ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБОГАЩЕНИЯ ГЛАГОЛЬНОГО СЛОВАРЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6
1.1. Психолого-педагогические и лингвистические основы
формирования глагольного словаря у детей среднего дошкольного возраста 6
1.2. Особенности формирования глагольного словаря у детей среднего
дошкольного возраста 14
1.3. Методические основы организации деятельности педагога по
обогащению глагольного словаря у детей среднего дошкольного возраста 17
1.4. Анализ программ ДОО в контексте обогащения глагольного
словаря у детей среднего дошкольного возраста 23
ГЛАВА 2. АНАЛИТИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ ПРОЕКТИРОВОЧНОЙ РАБОТЫ ПО ОБОГАЩЕНИЮ ГЛАГОЛЬНОГО СЛОВАРЯ У ДЕТЕЙ
СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 28
2.1. Диагностика определения исходного уровня сформированности
глагольного словаря у детей среднего дошкольного возраста 28
2.2. Комплекс игр, направленных на обогащение глагольного словаря у
детей среднего дошкольного возраста 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 58
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 64
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 65
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 70
Вопросы обогащения словаря детей дошкольного возраста занимают в образовании младших школьников одну из ведущих позиций. Современное общество выдвигает социальный запрос на грамотную, умеющую четко формулировать свою мысль личность. В современной школе также кардинально поменялось отношение к учащемуся, теперь - это исследователь. Сегодня в школе ученику предоставляется значительная свобода и широкий спектр возможных путей решения поставленной задачи. Но вместе с тем повысился и уровень требований к способностям школьников. Им предстоит не только найти нужным способом требуемое решение, но и суметь обосновать его, изложить свое мнение, правильно задать необходимый вопрос. ФГОС ДО обозначено, что в конце дошкольного образования ребенок должен «достаточно хорошо владеть устной речью, способен выражать свои мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения...» [47, с. 12].
Для решения данных задач к обучению в школе ребенок должен обладать достаточным словарем. Формирование словаря, по мнению ученых, необходимо начинать еще в начале дошкольного детства, чтобы к концу дошкольного возраста ребенок был способен к обучению в школе и имел достаточный словарный запас. Для полноценного овладения ребенком связной речью, в первую очередь целесообразно обогащать его глагольный словарь, в силу того, что без глагола не обходится практически не одна фраза, просьба, рассказ. Учитывая то, что наиболее эффективное усвоение детьми словаря происходит в дошкольном возрасте, именно в этот период необходимо вести работу по формированию глагольной лексики.
Выше изложенным обуславливается актуальность темы исследования: «Обогащение глагольного словаря детей дошкольного возраста».
Цель исследования: теоретически обосновать и разработать комплекс игр, направленных на обогащение глагольного словаря у детей среднего дошкольного возраста.
Объект исследования: процесс обогащения глагольного словаря у детей среднего дошкольного возраста.
Предмет исследования: комплекс игр, направленных на обогащение глагольного словаря у детей среднего дошкольного возраста.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
• изучить психолого-педагогические и лингвистические основы организации деятельности педагога по обогащению глагольного словаря у детей среднего дошкольного возраста;
• рассмотреть особенности формирования глагольного словаря у детей среднего дошкольного возраста
• изучить методические основы организации деятельности педагога по обогащению глагольного словаря у детей среднего дошкольного возраста;
• проанализировать программы ДОО в контексте обогащения глагольного словаря у детей среднего дошкольного возраста;
• выявить исходный уровень сформированности глагольного словаря у детей среднего дошкольного возраста и разработать комплекс игр, направленных на обогащение глагольного словаря у детей среднего дошкольного возраста.
Методы исследования:
теоретические: анализ образовательных программ, анализ литературы по проблеме исследования;
эмпирические методы исследования: наблюдение, беседа, анализ и обработка результатов опытно-поисковой работы.
Теоретическая основа исследования включила работы различных отечественных исследователей. Так психолого-педагогические и
лингвистические основы организации деятельности педагога по обогащению глагольного словаря у детей среднего дошкольного возраста отражены в работах Р.И. Лалаевой, Н.В. Серебрякова, Г.А, Урунтаевой, Е. И. Дибровой.
Особенности формирования глагольного словаря у детей среднего дошкольного возраста рассматриваются в работах А.Н. Гвоздева, М.М. Алексеевой, А.А. Леонтьева, Н.Х. Швачкина Р.И. Лалаевой и Н.В. Серебряковой, О.С. Ушаковой.
Методические основы организации деятельности педагога по обогащению глагольного словаря у детей среднего дошкольного возраста отражены в трудах М.М. Алексеевой, Б.И. Яшиной, Е.И. Тихеевой, Л.В. Лопатиной, Н.В. Серебряковой.
База проектировочной работы: МАДОУ «Детский сад №9» -
«Детский сад № 1» г. Первоуральска. В работе приняло участие 24 ребенка средней группы.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Проблема обогащения глагольного словаря детей дошкольного возраста остается актуальной. Основополагающими для обогащения глагольного словаря детей дошкольного возраста являются особенности развития познавательных процессов (внимания, восприятия, памяти, мышления, воображение, речи) у детей среднего дошкольного возраста. Исследователями отмечается непроизвольность внимания, памяти и воображения. Выделяют две группы методов формирования словаря детей дошкольного возраста: методы накопления содержания детской речи и методы, направленные на закрепление и активизацию словаря, развитие его смысловой стороны (рассматривание игрушек; дидактические игры; дидактические (словарные) упражнения).
Внимание ребенка в данном возрасте зависит от его заинтересованности. В связи, с чем оптимальным средством развития глагольного словаря детей среднего дошкольного возраста являются игры. Дидактические игры проводят с использованием игрушек, предметов, картинок и на вербальной основе (словесные). Игровые действия в словарных играх оказывают положительное влияние в большей мере на активизацию имеющегося запаса слов. Данные игры создают ситуации, настраивающие ребенка на использование приобретенных ранее знаний и словаря в новых условиях.
Работа по обогащению глагольного словаря детей средней группы включает расширение объема словаря глаголов, уточнение значений слов- действий, организацию семантических полей лексической системы, формирование семантической структуры глагола, совершенствование процессов поиска слова, развитие синонимии и антонимии глаголов, развитие словообразования глаголов».
Проведенное диагностирование показало, что преобладающая доля дошкольников имеют низкий уровень сформированности глагольного словаря и нуждаются в целенаправленной работе по его обогащению. В процессе диагностирования был выявлен ряд проблем в области формирования глагольного словаря у детей среднего дошкольного возраста: недостаточный уровень развития объема глагольного словаря, недостаточный уровень осознанности смысловой стороны слов-глаголов, трудности в области словообразования глаголов.
С учетом выявленных проблем, нами был составлен комплекс дидактических игр и упражнений, направленных на обогащение глагольного словаря у детей среднего дошкольного возраста. Комплекс игр был разбит на три блока: игры, направленные на развитие умения определять и объяснить различия смысловых значений глаголов-синонимов; игры, направленные на развитие умения правильно употреблять глаголы, в том числе повелительной формы, глаголов со значением приближения к чему-либо, удаления от чего- либо; игры, направленные на обогащение глагольного словаря в целом. В первую очередь была создана предметно-развивающая среда, направленная на обогащение глагольного словаря у детей среднего дошкольного возраста. При содействии родителей был создан словарный уголок «Говорун». Также был составлен план организации и проведения игр, направленных на обогащение глагольного словаря у детей среднего дошкольного возраста.
Работа проводилась поэтапно. На первом этапе содержание работы было направлено на развитие умения определять и объяснить различия смысловых значений глаголов-синонимов. Затем были проведены игры по развитию умения понимать и использовать глаголы. Дети учились правильно употреблять глаголы-антонимы, с помощью приставок, составлять предложения с использованием приставочных глаголов с противоположным значением, изменять глагол по лицам, изменять личные окончания глаголов, совершенствовали свои навыки образования глагола от существительного, согласования существительного с глаголом. На закрепляющем этапе проводились игры, направленные на развитие объема глагольного словаря: активизировались слова-глаголы в речи дошкольников, пополнялся словарный запас. Вся работа была спланирована с учетом выявленных проблем в области развития глагольного словаря у детей среднего дошкольного возраста. Занятия выстраивались таким образом, чтобы внимание детей не было перегружено множеством деталей, чтобы обеспечить активизацию восприятия.
Тенденции, наблюдаемые нами на формирующем этапе, позволили сделать вывод, об эффективности комплекса подобраны игр, приемов и методов по обогащению глагольного словаря детей среднего дошкольного возраста.
1. Александрова О.В., Развитие мышления и речи для малышей 4-6 лет / О.В. Александрова. - М.: Эксмо. - 2013. - 48 с.
2. Белинова Н.В., Активизация словаря детей среднего дошкольного
возраста в игровой деятельности / Н. В. Белинова, И.В. Карасева // Актуальные проблемы дошкольного и начального образования в свете реализации ФГОС еборник статей по материалам Всероссийской научнопрактической конференции. Нижегородский государственный
педагогический университет им. К.Минина - 2016. - С. 6-12.
3. Богатырева А.Н., Возрастные особенности понимания и употребления слов детьми 3-х - 5-ти лет: Автореф. дис. ... канд. психол.наук. - Л., 1970. - 21 с.
4. Бойко И.Н., Методы активизации словаря детей дошкольного
возраста / И.Н. Бойко //Современные тенденции развития науки и технологий. - 2016. - № 4. - С. 101-105.
5. Бородич А.М., Методика развития речи детей. - М.:
Просвещение. - 1981. - 256 с.
6. Виноградов В.В., Русский язык (Грамматическое учение о слове) /Под. ред. Г. А. Золотовой. - 4-е изд. — М.: Рус. яз., 2001. - С. 23 - 27.
7. Выготский Л.С., Избранные психологические исследования. Мышление и речь. Проблемы психологического развития ребенка. -М.: Изд- во АН РСФСР, 1956.-350 с.
8. Гвоздев А.Н., Вопросы изучения детской речи. [Текст] / А.Н. Гвоздев - М.: Учпедгиз, 1961. - 472 с.
9. Гризик Т.И., Речевое развитие детей 3-4 лет. Методическое пособие для воспитателей - 2017. - 80 с.
10. Карпова С.И., Развитие речи и познавательных способностей дошкольников. 4-5 лет. 33 лексические темы / С.И. Карпова. - СПб.: Речь, 2012. - 144 с.
11. Леонтьев А.А., Язык, речь, речевая деятельность [Текст] / А.А. Леонтьев. - М.: Просвещение, 1969. - 414 с.
12. Мухина В.С., Возрастная психология. Феноменология развития Учебник для студ. высш. учеб. заведений. - 10-е изд., перераб. и доп. - М.: Академия, 2006. - 608 с.
13. Плотникова С.В., Развитие лексикона ребенка: учеб. пособие [Текст]. - М.: Флинта: Наука, 2011. - 224 с.
14. Сохин Ф.А., Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя дет. сада. / Ф.А. Сохин. - 2-е изд., испр. - М.: Просвещение. - 1979. - 223 с.
15. Тихеева Е.И., Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста) / Е.И. Тихеева. - М.: Просвещение, 1981. - 108 с...