Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Совершенствование выразительности речи у детей среднего дошкольного возраста в игровой деятельности

Работа №95813

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы61
Год сдачи2019
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
165
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО
ДОШКОЛЬНОГОВОЗРАСТА В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 6
1.1. Психологические особенности детей среднего дошкольного
возраста 6
1.2. Особенности выразительности речи у детей среднего
дошкольного возраста 10
1.3. Лингвистические основы совершенствования выразительности
речи у детей среднего дошкольного возраста 15
1.4. Роль игровой деятельности в совершенствовании
выразительности речи у детей среднего дошкольного возраста 23
1.5. Анализ программного содержания по совершенствованию
выразительности речи у детей среднего дошкольного возраста 29
ГЛАВА 2. ОПИСАНИЕ ПРОЕКТИРОВОЧНОЙ РАБОТЫ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ИГРОВОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 35
2.1. Диагностика уровня сформированности выразительности речи у
детей среднего дошкольного возраста 35
2.2. Комплекс упражнений, направленный на совершенствование
выразительности речи у детей среднего дошкольного возраста в игровой деятельности 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 53

На современном этапе вопрос о создании психолого - педагогических условий совершенствования выразительной речи детей среднего дошкольного возраста становится актуальной проблемой современной доктрины дошкольного образования.
Данный интерес к выразительности речи не является случайным. Работа по формированию выразительности речи у детей среднего дошкольного возраста, вызывает ряд затруднений, у педагогов дошкольных образовательных учреждений, которые определяются недостаточной степенью изученности условий совершенствования выразительности речи, так и сложностью самого предмета - онтогенеза языковой способности ребенка дошкольного возраста.
При правильно организованной работе педагогов в процессе выразительности речи детей среднего дошкольного возраста у ребёнка развивается способность представлять, а затем мыслить, и воображать .
На различных возрастных этапах развития ребёнка, способности совершенствования речи совершенствуются. С развитием интеллекта ребёнка развивается и совершенствуется эмоционально-волевая сфера.
Речь ребёнка обогащается быстрее, и его психика развивается разностороннее, если воспитатель ставит его в условия естественной речевой деятельности.
Выразительность речи является качественной характеристикой. В связи c данным обстоятельством, она рассматривается, как значимый показатель речевой культуры личности.
Основным предназначением выразительности речи является обеспечение эффективности коммуникации, вместе с тем, выразительность можно считать значимым средством речевого самовыражения личности.
Проблема совершенствование выразительности речи нашла отражение в трудах отечественных психологов и педагогов, Л.С. Выготского, С.Л.
Рубинштейна, Б.М. Теплова, А.В. Запорожца, А.М. Леушиной, Ф.А. Сохина, О.С. Ушаковой, А.И. Полозовой и др.
На современном этапе развития дошкольного образования не решён ряд важных вопросов содержательного и методического характера:
• какие средства выразительности доступны для понимания и самостоятельного использования детьми среднего дошкольного возраста;
• каким образом можно обеспечить практические действия детей в применении разных средств речевой выразительности;
• на каком содержании и в какой деятельности целесообразно совершенствовать выразительность речи.
Основным условием ускорения процесса совершенствования речевой деятельности является применение различных методов обучения речи.
В период среднего дошкольного возраста развития речи характерны: метод имитации, метод разговора (беседы), метод показа, метод рассказывания.
Это позволяет утверждать необходимость дальнейшего исследования данной проблемы.
Использование в работе c детьми среднего дошкольного возраста игры открывает широкие перспективы совершенствования выразительности речи.
Игра выступает эффективным средством, является ведущим видом деятельности ребёнка в дошкольном возрасте.
Игры стимулируют желание ребенка к экспериментированию со словом, способствуют обогащению словаря и совершенствованию выразительности речи в целом.
Целью нашего исследования является теоретическое обоснование и разработка комплекса упражнений, направленного на совершенствование выразительности речи у детей среднего дошкольного возраста в игровой деятельности.
Объект исследования - процесс совершенствования выразительности речи у детей среднего дошкольного возраста в игровой деятельности.
Предмет - комплекс упражнений, направленный на совершенствование выразительности речи у детей среднего дошкольного возраста в игровой деятельности.
В процессе исследования нами были определены задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования.
2. Проанализировать программы дошкольного образования с точки зрения совершенствования выразительности речи.
3. Подобрать диагностический инструментарий по выявлению уровня форсированности выразительности речи у детей среднего возраста.
4. Разработать комплекс упражнений, направленный на совершенствование выразительности речи у детей среднего возраста.
В исследовании были использованы следующие методы:
• теоретические: анализ педагогической и психологической
литературы по проблеме исследования, систематизация;
• эмпирические: диагностические наблюдение, беседы с детьми, педагогическое проектирование, количественный и качественный анализ эмпирических данных.
База исследования: Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение № 36 «Теремок», город Сухой Лог.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В период среднего дошкольного возраста у ребенка стремительно развиваются познавательные процессы, закладываются основные личностные особенности будущего полноправного члена общества, его морально­нравственная и эмоционально-волевая сфера. В этот период ребенок активно познает мир и задает массу вопросов. У ребёнка развиваются познавательные процессы - память, внимание, мышление, речь, эмоционально-волевая сфера, а также творческие способности.
В период среднего дошкольного возраста ребенок уже хорошо воспринимает информацию на слух, может пересказать услышанное, пояснить ответ на вопрос, у ребёнка развивается логическое мышление, операции анализа и синтеза, обобщения, классификации.
Выразительность речи представляет собой понятие, у которого нет чёткого определения, при этом оно многогранно, включает множество определений и отличительных черт:
• богатый словарный запас.
• отсутствие шаблонов, речевая чистота и качество.
• применение художественных речевых оборотов, специфический прием.
Овладевая речью, ребенок среднего дошкольного возраста овладевает и знаниями о предметах, признаках, действиях и отношениях запечатленными в соответствующих словах. При этом он не только приобретает знания, но и учится мыслить, поскольку думать - это значит говорить про себя или вслух, а говорить - значит думать.
На этапе среднего дошкольного возраста решаются важнейшие задачи речевого развития: обогащение словаря, воспитание звуковой культуры речи, формирование грамматического строя, развитие связной речи. В этот возрастной период следует также формировать культуру диалогической речи: умение говорить чётко, выразительно, по существу; слушать собеседника, стараться его понять, не перебивать; не перескакивать с предмета на предмет и т.д.
Согласно требованиям, Федерального государственного
образовательного стандарта дошкольного образования, одним из приоритетов образования является речевое развитие ребенка, позволяющее успешно общаться в кругу взрослых и сверстников.
Выразительность речи является коммуникативным качеством, проявляющимся в соотношении «речь - сознание».
Выразительность речи - особенность речевой структуры, позволяющие усилить впечатление от сказанного, вызвать и поддержать внимание и интерес у адресата, воздействовать не только на его разум, но и на чувства, воображение.
Таким образом, в нашем исследовании мы пришли к выводу, что выразительность речи связана со всеми языковыми средствами: интонационной палитрой, лексическим богатством и другими. Выразительная речь в значительной мере усиливает воздействие на реципиент, привлекает и удерживает его интерес, а также удовлетворяет его эстетическое чувство в сфере языка.
Речевая выразительность имеет для ребенка особую важность. В первую очередь она является фактором, обеспечивающим оформление фраз как целостных смысловых единиц; вместе с тем она обеспечивает передачу информации о коммуникативном типе высказывания, а также об эмоциональном состоянии говорящего. Воспитание выразительности речи способствует общему психическому развитию ребенка и облегчает обучение.
Средний дошкольный возраст является уникальным и решающим периодом развития ребёнка, когда возникают основы личности, складывается воля и произвольное поведение, активно развивается воображение, творчество, общая инициативность. Однако все эти важнейшие качества формируются не на учебных занятиях, а в ведущей и главной деятельности дошкольника - в игре.
Игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением
На сегодняшний день нововведения в законодательстве об образовании привели к ряду изменений в направлении деятельности дошкольной образовательной организации, а также ее документальном обеспечении.
Согласно данному закону, образовательные программы определяют содержание дошкольного образования.
В работе мы провели анализ образовательных программ дошкольного образования «Истоки» (Под редакцией Л.А. Парамоновой), «Радуга» (Под редакцией Е.В. Соловьёвой), «Детство»: Примерная образовательная программа дошкольного образования (Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др.). Все программы развития, используемые в современных детских садах России, указывают на необходимость развития выразительной стороны речи. При этом предлагаются различные средства и способы. В большей части программ игровая деятельность указывается как эффективное средство совершенствования выразительности речи.
Диагностическая работа проводилась на базе Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение № 36 «Теремок», город Сухой Лог.
Целью диагностической работы было определение начального уровня сформированности выразительности речи у детей среднего дошкольного возраста.
В рамках исследования изучение выразительности речи детей среднего дошкольного возраста, в практической работе нами используется диагностика автора О.И. Лазаренко.
Она позволяет оценить самые разные факторы, определяющие выразительность:
• умение изменять темп речи;
• умение изменять ритм речи;
• умение изменять высоту голоса;
• умение изменять силу голоса;
• умение выделять логическое ударение в слове и пользоваться им;
• сформированности интонационной выразительности речи.
Результаты диагностики, уровня сформированности выразительности речи у детей среднего дошкольного возраста: большая часть детей 60% - 6 человек, обладают низким уровнем развития выразительности речи; 40 % - 4 человека имеют средний уровень развития выразительности речи; высокого уровня развития выразительности речи у детей среднего дошкольного возраста по результатам проведённой диагностики не выявлено.
По результатам исследования мы можем сказать, что у 50 % - 5 человек, высота голоса имеет нестабильную громкость голоса, невозмож­ность произвольного изменения силы звука с целью уточнения смыслового содержания высказывания.
У 70 % - 7 человек критерий «умение пользоваться различной интонацией» не реализуется в полной мере, т.е. ребенок неправильно определяет разницу в звучании предложений даже с опорой на ключевые слова произведения.
У 60% - 6 человек темп речи находится на низком уровне. Ребёнок не может читать стихотворения в заданном темпе.
В соответствии с программными требованиями и особенностями психофизического развития в среднем дошкольном возрасте ребенок должен обладать высоким уровнем развития выразительности речи, что указывает на явное расхождение ожидаемых и действительных результатов.
В этой связи необходимо проведение комплекса упражнений направленного на совершенствование выразительности речи у детей среднего дошкольного возраста в игровой деятельности.
Низкие результаты, полученные на констатирующем этапе исследования, по всей вероятности, обусловлены отсутствием методически разработанных занятий с элементами игр, направленных непосредственно на формирование выразительности речи детей среднего дошкольного возраста.
Таким образом, на базисе полученных результатов и определенных выводов, совместно с педагогами дошкольного учреждения был разработан комплекс упражнений, направленный на совершенствование выразительности речи у детей среднего дошкольного возраста.
Реализация комплекса упражнений направленного на совершенствование выразительности речи по средствам игры проводились поэтапно. Это обеспечило проработку образов, роли, что результатировали в творческое становление личности дошкольников, усвоение ими социальных поведенческих норм, формирование выразительности речи и высших произвольных психических функций.
Таким образом, работа по совершенствованию выразительности речи посредством игровой деятельности имела комплексный характер и была разработана в соответствии с основными методическими и педагогическими принципами, особенностями психофизического развития детей среднего дошкольного возраста, их индивидуальными потребностями и программными требованиями.
Таким образом, можно предположить, что разработанный нами комплекс упражнений будет способствовать совершенствованию выразительности речи у детей среднего дошкольного возраста в игровой деятельности и может быть использован педагогами в дошкольном образовательном учреждении в рамках реализации основной образовательной программы дошкольного образования в области речевого развития.


1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов вузов [Текст]/Г.С. Абрамова. - М.: Екатеринбург: Деловая книга, 2010. - 325с.
2. Авдулова, Т.П. Игра: ее развитие на современном
этапе//Дошкольное воспитание [Текст] /Т.П. Авдулова. Воспитание дошкольника. №8 - М.: 2008. - С.28-33.
3. Алиева, Т.И. Программа «Истоки»: Базис развития ребенка - дошкольника. [Текст] / Алиева Т.И., Антонова Т.В, Арнаутова Е.П. - М., 2003г.
4. Антонова, Т.В. Анализ возрастной динамики речевого развития детей [Текст] / Т.В. Антонова. // Психолого-педагогические проблемы нравственного воспитания детей дошкольного возраста. -2010. - № 15. - С. 84-93.
5. Арсентьева, В.П. Игра - ведущий вид деятельности в дошкольном детстве: учебное пособие [Текст] / В.П. Арсентьева. - М.: Форум, 2012. - 144 с.
6. Барсукова, Л.С. Руководство речевого развития в дошкольных учреждениях [Текст]: учебное пособие для студентов педвузов / Е.И. Тверитина, Л.С. Барсукова .: Просвещение, 2010.-112 с.
7. Белкин, П.С. Технология развития речи у детей дошкольного возраста [Текст] / П.С. Белкин. - Ярославль.: Академия развития, 2010. - 208 с.
8. Берлянд, И.В. Игра как феномен сознания [Текст] / И.В. Берлянд. - Кемерово.: АЛЕФ, 2012. -341 с.
9. Бычкова, С.С. Формирование речевой активности у дошкольников [Текст] / С.С. Бычкова. - СПб: 2008. -356 с.
10. Выготский, Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка
[Текст] / Л. С. Выготский // Вопросы психологии. 1966.- №6. - С.62- 76.
11. Гавриш, Н.В. Процесс формирования образности речи детей дошкольного возраста [Текст]/ Н.В. Гавриш, Е.О. Смирнова. - М.: Интор, 2006. -160с.
12. Губанова, Н.Ф. Работа педагога по развитию речи в детском саду [Текст] / Н.Ф. Губанова. // Программа и методические рекомендации. - М.: Мозаика- Синтез, 201. - 128 с.
13. Ефремова, Т.Ф. Толковый словарь Ефремовой [Текст]/ Т.Ф. Ефремова. - М.: Дрофа, 2000. - 1233с.
14. Жуковская, Р.И. Речь и её педагогическое значение [Текст] / Р.И. Жуковская. - М.: Педагогика, 2010. - 87 с.
15. Иванова, Н.В. Формирование социального пространства отношений ребенка в дошкольном образовательном учреждении: Учеб. пособие [Текст]/ Н.В. Иванова. - Череповец: ЧГУ, 2002. - 150 с...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ