Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста в процессе чтения произведений художественной литературы и фольклора

Работа №95802

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы77
Год сдачи2019
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
167
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ
ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6
1.1. Лингвистические основы формирования диалогической речи детей
старшего дошкольного возраста 6
1.2. Возрастные особенности развития диалогической речи детей старшего
дошкольного возраста 13
1.3. Методы и приемы формирования диалогической речи старших
дошкольников 19
1.4 Анализ программ ДОУ в аспекте формирования диалогической речи детей старшего дошкольного возраста 27
ГЛАВА 2. ПРОЕКТИРОВОЧНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ЧТЕНИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ФОЛЬКЛОРА 35
2.1. Диагностика определения исходного уровня умений диалогической речи
старших дошкольного возраста 35
2.2. Комплекс игр по формированию диалогической речи детей старшего дошкольного возраста в процессе чтения произведений литературы и
фольклора 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 57
ПРИЛОЖЕНИЕ 61

Особое место в развитии личности дошкольника принадлежит диалогу, в котором проявляются и существуют межличностные отношения, содержательное общение всех сторон жизни. Диалог немаловажен для развивающейся личности дошкольника, он выступает в качестве школы для овладения родным языком, средством успешной социализации ребенка. Непосредственное участие в диалоге осуществляется с помощью диалогической речи, овладение которой является главным условием полноценного развития ребенка и его жизненной активности. Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено) (2003 г.) так говорит об этом: «В дошкольном возрасте специальное внимание следует уделять развитию диалогической речи» [23]. Первоочередность в череде задач развития диалогической речи в речевом образовании дошкольников признается и ведущими специалистами в области отечественной методики (М.М. Алексеева, О.С. Ушакова, В.И. Яшина и др.). Тем не менее, изучение и анализ состояния работы по развитию диалогической речи указало на недостатки в усвоении данной формы речи детьми старшего дошкольного возраста, что является причиной их затруднений при общении со сверстниками и взрослыми, мешает реализации развивающей функции диалога как залога успешности в дальнейшем обучении. Учитывая то, что наиболее эффективное развитие диалогической формы речи детьми происходит в дошкольном детстве, то, именно в этот период необходимо вести работу по ее формированию [1].
Вышеизложенным обуславливается актуальность темы исследования: «Формирование диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста в процессе чтения произведений литературы и фольклора».
Цель исследования: теоретически обосновать и разработать комплекс игр, направленных на формирование диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста в процессе чтения произведений литературы и фольклора.
Объект исследования: процесс формирования диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: комплекс игр, направленный на
формирование диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста в процессе чтения произведений литературы и фольклора.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
• изучить психолого-педагогические, лингвистические и методические основы формирования диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста;
• раскрыть особенности развития диалогической речи детей старшего дошкольного возраста;
• описать методы и приемы формирования диалогической речи старших дошкольников;
• проанализировать программы дошкольного образования в аспекте формирования диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста в процессе чтения произведений литературы и фольклора;
• выявить уровень сформированности диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста и разработать комплекс игр, направленных формирование диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста в процессе чтения произведений литературы и фольклора.
• провести проектировочную работу, направленную на формирование умений диалогической речи детей старшего дошкольного возраста в процессе чтения произведений литературы и фольклора.
Методы исследования:
теоретические: анализ образовательных программ, анализ литературы по проблеме исследования;
эмпирические методы исследования: наблюдение, беседа, анализ и обработка результатов проектировочной работы.
Теоретическая основа исследования включила работы различных отечественных исследователей. Методические основы организации деятельности педагога по формированию диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста в процессе чтения произведений литературы и фольклора отражены в трудах М. М. Алексеевой [1], О. А. Бизиковой [7], Л. С. Выготского[16], Т.Г.Винокур[15], Е.И.Тихеевой [42], О.С.Ушаковой [48], Б. И. Яшиной [1].
База исследования: МБДОУ «Детский сад № 6 г. Первоуральска. В работе приняло участие 20 детей старшей группы (возраст 5-6 лет).
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Таким образом, проблема развития диалогической речи детей дошкольного возраста остается актуальной. Основополагающими для развития диалога детей дошкольного возраста являются особенности развития познавательных процессов (внимания, восприятия, памяти, мышления, воображение, речи) у детей старшего дошкольного возраста. Исследователями отмечается непроизвольность внимания, памяти и воображения. Выделяют две группы методов формирования детской диалогической речи: метод беседы, т.е. вопросно-ответная форма обучения и методы, направленных на восприятие и заимствование речевых форм к самостоятельному их использованию и переносу в новые условия общения; (литературные диалоги - образцы диалогической речи, дидактические игры, игры-драматизации, режиссерские игры, речевые ситуации, словесные игры и т.д.).
Внимание ребенка в старшем дошкольном возрасте зависит от его заинтересованности в предмете изучения. В связи с чем, оптимальным средством развития диалогической речи детей старшего дошкольного возраста являются использование игровых приемов в процессе чтения произведений художественной литературы и фольклора, так как игра является ведущим видом деятельности, т.е. той деятельностью, которая движет все развитие ребенка в целом.
Содержание работы по развитию диалогической речи детей старшей дошкольной группы предполагает создание таких речевых ситуаций, где ребенок проявляет активность в общении, успешно учится слушать и понимать речь собеседника, учится строить диалог с учетом ситуации, совершенствует навыки установления контакта с детьми и педагогом, учится ясно и последовательно выражать свои мысли, учится пользоваться формами речевого этикета, учится задавать и отвечать на вопросы, своевременно вступать и завершать диалог.
Проведенное диагностирование показало, что преобладающая доля дошкольников находятся в своем развитии на низком уровне сформированности диалогической речи и нуждаются в целенаправленной работе по ее развитию. В процессе диагностирования был выявлен ряд проблем в области овладения диалогической речью у детей старшего дошкольного возраста: недостаточный уровень сформированности речевого этикета, уровень развития навыков составления диалогов у большинства детей, принявших участие в исследованиях, низок и требует развития. С учетом выявленных результатов диагностики нами был создан комплекс игр, направленных на формирование диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста в процессе чтения произведений литературы и фольклора. В ходе проведения проектировочной работы, направленной на развитие диалогической речи детей старшего дошкольного возраста, мы выяснили, что данный комплекс игр актуален не только для использования на специально организованных занятиях, но и подходит для использования его как в совместной, так и в самостоятельной деятельности воспитателя и детей.


1. Алексеева М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений/
М.М.Алексеева, Яшина Б.И. М.: Издательский центр «Академия»,
2000. 400 с.
2. Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников. М.:
Просвещение, 1991.127 с.
3. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада. М.: Мозаика-Синтез, 1999. 272 с.
4. Арушанова А.Г. Юртайкина Т.М. Методика обследования речевого развития. М.: 2003. 283с.
5. Бабаева Т.И. Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, 3. А. Михайлова и др. Санкт-Петербург: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2011. 528 с.
6. Баранова Э. Учимся задавать вопросы//Дошкольное воспитание. 2005.№ 12.С 12.
7. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества/ Сост. С.Г.Бочаров.: Искусство,2003.423 с.
8. Белоус Е. А. Развитие речи и фонематического слуха в театрально­игровой деятельности//Дошкольное воспитание. 2009. №7.С 66-70.
7.Бизикова О.А. Развитие диалогической речи дошкольников в игре: М.: «Скрипторий 2003», 2008.136 с.
9. Бондаренко А.К. Матусик А.И. Воспитание детей в игре.
М.:Просвещение,2002 156с.
10. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. М.: Просвещение, 1985. 160 с.
11. Бородич А.М. Методика развития речи детей. М.:
Просвещение,1981.256 с.
12. Брызгунова Е.А. Диалог//Русский язык. Энциклопедия. М.: Советская Энциклопедия, 1979.74-75 с.
13. Венгер Л.А. Развитие познавательных способностей в дошкольном воспитании. М.:1986. 120 с.
14. Виноградова Н.Ф. Придумай и расскажи. Дидактические
материалы. Издательство Вентана-Граф, 2008. 100 с.
15. Винокур Т.Г. «О некоторых синтаксических особенностях
диалогической речи».[Текст]: Автореферат дис. на соискание учен. степени кандидата филол. наук / Моск. ордена Ленина гос. ун-т им. М. В. Ломоносова. М.: 1953. 16 с...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ