ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ
ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТРАШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Диалог. Диалогическая речь 6
1.2. Особенности развития диалогической речи детей старшего дошко
льного возраста 15
1.3. Методы и приемы формирования диалогической речи детей стар
шего дошкольного возраста 19
1.4. Анализ программ дошкольной образовательной организации (ДОО)
в аспекте формирования диалогической речи детей старшего дошкольного возраста 27
ГЛАВА 2. АНАЛИТИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ ОПЫТНО-ПОИСКОВОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1. Диагностика определения уровня сформированности умений диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста 41
2.2. Комплекс занятий по формированию умений диалогической речи
детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности 52
2.3. Выявление эффективности комплекса занятий по формированию
диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 64
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 69
Речь - важная составляющая жизни человека. Об этом точно сказано К. Д. Ушинским: «родное слово является основой всякого умственного развития и сокровищницей всех знаний» [56, с.47].
Развитие человека идёт на протяжении всей жизни, но стоит отметить, что особенно интенсивно это происходит в дошкольном возрасте. И перед педагогами стоит важная задача - оказать помощь ребёнку в успешном овладении речью. Это необходимо для того, чтобы в школу ребёнок пришел с хорошо развитой речью, мог спокойно общаться с другими детьми и взрослыми, а также мог осуществлять совместную деятельность с ними, по-своему мог видеть и понимать окружающий мир - именно это позволит легче вступить ребёнку в школьную жизнь. Также необходимо помнить, что дошкольный уровень образования является первым в системе непрерывного образования.
Важно отметить, что овладение речью является общей основой воспитания и обучения детей в дошкольных учреждениях. В Концепции дошкольного воспитания указано: «Овладение родным языком как средством и способом общения и познания является одним из самых важных приобретений ребёнка в дошкольном детстве» [8, с.27]. Исследования в области педагогики и психологии убедительно показывают положительные результаты и весьма важную роль общения в становлении личностных качеств ребёнка и его взаимоотношений с другими детьми.
Формирование функций диалогической речи побуждает детей к овладению родным языком, его грамматическим строем и фонетической лексикой. Диалог является основной формой общения дошкольников, которая, в свою очередь, является ядром для зарождения связной речи ребёнка. Из вышесказанного можно сделать вывод, что формировать диалогические умения детей нужно с младшего дошкольного возраста [4].
Заметим, что проблема формирования и развития диалогической речи остается одной из актуальных в теории и практике воспитания в детских образовательных учреждениях. Это обусловлено тем, что речь является средством общения и орудием мышления, а возникает и развивается она в процессе общения.
В дошкольном возрасте необходимо особое внимание уделять именно формированию речи детей. Поскольку отсутствие или дефицит диалогического общения ребенка приводит к различным трудностям в личностном развитии и увеличению проблем взаимодействия с другими людьми, а также появлению сложностей, связанных с умением адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях [41].
Известно, что связность диалога обеспечивается двумя собеседниками. Процесс формирования и развития диалогической речи детей дошкольного возраста является весьма сложным и многоплановым. Для успешной реализации и дальнейшего протекания этого процесса необходима совокупность всех компонентов, влияющие на качество и содержательную сторону речи. Считаем, что одним из таких средств является театрализованная деятельность дошкольников.
Важную роль театрализованной деятельности трудно переоценить в аспекте многогранного развития ребенка, поскольку театральное искусство имеет возможность непосредственно эмоционально воздействовать на человека.
Стоит отметить, что сейчас театрализованная деятельность не входит в систему организованного обучения детей в детском саду. Воспитатели используют этот вид деятельности для развития творческого потенциала дошкольников в форме инсценировки к празднику. В повседневной же жизни обучение с использованием театрализованной деятельности проводится зачастую для того, чтобы сделать жизнь детей в группе увлекательнее и разнообразнее [32].
Но театрализованная деятельность представляет собой огромный потенциал для решения задач из разных образовательных направлений, которые связаны, в первую очередь, с речевым, социальным, эстетическим, познавательным развитием ребенка.
Психологи А. В. Запорожец в своих научных трудах говорит о том, что речь появляется у человека раньше других психических процессов и сопровождает во всех его видах деятельности. Общение существенно влияет на речевое и психическое развитие ребёнка, а также формирует его в целом. Доказано, что самой ранней формой речи является диалог. Он традиционно рассматривался как обмен партнеров высказываниями-репликами [29].
Многие учёные, психологи и педагоги тщательно изучают диалог, как одну из форм общения человека. Так, исследователи В. П. Глухов и др. утверждали, что диалог нужно рассматривать, как важнейший способ активизации познавательно-мыслительных процессов [21]. Кроме того, О. М. Вершина доказала, что при недостаточном общении развитие речи и другие психические процессы значительно замедляются [13].
Объектом исследования является процесс формирования диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования - комплекс занятий, направленных формирование диалогических умений детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности.
Цель исследования - теоретически обосновать и разработать комплекс занятий, направленных на формирование диалогической речи детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности.
В соответствии с целью исследования нами были определены следующие задачи:
1) описать содержание понятий «диалог» и «диалогическая речь»;
2) изучить особенности развития диалогической речи детей старшего дошкольного возраста;
3) осуществить отбор методов и приёмов работы по формированию диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности;
4) проанализировать современные программы дошкольного образования в аспекте формирования диалогической речи детей старшего дошкольного возраста;
5) выявить критерии и показатели сформированности диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста;
6) провести диагностику для определения уровня сформированно- сти умений диалогической речи детей старшего дошкольного возраста;
7) по результатам диагностики разработать и обосновать комплекс занятий театрализованной деятельности для формирования диалогической речи детей.
Для написания работы использовались следующие методы исследования: анализ психолого-педагогической, лингвистической и методической литературы; анализ нормативных документов и современных образовательных программ дошкольного образования. Также были использованы опрос и анализ продуктов учебной деятельности.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения, которое представлено конспектами мероприятий.
База исследования: Управление образования городского округа Первоуральск, Муниципальное автономное образовательное учреждение «Детский сад №26 комбинированного вида».
Таким образом, на основании изучении справочной и научной литературы, можно сформулировать следующие выводы.
Педагоги, психологи и учёные определяют речь, как самой сложной функцией человека, представляющая собой процесс речевого взаимодействия, предусматривающий обмен репликами, не достигающих монологических высказываний.
Диалогическая речь характеризуется коммуникативными, психологическими особенностями. Коммуникативные особенности характеризуются потребностью собеседников в диалоге, которые вызваны определенными речевыми ситуациями. Психологические особенности характеризуют диалог, как состязательный акт, где партнеры по общению соперничают между собой. Речь бывает двух видов (контекстная и ситуативная), поэтому педагогу нужно формировать каждый вид речи поэтапно.
Владение речью влияет на процесс становления психики ребенка, поэтому педагогу нужно учитывать особенности развития детей старшего дошкольного возраста. В старшем дошкольном возрасте у детей формируются умения участвовать в беседе, поддерживать диалог (задавать вопросы, внимательно слушать собеседника, не перебивать, проявлять инициативу). У детей появляется умение выделять главные предметы и признаки, детально их анализировать, продолжает формироваться культура речи. Дети стараются и пытаются комментировать свои действия. Способны связно рассказывать и пересказывать художественные произведения и повседневные истории из своей жизни. Дошкольники осваивают новые средства выразительности (эпитеты и сравнения).
Метод имитации заключается в том, что и педагог, и дошкольник говорят одни и те же реплики, но по-разному. Необходимо отметить, что одной из самых благоприятных ситуаций для развития диалогической речи детей является сюжетно-ролевая игра, где ребёнку необходимо копировать жизненные ситуации. Метод беседы состоит в том, что ребёнок спрашивает, а педагог отвечает. Данный приём является более сложным для ребёнка в аспекте развития его речи. Метод пересказа заключается в том, что воспитатель читает, рассказывает различные ситуации и поощряет детей к тому, чтобы они захотели задавать вопросы по ходу рассказа педагога и повторить его для кого- либо, затем ребёнок пересказывает услышанный текст. Метод сочинения обеспечивает дошкольникам речевую самостоятельность. В своей работе педагог должен поощрять сочинение детьми сказок, рассказов, рассказывание художественных произведение, описание картинок и предметов.
Каждый из данных методов можно реализовать с помощью ряда приёмов. Такие как наблюдения за предметами и явлениями, организация игровой деятельности, использование ТСО, проведение различных праздников по речевому направлению, организация совместной деятельности взрослых и детей, а также приём словесных поручений.
В рамках работы над дипломом нами была проведена входная диагностика. В результате чего, 7 человек из группы (29% от общего количества детей) показали высокий уровень; большинство детей показали средний уровень сформированности диалогической речи (13 человек - 54%); и 4 человека (17% от общего количества детей) показали довольно низкий уровень сформированности диалогических умений.
Для того чтобы уровень сформированности диалогической речи у детей был приблизительно одинаковым, а именно чтобы дети показывали высокий уровень сформированности этих умений, мы разработали комплекс занятий.
Занятия направлены на развитие и совершенствование навыков диалогического общения детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет). Комплекс состоит из 10 занятий, которые рассчитаны на 1,5 месяца обучения (2 занятия в неделю). Все занятия построены на принципах преемственности и последовательности. Мы постарались использовать различные методы работы с детьми (игры, инсценировки, беседы, разгадывание загадок и т.д.), формы организации деятельности детей (групповая, коллективная, парная и индивидуальная), мы использовали различные средства обучения (презентации, музыка, книги, костюмы, декорации), также приглашали гостей на наши занятия (родители, воспитатели и администрация детского сада).
После проведения комплекса занятий по формированию диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста была снова проведена диагностическая работа для проверки результативности проведенных мероприятий. Результаты диагностики после проведения занятий значительно увеличились в процентном значении по сравнению с результатами проведения входной диагностики. Высокий уровень сформированности диалогической речи продемонстрировали 16 человек (66%) от общего количества детей, средний уровень - 7 человек (29%) и низкий уровень показал только 1 человек (5 %).
Прирост в результатах, полученных в ходе диагностики, которая проводилась после апробации комплекса занятий, можно заслуженно считать эффективным результатом развития диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности.
Цель исследования достигнута, весь практический и теоретический материал будет использован в дальнейшей педагогической деятельности.
1. Агапова, И.А Театральные занятия и игры в детском саду [Текст] / И.А. Агапова, М.А. Давыдова. - М. : Лада, 2015. - 224 с.
2. Актуальные проблемы психической речи и обучение языку. //Под ред.
А.А. Леонтьева. // - М., 2004. - 126 с.
3. Акулова О. Театрализованные игры // Дошкольное воспитание, 2005,
№4, с. 24 [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL:
http:ZZpedlib.ru/Books/2Z0248/2-0248-1 .shtml (дата обращения:
10.09.2018).
4. Алексеева М.М., Яшина Б.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений. - 3-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2000 - 400 с.
5. Алексеева, М. М. Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста [Текст] : учебное пособие / М. М. Алексеева., В. И. Яшина. - М. : Академия, 1999. - 560 с.
6. Антипина А.Е. Театрализованная деятельность в детском саду / А.Е.Антипина. - М.: Творческий центр, 2011. - 220 с.
7. Арушанова, А. Истоки диалога / А. Арушанова, Е. Рычагова, Н. Дурова // Дошкольное воспитание. - 2002. - № 10. - С. 82-90.
8. Арушанова, А. Организация диалогического общения дошкольников со сверстниками / А. Арушанова // Дошкольное воспитание. - 2001. - № 5. - С. 51-61.
9. Бабина Г.В. Методика развития речи (специальная) / Программа учебной дисциплины. - М.: МИГУ, 2006. - C. - 72.
10. Белобрыкина О.А. Речь и общение: пособие для родителей и педагогов / О.А.Белобрыкина. - Ярославль: Академия развития, 2014. - 225 с.
11. Болотова И. О. Современные педагогические методы и технологии по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста // Мо-
лодой ученый. — 2016. - №7.6. — С. 35-38. [Электронный ресурс] -
Режим доступа: URL: https://moluch.ru/archive/111/27977/ (дата обращения: 01.12.2018).
12. Бородич, А. М. Методика развития речи детей [Текст] : учебник для вузов / А. М. Бородич. - М. : Просвещение, 2001. - 255 с.
13. Вершина, О. М. Особенности общения у детей с общим недоразвитие речи. [Текст] / О. М. Вершина. — М., 2003г.
14. Ветрова В.В., Смирнова Е.О. Ребенок учится говорить / В.В.Ветрова, Е.О.Смирнова. - М.: Знание, 2008. - 94 с.
15. Виноградова М.А. Формирование навыков речевого общения / М.А.Виноградова. - СПб: КАРО, 2016. - 330 с...