ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАС¬ТА 9
1.1. Анализ литературы по проблеме развития творческого воображения
младших школьников 9
1.2. Особенности психолого-педагогического развития воображения у детей
младшего школьного возраста 16
1.3. Кружковая деятельность как средство развития творческого воображения
у детей младшего школьного возраста 26
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В КРУЖКОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 35
2.1. Диагностическое исследование исходного уровня развития творческого
воображения у детей младшего школьного возраста 35
2.2. Организация работы, направленной на развитие творческого воображения у детей младшего школьного возраста в кружковой деятельности 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 57
Современное общество ощущает потребность в творческой, самостоятельной, активной личности, с ярко проявленными личными качествами, способной, реализуя свои личностные запросы, разрешать и проблемы общества. Настоящий социальный заказ углубляет интерес к проблеме развития творческой активности обучающихся, что содействует становлению индивидуальности человека, его самовыражению, самореализации и успешной социализации [6]. Современная школа ориентирована на гуманизацию процесса образования и разностороннее развитие личности обучающегося. Нужно гармонично сочетать учебную деятельность с творческой, вследствие которой, у обучающихся развиваются персональные способности, умение совершать осознанный выбор, а также познавательная активность. Видна громадная роль школы в воспитании активного, инициативного и творчески думающего человека. Несомненно, развитие творческих возможностей происходит на всех стадиях школьной жизни, но наиболее важным представляется период младшего школьного возраста [6].
В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» говорится, что образовательные программы определяют содержание образования: «Содержание образования должно учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений, обеспечивать развитие способностей каждого человека, формирование и развитие его личности в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями», а также «...развитие своих творческих способностей и интересов» [40. C. 18]. В «Конвенции о правах ребенка» сказано: «Государства- участники соглашаются в том, что образование ребенка должно быть направлено на развитие личности, талантов», «...поощряют право ребенка на все-стороннее участие в культурной и творческой жизни и содействуют предоставлению соответствующих и равных возможностей для культурной и творческой деятельности» [18, С. 2]. В. А. Сухомлинский писал: «Учение не должно сводиться к беспрерывному накоплению знаний, к тренировке памяти хочется, чтобы дети были путешественниками, открывателями и творцами в этом мире» [38. C. 42].
Развитие творческого воображения младших школьников способствует не только эффективному усвоению учебного материала, но также является условием творческого преобразования имеющихся знаний, самосовершенствования и саморазвития личности. Начальное и необходимое становление человека как личности происходит в детстве — ребёнок, познавая окружающий его мир, понимает свою роль и место в данном мире. В будущем, с взрослением, он развивает исходную установку личности, корректируя её по необходимости. Большая роль в этом отводится школе, преподавателю [1]. Педагоги, обеспечивая реализацию условий развития творческого воображения, при обучении детей, с одной стороны, способствуют его становлению, а с другой, определяют огромную вероятность сбережения творческого воображения и в дальнейшей деятельности взрослого человека. Как показывают педагогические исследования, творческое воображение помогает удачно и дифференцированно воспринимать материал, отметить основное и второстепенное. Оно помогает уйти от догм в понимании не только искусства, но также науки, мобилизуя любые виды мыслительной и творческой деятельности детей. С использованием творческого воображения в ходе творчества понимание материала у ребенка происходит не только на сознательном уровне, но и на эмоциональном. Усиливается интерес, тяга справиться с поставленной задачей. Увеличивается результативность и глубина знаний, умений и навыков [5]. Таким образом исполняется заказ общества и государства. Образовательные стандарты дают нам ориентир на развитие системы воспитания и обучения, которые ждут от нас семья, общество и государство. С этой целью в стандартах второго поколения предложена модель выпускника начальной школы. Проблему творческого развития в своих работах задевал популярный психолог, доктор психологических наук Н. Лейтес. Его работы занимают видное место в русской психологии. Исследования, посвященные развитию творческого воображения у детей младшего школьного возраста, занимают веское место в отечественной и зарубежной психологии. Психологической основой для исследования сущности и механизмов творческого воображения служат работы Н. А. Ветлугиной, Л. С. Выготского, Р. М. Грановской, В. В. Давыдова, В. Н. Дружинина, С. Л. Рубинштейна, Л. В. Ясинских и др., а также работы зарубежных психологов: Дж. Гилфорда, Т. Рибо, Э. П. Торренса. и др.
Огромные возможности для развития творческих способностей обучающихся имеют кружковые занятия. Кружковая деятельность дает широкий простор для всевозможной деятельности школьников: изготовление поделок, конструирование, моделирование, исследовательская деятельность, и т. д. В ходе выполнения таких работ у школьников появляется и укрепляется интерес к отдельным темам [6].
Активизируя потребность обучающихся к предмету, кружки содействуют развитию кругозора, творческих способностей, привитию навыков самостоятельной работы и тем самым росту качества подготовки к учебным предметам. Тут любой ученик имеет право выбрать себе занятие по душе, вы-явить, ставить и разрешать увлекающие проблемы. Интерес учащегося к какому-то определённому вопросу, создавшийся на уроке, в процессе труда, при просмотре телепередач, прочтении заметки в газете может быть развит, углублён на занятиях в кружках, где преподаватель не связан рамками про-граммы и учебника, где огромные возможности для проявления инициативы обучающихся [6]. Актуальность выбранной темы заключается в воспитании у растущего поколения творческого восприятия окружающей среды, а также активности и самостоятельности мышления, которые содействуют достижению позитивных перемен в обществе и государстве. Проблема исследования видится в поиске средств развития творческого воображения младших школьников в кружковой деятельности.
Творческое воображение детей представляет большой потенциал для реализации резервов комплексного подхода в обучении и воспитании. Ребёнок в процессе развития самостоятельно реализует свои возможности, благодаря творческой деятельности, будь то вышивание, конструирование, лепка и т. п. Любое изделие, выполненное ребенком — это его труд, в который он вкладывает немало стараний, усилий, терпения, времени и, главное, желание сделать хорошо и красиво. Творческая работа способствует проявлению у ребенка самостоятельности, самореализации, воплощению его личных идей, которые ориентированы на создание нового, проявление творческого воображения [14].
На основании вышесказанного, была определена тема выпускной квалификационной работы «Развитие творческого воображения у детей младшего школьного возраста в кружковой деятельности».
Объект исследования — процесс развития творческого воображения у младших школьников.
Предмет — комплекс занятий по кружковой деятельности направленный на развитие творческого воображения у детей младшего школьного возраста.
Цель: теоретическое обоснование и разработка комплекса занятий по кружковой деятельности направленного на развитие творческого воображения у детей младшего школьного возраста.
В задачи выпускной квалификационной работы входит:
1. На основании анализа литературы раскрыть основные понятия исследования;
2. Выявить психолого-педагогические особенности творческого развития у детей младшего школьного возраста;
3. Раскрыть возможности кружковой деятельности как средства развития творческого воображения;
4. Провести диагностическое исследование по определению исходного уровня развитости творческого воображения у детей младшего школьного возраста;
5. Разработать содержание комплекса занятий по кружковой деятельности направленный на развитие творческого воображения у детей младшего школьного возраста.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
Теоретические методы: анализ нормативно-правовых документов, теоретико-методологический и понятийно-терминологический анализ литературы по проблеме исследования.
Эмпирические методы: наблюдение, беседа, диагностика, анализ продуктов творчества детей.
Практическая значимость результатов исследования определяется тем, что основное положение и выводы, полученные в ходе исследовательской работы, может быть использованы учителями начальных классов при разработке рабочей программы по учебному предмету «Технология» и в работе педагогов дополнительного образования по направлению «Творческое развитие детей». Материалы по теме исследования могут быть рекомендованы учителям, педагогам дополнительного образования в организации занятий по развитию творческих способностей у детей.
Практическое исследование проходило на базе Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №11 города Серова. В исследовании приняли участие 22 учащихся 3 «А» класса.
Структура выпускной квалификационной работы — введение, две главы, заключение, список источников и литературы и приложения.
В первой главе раскрываются теоретические аспекты развития творческого воображения детей младшего школьного возраста. Во второй раскрываются практические аспекты развития творческого воображения младших школьников.
Младший школьный возраст, это чрезвычайно серьезный период эмоционального формирования ребёнка, усиленного вырабатывания всех психических функций, развития непростых видов деятельности, закладывания баз творческих способностей, вырабатывания текстуры мотивов и потребностей, высоконравственных норм, самооценки, компонентов волевой регуляции поведения [9].
В первой части выпускной квалификационной работы на основе анализа научно-педагогической, психолого-педагогической и методической литературы раскрыты теоретические аспекты развития творческого воображения младших школьников.
В определении творческого воображения автор придерживается точки зрения А. В. Петровского: «Творческое воображение, предполагает самостоятельное создание новых образов, которые реализуются в оригинальных и ценных продуктах деятельности». Таким образом, творческое воображение проявляется в виде: образов, не реализованных в практической деятельности; образов, связанных с выполнением конкретной практической деятельности; представления чего-либо нового, основанного на словесном или условном изображении этого нового; новых образов без опоры на готовое описание или условное изображение.
Младший школьный возраст является периодом интенсивного и качественного преобразования познавательных процессов. Воображение играет важную роль в психическом развитии младшего школьника. По С. Л. Рубинштейну: «Воображение — это отлёт от прошлого опыта, преобразование его», то есть воображение — это «преобразование данного, осуществляемого в образной форме». Оно дополняет восприятие элементами прошлого опыта, собственными переживаниями ребёнка, преобразует прошлое и настоящее за счёт обобщения, соединения с эмоциями, чувствами, ощущениями, представлениями. Благодаря воображению осуществляется планирование и целеполагание, при котором будущий результат деятельности младшего школьника существует в его сознании и направляет его активность на получение желаемого результата.
Творческая деятельность — средство развития творческого воображения у младших школьников. Развитие творческого воображения является важнейшей задачей современного образования. Этот процесс пронизывает все этапы развития личности ребёнка, пробуждает инициативность и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе. Подтверждение словам о том, что творческая деятельность — неотъемлемая часть творческого воображения найдено в высказывании Л. С. Выготского: «Творческая деятельность и воображение находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия, прежнего опыта человека, потому что этот опыт представляет материал, из которого создаются построения фантазии. Чем богаче опыт человека, тем больше материал, которым располагает его воображение». Таким образом, в исследовании приведены аргументы, доказывающие, что творческое воображение развивается с помощью с такого средства, как творческая деятельность.
Автором выпускной квалификационной работы была проведена исходная диагностика уровня развитости творческого воображения у младших школьников. Автор использовал следующие диагностики: О. М. Дьяченко «Дорисовывание фигур», тест Э. Торренс, «Вербальная фантазия», разработанная Р. С. Немовым.
Результаты показали, что у 58% детей младшего школьного возраста в 3 «А» класса средний и высокий уровень развития творческого воображения и 42% с низким уровнем развития воображения. Учитывая результаты диагностики исходного уровня развития творческого воображения, целесообразно продолжать развивать у обучающихся 3 «А» класса МБОУ СОШ №11 творческое воображение. Для этого необходимо разработать цикл занятий, направленных на развитие творческого воображения.
Автором разработан и представлен цикл занятий, который будет развивать творческое воображение у детей младшего школьного возраста. Чтобы в этом убедиться, необходимо проводить диагностические исследования, вы-являть, какой метод наиболее продуктивный для того или иного младшего школьника. Нужно находить индивидуальный подход к каждому обучающемуся, чтобы развитие творческого воображения не останавливалось на достигнутом уровне.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что автор решил постав-ленные задачи и достиг цели выпускной квалификационной работы.
1. Азарова, Л.Н. Как развивать творческую индивидуальность младших школьников // Начальная школа.- 2008 г.-№4.-с.80-81.- Текст непосредственный.
2. Амосова, И.Ю. Развитие творческого воображения младших
школьников // Современная педагогика. - 2014.-№5.- URL.:
http://pedagogika.snauka.ru/2013/05/1788(Дата обращения 16.05.2018). Текст: электронный.
3. Аникина, Т.Ю. Развитие творческого воображения младших школьников. URL.: https://clck.ru/GHYrN(Дата обращения 26.01.2019). Текст: электронный. Бердяев, Н.А. Смысл творчества. - 1999. - С. 38. - Текст непосредственный.
4. Ботова, К.А., Дергунова Т.А. Развитие творческого воображения младших школьников. URL.: http://www.scienceforum.ru/2014/503/2311(Дата обращения 9.12.2018). Текст: электронный.
5. Васильева, И.Ю. Развитие творческого воображения младших школьников на уроках изобразительного искусства и технологии. URL.: https://clck.ru/GHYzz_(Дата обращения 12.10.2019). Текст: электронный.
6. Венгер, Н.Ю. Путь к развитию творчества. -2001., №11., с. 32-38. - Текст непосредственный.
7. Веселова, Е.В. Развитие творческого воображения учащихся на уроках технологии. URL.: https://infourok.ru/master-klass-razvitie-tvorcheskogo- voobrazheniya-uchaschihsya-na-urokah-tehnologii-578697.html(Дата обращения 01.11.2020). Текст: электронный.
8. Ветлугина, Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду. -1983.- С. 32 - Текст непосредственный.
9. Виды и характеристика художественной деятельности детей. URL.: https://students-library.com/library/read/(Дата обращения 16.05.2020). Текст: электронный.
10. Выготский, Л.Н. Воображение и творчество в школьном возрасте. - СПб.: Союз, 1997. 92с. - Текст непосредственный.
11. Выготский, Л.С. Лекции по психологии / Л.С. Выготский. - СПб.: Союз, 1997. с. 112-113.
12. Галямова, Э.М., Выгонов В.В., Першина Ж.А. Методика обучения продуктивным видам деятельности с практикумом: учебник для студ. Учреждений сред. проф. Образования / Э.М. Галямова, В.В. Выгонов, Ж.А. Пер-шина. - М.: Издательский центр «Академия», 2018. с. 18. - Текст непосредственный.
13. Головин, С.Ю. Словарь практического психолога / С.Ю. Головин. — М.: АСТ, Харвест, 1998. с. 70-72. - Текст непосредственный.
14. Давыдов, В. Психологическое развитие в младшем школьном возрасте // Возрастная и педагогическая психология. - М., 1973.с. 87. - Текст не-посредственный.
15. Дьяченко, О.М. Об основных направлениях развития воображения у детей. // Вопросы психологии. - 1988. - № 6. с. 11. - Текст непосредственный.
16. Журавлева, М.В. Игра как средство развития творческого воображения у младшего школьника. URL.: https://clck.ru/GHZrd(Дата обращения 25.10.2020). Текст: электронный.
17. Зак, А.З. Методы развития способностей у детей М., 1998. с. 60. - Текст непосредственный.
18. Зеньковский, В.В. Психология детства / В.В. Зеньковский - М.: Академия, 1996. с. 56. - Текст непосредственный.
19. Конвенция о правах ребенка. URL.:
https: //www. un. org/ru/documents/decl_conv/conventions/childcon. shtml (Дата обращения 21.11.2020). Текст: электронный.
20. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. - М.: Просвещение, 2014.- Текст непосредственный.
21. Коробейникова, О.В. Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста средствами бумагопластики. URL.: https://infourok.ru/razvitie-tvorcheskih-sposobnostey-detey-mladshego-shkolnogo- vozrasta-sredstvami-bumagoplastiki-3050478.html(Дата обращения 28.09.2020). Текст: электронный.
22. Кравцов, Г.Г. Игра как основа детского творчества. // Искусство в школе. - 2002г.- №3.- с. 3-7. - Текст непосредственный.
23. Круглова, Л. Что делает человека счастливым? // Народное образование. - 2006 г.- №8.-с.26-28. - Текст непосредственный.
24. Крутецкий, В.Н. Психология.- М.: Просвещение, 1986 г. - с.203. - Текст непосредственный.
25. Кряшева, Н.Л. "Развитие эмоционального мира детей". Ярославль, 2006. с. 23. - Текст непосредственный.
26. Ксензова, Г.Ю. Успех рождает успех. // Открытая школа.-2004 г.- №4.- с.52. - Текст непосредственный.
27. Левин, В.А. Воспитание творчества. - Томск: Пеленг, 2003. 56 с. - Текст непосредственный.
28. Леднева, С.А. Идентификация детской одаренности педагогами. // Научно-практический журнал. - 2007 г. - №1.- с. 36-42. - Текст непосредственный.
29. Лищенко, В.Т. Развитие творческого воображения. URL.: https://nsportal. ru/nachalnaya-shkola/obshchepedagogicheskogo-voobrazheniya (Дата обращения 18.10.2020). Текст: электронный.
30. Лук, А.Н. Психология творчества. - Наука, 1998. 125 с. - Текст не-посредственный.
31. Немов, Р.С. Психология Природа и виды мышления. - Наука, 2003. 126 с. - Текст непосредственный.
32. Особенности творческого воображения у школьников: теоретический анализ. URL.: https://clck.ru/GHa5t(Дата обращения 20.11.2019). Текст: электронный.
33. Психология детства: учебник / под ред. А.А. Реана - СПб.: Прайм- ЕВРО-ЗНАК, 2014. - Текст непосредственный.
34. Психология и педагогика. Учебное пособие. URL.: http://www.bibliotekar.ru/psihologia-1/18.htm(Дата обращения 17.06.2020). Текст: электронный.
35. Развитие воображения. URL.: http://azps.ru/handbook/r/razv265.html(Дата обращения 09.09.2020). Текст: электронный.
36. Современный Энциклопедический Словарь. - Москва.- 1993.- с. 142. - Текст непосредственный.
37. Страхова, Н.М. Новые подходы к организации образовательного процесса.// Завуч начальной школы.- 2007 г. - №3.- с.107. - Текст непосредственный.
38. Субботина, Л.Ю. Развитие воображения у детей.- Ярославль. - 2006г.-с.138. - Текст непосредственный.
39. Сухомлинскиий, В.А. «Сердце отдаю детям». - Москва.- 1993.- с. 42. - Текст непосредственный.
40. Талызина, Н.Ф. Формирование познавательной деятельности млад-ших школьников. - М. 1988 г. - с. 171-174. - Текст непосредственный.
41. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. - М.: Просвещение, 2016. - Текст непосредствен-ный.
42. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ. - М.: Просвещение, 2015. - Текст непосредственный.
43. Хуторский, А.В. Развитие творческих способностей.- М.: Владос, - 2004 г. - с.22. - Текст непосредственный.
44. Шадриков, В.Д. Развитие способностей.// Начальная школа.- 2004 г. - №5. с. 6-12. - Текст непосредственный.
45. Шадрина, И.М. Развитие художественного воображения на уроках художественного труда // Начальная школа. - 2015. - №4. с. 19. - Текст непосредственный.