Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Методика развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста на занятиях по конструированию в условиях дополнительного образования

Работа №95797

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы87
Год сдачи2020
Стоимость4255 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
212
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ
РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ
СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ КОНСТРУИРОВАНИЯ. 6
1.1 Характеристика понятия «творческие способности» в
современной психолого - педагогической литературе. 6
1.2 Методы и приемы развития творческих способностей у детей
старшего дошкольного возраста в процессе конструирования. 15
1.3 Методика развития творческих способностей детей старшего
дошкольного возраста в процессе конструирования в условиях дополнительного образования. 22
Глава 2. ОПЫТНО - ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ В ПРОЦЕССЕ КОНСТРУИРОВАНИЯ. 34
2.1 Критерии и показатели развития творческих способностей детей
старшего дошкольного возраста. 34
2.2 Организация и проведение эксперимента по эффективности
методики развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста на занятиях по конструированию в условиях дополнительного образования. 38
2.3 Анализ результатов опытно - поисковой работы 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 60
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 66
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 67
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 70
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 72
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 79
ПРИЛОЖЕНИЕ 6


Мы живем в век инновационных технологий. На современном рынке труда возникла необходимость в профессиях требующих навыков работы с инновационными программируемыми устройствами, которые поступают на производство, такие специалисты необходимы и востребованы. Однако в современной России существует проблема недостаточной обеспеченности инженерными кадрами и низкий статус инженерного образования.
Как показывает лучший российский и зарубежный опыт, успешным направлением подготовки умеющих самостоятельно мыслить, генерировать конструктивные идеи, принимать решения и добиваться их исполнения технических специалистов является практико - ориентированное обучение. Такая концепция предполагает подготовку таких специалистов со школьной скамьи, но основы исследовательского поведения, творческого потенциала, конструктивные способности, логическое мышление начинают формироваться еще в период дошкольного детства.
Для детей дошкольного возраста характерны живой и не поддельный интерес к окружающей жизни, жажда ее познания и изучения, огромная восприимчивость к тому, что он узнает самостоятельно и в процессе взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Заметно повышается умственная и физическая работоспособность детей, степень которой тесно связана с интересом к делу, с чередованием различных видов детской деятельности. У детей данного возраста заметно повышается произвольность психических процессов: восприятие, мышление, речь, внимание, память, воображение.
Психолого - педагогические исследования Л.С. Выготского [13, с. 92], А.В. Запорожца, Л.А. Венгера, Н.Н. Поддъякова, Л.А. Парамоновой [41, с. 223] показывают, что наиболее эффективным способом развития склонности у детей к техническому творчеству, зарождения творческой личности в технической сфере является практическое изучение, проектирование и изготовление объектов техники, самостоятельное создание детьми технических объектов, обладающих признаками полезности или субъективности новизны.
Поэтому на сегодняшний день является актуальной проблемой подобрать правильные практико - ориентированные методики, которые бы способствовали формированию перечисленных выше качеств.
Однако возможности дошкольного возраста в развитии технического творчества, на сегодняшний день используются недостаточно. Данную стратегию обучения в ДОУ можно реализовать с помощью конструктивной деятельности детей старшего дошкольного возраста в условиях дополнительного образования.
Отсюда возникает противоречие между необходимостью развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста на занятиях по конструированию в условиях дополнительного образования и недостаточно эффективными методиками направленными на их формирование.
Рассматривая актуальность проблемы определила выбор темы исследования: «Методика развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста на занятиях по конструированию в условиях дополнительного образования».
Объект исследования: процесс развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в условиях дополнительного образования.
Предмет исследования: методика развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе конструирования в условиях дополнительного образования.
Цель исследования: усовершенствовать и апробировать методику способствующую творческому развитию детей старшего дошкольного возраста в процессе конструирования в условиях дополнительного образования.
Гипотеза исследования: развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе конструирования в условиях дополнительного образования будет успешным если:
- выявлена возможность использования наборов для конструирования разного вида («Дупло», «Первые шаги в инженерию», «Первые шаги в мир электроники», «Cuboro», «Lego - Education@» и т.д.) в работе с детьми;
- усовершенствованна и опробирована методика развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе конструирования в условиях дополнительного образования.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1. Изучить и провести анализ психолого - педагогической и методической литературы по проблеме исследования.
2. Проанализировать методики развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
3. Усовершенствовать методику, направленную на развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе конструирования в условиях дополнительного образования.
4. Провести диагностику развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста и обобщить результаты опытно - экспериментальной деятельности.
Методы исследования:
- теоретические: анализ, обобщение литературы по рассматриваемой проблеме;
- практические: опытно - поисковой работы, диагностика уровня развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в условиях дополнительного образования.
База исследования. Исследование проводилось на базе филиала МБДОУ детского сада «Детство» - детском саду № 318, г. Екатеринбурга
Структура работы. Выпускная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе конструирования в условиях дополнительного образования является одной из актуальных проблем на сегодняшний день. У детей мало развиты воображение, осмысление творчества как продукта своей деятельности.
Анализ опытно - поисковой работы позволил определить, что конструктивная деятельность ребёнка - достаточно сложный и трудоемкий процесс: ребёнок не только действует руками и воспринимает возводимую постройку или поделку, но и обязательно при этом мыслит, что активизирует его творческий потенциал, самостоятельность, инициативность.
Опытно - поисковая работа доказывает, что эффективное овладение конструктивными навыками у старших дошкольников возможно при соблюдении комплекса педагогических условий. Такими условиями являются:
- правильно разработанная методика, направленная на развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста;
- дополнительное образовательное время;
- создание предметно-развивающей среды для творческого саморазвития личности;
- планирование содержательной образовательной деятельности по конструированию даже в условиях дополнительного образования;
- личностно - ориентированное педагогическое сопровождение, направленное на непосредственное общение, участие педагога в детских играх, стимулирование продуктивной и творческой деятельности по конструированию, активизации позитивного опыта поведения в повседневной жизни.
Конструирование на занятиях в дополнительном образовании, в играх является средством не только умственного и всестороннего развития ребенка, но и формирует моральные качества личности ребенка. Обучение старших дошкольников сооружениям построек, моделей, изготовлению разнообразных 58
конструкций, игрушек из конструктора и других материалов - развивает детское воображение и творческий потенциал, выход на новое инженерно - техническое мышление.
В процессе конструирования в дополнительном образовании у детей также вырабатываются и обобщенные способы действий, умение целенаправленно обследовать предметы или образцы построек, моделей, игрушек. Дети учатся такому понятию как - планирование, учатся контролировать свои действия, и самостоятельно решать проблемные ситуации.
Интерес к конструированию поддерживается у детей за счет познания чего-то нового, новых методов, приемов. Чем старше становятся дети, тем шире становится их представление о конструируемых объектах, постройках, моделях, и чем сложнее она становится, тем и интереснее с ней играть.
Проведенная диагностика по усовершенствованной методике развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе конструирования в условиях дополнительного образования на базе филиала МБДОУ детского сада «Детство» - детском саду № 318, выявила достаточно высокий развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе конструирования в условиях дополнительного образования. Основываясь на данные результаты, видим, что существует необходимость в проведении с детьми работы по направлению развития творческих способностей для повышения уровня развития детей старшего дошкольного возраста в процессе конструирования в условиях дополнительного образования.
Поставленные задачи на данном этапе работы решены.



1. Аникеева Н.П. Воспитание игрой [Текст]. - М.: Просвещение, 2001. - 168 с.
2. Барышева Т.А. Психолого - педагогиеские основы развития креативности/Т.А. Барышева, Ю.А. Жигалов - Спб.; 2006 - 312 с.
3. Березина В.А. Дополнительное образование детей как средство их творческого развития. Автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.01/В.А. Березина - М.; 1998 - 230 с.
4. Богат В. Развитие творческого мышления (ТРИЗ в детском саду) [Текст]/В. Богат, В. Нюкалов. - Дошкольное воспитание. - 1994. - № 1. - 17¬18 с.
5. Богоявленская Д.Б. Рабочая концепция одаренности. Теоретические и прикладные исследования/2-е изд. - М.; 2003 - 32 с.
6. Богуславская З.М. Конструирование для детей старшего дошкольного возраста/З.М. Богуславская, Е.О. Смирнова. - М.; Знание, 2006 - 177 с.
7. Бондаренко А.К., Матусик А.И. Воспитание детей в игре [Текст]. - М.: Просвещение, 2004 - 142 с.
8. В. А. Сухомлинский Сердце отдаю детям [Текст]. Изд. 4-е. /
Издательство «Радянська школа»., Киев 1973. - 55 с.
9. Венгер Л.А. Психология [Текст]: учебное пособие/Л.А. Венгер, В.С. Мухина. -М.: «Проспект», 2008. - 336 с.
10. Венгер Л.А. Путь к развитию творчества/Н.Ю. Венгер//Дошкольное воспитание. - 2008. - № 11. - 32-38 с.
11. Ветлугина, Н.А. Художественное творчество в детском саду [Текст] / Н.А. Ветлугина. - М.:Просвещение, 1974. - 175 с.
12. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте [Текст]/ Л.С. Выготский.: Просвещение, 2004. - 312 с.
13. Выготский Л.С. Воображение и творчество в дошкольном возрасте [Текст]/ Л.С. Выготский. - СПб.: Союз, 1997. - 92 с.
14. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте [Текст] / Л. С. Выготский. - СПб.: Союз, 1997. - 96 с.
15. Галигузова Л.Н. Статья. Творческие проявления в игре/Вопросы психологии, 1993 - 5 с.
16. Гордон Дж. Конструкции, или почему не ломаются вещи [Текст]. - 1980. - Интернет ресурс:https://royallib.com/book/gordon dgeyms/
17. Гусев Е.О. Творческий процесс и художественное восприятие [Текст] / Е.О. Гусев. - М., 2008. - 127-253 с.
18. Давидчук, А. Н. Развитие у дошкольников конструктивного творчества [Текст] / А. Н. Давидчук. - М.: Просвещение, 1976. - 79 с.
19. Давыдов В.В. Концепция поэтапного формирования умственных
действий. Психологический словарь [Текст] / В.В. Давыдов. - М.:
Просвещение, 1983
20. Давыдов В.В. Лекции по педагогической психологии/В.В. Давыдов
- М.; Академия, 2006 - 224 с.
21. Диагностика умственного и психологического развития детей старшего дошкольного возраста. / Л.А. Венгер. - М.: Серия «Психологическая диагностика», 1996. - 113 с.
22. Дьяченко, О. М. Об основных направлениях развития воображения дошкольника [Текст] / О. М. Дьяченко // Вопросы психологии. - 1988. - № 6.
- С.52-59.
23. Ерофеева Е.М. Конструирование для дошкольников: Книга для воспитателя детского сада/Е.М. Ерофеева, Л.Н. Павлова, В.П. Новикова - М.; Сфера, 2007 - 337 с.
24. Концепция духовно - нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. - М.: Новая школа, 2009. - 25 с.
25. Кравцова Е.Е. Разбуди в ребенке волшебника: Кн. для воспитателей дет.сада и родителей [Текст]. — М.: Просвещение: Учебная литература, 1996.
- 160 с.
26. Круглова Л.Ю. Формирование творческой самостоятельности в учреждениях дополнительного образования детей: дис. канд. пед. наук: 13.00.01/Л.Ю. Круглова - Челябинск, 1997 - 207 с.
27. Куцакова, Л. В. Конструирование и ручной труд в детском саду [Текст]: пособие для воспитателей детского сада / Л. В. Куцакова. - М.: Просвещение, 1996. - 158 с.
28. Куцакова, Л. В. Творим и мастерим. Ручной труд в детском саду и дома [Текст]: для занятий с детьми 4-7 лет / Л. В. Куцакова. - М.: Мозаика- Синтез, 2010. - 112 с.
29. Леонтьев А.Н. Психологические основы дошкольной игры [Текст]. - М., Просвещение 1983. - 303-323 с.
30. Литвинова О.Э. Познавательное развитие ребенка дошкольного возраста. Планирование образовательной деятельности [Текст]. — СПб.: ООО «Издательство «Детство -ПРЕСС», 2015. — 256 с.
31. Лиштван В.А. Воспитание творчества / В.А. Левин. - Томскб Пеленг, 1993. - 53-54 с.
32. Лиштван З.В. Игры и занятия со строительным материалом в детском саду [Текст]: книга для воспитателя детского сада. - М., 2000. -175 с.
33. Лиштван З.В. Конструирование / З.В. Лиштван. М.: Просвещение, 1991. - 203-204 с.
34. Ломов, Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии [Текст] / Б.Ф. Ломов. - Издательство «Наука», 1984 г. - 444 с.
35. Лурия А.Р. Развитие конструктивной деятельности дошкольников. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста [Текст]. / Под ред. А.Н. Леонтьева, А.В. Запорожца. - М.: Л., 1998. - 45-52 с.
36. Лыкова И.А. «Парциальная программа «Умные пальчики». Конструирование детском саду. ФГОС ДО» [Текст] / Изд. ИД Цветной мир, 2016. - 5-8 с., 148-452 с.
37. Методическое пособие для преподавателей начальной школы и воспитателей детских садов по курсу «Развитие творчества». М.: Просвещение, 2011. - 237 с.
38. Никитин б.П. Ступеньки творчества или развивающие игры [Текст] / М.: Просвещение, 1989. -160 с.
39. Парамонова Л.А. Конструирование // Истоки: Базисная программа развития ребенка - дошкольника. - 2-е изд., испр. и доп.. - М., Просвещение, 2001. - 327 с.
40. Парамонова Л.А. Особенности поисковой деятельности детей в
конструировании [Текст]: Содержание умственного воспитания
дошкольников / Под ред. Н.Н. Поддъякова. - М.: Педагогика, 1980. - 162 -
184 с.
41. Парамонова Л.А. Конструирование как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста. Теория, практические рекомендации, конспекты занятий для слушателей курсов повышения квалификации и читателей, интересующихся темой детского конструирования/Дошкольное образование № 17 - 223 с., № 18 - 234 с.
42. Парамонова Л.А. Роль конструктивных задач в формировании умственной активности детей: старший дошкольный возраст / Л.А. Парамонова, Г.В. Урадовских //Дошкольное воспитание, 1985. - № 9 - 32-35с.
43. Парамонова, Л. А. Система формирования творческого конструирования у детей 2-7 лет [Текст]: дис. ... д-ра. пед. наук: 13.00.01 / Л. А. Парамонова; Моск. ин-т. повыш. квал. - М., 2001. - 251 с.
44. Парамонова, Л. А. Теория и методика творческого конструирования в детском саду [Текст]: учеб. пособие / Л.А. Парамонова. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 192 с.
45. Погодина С.В. Теория и методика развития детского изобразительного творчества [Текст]: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования / С. В. Погодина. — 4-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2013. — 352 с., с. цв. ил.
46. Поддъяков Н.Н. Новый подход к развитию творчества дошкольников [Текст] // Вопросы психологии. - 1990. - № 1. - 16-19 с.
47. Поддъяков Н.Н. Мышление дошкольников. - М.: Педагогика, 1977 - 272 с.
48. Сакулина, Н. П. Изобразительная деятельность в детском саду [Текст]: пособие для воспитателей / Н. П. Сакулина, Т. С. Комарова. - М.: Просвещение, 1973. - 202 с.
49. Сенсорное воспитание в детском саду [Текст]: методические
рекомендации / Под ред. Н.П. Сакулиной, Н.Н. Поддъякова. - М.:
Просвещение. 1999. - 14 с.
50. Сидорчук, Т. А. Развитие творческого мышления дошкольников на основе ТРИЗ и РТВ [Текст] / Т. А. Сидорчук, Н. Н. Хоменко, С. В. Лелюх. - Ребенок в детском саду. - 2006. - № 2. - С. 2-8.
51. Торренс Э.П. Концепция креативности [Текст]. - Интернет ресурс: https://studbooks.net/900348/psihologiya/kontseptsiya kreativnosti torrensa
52. Туник Е.Е. Диагностика креативности [Текст]. Тест Э.П. Торренса. Методическое руководство. СПб.: Иматон, 1998
53. Урадовских Г.А. Художественное конструирование из деталей конструктора [Текст] // Дошкольное воспитание. - 2005. - № 2. - 15-22 с.
54. Художественное творчество и ребенок [Текст]: монография / под ред. Н. А. Ветлугиной. - М.: Педагогика, 1972. - 288 с.
55. Эльконин Д.Б. Детская психология. Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений [Текст]. — М.: Академия, 2007. — 384 с.
56. http://fil.wikireading.ru/44001ВикиЧтение
57. http://pedlib.ru/Books/1Z0180Рубинштейн С.Л
58. https://www.litmir.me/br/7bM84387ipM А.Бергсон «Творческая
Эволюция»
59. http://dohcolonoc.ru/programmy-v-dou/9313-programma-robotjonok.htmlПрограмма дополнительного образования «Роботенок» Дымшакова О.Н.
60. Каталог сайтов по роботехнике - полезный, качественный и наиболее полный сборник информации о робототехникеhttp://robotics.ru/


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ