ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ЗНАКОМСТВА С ЛИТЕРАТУРОЙ 7
1.1. Особенности восприятия детьми младшего дошкольного возраста
художественной литературы 7
1.2. Особенности речевого развития детей младшего дошкольного
возраста 13
1.3. Лингвистические основы формирования грамматического строя
речи детей младшего дошкольного возраста 18
1.4. Содержание работы по формированию грамматического строя речи
детей младшего дошкольного возраста в процессе знакомства с литературой 22
1.5. Анализ программ ДОУ в аспекте проблемы формирования
грамматического строя речи детей младшего дошкольного возраста в процессе знакомства с литературой 29
ГЛАВА 2. ОПИСАНИЕ ПРОЕКТИРОВОЧНОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ЗНАКОМСТВА С ЛИТЕРАТУРОЙ 34
2.1. Диагностика сформированное™ грамматического строя речи детей
младшего дошкольного возраста 34
2.2. Комплекс упражнений по формированию грамматического строя
речи детей младшего дошкольного возраста в процессе знакомства с литературой 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 51
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 56
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 57
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 58
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 61
Грамматика - это наука о строе языка и о его законах. Как строй языка грамматика представляет собой «систему систем», объединяющую словообразование, морфологию, синтаксис. Эти системы можно называть подсистемами грамматического строя языка или разными его уровнями [2, с. 156].
Данная работа посвящена формированию грамматического строя речи детей младшего дошкольного возраста в процессе знакомства с литературой. Актуальность темы состоит в этом, что своевременное формирование грамматического строя языка ребенка считается важным обстоятельством его полноценного речевого и общего психического развития, так как язык и речь осуществляют основную функцию в развитии мышления и речевого общения, в планировании и организации деятельности детей, самоорганизации поведения, формировании общественных взаимосвязей. Язык и речь - это главное средство проявления основных психических процессов - памяти, восприятия, эмоций.
Дошкольный возраст - это период активного усвоения детьми разговорного языка, становления и развития всех сторон речи фонетической, лексической и грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей максимально сенситивный период развития [45].
При обосновании актуальности данной темы обращаемся к ФГОС ДО, где как направление в содержании образовательной области «Развитие речи» выделяется развитие речи, отмечаем, что процесс развития грамматического строя речи и методика развития грамматического строя речи изучается такими учеными, как А. Арушанова, Н.В. Нищева, О.С. Ушакова и др., что в практике дошкольного образования педагог испытывает трудности при оказании методической помощи детям в развитии грамматического строя речи.
Формирование речевой деятельности является сложный процесс взаимодействия ребенка с окружающими людьми, осуществляемый с помощью материальных средств. Речь формируется в процессе существования и развития ребенка в социальной среде. Ее формирование вызвано потребностями общения, нуждами жизнедеятельности ребенка. Противоречия, возникающие в общении, ведут к становлению и совершенствованию языковой способности ребенка, к овладению им все новыми средствами общения, формами речи. Это происходит благодаря совместной деятельности ребенка со взрослым, которое складывается с учетом его возрастных особенностей и возможностей.
В процессе развития речи детям следует освоить несколько подсистемам родного языка, такими как фонетикой (системой звуков речи); лексикой (словарным запасом); семантикой (системой значений, начиная со значений отдельных слов); синтаксисом (сочетания слов; предложений, обозначающих определенную мысль); прагматикой (социальными правилами использования речи).
Фундаментальные исследования Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурия, С.Л. Рубинштейна, Д.Б. Эльконина и др. позволили определить принципиальные положения, лежащие в основе связи мышления и речи, и наиболее значимые вопросы этой проблемы.
Теоретические положения речевого развития ребенка-дошкольника были сформулированы в трудах таких отечественных ученых, как Л.А. Венгер, А.В. Запорожец, М.И. Лисина, В.И. Лубовский, Г.И. Минская, В.С. Мухина, Л.Ф. Обухова, Н.Н. Поддъяков, Н.Ф. Талызина и другие.
При нормальном речевом развитии грамматическая сторона речи усваивается дошкольником самостоятельно, посредством подражания речи взрослых. Однако овладение закономерностями языковой грамматики - это сложный процесс, требующий достаточно высокого уровня развития мыслительных процессов: анализа, обобщения, дифференцирования, синтеза (А.Н. Гвоздев, А.Н. Шахнаровичи другие). Несформированность у ребенка одного из языковых компонентов, принимающих участие в становлении речи, влечет за собой изменение (деформирование) всей речевой системы (Л.С. Выготский, A.B. Запорожец, P.E. Левина, А.Р. Лурия и другие).
Приведенные аргументы определяют цель научного исследования работы, которая формулируется следующим образом:
Цель исследования - теоретически обосновать и практически разработать комплекс упражнений по формированию грамматического строя речи детей младшего дошкольного возраста в процессе знакомства с литературой.
Объект исследования - процесс формирования грамматического строя речи детей младшего дошкольного возраста в процессе знакомства с литературой.
Предметом исследования является комплекс упражнений по формированию грамматического строя речи детей младшего дошкольного возраста в процессе знакомства с художественной литературой.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования были определены следующие задачи:
1. Исследование методической литературы, педагогической
литературы, лингвистической литературы, посвященной формированию грамматического строя речи детей младшего дошкольного возраста.
2. Проанализировать программу младшего дошкольного возраста, с точки зрения формирования грамматического строя речи детей младшего дошкольного возраста.
3. Провести диагностику сформированное™ грамматического строя речи детей младшего дошкольного возраста.
Структура ВКР. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Грамматика - это наука о строе языка, о его законах. Как строй языка грамматика представляет собой «систему систем», объединяющую словообразование, морфологию, синтаксис. Эти системы можно называть подсистемами грамматического строя языка или разными его уровнями.
Данная работа посвящена формированию грамматического строя речи детей младшего дошкольного возраста в процессе знакомства с литературой.
Художественная литература является очень важным ресурсом и инструментом развития всех сторон речи дошкольника, и редкостным средством воспитания. Она помогает почувствовать художественность родного языка, развивает живописность речи. Развитие речи в процессе ознакомления с художественной литературой занимает большое место в общей системе работы с дошколятами. С другой стороны, влияние художественной литературы на ребенка определяется не только содержанием и формой произведения, но и уровнем его речевого развития. А также художественные произведения влияют на чувства и разум малыша, развивают его эмоциональность, талантливость, сознание и самопознание, создает образ мыслей и мотивирует поведение.
Дошкольникам младшего возраста нужно уделять особое внимание на усвоение морфологической стороны речи: чередование звуков в основах, согласование слов, образование сравнительной степени прилагательных. Дошколятам необходимо помогать овладевать способами словообразования существительных суффиксальным способом, глаголов — с помощью приставок. А также для развития речи с ребятами проводятся пальчиковые игры, речевые игры и разучивания чистоговорок и поговорок.
При верном подходе к развитию грамматического строя речи у дошкольников младшего возраста закладывается способность использовать синтаксические единицы, содержащие осмысленный выбор языковых средств в определенных условиях общения. Это производится исходя из того, что слово, представляет собой, объект знаний детского восприятия, обладает указанными грамматическими и лексическими смыслами. Обладая лексическим смыслом, слово включает собственное существование, оно независимо. Зависимые же слова с абстрактным значением обладают также и грамматическим смыслом, обозначающим общие свойства и качества слова. Целостность лексического и грамматического смыслов является одним из более существенных свойств слова.
Для развития грамматического строя речи ребёнка существенное значение имеют произведения художественной литературы и устного народного творчества, малые литературные формы (пословицы, поговорки, фразеологизмы, загадки, скороговорки). Они способствуют развитию фонематического слуха, помогают запоминать слова и выражения, обогащают словарь, обучают образовывать однокоренные слова.
Проанализировав программы ДОУ в аспекте проблемы формирования грамматического строя речи дошкольников младшего возраста сделан вывод, о том, что авторы программ значительное внимание уделяют развитию грамматики правильной речи, а также, для того чтобы, отвечать на вопросы, по содержанию художественных произведений, дошкольники употребляли слова в правильной грамматической форме. Знакомство с художественной литературой производит значительное влияние на всестороннее формирование речи: грамматический строй, звуковую культуру речи, словарь. Так как, уже с младшего дошкольного возраста закладываются основные принципы формирования связной речи, необходимые для дальнейшего восприятия более сложных произведений, с целью последующего формирования речи.
По наблюдениям за детьми на занятиях и свободной деятельности, мы пришли к выводу, что дети получают удовольствие от игр как в процессе НОД, так и свободной деятельности, от выполнения различных заданий, так как игровая деятельность является ведущей в дошкольном возрасте. Процесс обучения и воспитания стал более эмоциональным, действенным и способствовал получению собственного опыта.
Ко всему вышесказанному можно сказать, что проведение комплекса занятий помогло в формировании грамматического строя речи у детей младшего дошкольного возраста.
Выполнение проектировочной работы убедило нас в необходимости систематической работы в формировании грамматического строя речи у детей младшего дошкольного возраста в процессе знакомства с литературой.
1. Акулова О.В., Гурович Л.М. Образовательная область «Чтение художественной литературы». Как работать по программе «Детство». - Издательство «Детство-пресс», 2013. - 251 с.
2. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учебное пособие. 2-е изд. М.: Академия, 2008. - 400с.
3. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей 3-7 лет [Текст] / А.Г. Арушанова. - М.: Мозаика-Синтез, 2009. - 312 с.
4. Бабаева Т.И., Гогоберидзе А.Г., Михайлова З.А. и др. Детство: Примерная основная образовательная программа дошкольного образования. - СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011. - 318 с.
5. Белинский В.Г. О детских книгах // Собр. соч. -М., 1978 - Т. 3 - 321 с.
6. Боголюбская М.К., Шевченко В.В. Художественное чтение и рассказывание в детском саду. Изд.-3-в. М., «Просвещение», 1970. - 184 с.
7. Бойкова С.В. «Содержание работы по развитию лексики и грамматического строя у дошкольников». Логопед в детском саду, 2005. 178 с.
8. Борисенко М.Г., Лукина Н.А. Конспекты комплексных занятий по сказкам с детьми 2 - 3 лет. - СПб.: Паритет, 2006. - 261 с.
9. Бородич А.М. Методика развитие речи детей дошкольного возраста. М., 1984. - 190 с.
10. Венгер Л.А. Как ребенок воспринимает художественную литературу. // Дошкольное воспитание. - 1996. - №5.
11. Волина В.В. Учимся играя. М., 1994. 254 с.
12. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М., 1990. 322 с.
13. Выготский Л.С. Мышление и речь // Собр. соч. Т. 2. М.:
Педагогика, 1984. 400 с.
14. Выготский Л.С., Божович Л.И., Славина Л.С., Ендовицкая Т.В. Опыт экспериментального изучения произвольного поведения // Вопросы психологии. 1976. - N4. - С.55-68.
15. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. М., 1961. - 227 с...