ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ
ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6
1.1. Лингвистические основы формирования диалогической речи детей
старшего дошкольного возраста 6
1.2. Возрастные особенности развития диалогической речи детей старшего
дошкольного возраста 13
1.3. Методы и приемы формирования диалогической речи старших
дошкольников 19
1.4 Анализ программ ДОУ в аспекте формирования диалогической речи детей старшего дошкольного возраста 27
ГЛАВА 2. ПРОЕКТИРОВОЧНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ЧТЕНИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ФОЛЬКЛОРА 35
2.1. Диагностика определения исходного уровня умений диалогической речи
старших дошкольного возраста 35
2.2. Комплекс игр по формированию диалогической речи детей старшего дошкольного возраста в процессе чтения произведений литературы и
фольклора 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 57
ПРИЛОЖЕНИЕ 61
Особое место в развитии личности дошкольника принадлежит диалогу, в котором проявляются и существуют межличностные отношения, содержательное общение всех сторон жизни. Диалог немаловажен для развивающейся личности дошкольника, он выступает в качестве школы для овладения родным языком, средством успешной социализации ребенка. Непосредственное участие в диалоге осуществляется с помощью диалогической речи, овладение которой является главным условием полноценного развития ребенка и его жизненной активности. Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено) (2003 г.) так говорит об этом: «В дошкольном возрасте специальное внимание следует уделять развитию диалогической речи» [23]. Первоочередность в череде задач развития диалогической речи в речевом образовании дошкольников признается и ведущими специалистами в области отечественной методики (М.М. Алексеева, О.С. Ушакова, В.И. Яшина и др.). Тем не менее, изучение и анализ состояния работы по развитию диалогической речи указало на недостатки в усвоении данной формы речи детьми старшего дошкольного возраста, что является причиной их затруднений при общении со сверстниками и взрослыми, мешает реализации развивающей функции диалога как залога успешности в дальнейшем обучении. Учитывая то, что наиболее эффективное развитие диалогической формы речи детьми происходит в дошкольном детстве, то, именно в этот период необходимо вести работу по ее формированию [1].
Вышеизложенным обуславливается актуальность темы исследования: «Формирование диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста в процессе чтения произведений литературы и фольклора».
Цель исследования: теоретически обосновать и разработать комплекс игр, направленных на формирование диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста в процессе чтения произведений литературы и фольклора.
Объект исследования: процесс формирования диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: комплекс игр, направленный на
формирование диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста в процессе чтения произведений литературы и фольклора.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
• изучить психолого-педагогические, лингвистические и методические основы формирования диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста;
• раскрыть особенности развития диалогической речи детей старшего дошкольного возраста;
• описать методы и приемы формирования диалогической речи старших дошкольников;
• проанализировать программы дошкольного образования в аспекте формирования диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста в процессе чтения произведений литературы и фольклора;
• выявить уровень сформированности диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста и разработать комплекс игр, направленных формирование диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста в процессе чтения произведений литературы и фольклора.
• провести проектировочную работу, направленную на формирование умений диалогической речи детей старшего дошкольного возраста в процессе чтения произведений литературы и фольклора.
Методы исследования:
теоретические: анализ образовательных программ, анализ литературы по проблеме исследования;
эмпирические методы исследования: наблюдение, беседа, анализ и обработка результатов проектировочной работы.
Теоретическая основа исследования включила работы различных отечественных исследователей. Методические основы организации деятельности педагога по формированию диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста в процессе чтения произведений литературы и фольклора отражены в трудах М. М. Алексеевой [1], О. А. Бизиковой [7], Л. С. Выготского[16], Т.Г.Винокур[15], Е.И.Тихеевой [42], О.С.Ушаковой [48], Б. И. Яшиной [1].
База исследования: МБДОУ «Детский сад № 6 г. Первоуральска. В работе приняло участие 20 детей старшей группы (возраст 5-6 лет).
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Таким образом, проблема развития диалогической речи детей дошкольного возраста остается актуальной. Основополагающими для развития диалога детей дошкольного возраста являются особенности развития познавательных процессов (внимания, восприятия, памяти, мышления, воображение, речи) у детей старшего дошкольного возраста. Исследователями отмечается непроизвольность внимания, памяти и воображения. Выделяют две группы методов формирования детской диалогической речи: метод беседы, т.е. вопросно-ответная форма обучения и методы, направленных на восприятие и заимствование речевых форм к самостоятельному их использованию и переносу в новые условия общения; (литературные диалоги - образцы диалогической речи, дидактические игры, игры-драматизации, режиссерские игры, речевые ситуации, словесные игры и т.д.).
Внимание ребенка в старшем дошкольном возрасте зависит от его заинтересованности в предмете изучения. В связи с чем, оптимальным средством развития диалогической речи детей старшего дошкольного возраста являются использование игровых приемов в процессе чтения произведений художественной литературы и фольклора, так как игра является ведущим видом деятельности, т.е. той деятельностью, которая движет все развитие ребенка в целом.
Содержание работы по развитию диалогической речи детей старшей дошкольной группы предполагает создание таких речевых ситуаций, где ребенок проявляет активность в общении, успешно учится слушать и понимать речь собеседника, учится строить диалог с учетом ситуации, совершенствует навыки установления контакта с детьми и педагогом, учится ясно и последовательно выражать свои мысли, учится пользоваться формами речевого этикета, учится задавать и отвечать на вопросы, своевременно вступать и завершать диалог.
Проведенное диагностирование показало, что преобладающая доля дошкольников находятся в своем развитии на низком уровне сформированности диалогической речи и нуждаются в целенаправленной работе по ее развитию. В процессе диагностирования был выявлен ряд проблем в области овладения диалогической речью у детей старшего дошкольного возраста: недостаточный уровень сформированности речевого этикета, уровень развития навыков составления диалогов у большинства детей, принявших участие в исследованиях, низок и требует развития. С учетом выявленных результатов диагностики нами был создан комплекс игр, направленных на формирование диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста в процессе чтения произведений литературы и фольклора. В ходе проведения проектировочной работы, направленной на развитие диалогической речи детей старшего дошкольного возраста, мы выяснили, что данный комплекс игр актуален не только для использования на специально организованных занятиях, но и подходит для использования его как в совместной, так и в самостоятельной деятельности воспитателя и детей.
1. Алексеева М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений/
М.М.Алексеева, Яшина Б.И. М.: Издательский центр «Академия»,
2000. 400 с.
2. Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников. М.:
Просвещение, 1991.127 с.
3. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада. М.: Мозаика-Синтез, 1999. 272 с.
4. Арушанова А.Г. Юртайкина Т.М. Методика обследования речевого развития. М.: 2003. 283с.
5. Бабаева Т.И. Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, 3. А. Михайлова и др. Санкт-Петербург: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2011. 528 с.
6. Баранова Э. Учимся задавать вопросы//Дошкольное воспитание. 2005.№ 12.С 12.
7. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества/ Сост. С.Г.Бочаров.: Искусство,2003.423 с.
8. Белоус Е. А. Развитие речи и фонематического слуха в театральноигровой деятельности//Дошкольное воспитание. 2009. №7.С 66-70.
7.Бизикова О.А. Развитие диалогической речи дошкольников в игре: М.: «Скрипторий 2003», 2008.136 с.
9. Бондаренко А.К. Матусик А.И. Воспитание детей в игре.
М.:Просвещение,2002 156с.
10. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. М.: Просвещение, 1985. 160 с.
11. Бородич А.М. Методика развития речи детей. М.:
Просвещение,1981.256 с.
12. Брызгунова Е.А. Диалог//Русский язык. Энциклопедия. М.: Советская Энциклопедия, 1979.74-75 с.
13. Венгер Л.А. Развитие познавательных способностей в дошкольном воспитании. М.:1986. 120 с.
14. Виноградова Н.Ф. Придумай и расскажи. Дидактические
материалы. Издательство Вентана-Граф, 2008. 100 с.
15. Винокур Т.Г. «О некоторых синтаксических особенностях
диалогической речи».[Текст]: Автореферат дис. на соискание учен. степени кандидата филол. наук / Моск. ордена Ленина гос. ун-т им. М. В. Ломоносова. М.: 1953. 16 с...