Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности

Работа №95820

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы97
Год сдачи2019
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
202
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ
ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТРАШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Диалог. Диалогическая речь 6
1.2. Особенности развития диалогической речи детей старшего дошко­
льного возраста 15
1.3. Методы и приемы формирования диалогической речи детей стар­
шего дошкольного возраста 19
1.4. Анализ программ дошкольной образовательной организации (ДОО)
в аспекте формирования диалогической речи детей старшего до­школьного возраста 27
ГЛАВА 2. АНАЛИТИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ ОПЫТНО-ПОИСКОВОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1. Диагностика определения уровня сформированности умений диа­логической речи у детей старшего дошкольного возраста 41
2.2. Комплекс занятий по формированию умений диалогической речи
детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятель­ности 52
2.3. Выявление эффективности комплекса занятий по формированию
диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста в теат­рализованной деятельности 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 64
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 69

Речь - важная составляющая жизни человека. Об этом точно сказано К. Д. Ушинским: «родное слово является основой всякого умственного раз­вития и сокровищницей всех знаний» [56, с.47].
Развитие человека идёт на протяжении всей жизни, но стоит отметить, что особенно интенсивно это происходит в дошкольном возрасте. И перед педагогами стоит важная задача - оказать помощь ребёнку в успешном овла­дении речью. Это необходимо для того, чтобы в школу ребёнок пришел с хо­рошо развитой речью, мог спокойно общаться с другими детьми и взрослы­ми, а также мог осуществлять совместную деятельность с ними, по-своему мог видеть и понимать окружающий мир - именно это позволит легче всту­пить ребёнку в школьную жизнь. Также необходимо помнить, что дошколь­ный уровень образования является первым в системе непрерывного образо­вания.
Важно отметить, что овладение речью является общей основой воспи­тания и обучения детей в дошкольных учреждениях. В Концепции дошколь­ного воспитания указано: «Овладение родным языком как средством и спо­собом общения и познания является одним из самых важных приобретений ребёнка в дошкольном детстве» [8, с.27]. Исследования в области педагогики и психологии убедительно показывают положительные результаты и весьма важную роль общения в становлении личностных качеств ребёнка и его взаимоотношений с другими детьми.
Формирование функций диалогической речи побуждает детей к овла­дению родным языком, его грамматическим строем и фонетической лекси­кой. Диалог является основной формой общения дошкольников, которая, в свою очередь, является ядром для зарождения связной речи ребёнка. Из вы­шесказанного можно сделать вывод, что формировать диалогические умения детей нужно с младшего дошкольного возраста [4].
Заметим, что проблема формирования и развития диалогической речи остается одной из актуальных в теории и практике воспитания в детских об­разовательных учреждениях. Это обусловлено тем, что речь является средст­вом общения и орудием мышления, а возникает и развивается она в процессе общения.
В дошкольном возрасте необходимо особое внимание уделять именно формированию речи детей. Поскольку отсутствие или дефицит диалогиче­ского общения ребенка приводит к различным трудностям в личностном раз­витии и увеличению проблем взаимодействия с другими людьми, а также по­явлению сложностей, связанных с умением адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях [41].
Известно, что связность диалога обеспечивается двумя собеседниками. Процесс формирования и развития диалогической речи детей дошкольного возраста является весьма сложным и многоплановым. Для успешной реали­зации и дальнейшего протекания этого процесса необходима совокупность всех компонентов, влияющие на качество и содержательную сторону речи. Считаем, что одним из таких средств является театрализованная деятель­ность дошкольников.
Важную роль театрализованной деятельности трудно переоценить в аспекте многогранного развития ребенка, поскольку театральное искусство имеет возможность непосредственно эмоционально воздействовать на чело­века.
Стоит отметить, что сейчас театрализованная деятельность не входит в систему организованного обучения детей в детском саду. Воспитатели ис­пользуют этот вид деятельности для развития творческого потенциала до­школьников в форме инсценировки к празднику. В повседневной же жизни обучение с использованием театрализованной деятельности проводится за­частую для того, чтобы сделать жизнь детей в группе увлекательнее и разно­образнее [32].
Но театрализованная деятельность представляет собой огромный по­тенциал для решения задач из разных образовательных направлений, кото­рые связаны, в первую очередь, с речевым, социальным, эстетическим, по­знавательным развитием ребенка.
Психологи А. В. Запорожец в своих научных трудах говорит о том, что речь появляется у человека раньше других психических процессов и сопро­вождает во всех его видах деятельности. Общение существенно влияет на ре­чевое и психическое развитие ребёнка, а также формирует его в целом. Дока­зано, что самой ранней формой речи является диалог. Он традиционно рас­сматривался как обмен партнеров высказываниями-репликами [29].
Многие учёные, психологи и педагоги тщательно изучают диалог, как одну из форм общения человека. Так, исследователи В. П. Глухов и др. ут­верждали, что диалог нужно рассматривать, как важнейший способ активи­зации познавательно-мыслительных процессов [21]. Кроме того, О. М. Вер­шина доказала, что при недостаточном общении развитие речи и другие пси­хические процессы значительно замедляются [13].
Объектом исследования является процесс формирования диалогиче­ской речи у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования - комплекс занятий, направленных формиро­вание диалогических умений детей старшего дошкольного возраста в театра­лизованной деятельности.
Цель исследования - теоретически обосновать и разработать ком­плекс занятий, направленных на формирование диалогической речи детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности.
В соответствии с целью исследования нами были определены следую­щие задачи:
1) описать содержание понятий «диалог» и «диалогическая речь»;
2) изучить особенности развития диалогической речи детей старше­го дошкольного возраста;
3) осуществить отбор методов и приёмов работы по формированию диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста в театрализо­ванной деятельности;
4) проанализировать современные программы дошкольного образо­вания в аспекте формирования диалогической речи детей старшего дошколь­ного возраста;
5) выявить критерии и показатели сформированности диалогиче­ской речи у детей старшего дошкольного возраста;
6) провести диагностику для определения уровня сформированно- сти умений диалогической речи детей старшего дошкольного возраста;
7) по результатам диагностики разработать и обосновать комплекс занятий театрализованной деятельности для формирования диалогической речи детей.
Для написания работы использовались следующие методы исследова­ния: анализ психолого-педагогической, лингвистической и методической ли­тературы; анализ нормативных документов и современных образовательных программ дошкольного образования. Также были использованы опрос и ана­лиз продуктов учебной деятельности.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения, которое представлено кон­спектами мероприятий.
База исследования: Управление образования городского округа Перво­уральск, Муниципальное автономное образовательное учреждение «Детский сад №26 комбинированного вида».

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Таким образом, на основании изучении справочной и научной литера­туры, можно сформулировать следующие выводы.
Педагоги, психологи и учёные определяют речь, как самой сложной функцией человека, представляющая собой процесс речевого взаимодейст­вия, предусматривающий обмен репликами, не достигающих монологиче­ских высказываний.
Диалогическая речь характеризуется коммуникативными, психологи­ческими особенностями. Коммуникативные особенности характеризуются потребностью собеседников в диалоге, которые вызваны определенными ре­чевыми ситуациями. Психологические особенности характеризуют диалог, как состязательный акт, где партнеры по общению соперничают между со­бой. Речь бывает двух видов (контекстная и ситуативная), поэтому педагогу нужно формировать каждый вид речи поэтапно.
Владение речью влияет на процесс становления психики ребенка, по­этому педагогу нужно учитывать особенности развития детей старшего до­школьного возраста. В старшем дошкольном возрасте у детей формируются умения участвовать в беседе, поддерживать диалог (задавать вопросы, вни­мательно слушать собеседника, не перебивать, проявлять инициативу). У де­тей появляется умение выделять главные предметы и признаки, детально их анализировать, продолжает формироваться культура речи. Дети стараются и пытаются комментировать свои действия. Способны связно рассказывать и пересказывать художественные произведения и повседневные истории из своей жизни. Дошкольники осваивают новые средства выразительности (эпитеты и сравнения).
Метод имитации заключается в том, что и педагог, и дошкольник гово­рят одни и те же реплики, но по-разному. Необходимо отметить, что одной из самых благоприятных ситуаций для развития диалогической речи детей яв­ляется сюжетно-ролевая игра, где ребёнку необходимо копировать жизнен­ные ситуации. Метод беседы состоит в том, что ребёнок спрашивает, а педа­гог отвечает. Данный приём является более сложным для ребёнка в аспекте развития его речи. Метод пересказа заключается в том, что воспитатель чита­ет, рассказывает различные ситуации и поощряет детей к тому, чтобы они за­хотели задавать вопросы по ходу рассказа педагога и повторить его для кого- либо, затем ребёнок пересказывает услышанный текст. Метод сочинения обеспечивает дошкольникам речевую самостоятельность. В своей работе пе­дагог должен поощрять сочинение детьми сказок, рассказов, рассказывание художественных произведение, описание картинок и предметов.
Каждый из данных методов можно реализовать с помощью ряда приё­мов. Такие как наблюдения за предметами и явлениями, организация игровой деятельности, использование ТСО, проведение различных праздников по ре­чевому направлению, организация совместной деятельности взрослых и де­тей, а также приём словесных поручений.
В рамках работы над дипломом нами была проведена входная диагно­стика. В результате чего, 7 человек из группы (29% от общего количества де­тей) показали высокий уровень; большинство детей показали средний уро­вень сформированности диалогической речи (13 человек - 54%); и 4 человека (17% от общего количества детей) показали довольно низкий уровень сфор­мированности диалогических умений.
Для того чтобы уровень сформированности диалогической речи у детей был приблизительно одинаковым, а именно чтобы дети показывали высокий уровень сформированности этих умений, мы разработали комплекс занятий.
Занятия направлены на развитие и совершенствование навыков диало­гического общения детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет). Ком­плекс состоит из 10 занятий, которые рассчитаны на 1,5 месяца обучения (2 занятия в неделю). Все занятия построены на принципах преемственности и последовательности. Мы постарались использовать различные методы рабо­ты с детьми (игры, инсценировки, беседы, разгадывание загадок и т.д.), фор­мы организации деятельности детей (групповая, коллективная, парная и ин­дивидуальная), мы использовали различные средства обучения (презентации, музыка, книги, костюмы, декорации), также приглашали гостей на наши за­нятия (родители, воспитатели и администрация детского сада).
После проведения комплекса занятий по формированию диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста была снова проведена диагно­стическая работа для проверки результативности проведенных мероприятий. Результаты диагностики после проведения занятий значительно увеличились в процентном значении по сравнению с результатами проведения входной диагностики. Высокий уровень сформированности диалогической речи про­демонстрировали 16 человек (66%) от общего количества детей, средний уровень - 7 человек (29%) и низкий уровень показал только 1 человек (5 %).
Прирост в результатах, полученных в ходе диагностики, которая про­водилась после апробации комплекса занятий, можно заслуженно считать эффективным результатом развития диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности.
Цель исследования достигнута, весь практический и теоретический ма­териал будет использован в дальнейшей педагогической деятельности.


1. Агапова, И.А Театральные занятия и игры в детском саду [Текст] / И.А. Агапова, М.А. Давыдова. - М. : Лада, 2015. - 224 с.
2. Актуальные проблемы психической речи и обучение языку. //Под ред.
А.А. Леонтьева. // - М., 2004. - 126 с.
3. Акулова О. Театрализованные игры // Дошкольное воспитание, 2005,
№4, с. 24 [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL:
http:ZZpedlib.ru/Books/2Z0248/2-0248-1 .shtml (дата обращения:
10.09.2018).
4. Алексеева М.М., Яшина Б.И. Методика развития речи и обучения род­ному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений. - 3-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Ака­демия», 2000 - 400 с.
5. Алексеева, М. М. Хрестоматия по теории и методике развития речи де­тей дошкольного возраста [Текст] : учебное пособие / М. М. Алексее­ва., В. И. Яшина. - М. : Академия, 1999. - 560 с.
6. Антипина А.Е. Театрализованная деятельность в детском саду / А.Е.Антипина. - М.: Творческий центр, 2011. - 220 с.
7. Арушанова, А. Истоки диалога / А. Арушанова, Е. Рычагова, Н. Дурова // Дошкольное воспитание. - 2002. - № 10. - С. 82-90.
8. Арушанова, А. Организация диалогического общения дошкольников со сверстниками / А. Арушанова // Дошкольное воспитание. - 2001. - № 5. - С. 51-61.
9. Бабина Г.В. Методика развития речи (специальная) / Программа учеб­ной дисциплины. - М.: МИГУ, 2006. - C. - 72.
10. Белобрыкина О.А. Речь и общение: пособие для родителей и педагогов / О.А.Белобрыкина. - Ярославль: Академия развития, 2014. - 225 с.
11. Болотова И. О. Современные педагогические методы и технологии по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста // Мо-
лодой ученый. — 2016. - №7.6. — С. 35-38. [Электронный ресурс] -
Режим доступа: URL: https://moluch.ru/archive/111/27977/ (дата обраще­ния: 01.12.2018).
12. Бородич, А. М. Методика развития речи детей [Текст] : учебник для ву­зов / А. М. Бородич. - М. : Просвещение, 2001. - 255 с.
13. Вершина, О. М. Особенности общения у детей с общим недоразвитие речи. [Текст] / О. М. Вершина. — М., 2003г.
14. Ветрова В.В., Смирнова Е.О. Ребенок учится говорить / В.В.Ветрова, Е.О.Смирнова. - М.: Знание, 2008. - 94 с.
15. Виноградова М.А. Формирование навыков речевого общения / М.А.Виноградова. - СПб: КАРО, 2016. - 330 с...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ