ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ЗНАКОМСТВА С ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ 9
1.1. Особенности восприятия детьми старшего дошкольного возраста
художественной литературы 9
1.2. Особенности речевого развития детей старшего дошкольного
возраста 15
1.3. Лингвистические основы совершенствования выразительности
речи детей старшего дошкольного возраста 19
1.4. Художественная литература как средство совершенствования
выразительности речи детей старшего дошкольного возраста 23
1.5. Анализ программ и методических пособий в аспекте проблемы
совершенствования выразительности речи детей старшего дошкольного возраста в процессе знакомства с художественной
литературой 30
ГЛАВА 2. ПРОЕКТИРОВОЧНЫЙ ЭТАП СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ЗНАКОМСТВА С ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ 33
2.1. Диагностика сформированности выразительности речи у детей
старшего дошкольного возраста 33
2.2. Комплекс упражнений, направленный на совершенствование выразительности речи детей старшего дошкольного возраста в процессе знакомства с художественной литературой 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 54
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 61
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 64
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 65
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 67
Дошкольный возраст - один из важнейших этапов в воспитании и развитии личности. В дошкольный период закладываются основы знаний, необходимых ребенку в школе. Это этап активного становления и развития всех сторон речи, так же и ее выразительности. В педагогической науке ведется активный поиск методов, форм и средств развития творческого потенциала личности. Между тем, именно развитие выразительной речи будущего школьника может являться одним из важных факторов.
Выразительность речи - одно из коммуникативных качеств речи. Такие особенности речевой структуры, которые поддерживают внимание и интерес у слушателя или читателя [44].
Б.Н. Головин под выразительностью речи понимает особенность структуры коммуникативного качества речи, воздействующей на ум и эмоциональную область сознания человека, что внимание и интерес у слушателя поддерживает.
Учёные (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Гвоздев, Л.В. Щерба и др.) о, что человек должен уметь выразительно говорить. Это важно не только для формирования культуры речи, но и для культуры общения. Именно поэтому важно начинать работу по развитию выразительности речи еще в дошкольном периоде, так как это стимулирует развитие связной речи, позволяет избежать таких недостатков высказывания как нечеткость дикции, монотонность, нерасчлененность речи, замедленный или убыстренный темп, влияющих на понимание содержания и эмоционального смысла высказывания.
Исследования психологов и педагогов (С.Л. Рубинштейн, В.В. Давыдов, Н.Н. Поддьяков, Ф.А. Сохин, Л.С. Выготский, и др.) показывают, что к старшему дошкольному возрасту у детей развивается осмысленное восприятие, проявляющееся в понимании содержания и нравственного смысла произведения, в способности выделять и замечать средства художественной выразительности, то есть у детей развивается понимание выразительной стороны речи. Н.В. Гавриш, А.М. Бородич, В.В. Гербова, Е.В. Савушкина, О.С. Ушакова, Е.М. Струнина доказали, что формирование выразительной речи имеет важное значение для развития связной речи, что является основой воспитания и обучения детей старшего дошкольного возраста. Дошкольники способны более глубоко осмысливать содержание произведения литературы оценивать некоторые особенности художественной формы, выражающей содержание, поэтому возможность формирования выразительной речи в процессе ознакомления с художественной литературой возникает именно в старшем дошкольном возрасте.
В методике развития речи детей старшего дошкольного возраста имеются исследования, посвященные использованию художественной литературы в развитии речи детей: Е.Н. Водовозовой, Н.В. Гавриш, В.Н. Макаровой, М.Н. Мирошкиной, Е.А. Ставцевой, Е.М. Струниной, О.С. Ушаковой и др. Эти труды свидетельствуют о возможности эффективного использования художественной литературы для развития выразительности речи дошкольников.
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО) образовательная область «Речевое развитие» включает:
• владение речью как средством общения и культуры;
• обогащение активного словаря;
• знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
Одним из целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования является: «Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности» [40].
Проблемой исследования является то, что у большинства детей отмечается неспособность оформлять свою речь просодическими элементами языка. Речь детей часто мало выразительна, монотонна, интонирование речевых высказываний затруднено. Это затрудняет не только речевую активность детей, но и достаточно негативно сказывается на общении с окружающими, задерживает формирование познавательных процессов и в связи с этим препятствует полноценному формированию личности.
Актуальность исследования определяется в необходимости формирования выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста в процессе знакомства с художественной литературой.
Цель исследования: теоретически обосновать и практически
разработать комплекс упражнений, направленный на совершенствование выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста в процессе знакомства с художественной литературой.
Объект исследования: процесс совершенствования выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста в процессе знакомства с художественной литературой.
Предмет исследования: комплекс упражнений, направленный на совершенствование выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста в процессе знакомства с художественной литературой.
Задачи:
• проанализировать литературу по теме исследования;
• изучить теоретические основы исследования;
• определить, что включается в понятие содержание работы по совершенствованию выразительности у детей старшего дошкольного возраста;
• проанализировать программы и методические пособия в аспекте проблемы совершенствования выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста в процессе знакомства с художественной литературой;
• провести диагностику сформированное™ выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста в процессе знакомства с художественной литературой.
• разработать комплекс упражнений, направленный на совершенствование выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста в процессе знакомства с художественной литературой.
Теоретическая база исследования: труды в области психологии (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, А.М. Леушина, В.С. Мухина, С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов, Б.Д. Эльконин). Методические исследования по проблеме совершенствования выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста (В.В. Виноградов, Г.О. Винокур, Б.Н. Головин, Г.А. Золотова, Н.С. Карпинская, М.М. Конина, А.В. Лагутина, Ф.А. Сохин, Л.И. Тимофеев О.С. Ушакова, Е.А. Флерина).
Для решения поставленных задач нами были использованы следующие методы исследования: изучение и анализ психолого-педагогической, научно-методической литературы по проблеме исследования, изучение и анализ нормативных документов, изучение и анализ педагогической практики выразительности речи детей старшего дошкольного возраста процессе ознакомления с художественной литературой, диагностика сформированности выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста в процессе знакомства с художественной литературой, методы обработки данных диагностики (количественные, графические, табличные) и их качественный анализ.
Практическая значимость исследования заключается в выявлении и разработке комплекса упражнений по совершенствованию выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с художественной литературой.
Предлагаемый комплекс может быть использован воспитателями ДОУ, работающими с детьми старшего дошкольного возраста, педагогами дополнительного образования.
Структура ВКР: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Дошкольный возраст - один из важнейших этапов в воспитании и развитии личности. В дошкольный период закладываются основы знаний, необходимых ребенку в школе. Это этап активного становления и развития всех сторон речи, а так же и ее выразительности.
Ребенок начинает управлять своими эмоциями, в этот период жизни начинают формироваться новые психологические механизмы деятельности и поведения, закладывается основа произвольного поведения. Игра остается ведущей деятельностью. Ребенок этого возраста может внимательно слушать литературные произведения, замечать использование в них художественно - выразительных и изобразительных средств.
Выразительность - это качественная характеристика речи, показатель высокой степени самостоятельного, осознанного использования языка. Обеспечение эффективности коммуникации является основным назначением выразительности речи. С одной стороны, она помогает слушателю понять внутренний, глубинный смысл высказывания, его целеустановку и эмоциональную природу. С другой - использование адекватных выразительных средств позволяет говорящему объективно передать содержание высказывания и отношение к предмету речи и собеседнику [44]. Вместе с тем выразительность можно считать значимым средством речевого самовыражения личности. Выразительность речи в совокупности с лексикой, придающей речи эмоциональную образность, и интонацией, украшенной мелодикой и ритмом, очень важна в жизни старшего дошкольника.
Организуя работу с дошкольниками, воспитателю важно помнить, что своевременное и правильное речевое развитие имеет зависимость от индивидуальных особенностей ребенка. Условия, в которых он живет, не менее важными являются окружающая речевая среда и педагогическое воздействие, направленное со стороны взрослых, то есть важно, чтобы и родители, и воспитатели говорили правильно и четко.
Содержание работы по совершенствованию выразительности речи детей старшего дошкольного возраста в процессе знакомства с художественной литературой взяло в себя огромный комплекс работы, в который вошли: образовательная деятельность, работа с родителями, создание педагогических условий и т.п. Этот комплекс, органически связывает в себе все формы работы, для качественного полноценного формирования у ребенка старшего дошкольного возраста в процессе знакомства с художественной литературой выразительности речи. Художественная литература обогащает эмоции детей. Слушая чтение, рассказывание, дети сочувствуют герою, переживают вместе с ним его приключения, невзгоды и победы. Они негодуют, отрицательными персонажами, поступками.
Много авторов работают над проблемой совершенствования выразительности речи дошкольников. Но, к сожалению, не нашлось пособия, которое полностью бы отражало работу по совершенствованию выразительности речи детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с художественной литературой. Для работы над данной проблемой педагог вынужден обращаться к нескольким методическим пособиям.
Важно подчеркнуть, что широкое понимание выразительности относится к культуре речи. В этом смысле воспитание у детей интереса и бережного отношения к языковому богатству, умение использовать разнообразные языковые средства в своей речи и в словесном творчестве становятся одной из важнейших задач речевого воспитания в дошкольном детстве.
Таким образом, умение воспринимать художественное литературное произведение дошкольниками, а также осознавать наряду с содержанием и основные элементы художественной выразительности произведения само собой к дошкольнику не приходит: его необходимо развивать и воспитывать с самого раннего возраста. При целенаправленном педагогическом руководстве, вполне возможно обеспечение восприятия литературного художественного произведения и осознание старшим дошкольником и его основного содержания, а также средства художественной выразительности. Следовательно, самые важные качества, которые необходимо развивать у ребенка дошкольного возраста являются: очень тонко развитое чувство восприятия, художественный интерес, коммуникативные навыки, воображение и умения работы с различными изобразительными материалами. По моему мнению, именно такой подход, позволит развивать выразительность речи ребенка старшего дошкольного возраста в художественной литературной деятельности наиболее эффективно.
Главная роль в этом процессе формирования выразительности речи принадлежит чтению художественной литературы. Она является источником развития глубоких переживаний, чувств и открытий ребенка, присоединяет его к духовным ценностям. Но не менее важно, что занятия в подобной форме развивают эмоциональную сферу дошкольника, заставляют его сопереживать разыгрываемые события, сочувствовать персонажам, и тем самым вырабатывать выразительную речь.
Следовательно, исходя из анализа проектировочной работы, можно прийти к выводу, что процесс ознакомления с художественной литературой в работе будет способствовать развитию выразительности речи детей старшего дошкольного возраста. Разработанный комплекс может быть использован воспитателями ДОУ, работающими с детьми старшего дошкольного возраста, педагогами дополнительного образования.
1. Акулова, О.В. Устное народное творчество как средство развития выразительности речи старших дошкольников [Текст] : Дис. ... канд. пед. наук: 13.00.07 / О.В. Акулова; Рос. гос. пед. ун. - Санкт-Петербург, 1999. - 204 с.
2. Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников [Текст] : учеб. пособие для студентов высш. и сред. пед. учеб заведений / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. - М.: Академия, 2000 400 с.
3. Артемова, Е.Э. Особенности формирования просодики у дошкольников с речевыми нарушениями [Текст] : Автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.03/ Е.Э.Артемова; Моск. гос. пед. ун. - Москва, 2005. - 189 с.
4. Арушанова, А.Г. Формы организованного обучения родному языку и развитие речи дошкольников [Текст]: Проблемы речевого развития дошкольников и младших школьников / А. Г. Арушанова, Т. М. Юртайкина. - М.: Академия, 1993. - 27 с.
5. Безрукова, В. С. Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога) [Текст] / В.С. Безрукова. - Екатеринбург: Деловая книга, 2000. - 937 с.
6. Бородич, А.М. Методика развития речи детей [Текст] : учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / А.М. Бородич. - М. : Просвещение, 1981. - 255 с.
7. Бухвостова, С.С. Формирование выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста [Текст] : пособие для студентов факультета дошкольного воспитания и работников дет. садов / С.С. Бухвостова- Курск: Курск. гос. пед. ин-т, 1976. - 58 с.
8. Виноградов, В.В. О языке художественной литературы [Текст] / В.В. Виноградов. - М.: Гослитиздат, 1959. - 258 с.
9. Волчкова, В.Н. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Развитие речи [Текст] / В.Н. Волчкова, Н.В. Степанова. - Воронеж: ИП С.С. Лакоцетин, 2010. - 111 с.
10. Выготский, Л. С. Мышление и речь [Текст] / Л.С. Выготский. - М.: Лабиринт, 1999. - 352 с.
11. Выготский, Л.С. Мышление и речь [Текст] : Психологическое исследование / Л.С. Выготский. - М.: Лабиринт, 1996.-416 с.
12. Гасанова Р.Х. Развитие образной речи детей дошкольного возраста средствами художественной литературы [Текст]: Методическое пособие. / Р.Х. Гасанова - Уфа: Издательство ИРО РБ, 2015. - 92 с.
13. Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи [Текст] / А.Н Гвоздев. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 2001-210 с.
14. Гербова, В.В. Приобщение детей к художественной литературе [Текст] : Учебное пособие/ В.В. Гербова - М.: Мозаика - Синтез, 2008 - 80с.
15. Гербова, В.В. «Развитие речи в детском саду [Текст]: Подготовительная к школе группа / В.В. Гербова - М.: Мозаика - Синтез, 2016. - 112 с...