ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 8
1.1. Выразительность речи как коммуникативное качество речи 8
1.2. Особенности речевого развития детей старшего дошкольного возраста 13
1.3. Методы и приемы совершенствования выразительности речи у
старших дошкольников в процессе чтения произведений литературы и фольклора 18
1.4. Анализ программ ДОУ в аспекте совершенствования выразительности
речи у детей старшего дошкольного возраста в процессе чтения произведений литературы и фольклора 22
ГЛАВА 2. ПРОЕКТИРОВОЧНАЯ РАБОТА ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ
ВЫРАЗИТЕЛЬНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ЧТЕНИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЙ
ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ФОЛЬКЛОРА 31
2.1. Диагностика уровня интонационной выразительности речи старших
дошкольников 31
2.2. Комплекс упражнений по совершенствованию выразительности речи у старших дошкольников в процессе чтения произведений литературы и
фольклора 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 59
ПРИЛОЖЕНИЕ 64
В настоящее время сложилась ситуация при которой конкурентная способность, умение грамотно и эффективно использовать владение речью, для достижения жизненной цели, необходимые качества для личностной компетентности.
Согласно государственной политике в области дошкольного обучения, воспитания и развития, одним из приоритетов является речевое развитие ребенка. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО) отмечено, что «речевое развитие включает владение речью как средством общения».
Грамотная речь в жизни ребенка имеет важное значение. Она позволяет эффективно общаться в кругу сверстников и взрослых, в будущем поможет дошкольнику стать личностью, умеющей грамотно и успешно взаимодействовать в обществе.
Несмотря на то, что овладение родным языком как средством и способом общения и познания является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном возрасте, и именно дошкольное детство особенно восприимчиво к усвоению речи, происходят противоречия.
Дети не умеют публично выражать свои чувства и эмоции. Скуден детский словарный запас, у большинства дошкольников отмечаются нарушения в произношении звуков.
Резкое снижение уровня развития речи в большей мере связано с развитием научно-технического прогресса. Информационные технологии стремительно входят в жизнь наших детей.
В своих исследованиях Л.С. Выготский называл условиями формирования речи ребенка окружающую социальную ситуацию развития. Он отмечал важность взаимосвязи ребенка с окружающим миром, прежде всего с социальным в разные возрастные этапы [4].
Сегодняшнее родительское поколение вместо вечернего семейного общения предпочитает сесть за технические средства. Утрачивается разговорное общение между поколениями. Прекратились семейные чтения. Такой образец провождения семейного досуга перенимают и дети. Они не видят читающих родителей, в их семьях нет домашней библиотеки. Книги перестают вызывать интерес у дошкольников, стремление к самостоятельному чтению утрачивается. Они не слышат образец правильно построенных книжных фраз. А именно тексты художественной литературы являются образцом правильной речи [49]. Поэтому зачастую у пятишестилетних детей определенный возрастной уровень овладения родным языком, не достигнут. Если оставить эту проблему без внимания, то на более поздних возрастных этапах развитие речи не сможет совершенствоваться успешно.
Проблема речевого развития является комплексной, так как состоит из данных исследований в областях психологии, педагогики и лингвистики. А так же рассматривание данных социолингвистики и психолингвистики. Результаты исследовательских работ педагогов, психологов и лингвистов А.А. Леонтьева, Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, Ф.А.Сохина, А.М. Леушиной, Д.Б Эльконина и других, создали возможность комплексного подхода в решении проблемы.
Речь выполняет многообразные функции в жизни дошкольника. Основная цель - это общение. Выразительность ее качественный уровень, а правильное использование средств речевой выразительности делает ребенка желаемым участником в разных видах деятельности, помогает быть в центре внимания сверстников. Выразительная речь формирует открытость, эмоциональность, общительность. Она обогащает содержание речи старшего дошкольника, делает ее более интересной для слушателей. Дает ему возможность быть приятным собеседником и в среде взрослых.
В программах дошкольных образовательных учреждениях задачи по совершенствованию выразительности речи отражены в двух областях «Социально-коммуникативное развитие» и «Речевое развитие». Они имеют два взаимосвязанных направления - развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками; владение речью как средством общения и культуры [39].
В ДОУ используются разные средства речевого развития детей: общение взрослых и детей, языковая культурная среда, обучение родной речи на занятиях, ознакомление с различными видами искусства (изобразительное, музыка, театр), чтение художественной литературы.
В развитии речи чтение произведений литературы и фольклора занимает большое место. Е.И. Тихеева считала, что через литературу проходит овладение родным языком. Именно литература и фольклор помогают наполнить речь дошкольника образностью и эмоциональностью, через усвоение языковыми средствами выразительности. Чтение способствует гармоничному воспитанию личности ребенка, так как базируется на этических началах, заложенных в образцах русской классической литературы и устного народного творчества [49].
Развитием образной выразительной речи занимался выдающийся русский педагог К.Д. Ушинский [54]. Он подчеркивал огромное значение малых фольклорных форм в воспитании культуры речи детей, считал пословицы богатством русского духа, величием русского языка.
Методисты дошкольного воспитания в области развития речи А.М. Бородич, Н.В. Гавриш, Е.М. Струнина, О.С.Ушакова доказывали, что основой воспитания и обучения в старшем дошкольном возрасте является развитие связной речи, а для нее в свою очередь огромное значение имеет формирование ее образности и выразительности.
Цель исследования: теоретически обосновать необходимость
совершенствования интонационной выразительности речи, разработать и описать комплекс игровых упражнений, способствующий
совершенствованию интонационной выразительности речи детей старшего дошкольного возраста в процессе чтения произведений художественной литературы и фольклора.
Объектом исследования является процесс совершенствования выразительности речи детей старшего дошкольного возраста.
Предметом исследования является комплекс игровых упражнений, способствующих совершенствованию интонационной выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста в процессе чтения произведений литературы и фольклора.
В соответствии целью, объектом и предметом исследования были определены следующие задачи:
Задачи исследования:
1) изучить и проанализировать состояние проблемы выразительной стороны речи старших дошкольников;
2) проанализировать современные программы дошкольного образования в свете исследуемой проблемы;
3) осуществить отбор методов и приемов работы по формированию выразительности речи детей;
4) выявить критерии и показатели сформированности интонационной выразительности;
5) по результатам диагностики разработать и описать комплекс игровых упражнений по совершенствованию интонационной выразительности речи старших дошкольников.
Методы исследования:
• методы теоретического анализа: анализ психолого-педагогической, лингвистической литературы; анализ нормативных документов, образовательных программ дошкольного образования;
• частные эмпирические методы: опрос, педагогическое наблюдение за ходом процесса обучения и воспитания в дошкольной образовательной организации; анализ продуктов учебной деятельности;
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав,
заключения, списка литературы и приложения.
База исследования: МАДОУ - детский сад №3 «Родничок» г. Арамиль. В исследовании принимали участие дошкольники старшей возрастной группы (5-6 лет), в количестве - 22 человека.
В настоящее время сложилась ситуация при которой конкурентная способность, умение грамотно и эффективно использовать владение речью, для достижения жизненной цели, необходимые качества для личностной компетентности.
В процессе создания работы мы поставили перед собой задачи теоретического обоснования необходимости совершенствования
интонационной выразительности речи, разработали и описали комплекс игровых упражнений, способствующий совершенствованию интонационной выразительности речи детей старшего дошкольного возраста в процессе чтения произведений художественной литературы и фольклора.
В процессе работы мы выполнили перед собой поставленные задачи. Изучили работы психологов Л.С. Выготский, А.Н. Гвоздев, Д.Б. Эльконин и др.) и методистов М.М. Алексеева, А.М. Бородич, Н.В. Гавриш,
О.М. Дьяченко, Т.В. Лаврентьева, О.С. Ушакова, В.И. Яшина,.
Проанализировав работы специалистов о области развития речи дошкольников можно сделать вывод, что ее развитие проходит определенные возрастные этапы.
Именно развитая речь - залог успешной коммуникации дошкольника. Она будет помогать ему в выстраивании и развитии партнерских отношений и в будущем. В процессе общения ребенок должен иметь способность расчленить мысль на составляющие и преобразить их в словах [4]. Про старший дошкольный возраст А.Г.Маклаков в своих исследованиях полагал, что речевое развитие становится одним из основных источников развития мышления. [33]. Этим характеризуется со стороны ребенка, умение вступить в диалог, на протяжении разговора строить короткие и развернутые предложения по ситуации, с четким произношением, слушать и понимать речь собеседника, поддерживать беседу.
В образовательном учреждении ребенок общается с педагогами и со сверстниками. В решении задач коммуникативной серьезное внимание уделяется активизации выразительности речи детей. Основными задачами становятся развитие стремления детей выражать с помощью речи свое отношение к окружающему, решать конфликтные ситуации.
Совершенствование выразительности речи имеет большое значение для дошкольника. Она дает ему возможность свободно общаться, повышает его личный статус.
Как мы говорили раннее, ребенок в старшем возрасте уже способен регулировать свое поведение, но у взрослого осталась возможность управлять его желаниями [57]. Педагог может обогатить жизнь дошкольника разнообразными и яркими впечатлениями, направить его желания на активное участие в окружающей его жизни.
Поэтому ведущая и обучающаяся роль в развитии выразительности речи, на данном возрастном этапе принадлежит взрослому. Его речь - пример для подражания. В общении с ним ребенок перенимает образец правильной дикции. По подражанию педагога дошкольник учится регулировать своим голосом, внимательно слушает высказывание взрослого. Это общение обучающее, а практическое закрепление голосовых умений проходит в среде сверстников.
Владение точными знаниями особенностей речевого развития детей помогает педагогу правильно спланировать работу в направлении совершенствования выразительной стороны речи. А.Н. Гвоздев отмечает, что способность в овладении ребенком языковыми средствами зависит от их особенностей. У отдельных детей имеются свои индивидуальные расхождения в их усвоении, но несмотря на это процесс развития речи у дошкольников имеет общие возрастные черты [12].
Большинство дошкольников правильно произносят все звуки родного языка, воспроизводят в речи с помощью интонации радость, удивление, вопрос [53]. У них накопился уже значительный запас слов, могут самостоятельно образовывают слова, используя нужный суффикс.
О.С. Ушакова и Е.М. Струмина отмечают, что старшие дошкольники с помощью речи сравнивают и сопоставляют похожие и разные предметы по форме, цвету и величине, обобщают признаки и находят отличия. Свободно пользуются обобщающими словами, делят предметы на группы по отличительным признакам. В их речи появляются синонимы, антонимы, оттенки значений слов. Вырабатывается умение подбирать точное и подходящее выражение, использовать при этом прилагательные [52].
Перед педагогом ставится основная задача - способствовать формированию интонационно выразительного связного высказывания, используя правильные грамматические формы слов, с соблюдением норм литературного языка и знаний изобразительно-выразительных средств родного языка.
Использование чтения художественной литературы и произведений фольклора помогает раскрыть и овладеть дошкольнику красотой и богатством слов родного языка, его выразительными средствами, разными структурами предложений, что имеет важное значение для формирования связной речи детей.
Дети старшего дошкольного возраста уже способны более тонко осмысливать содержание литературных текстов, как отмечают в своих исследованиях методисты А.М. Бородич, Н.М. Гавриш, Е.М. Струнина, О.С. Ушакова [5,11,52], поэтому возникает возможность формирования образной речи под целенаправленным руководством педагога с помощью чтения художественной литературы и фольклора.
Для того чтобы добиться положительного результата в процессе работы по совершенствованию развития речи старших дошкольников, педагог поэтапно планирует свою деятельность. Он использует методы, связанные с овладением дошкольников образцом речи педагога по подражанию: это наблюдение как взрослый употребляет в речи словосочетания, использует способы словообразования. Знакомство с лексическим значением фразеологических оборотов, пересказ услышанного художественного или фольклорного произведения близко к тексту, копирование рассказ педагога, чтение художественной литературы, заучивание наизусть, игры-драматизации по содержанию литературных произведения.
Для того чтобы ребенок правильно осознал идею произведения, педагог использует метод опроса. При этом дети создают собственное связное высказывание при рассуждении. Для них это творческая работа, способствующая развитию связной речи.
В работе над образностью речи Н.В. Гавриш подчеркивала также, что имеет большое значение звуковое оформление связной речи [11].
В процессе нашей работы мы рассмотрели программы в аспекте совершенствования выразительности речи, в них присутствуют общие направления речевого развития дошкольников.
Главной задачей при работе с текстами художественных произведений и фольклора ставится освоение замысла, идеи произведения. Раскрытие разнообразия предметного и живого мира, взаимосвязь временных и сезонных представлений, взаимоотношения между людьми. Воспитание чуткости к художественному слову, учитывая индивидуальные литературные предпочтения детей. Способствовать формированию отношения к литературе как к национальному достоянию, хранителю истории, традиций, праздников и уклада жизни русского народа.
Мы остановились на изучении интонационной выразительности речи старших дошкольников, провели диагностику по основным критериям интонационной выразительности, выявили показатели сформированности интонационной выразительности. Подведя итоги, выяснилось, что у большинства детей создавались трудности в воспроизводстве произношения смены высоты и силы голоса, не развито чувство логического ударения на главное по смыслу слова.
Для совершенствования интонационной выразительности речи детей старшего дошкольного возраста мы разработали и описали комплекс игровых упражнений. Мы думаем, что использование этих упражнений систематически в совместной деятельности педагога и дошкольников в течение полугода повысит уровень совершенствования интонационной выразительности детей старшей группы.
Мы предлагаем также родителям использовать игровые упражнения как домашний увлекательный досуг, с целью совершенствования и закрепления совместных результатов.
В ходе работы над совершенствованием интонационной выразительности речи детей педагоги нашей образовательной организации стали более самокритично относится к собственной речи, придерживаются правильных литературных норм произношения. Для этого систематически тренируют речевые навыки. Эту необходимость для выразительной речи отмечал в своих трудах Б.Н. Головин [13]. Малые формы устного народного творчества - скороговорки, народные песенки великолепный и благодатный материал.
Как показывают исследования Л.С. Выготского, Н.И. Жинкина, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, Д.Б. Эльконина, развитая речь - показатель умственного развития, она показывает, насколько ребенок владеет словарным запасом родного языка и пользуется в речи его выразительными средствами. Поэтому чтение художественной литературы и произведений фольклора помогает раскрыть и овладеть дошкольнику красотой и богатством слов родного языка, его выразительных средств. Покажет основные структуры построения высказывания. Что имеет важное значение для формирования связной речи
Мы считаем, что ежедневные чтения художественных произведений, использование игровых упражнений, направленных на развитие критерий интонационной выразительности речевого развития будут помогать в развитии интонационной речи детей нашей группы.
Еще раз хотим отметить, что развитие детской выразительности речи совершенствуется по подражанию речи взрослого. Отношение ребенка к художественной литературе зависит от отношения окружающих взрослых к этому виду искусства.
1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников / М.М.Алексеева, В.И.Яшина. М. : Академия, 2000. 400 с.
2. Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей / А.Г. Арушанова - М. : Мозаика и синтез, 1999. 272 с.
3. Блонский П.П. Память и мышление / П.П. Блонский. - М. : Государственное Социально - экономическое издательство, 1935. 215 с.
4. Бородич А.М. Методика формирования речи детей. / А. М. Бородич. - М.: Просвещение, 1981. 256 с.
5. Бородич А.М. Методика развития речи детей / А.М. Бородич. М. : Просвещение, 2006. 225 с.
6. Бухвостова С.С. Формирование выразительной речи у детей старшего дошкольного возраста/С. С. Бухвостова - Курск: «Академия Холдинг», 2007. 178 с.
7. Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология / Л.А. Венгер, В.С. Мухина. М. : Просвещение, 1988. 259 с.
8. Выготский Л.С. Мышление и речь // Избранные психологические исследования / Л. С. Выготский. - М.: АПН РСФСР, 1956. 458 с.
9. Выготский Л.С. Развитие устной речи// Избранные
психологические исследования. / Л. С. Выготский. М. : АПН РСФСР, 1956. 503 с.
10. Гавриш Н.В. Использование малых фольклорных форм // Дошкольное воспитание №9, 1991. 120 с.
11. Гавриш Н.В. Формирование образности речи старших дошкольников// Проблемы изучения речи дошкольников / Ушакова О.С. - М. : РАО, 1994. 256 с.
12. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи / А. Н. Гвоздев. - М. : АПН РСФСР, 2001. 210 с.
13. Головин Б.Н. Основы культуры речи [Электронный ресурс] / ред. Б. Н. Головин. - Электрон. Дан. - М., 1980 - Режим доступа: http: //padaread.com/?book=833 3 8
14. Грекова О.Ю. Детский фольклор. - Ярославль, 1998. 250 с.
15. Гриценко З.И. Ты детям сказку расскажи... Методика приобщения детей к чтению. - М. : Линка - Пресс, 2003. 143 с...