ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕТОДИКИ РАБОТЫ НАД ИНТОНАЦИОННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬЮ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ В ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 6
1.1. Выразительность как коммуникативное качество речи 6
1.2. Содержание и методы работы над интонационной выразительностью
речи детей старшего дошкольного возраста 13
1.3. Организация театрализованной деятельности детей старшего
дошкольного возраста в ДОО 18
1.4. Анализ программ и методических рекомендаций для ДОО в аспекте совершенствования интонационной выразительности речи
старших дошкольников в театрализованной деятельности 25
ГЛАВА 2. ОПИСАНИЕ ПРОЕКТИРОВОЧНОЙ РАБОТЫ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ИНТОНАЦИОННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 32
2.1. Выявление уровня интонационной выразительности речи детей
старшего дошкольного возраста 32
2.2. Комплекс мероприятий по организации театрализованной деятельности
старших дошкольников, направленный на совершенствование у них интонационной выразительности речи 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 47
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 52
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 53
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 54
Выразительность речи представляет собой наиболее важную качественную характеристику речи человека. В связи с этим ее можно рассматривать как основной показатель речевой культуры людей в принципе. Значимым функционалом выразительности является обеспечение эффективного коммуникативного контакта.
Проблема формирования выразительности речи у ребенка находит свое отражение в трудах отечественных психологов, среди них наиболее важное место занимают работы Л.С. Выготского, С. Л. Рубинштейна, Б.М. Теплова, А.В. Запорожца, педагогов - А.М. Леушиной, Ф. А. Сохина, О.С. Ушаковой, А.И. Полозовой и др.
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования указывается на необходимость:
• развития творческой активности детей, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка;
• создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка;
• формирования общей культуры личности ребенка, развития его социальных, нравственных, эстетических качеств [55].
В связи с этим возникает ряд вопросов, на которые необходимо дать развернутые ответы:
1) какие именно технологии могут обеспечить обширную практику для ребенка с тем, чтобы он в максимально комфортных условиях мог тренироваться в использовании средств выразительности;
2) в каком виде деятельности вообще лучше всего осуществлять развитие выразительности речи дошкольников.
Установлено, что наиболее ярко и интенсивно выразительность речи детей старшего дошкольного возраста начинает проявляться в процессе театрализованной деятельности, которая является по своей сути игровой. Театрализованная деятельность позволяет ребенку проявлять свои эмоции, выражая их вместо изображаемых героев. Это дает возможность сформировать выразительность произвольной речи детей.
В связи с этим актуальной становится проблема разработки методики использования театрализованной деятельности с целью развития выразительной речи детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования - процесс развития речи детей дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации (далее ДОО).
Предмет исследования - комплекс мероприятий по организации театрализованной деятельности старших дошкольников, направленный на совершенствование у них интонационной выразительности речи.
Цель исследования - теоретически обосновать и разработать комплекс мероприятий по организации театрализованной деятельности старших дошкольников, направленный на совершенствование у них интонационной выразительности речи.
Реализация поставленной цели обусловила необходимость решения следующих задач исследования:
1. Уточнить содержание понятия «выразительность речи» применительно к речи детей дошкольного возраста; охарактеризовать содержание и методы работы над выразительностью речи дошкольников.
2. Определить возможности театрализованной деятельности дошкольников для совершенствования интонационной выразительности их речи; описать виды и способы организации театрализованной деятельности дошкольников в образовательном процессе в ДОО.
3. Проанализировать программы и методические разработки для ДОО в аспекте совершенствования интонационной выразительности речи старших дошкольников в театрализованной деятельности.
4. Подобрать диагностический инструментарий для выявления уровня интонационной выразительности речи у старших дошкольников и провести диагностику.
5. Разработать комплекс мероприятий по организации театрализованной деятельности старших дошкольников, направленный на совершенствование у них интонационной выразительности речи.
Для решения поставленных задач использован ряд методов. Теоретические методы представлены анализом и обобщением результатов исследований в сфере педагогики и психологии по данной тематике. Также были использованы эмпирические методы: наблюдение, диагностические задания, количественный и качественный анализ результатов диагностики.
Практическая значимость исследования состоит в том, что разработанный комплекс мероприятий по организации театрализованной деятельности старших дошкольников, направленный на совершенствование у них интонационной выразительности речи, может быть использован педагогами в образовательном процессе ДОО.
Базой исследования является МАДОУ № 509 г. Екатеринбурга, старшая группа (19 детей в возрасте 5-6 лет).
Структура ВКР. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, трех приложений.
Огромную роль в развитии ребенка играет формирование коммуникативной стороны его жизни и развитие речи. Выразительная речь - это залог того, что человека будут не только слушать, но и понимать. Сама по себе выразительность речи служит для того, чтобы говорение стало более содержательным и интересным не только самому автору, но и собеседнику.
Интонационная выразительность речи свойственна детям старшего дошкольного возраста, но это непроизвольный вариант выражения собственных мыслей, произвольность же интонации следует формировать специально.
В системе дошкольного образования используются разные методики совершенствования интонационной выразительности речи, тем не менее наиболее действенным является механизм включения в педагогическую работу театрализованной деятельности.
В рамках дошкольного учреждения используются следующие виды театрализованной деятельности: театрализованные представления,
театрализованные игры, инсценировка песен, попевок и хороводов; рассказ о разных видах театра, расширяющий кругозор детей; драматизация сказок; взаимодействие с родителями, совместная работа с которыми способствует интеллектуальному и эстетическому развитию старших дошкольников.
Театр представляет собой, с одной стороны, достаточно действенный инструмент воздействия на эмоции и морально-нравственное развитие ребенка, обучает его чувствовать и сопереживать, показывать свои чувства на публике, а с другой стороны - это безопасный метод коррекции наиболее существенных нарушений эмоциональной сферы, а также самооценки и самосознания ребенка. Именно в театрализованной деятельности имеется реальная возможность безопасно сформировать чувственное представление, показать особенности деятельности в команде, дать возможность раскрыться творческому потенциалу детей. Именно театрализованная деятельность позволяет решать многие психолого-педагогические задачи, касающиеся формирования интонационной выразительности речи ребенка.
По результатам анализа образовательных программ «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой и «Истоки» под редакцией Л.А. Парамоновой, Т.И. Алиевой, А.Н. Давидчук мы можем говорить о том, что в программах и методических разработках не содержится прямых указаний для развития интонационной выразительности речи, тем не менее в них указывается на необходимость проигрывания ситуаций из сказок, а также чтения стихов, что выступает видами театрализованной деятельности дошкольников.
Подводя итоги исследования по выявлению уровня сформированности интонационной выразительности речи, можно сделать вывод, что самыми трудными заданиями для детей были умение изменять высоту голоса, умение ставить логическое ударение и умение пользоваться повествовательной, восклицательной, вопросительной интонациями.
В ходе проектировочной работы был разработан комплекс мероприятий по организации театрализованной деятельности старших дошкольников, направленный на совершенствование у них интонационной выразительности речи. Комплекс реализуется в три этапа: первый - ознакомительный, второй - подготовительный, третий - основной. Разработано календарное планирование мероприятий для реализации всех этапов организации театрализованной деятельности.
1. Аграновский, В.А. Ради единого слова [Текст] / В. А. Аграновский. - М. : Мысль, 2007. - 188 с.
2. Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников [Текст] : учеб. пособие для студентов высших и средних учебных заведений ; пособие для педагогов дошкольных учреждений / М. М. Алексеева, В. И. Яшина. - М.: издательский центр «Академия», 2000. - 400 с.
3. Алексеева, М.М. Речевое развитие дошкольников [Текст] : пособие по самостоятельной работе / М. М. Алексеева, В. И. Яшина. - М. : Изд. центр "Академия", 1997. - 132 с.
4. Артемьева, Л.В. Театрализованные игры дошкольников [Текст] / Л. В. Артемьева. - М. : Сфера, 2012. - 128 с.
5. Артемьева, Л. В. Театрализованные игры дошкольников [Текст] : книга для воспитателя детского сада / Л. В. Артемьева. - М. : КНОРУС, 2003. - 127 с.
6. Арушанова, А.Г. Диалогическое общение детей с взрослыми и сверстниками. [Текст] / А.Г. Арушанова //. Детский сад: теория и практика. - 2013. - № 3. - С. 6-13.
7. Арушанова, А.Г. Диалогическое общение детей: обучение и само-учение [Текст] / А.Г. Арушанова // Детский сад: теория и практика. - 2013. - №5. - С. 35 - 40.
8. Арушанова, А.Г. Развитие коммуникативных способностей дошкольника [Текст] : методическое пособие / А.Г. Арушанова. - М. : ТЦ Сфера, 2011. - 80 с.
9. Арушанова, А.Г. Речь и речевое общение детей [Текст] : книга для воспитателей детского сада / А.Г. Арушанова. - М. : Мозаика-Синтез, 1999. - 272 с.
10. Блохина, Л. Б. Методика анализа просодических характеристик речи [Текст] / Л.Б. Блохина, Р.К. Потапова. - М. : 1977. - 124 с.
11. Бодалев, А.А. Психология общения [Текст] / А.А. Бодалев. Москва - Воронеж, 2002. - 35 с.
12. Бородина, С.Ю. Методика развития речи детей [Текст] / С.Ю. Бородина // Дошкольное воспитание. - 2014. - № 2. - С. 52-55.
13. Букатов, В.М. Игры для детского сада. Развитие талантов ребенка через игру [Текст] : иллюстрированный словарик игровых приемов / В. М. Букатов. - М. : Сфера, 2009. - 189 с.
14. Букатов, В.М. Секреты дидактических игр: психология,
методика, дисциплина [Текст] / В. М. Букатов. - СПб., 2010. - 152 с.
15. Вахромова, Н. М. Технологии формирования интонационной стороны речи [Текст] / Н. М. Вахромова // Вестник Бурятского Государственного Университета. - 2013. - № 1. - С. 64 - 72...