ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ УМЕНИЙ ДИАЛОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЕ 5
1.1. Психолого-педагогические основы формирования умений
диалогического общения у детей среднего дошкольного возраста 6
1.2. Лингвометодические основы формирования умений
диалогического общения у детей среднего дошкольного возраста 10
1.3. Сюжетно-ролевая игра как важный фактор формирования умений
диалогического общения у детей среднего дошкольного возраста... 17
1.4. Методы и приемы формирования умений диалогического общения
у детей среднего дошкольного возраста 21
1.5. Анализ ФГОС и примерных программ воспитания ДОУ по разделу
формирования диалогического общения у детей среднего дошкольного возраста 24
ГЛАВА 2. ОПИСАНИЕ ПРОЕКТИРОВОЧНОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ УМЕНИЙ ДИАЛОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В СЮЖЕТНОРОЛЕВОЙ ИГРЕ 40
2.1. Исследование начального уровня сформированности умений
диалогического общения у детей среднего дошкольного
возраста 40
2.2. Описание работы, направленной на формирование умений
диалогического общения у детей среднего дошкольного возраста. 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 6
Актуальность исследования по формированию умений диалогического общения у детей среднего дошкольного возраста обусловлена причинами сложностей межличностного общения детей в различных видах деятельности, а именно тем, что, во-первых, диалогическое общение положительно влияет на межличностное общение; во-вторых, тем, что диалогическое общение является важнейшим направлением социально-личностного развития.
В старшем дошкольном возрасте у детей возникает потребность эмоционально делиться своими впечатлениями, собственным мнением. Они с удовольствием делятся своими переживаниями, рассказывая о своих новых друзьях, о моментах встречи с природой, о своих любимых играх. Конечно, у них еще не хватает терпения выслушивать собеседника до конца, поэтому часто дети в разговоре начинают перебивать друг друга. Вступая в беседу со сверстником, им приходится приобретать представление о равноправии в общении; они учатся говорить более связно, понятно, учатся задавать вопросы, рассуждать, отвечать на них. Процесс освоения диалогического общения с ровесниками невозможно представить без поддержки взрослого. Для того чтобы ребята имели возможность обстоятельно беседовать друг с другом, нужны определенные условия с целью взаимодействия в играх, для совместной деятельности детей, в повседневной жизни.
В настоящий момент одной из актуальных проблем является общение детей со своими ровесниками, когда реальное общение почти вытеснено виртуальным, когда гаджеты разрушают ещё не сложившуюся нервную систему детей. Человеку в общении нужен человек, человек не может прожить без общения с людьми. Собственно в ходе общения ребёнок познает жизнь, обретает общественный навык. Дошкольники беспрерывно находятся в диалоге друг с другом, включаются в межличностные отношения, ежедневно взаимодействуя. В силу этого ведущей деятельностью в
дошкольном возрасте становится общение с ровесниками.
Тренировать свой навык общения ребенок может в сюжетно-ролевой игре, которая определенным образом социализирует подрастающего человека.
Объектом исследования является процесс формирования умений диалогического общения у детей среднего дошкольного возраста в сюжетно - ролевой игре.
Предмет: комплекс организационно-педагогических мероприятий, направленных на формирование умений диалогического общения у детей среднего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре.
Цель работы: разработка комплекса организационно-педагогических мероприятий, направленных на формирование умений диалогического общения у детей среднего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре.
Задачи:
• рассмотреть психолого-педагогические основы формирования умений диалогического общения у детей среднего дошкольного возраста;
• изучить лингвометодические особенности и лингвометодические основы развития умений диалогического общения у детей дошкольного возраста;
• проанализировать возможности сюжетно-ролевых игр для формирования умений диалогического общения у детей среднего дошкольного возраста;
• подобрать диагностики исследования уровня сформированности умений диалогического общения у детей среднего дошкольного возраста, провести их, сделать анализ результатов;
• на основании результатов диагностики разработать комплекс организационно-педагогических мероприятий, направленных на формирование умений диалогического общения у детей среднего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре.
База исследования: МАДОУ№19 «Жемчужинка» города Серова.
Теоретико-методологическая база исследования включает нормативно-правовые акты, статистические материалы, учебные пособия, труды ведущих отечественных авторов, посвященные проблемам развития речи дошкольников, статьи, опубликованные в периодических изданиях, а также Интернет-ресурсы.
Методология и методы исследования - анализ психолого-педагогической, лингвистической литературы по теме исследования, наблюдение, беседа, анализ особенностей диалогического общения детей дошкольного возраста, анкетирование субъектов образовательно-воспитательного процесса - педагогов и родителей.
Проведенное исследование на тему «Формирование умений диалогического общения у детей среднего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре» позволяет сделать следующие выводы:
• психолого-педагогическими основами формирования умений диалогического общения у детей дошкольного возраста являются особенности развития психических процессов и их связь с речью, особенности общения ребенка со сверстниками и со взрослыми;
• лингвометодические основы формирования умений диалогического общения у детей дошкольного возраста заключаются в формировании следующих видов диалогических умений: речевые умения; умения речевого этикета; умение общаться для планирования совместных действий; неречевые (невербальные) умения;
• сюжетно-ролевые игры, подобранные для формирования умений диалогического общения, рассчитаны на то, чтобы формировать у детей умения пользоваться в диалоге различными видами инициативных реплик (вопросами, сообщениями, побуждениями) и соответствующими им ответными реакциями, а также умения соблюдать элементарные правила поведения в диалоге (правила очередности и тематического единства реплик); отражать естественную логику формирования умений диалогического общения: от восприятия и заимствования образцов диалогических реплик к их использованию в сочетании репродуктивной и продуктивной речи и творческому переносу усвоенных образцов в самостоятельную речевую практику;
• на основе анализа методической литературы по проблеме исследования были рассмотрены различные психологические, педагогические подходы к изучению развития речи дошкольников; определены особенности использования сюжетно-ролевой игры в формировании умений диалогического общения, подобран комплекс диагностических методик для определения уровня развития коммуникативных умений у детей среднего дошкольного возраста и проведено диагностическое исследование;
• на основании проведённой диагностики были выявлены особенности развития умений диалогического общения у детей средней группы. Исходя из наблюдений и проведенных работ, можно сделать вывод о том, что дети уже имеют некоторые умения диалогического общения, слушают и понимают речь, хотя участвуют в общении чаще по инициативе других, неустойчиво пользуются формами речевого этикета. Дошкольники легко идут на контакт, но в недостаточном объёме владеют речевыми оборотами для установления контакта и умением отвечать на вопросы; не умеют последовательно излагать свои мысли, точно передавать их содержание. Сложность диалога для детей заключается в необходимости быстрого речевого реагирования: обдумывание своих реплик происходит одновременно с восприятием чужой речи;
• из результатов проведенной диагностики сделан вывод о недостаточном уровне сформированности умений диалогического общения у дошкольников и разработан практический материал для совершенствования связной диалогической речи и коммуникативных умений детей среднего группы.
1. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного дошкольного образования»
2. Алексеева М.М., Яшина Б.И. Методика развития речи и обучения
родному языку дошкольников [Текст]: Учеб. Пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений - 3-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр
«Академия», 2013. - 400 с.
3. Багичева Н.В. Нормы литературного языка и их усвоение 3-летним ребенком [Текст]: (статья) //Содержание филологического образования в период детства /Урал.гос.пед.ун-т. - Екатеринбург, 2006.
4. Бессонова, Т.П., Грибова, О.Е. Дидактический материал по
обследованию речи детей[Текст]: Ч.2 [Илл.]: Словарный запас и
грамматический строй - М.: Аркти, 1998. - 64 с.
5. Библиотека «Программы воспитания и обучения в детском саду»
[Текст]:/ Под ред. М. А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т. С. Комаровой - М.:
Мозаика-Синтез, 2008 - 110 с.
6. Бизикова О. А. Развитие диалогической речи дошкольников в игре [Текст]: - М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2008.
7. Бизикова О.А. Теории и технологии развития речи детей дошкольного возраста в определениях, таблицах и схемах [Текст]: Учебное пособие. - 3-е изд., перераб. и доп. - Нижневартовск: Изд-во Нижневартовск. гос. ун-та, 2014. - 93 с.
8. Бородич А.М. Методика развития речи детей [Текст]:/ М.:
Просвещение, 1981. - 256 с.
9. Васильев Ю. А. Речевой тренинг — процесс творческий [Текст] :/ Ю. А. Васильев // Специальное образование. - 2015. - № 4 (40). - С. 99-106.
10. Волкова, Г.А. Методика психолого-педагогического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики [Текст]: учебно-методическое пособие - СПб. ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004. - 144 с.
11. Выготский Л.С. Психология развития ребенка [Текст]: М.: Смысл: Эксмо, 2003. - 512 с.
12. Гаркуша, Ю.Ф. Педагогическое обследование дошкольников [Текст]: - М., 1996. - 176 с.
13. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи [Текст]: М.: АПН РСФСР, 1961. - 471 с.
14. Гвоздева А. Н. Вопросы изучения детской речи [Текст]: - М., 1961.
15. Гвоздева А.Н. «Формирование у ребенка грамматического строя русского языка» [Текст]: Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / Сост. Алексеева М.М., Яшина В.И. -М, 1999. - С.260-274...