкретной практической деятельности; представления чего-либо нового, основанного на словесном или условном изображении этого нового; новых образов без опоры на готовое описание или условное изображение.
Младший школьный возраст является периодом интенсивного и качественного преобразования познавательных процессов. Воображение играет важную роль в психическом развитии младшего школьника. По С. Л. Рубинштейну: «Воображение — это отлёт от прошлого опыта, преобразование его», то есть воображение — это «преобразование данного, осуществляемого в образной форме». Оно дополняет восприятие элементами прошлого опыта, собственными переживаниями ребёнка, преобразует прошлое и настоящее за счёт обобщения, соединения с эмоциями, чувствами, ощущениями, представлениями. Благодаря воображению осуществляется планирование и целеполагание, при котором будущий результат деятельности младшего школьника существует в его сознании и направляет его активность на получение желаемого результата.
Творческая деятельность — средство развития творческого воображения у младших школьников. Развитие творческого воображения является важнейшей задачей современного образования. Этот процесс пронизывает все этапы развития личности ребёнка, пробуждает инициативность и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе. Подтверждение словам о том, что творческая деятельность — неотъемлемая часть творческого воображения найдено в высказывании Л. С. Выготского: «Творческая деятельность и воображение находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия, прежнего опыта человека, потому что этот опыт представляет материал, из которого создаются построения фантазии. Чем богаче опыт человека, тем больше материал, которым располагает его воображение». Таким образом, в исследовании приведены аргументы, доказывающие, что творческое воображение развивается с помощью с такого средства, как творческая деятельность.
Автором выпускной квалификационной работы была проведена исходная диагностика уровня развитости творческого воображения у младших школьников. Автор использовал следующие диагностики: О. М. Дьяченко «Дорисовывание фигур», тест Э. Торренс, «Вербальная фантазия», разработанная Р. С. Немовым.
Результаты показали, что у 58% детей младшего школьного возраста в 3 «А» класса средний и высокий уровень развития творческого воображения и 42% с низким уровнем развития воображения. Учитывая результаты диагностики исходного уровня развития творческого воображения, целесообразно продолжать развивать у обучающихся 3 «А» класса МБОУ СОШ №11 творческое воображение. Для этого необходимо разработать цикл занятий, направленных на развитие творческого воображения.
Автором разработан и представлен цикл занятий, который будет развивать творческое воображение у детей младшего школьного возраста. Чтобы в этом убедиться, необходимо проводить диагностические исследования, вы-являть, какой метод наиболее продуктивный для того или иного младшего школьника. Нужно находить индивидуальный подход к каждому обучающемуся, чтобы развитие творческого воображения не останавливалось на достигнутом уровне.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что автор решил постав-ленные задачи и достиг цели выпускной квалификационной работы.



1. Азарова, Л.Н. Как развивать творческую индивидуальность младших школьников // Начальная школа.- 2008 г.-№4.-с.80-81.- Текст непосредственный.
2. Амосова, И.Ю. Развитие творческого воображения младших
школьников // Современная педагогика. - 2014.-№5.- URL.:
http://pedagogika.snauka.ru/2013/05/1788(Дата обращения 16.05.2018). Текст: электронный.
3. Аникина, Т.Ю. Развитие творческого воображения младших школьников. URL.: https://clck.ru/GHYrN(Дата обращения 26.01.2019). Текст: электронный. Бердяев, Н.А. Смысл творчества. - 1999. - С. 38. - Текст непосредственный.
4. Ботова, К.А., Дергунова Т.А. Развитие творческого воображения младших школьников. URL.: http://www.scienceforum.ru/2014/503/2311(Дата обращения 9.12.2018). Текст: электронный.
5. Васильева, И.Ю. Развитие творческого воображения младших школьников на уроках изобразительного искусства и технологии. URL.: https://clck.ru/GHYzz_(Дата обращения 12.10.2019). Текст: электронный.
6. Венгер, Н.Ю. Путь к развитию творчества. -2001., №11., с. 32-38. - Текст непосредственный.
7. Веселова, Е.В. Развитие творческого воображения учащихся на уроках технологии. URL.: https://infourok.ru/master-klass-razvitie-tvorcheskogo- voobrazheniya-uchaschihsya-na-urokah-tehnologii-578697.html(Дата обращения 01.11.2020). Текст: электронный.
8. Ветлугина, Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду. -1983.- С. 32 - Текст непосредственный.
9. Виды и характеристика художественной деятельности детей. URL.: https://students-library.com/library/read/(Дата обращения 16.05.2020). Текст: электронный.
10. Выготский, Л.Н. Воображение и творчество в школьном возрасте. - СПб.: Союз, 1997. 92с. - Текст непосредственный.
11. Выготский, Л.С. Лекции по психологии / Л.С. Выготский. - СПб.: Союз, 1997. с. 112-113.
12. Галямова, Э.М., Выгонов В.В., Першина Ж.А. Методика обучения продуктивным видам деятельности с практикумом: учебник для студ. Учреждений сред. проф. Образования / Э.М. Галямова, В.В. Выгонов, Ж.А. Пер-шина. - М.: Издательский центр «Академия», 2018. с. 18. - Текст непосредственный.
13. Головин, С.Ю. Словарь практического психолога / С.Ю. Головин. — М.: АСТ, Харвест, 1998. с. 70-72. - Текст непосредственный.
14. Давыдов, В. Психологическое развитие в младшем школьном возрасте // Возрастная и педагогическая психология. - М., 1973.с. 87. - Текст не-посредственный.
15. Дьяченко, О.М. Об основных направлениях развития воображения у детей. // Вопросы психологии. - 1988. - № 6. с. 11. - Текст непосредственный.
16. Журавлева, М.В. Игра как средство развития творческого воображения у младшего школьника. URL.: https://clck.ru/GHZrd(Дата обращения 25.10.2020). Текст: электронный.
17. Зак, А.З. Методы развития способностей у детей М., 1998. с. 60. - Текст непосредственный.
18. Зеньковский, В.В. Психология детства / В.В. Зеньковский - М.: Академия, 1996. с. 56. - Текст непосредственный.
19. Конвенция о правах ребенка. URL.:
https: //www. un. org/ru/documents/decl_conv/conventions/childcon. shtml (Дата обращения 21.11.2020). Текст: электронный.
20. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. - М.: Просвещение, 2014.- Текст непосредственный.
21. Коробейникова, О.В. Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста средствами бумагопластики. URL.: https://infourok.ru/razvitie-tvorcheskih-sposobnostey-detey-mladshego-shkolnogo- vozrasta-sredstvami-bumagoplastiki-3050478.html(Дата обращения 28.09.2020). Текст: электронный.
22. Кравцов, Г.Г. Игра как основа детского творчества. // Искусство в школе. - 2002г.- №3.- с. 3-7. - Текст непосредственный.
23. Круглова, Л. Что делает человека счастливым? // Народное образование. - 2006 г.- №8.-с.26-28. - Текст непосредственный.
24. Крутецкий, В.Н. Психология.- М.: Просвещение, 1986 г. - с.203. - Текст непосредственный.
25. Кряшева, Н.Л. "Развитие эмоционального мира детей". Ярославль, 2006. с. 23. - Текст непосредственный.
26. Ксензова, Г.Ю. Успех рождает успех. // Открытая школа.-2004 г.- №4.- с.52. - Текст непосредственный.
27. Левин, В.А. Воспитание творчества. - Томск: Пеленг, 2003. 56 с. - Текст непосредственный.
28. Леднева, С.А. Идентификация детской одаренности педагогами. // Научно-практический журнал. - 2007 г. - №1.- с. 36-42. - Текст непосредственный.
29. Лищенко, В.Т. Развитие творческого воображения. URL.: https://nsportal. ru/nachalnaya-shkola/obshchepedagogicheskogo-voobrazheniya (Дата обращения 18.10.2020). Текст: электронный.
30. Лук, А.Н. Психология творчества. - Наука, 1998. 125 с. - Текст не-посредственный.
31. Немов, Р.С. Психология Природа и виды мышления. - Наука, 2003. 126 с. - Текст непосредственный.
32. Особенности творческого воображения у школьников: теоретический анализ. URL.: https://clck.ru/GHa5t(Дата обращения 20.11.2019). Текст: электронный.
33. Психология детства: учебник / под ред. А.А. Реана - СПб.: Прайм- ЕВРО-ЗНАК, 2014. - Текст непосредственный.
34. Психология и педагогика. Учебное пособие. URL.: http://www.bibliotekar.ru/psihologia-1/18.htm(Дата обращения 17.06.2020). Текст: электронный.
35. Развитие воображения. URL.: http://azps.ru/handbook/r/razv265.html(Дата обращения 09.09.2020). Текст: электронный.
36. Современный Энциклопедический Словарь. - Москва.- 1993.- с. 142. - Текст непосредственный.
37. Страхова, Н.М. Новые подходы к организации образовательного процесса.// Завуч начальной школы.- 2007 г. - №3.- с.107. - Текст непосредственный.
38. Субботина, Л.Ю. Развитие воображения у детей.- Ярославль. - 2006г.-с.138. - Текст непосредственный.
39. Сухомлинскиий, В.А. «Сердце отдаю детям». - Москва.- 1993.- с. 42. - Текст непосредственный.
40. Талызина, Н.Ф. Формирование познавательной деятельности млад-ших школьников. - М. 1988 г. - с. 171-174. - Текст непосредственный.
41. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. - М.: Просвещение, 2016. - Текст непосредствен-ный.
42. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ. - М.: Просвещение, 2015. - Текст непосредственный.
43. Хуторский, А.В. Развитие творческих способностей.- М.: Владос, - 2004 г. - с.22. - Текст непосредственный.
44. Шадриков, В.Д. Развитие способностей.// Начальная школа.- 2004 г. - №5. с. 6-12. - Текст непосредственный.
45. Шадрина, И.М. Развитие художественного воображения на уроках художественного труда // Начальная школа. - 2015. - №4. с. 19. - Текст непосредственный.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ