Развитие речи младших дошкольников в процессе ознакомления с произведениями устного народного творчества
|
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ПРОИЗВЕДЕНИЯМИ УСТНОГО
НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА 7
1.1. Особенности речевого развития детей младшего
дошкольного возраста 7
1.2. Особенности восприятия произведений устного
народного творчества детьми младшего дошкольного возраста 12
1.3. Жанровое разнообразие произведений устного народного
творчества 16
1.4. Методы и приемы развития речи в младшем дошкольном
возрасте и работы с детской книгой 20
1.5. Анализ программного содержания работы по
ознакомлению младших дошкольников с произведениями устного народного творчества и их речевому развитию .... 27
ГЛАВА 2. АНАЛИТИЧЕСКОЙ ОПИСАНИЕ ПРОЕКТИРОВОЧНОЙ РАБОТЫ, НАПРАВЛЕННОЙ НА РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ПРОИЗВЕДЕНИЯМИ УСТНОГО
НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА 37
2.1. Диагностика уровня развития восприятия и понимания
произведений устного народного творчества и уровня речевого развития детей младшего дошкольного возраста 37
2.2. Комплекс мероприятий, направленных на
совершенствование речевого развития детей в процессе
ознакомления с произведениями устного народного творчества
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 60
ПРИЛОЖЕНИЕ 71
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ПРОИЗВЕДЕНИЯМИ УСТНОГО
НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА 7
1.1. Особенности речевого развития детей младшего
дошкольного возраста 7
1.2. Особенности восприятия произведений устного
народного творчества детьми младшего дошкольного возраста 12
1.3. Жанровое разнообразие произведений устного народного
творчества 16
1.4. Методы и приемы развития речи в младшем дошкольном
возрасте и работы с детской книгой 20
1.5. Анализ программного содержания работы по
ознакомлению младших дошкольников с произведениями устного народного творчества и их речевому развитию .... 27
ГЛАВА 2. АНАЛИТИЧЕСКОЙ ОПИСАНИЕ ПРОЕКТИРОВОЧНОЙ РАБОТЫ, НАПРАВЛЕННОЙ НА РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ПРОИЗВЕДЕНИЯМИ УСТНОГО
НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА 37
2.1. Диагностика уровня развития восприятия и понимания
произведений устного народного творчества и уровня речевого развития детей младшего дошкольного возраста 37
2.2. Комплекс мероприятий, направленных на
совершенствование речевого развития детей в процессе
ознакомления с произведениями устного народного творчества
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 60
ПРИЛОЖЕНИЕ 71
Актуальность исследования. На сегодняшний день к проблеме развития речи детей раннего детства привлечено внимание многих российских и зарубежных психологов. И это очень актуально, так как первые годы жизни являются периодом наиболее интенсивного развития ребенка.
Для полноценного развития ребенка необходимо вовремя помочь ему справиться со сложными задачами посредствам своевременного и полноценного познания окружающего мира, что способствует формированию у него речи. Речь в жизни человека - это наиважнейшая функция, необходимая каждому. Через речь мы общаемся, обмениваемся опытом, регулируем деятельность и поведение. Речь имеет большое значение для целостного и всестороннего развития ребенка в раннем и дошкольном возрасте, так как она становится основным средством общения. Одним из лучших способов развития речи ребенка раннего и младшего дошкольного возрастов считают произведения устного народного творчества.
Некоторые аспекты речевого развития дошкольников средствами произведений устного народного творчества освещались в работа Л.С. Выготского, А.В. Запорожца Е.И. Тихеевой, К.Д. Ушинского и других. Многие из авторов подчеркивают, что дошкольный возраст - это период активного творческого развития личности ребенка в целом, когда развиваются и совершенствуются все психические процессы (восприятие, мышление, воображение), становятся произвольным внимание, совершенствуется память, формируется связная речь [76; 86; 18; 57].
В произведениях устного народного творчества таятся огромные возможности для развития речи детей, они побуждают ребенка с самого раннего возраста к познавательной деятельности и речевой активности. Проникая в сюжет, постигая образность народного языка, дети не только овладевают речью, но и приобщаются к красоте и самобытности языка произведений устного народного творчества.
Именно дошкольный возраст является периодом освоения ребенком разговорного языка, становлением всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком является главной задачей умственного, эстетического, нравственного воспитания и развития детей. И чем раньше ребенок освоит родной язык, тем свободнее он будет им пользоваться в дальнейшем.
Цель исследования: определить оптимальные условия речевого развития детей младшего дошкольного возраста, и на этой основе создать комплекс мероприятий, направленных на речевое развитие в младших дошкольников при ознакомлении с произведениями устного народного творчества.
Объект исследования: процесс речевого развития детей младшего дошкольного возраста при ознакомлении с устным народным творчеством.
Предмет исследования: комплекс мероприятий, обеспечивающих речевое развитие детей младшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с устным народным творчеством.
В соответствии с целью нами были определены следующие задачи нашей работы:
1. Проанализировать педагогическую и методологическую литературу по проблеме исследования.
2. Изучить и теоретически обосновать влияние произведений устного народного творчества на развитие речи и личности у младших дошкольников.
3. Отобрать диагностики для выявления уровня восприятия и понимания произведений устного народного творчества и развития речи у младших дошкольников.
4. Составить комплекс мероприятий, способствующих речевому развитию младших дошкольников при ознакомлении с произведениями устного народного творчества.
Методологическую и теоретическую основу исследования составляют современные положения науки о языке как общественном явлении, диалектическом единстве речевого и психологического развития ребенка, теоретико-методологические концепции Л.С. Выготского, А.А. Леонтьева, Р.С. Немова, Д.Б. Эльконина и других исследователей.
Для достижения поставленных в исследовании целей и решения задач в работе используется комплекс методов:
• анализ психолого-педагогической и методической литературы по теме исследования;
• анализ программ различных авторов;
• прямое и косвенное наблюдение за детьми в повседневной жизни и на занятиях;
• количественный и качественный анализ полученных данных.
База исследования: Свердловская обл., г. Верхняя Пышма, МДОУ № 29 «Лесная сказка», II младшая группа.
Практическая значимость работы заключается в обобщении и систематизации теоретических положений по проблеме развития речи младших дошкольников в процессе ознакомления с устным народным творчеством, выделение педагогических условий организации речевой деятельности, в разработке конкретного комплекса, направленного на речевое развитие младших дошкольников в процессе ознакомления с устным народным творчеством.
Для полноценного развития ребенка необходимо вовремя помочь ему справиться со сложными задачами посредствам своевременного и полноценного познания окружающего мира, что способствует формированию у него речи. Речь в жизни человека - это наиважнейшая функция, необходимая каждому. Через речь мы общаемся, обмениваемся опытом, регулируем деятельность и поведение. Речь имеет большое значение для целостного и всестороннего развития ребенка в раннем и дошкольном возрасте, так как она становится основным средством общения. Одним из лучших способов развития речи ребенка раннего и младшего дошкольного возрастов считают произведения устного народного творчества.
Некоторые аспекты речевого развития дошкольников средствами произведений устного народного творчества освещались в работа Л.С. Выготского, А.В. Запорожца Е.И. Тихеевой, К.Д. Ушинского и других. Многие из авторов подчеркивают, что дошкольный возраст - это период активного творческого развития личности ребенка в целом, когда развиваются и совершенствуются все психические процессы (восприятие, мышление, воображение), становятся произвольным внимание, совершенствуется память, формируется связная речь [76; 86; 18; 57].
В произведениях устного народного творчества таятся огромные возможности для развития речи детей, они побуждают ребенка с самого раннего возраста к познавательной деятельности и речевой активности. Проникая в сюжет, постигая образность народного языка, дети не только овладевают речью, но и приобщаются к красоте и самобытности языка произведений устного народного творчества.
Именно дошкольный возраст является периодом освоения ребенком разговорного языка, становлением всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком является главной задачей умственного, эстетического, нравственного воспитания и развития детей. И чем раньше ребенок освоит родной язык, тем свободнее он будет им пользоваться в дальнейшем.
Цель исследования: определить оптимальные условия речевого развития детей младшего дошкольного возраста, и на этой основе создать комплекс мероприятий, направленных на речевое развитие в младших дошкольников при ознакомлении с произведениями устного народного творчества.
Объект исследования: процесс речевого развития детей младшего дошкольного возраста при ознакомлении с устным народным творчеством.
Предмет исследования: комплекс мероприятий, обеспечивающих речевое развитие детей младшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с устным народным творчеством.
В соответствии с целью нами были определены следующие задачи нашей работы:
1. Проанализировать педагогическую и методологическую литературу по проблеме исследования.
2. Изучить и теоретически обосновать влияние произведений устного народного творчества на развитие речи и личности у младших дошкольников.
3. Отобрать диагностики для выявления уровня восприятия и понимания произведений устного народного творчества и развития речи у младших дошкольников.
4. Составить комплекс мероприятий, способствующих речевому развитию младших дошкольников при ознакомлении с произведениями устного народного творчества.
Методологическую и теоретическую основу исследования составляют современные положения науки о языке как общественном явлении, диалектическом единстве речевого и психологического развития ребенка, теоретико-методологические концепции Л.С. Выготского, А.А. Леонтьева, Р.С. Немова, Д.Б. Эльконина и других исследователей.
Для достижения поставленных в исследовании целей и решения задач в работе используется комплекс методов:
• анализ психолого-педагогической и методической литературы по теме исследования;
• анализ программ различных авторов;
• прямое и косвенное наблюдение за детьми в повседневной жизни и на занятиях;
• количественный и качественный анализ полученных данных.
База исследования: Свердловская обл., г. Верхняя Пышма, МДОУ № 29 «Лесная сказка», II младшая группа.
Практическая значимость работы заключается в обобщении и систематизации теоретических положений по проблеме развития речи младших дошкольников в процессе ознакомления с устным народным творчеством, выделение педагогических условий организации речевой деятельности, в разработке конкретного комплекса, направленного на речевое развитие младших дошкольников в процессе ознакомления с устным народным творчеством.
Произведения устного народного творчества имеют огромное значение в воспитании человека и являются одним из могучих средств развития и обогащения речи. Перед педагогами дошкольного образования стоит увлекательная задача - вызвать у детей любовь и уважение к фольклору, активно включать произведения устного народного творчества в практику работы ДОО.
В процессе выполнения работы мы рассмотрели теоретические основы развития речи детей младшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с произведениями устного народного творчества, проанализировали программное содержание работы по ознакомлению младших дошкольников с произведениями устного народного творчества и их речевому развитию.
Практическое исследование доказало, что средствами устного народного творчества не только развивается речь ребенка, но и воспитывается активное отношение к окружающему миру, желание применять разные жанры фольклора в повседневной жизни.
Таким образом, нами достигнута цель работы: мы определили оптимальные условия речевого развития детей младшего дошкольного возраста и на этой основе создали комплекс мероприятий, направленный на речевое развитие младших дошкольников при ознакомлении с произведениями устного народного творчества.
Перспективами дальнейшей работы считаем продолжение использования наработанного методического материала для речевого развития детей младшего дошкольного возраста, а также поиск и систематизацию новых дидактических материалов по теме исследования.
В процессе выполнения работы мы рассмотрели теоретические основы развития речи детей младшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с произведениями устного народного творчества, проанализировали программное содержание работы по ознакомлению младших дошкольников с произведениями устного народного творчества и их речевому развитию.
Практическое исследование доказало, что средствами устного народного творчества не только развивается речь ребенка, но и воспитывается активное отношение к окружающему миру, желание применять разные жанры фольклора в повседневной жизни.
Таким образом, нами достигнута цель работы: мы определили оптимальные условия речевого развития детей младшего дошкольного возраста и на этой основе создали комплекс мероприятий, направленный на речевое развитие младших дошкольников при ознакомлении с произведениями устного народного творчества.
Перспективами дальнейшей работы считаем продолжение использования наработанного методического материала для речевого развития детей младшего дошкольного возраста, а также поиск и систематизацию новых дидактических материалов по теме исследования.
Подобные работы
- Формирование звуковой культуры речи у детей младшего дошкольного возраста в процессе чтения произведений литературы и фольклора
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2017 - Роль произведений устного народного творчества в развитии словаря детей 3-4 лет (Гатчинский педагогический колледж)
Курсовые работы, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 400 р. Год сдачи: 2024 - Методические основы проблемы развития выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности (Нижегородский Государственный Университет)
Курсовые работы, дошкольное образование. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2019 - РОЛЬ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА В РАЗВИТИИ
СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4760 р. Год сдачи: 2017 - ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЕ РУССКОГО НАРОДА ПОСРЕДСТВОМ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4280 р. Год сдачи: 2020 - Развитие речи детей старшего дошкольного возраста средствами малых
форм фольклора
Бакалаврская работа, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - ВОСПИТАНИЕ КУЛЬТУРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ
МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4760 р. Год сдачи: 2016 - ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ СЛОВЕСНОГО ТВОРЧЕСТВА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4000 р. Год сдачи: 2018 - РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017





