Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Совершенствование выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности

Работа №95818

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы88
Год сдачи2019
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
155
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6
1.1. Лингвистические основы совершенствования выразительности
речи детей старшего дошкольного возраста 6
1.2. Особенности развития выразительности речи детей старшего
дошкольного возраста 12
1.3. Методы и приемы по совершенствованию выразительности речи
детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности 17
1.4. Анализ программ ДОУ в аспекте совершенствования
выразительности речи детей старшего дошкольного возраста 28
ГЛАВА 2. ОПИСАНИЕ ПРОЕКТИРОВОЧНОЙ РАБОТЫ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ИНТОНАЦИОННОЙ
ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 34
2.1. Диагностика уровня интонационной выразительности речи детей
старшего дошкольного возраста 34
2.2. Комплекс игровых занятий по совершенствованию интонационной
выразительности речи детей старшего дошкольного возраста 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 52
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 57
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 63

Проблема развития речи старших дошкольников остается одной из актуальных в образовании детей дошкольного возраста, поскольку речь, являясь средством общения и орудием мышления, возникает и развивается в процессе общения. Дошкольник учится использовать устную речь, прежде всего, для реализации своих потребностей, вступая в общение со сверстниками и взрослыми. Основой овладения коммуникативной функцией речи при этом становится эффективное использование средств выразительности. В дошкольном возрасте ребенок, прежде всего, овладевает интонационными средствами выразительности. Именно они становятся условием понимания речи своей и чужой во взаимодействии с социумом.
Отечественные психологи (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, М.И. Лисина, С.Я. Рубинштейн, А.Г. Рузская, Д.Б. Эльконин и др.) придерживаются мнения, что общение является одним из главных условий детского развития, имея огромное значение для формирования личности, становится ведущим видом человеческой деятельности для оценки, познания себя.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) приоритетом дошкольного образования ставит речевое развитие ребенка, позволяющее ему вступать в общение со сверстниками и взрослыми. Игровая деятельность же определяется как важная форма организации образования детей.
В Стандарте выделяется самостоятельная образовательная область «Речевое развитие». Использование игровой деятельности может обеспечить выполнение поставленных задач речевого развития, обогащая речь детей, делая ее более выразительной, развивая их коммуникативно-речевые способности [45, с. 16].
Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучение грамоте.
Актуальность исследования обусловлена недостаточной разработанностью проблемы совершенствования интонационной выразительности речи детей старшего дошкольного возраста в игре, что повлияло на выбор темы нашего исследования: «Совершенствование выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности». Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Овладение интонационной выразительности речи в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей.
Цель исследования: теоретически обосновать и разработать комплекс игровых занятий, направленных на совершенствование интонационной выразительности речи детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: процесс совершенствования выразительности речи детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: комплекс игровых занятий, направленных на совершенствование интонационной выразительности речи детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Изучить лингвистические, психолого-педагогические и методические основы совершенствования выразительности речи детей старшего дошкольного возраста.
2. Определить особенности развития выразительности речи детей старшего дошкольного возраста, обратив свое внимание, прежде всего, на особенности развития интонационной выразительности.
3. Выявить и описать методы и приемы по совершенствованию выразительности речи детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности.
4. Проанализировать программы ДОУ в аспекте совершенствования интонационной выразительности речи детей старшего дошкольного возраста.
5. Провести диагностику определения исходного уровня развития интонационной выразительности речи группы детей старшего дошкольного возраста.
6. Подобрать и описать комплекс игровых занятий, направленных на совершенствование интонационной выразительности речи детей старшего дошкольного возраста.
Методы исследования: анализ и синтез литературы по проблеме исследования, исследование игровой деятельности как фактора совершенствования выразительности речи старших дошкольников, диагностирование выразительности речи группы старших дошкольников, статистическое описание полученных данных.
Практическая значимость: создана система повышения уровня интонационной выразительности речи детей посредством игровой деятельности.
Структура исследования: Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы, приложений.
База исследования: диагностическое исследование проводилось на базе МАДОУ детский сад «Лесная сказка» г. Среднеуральск. В исследовании принимали участие 20 детей старшей группы, в возрасте 5-6 лет.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Выразительная речь детей - ключ к успешному общению не только в дошкольном возрасте, но и на протяжении всей жизни. Вопрос о формировании интонационной выразительной речи тесно связан с общим процессом дошкольного обучения. Чем богаче и выразительнее речь ребенка, тем глубже, шире и разнообразнее его отношение к содержанию речи. Именно интонационно выразительная речь дополняет и обогащает содержание речи дошкольника. В настоящее время возникли противоречия между необходимостью совершенствованию интонационной выразительности речи у старших дошкольников и практическом отсутствии работы ДОО в данном направлении, поэтому целью нашего исследования стала разработка игровых занятий, направленных на совершенствование уровня интонационной выразительности речи старших дошкольников.
Воспитание ритма и интонации является не только условием эффективного использования выразительности самой речи. Как неоднократно отмечали классики педагогики и психологии, выразительная речь способствует общему психическому развитию ребенка и облегчает обучение.
В ходе исследования, опираясь на поставленные задачи, мы исследовали теоретические основы совершенствования выразительности речи старших дошкольников в лингвистической литературе. Были выявлены особенности совершенствования выразительности речи детей старшего дошкольного возраста. Старший дошкольный возраст является наиболее сенситивным периодом формирования выразительной речи детей, так как в этот период дети начинают играть во многие игры, которые дают поле для развития интонационной выразительности речи дошкольников. В исследовании были рассмотрены методы и приемы повышения уровня интонационной выразительности речи старших дошкольников, проанализированы основные программы дошкольного воспитания по разделу «Развитие речи».
На втором этапе исследования нами было проведено и описано диагностическое исследование по проблеме изучения исходного уровня интонационной выразительности речи у детей старшей группы. Данные диагностики проанализированы и занесены в таблицу. По результатам диагностики составлен комплекс игровых занятий по совершенствованию интонационной выразительности речи старших дошкольников, состоящий из 20 занятий, проводимых в течение 2,5 месяцев в количестве двух занятий в неделю. Цели и задачи игровой деятельности, представленной в данном комплексе игровых занятий занесены в сводную таблицу.
Таким образом, задачи, поставленные в исследовании, выполнены, цель исследования была достигнута.


1. Аграновский В.А. Ради единого слова / В.А. Аграновский. Изд: М.: Мысль 2007. 213 с.
2. Акулова О.В. Театрализованные игры / О.В. Акулова // Дошкольное воспитание. 2005. №4. С. 24-32.
3. Акулова, О.В. Развитие выразительности речи детей дошкольного возраста средствами устного народного творчества. /О.В.Акулова// Воспитание дошкольников - 2000. - №7. - С. 56-63.
4. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: учеб.пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2009 - 400 с.
5. Антипина Е.П. Театрализованные игры и упражнения для детей старшего дошкольного возраста / Е.П. Антипина. - М.: Творческий центр «Сфера», 2006 - 168 с.
6. Антипова A.M. Просодия //Лингвистический энциклопедический словарь - М.: Гардарики. 2006 - 276 с.
7. Артемова Е.Э. Особенности формирования просодики у дошкольников с речевыми нарушениями. Автореф. дис, ... канд. пед. наук. М., 2005.- 189 с.
8. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей. Развитие лексической стороны речи детей: методическое пособие для воспитателей. М.: Мозаика-Синтез, 2009. 296 с.
9. Барто А. Идет бычок, качается / А. Барто. М.: Самовар, 2015. 48 с.
10. Богуш А.М. Культура речевого общения детей дошкольного возраста / А.М. Богуш, Е.П. Аматьева, С.К. Хаджирадева. Х.: изд. «Ранок», 2011. 288 с.
11. Бородич А.М. Методика развития речи детей: учеб.пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Дошкольная педагогика и психология». 4-е изд. М.: Просвещение, 1999. 256 с.
12. Вахитова Г.В. Способы передачи внутренней экспрессивности текста: автореф. ... канд. филол. Наук / Г.В. Вахитова. Уфа, 2007. 30 с.
13. Введенская Л.А. Риторика и культура речи / Л.А. Введенская, Л.Г. Павлова. Изд. 12-е, стер. Ростов н/Д: Феникс, 2012. 537 с.
14. Витт П.В. Информация об эмоциональных Состояниях в речевой интонации / П.В. Витт //Вопросы психологии. 2006 - №3 - 56 с.
15. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. М.В. Гамезо, М.В. Матюхиной, Т.С. Михальчик. М., 2009...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ