ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УМЕНИЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ЗНАКОМСТВА С ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ 6
1.1. Психолого-педагогические основы совершенствования умений
монологической речи детей старшего дошкольного возраста 6
1.2. Особенности речевого развития детей старшего дошкольного возраста 11
1.3. Лингвистические основы совершенствования умений монологической
речи у детей старшего дошкольного возраста 16
1.4. Методические основы совершенствования умений монологической
речи у детей старшего дошкольного возраста в процессе знакомства с художественной литературой 23
1.4.1. Методы и приемы совершенствования умений монологической
речи у детей старшего дошкольного возраста в процессе знакомства с художественной литературой 23
1.4.2. Анализ программ ДОО и методических пособий к ним с точки
зрения возможности совершенствования умений монологической речи у детей старшего дошкольного возраста в процессе знакомства с художественной литературой 29
ГЛАВА 2. ОПИСАНИЕ ПРОЕКТИРОВОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ УМЕНИЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ЗНАКОМСТВА С ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ 37
2.1. Диагностика сформированности умений монологической речи у детей
старшего дошкольного возраста 37
2.2. Комплекс упражнений, направленных на совершенствование умений
монологической речи у детей старшего дошкольного возраста в процессе
знакомства с художественной литературой 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 61
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 69
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 70
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 71
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что дошкольное детство является сензитивным периодом для активного усвоения родной речи. Чем раньше будет начато целенаправленное обучение речи, тем свободнее ребенок будет пользоваться ею в дальнейшем.
Центральное место в системе работы по развитию речи дошкольников принадлежит формированию связной монологической речи. Это связано с социальной значимостью монологической речи и ее ролью в формировании личности. Монологическая речь вбирает в себя все достижения ребенка в овладении родным языком, его звуковой культурой, грамматическим строем, лексическим богатством.
Значение связной монологической речи в развитии ребенка дошкольного возраста находит свое отражение в «Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования», в соответствии с которым определен один из целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования: «... ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения ...» [66, с. 26].
Обучение детей дошкольного возраста монологической речи имеет богатые традиции в истории отечественной методики, заложенные К.Д. Ушинским [65], Л.Н. Толстым [59]. Основные вопросы развития связной монологической речи у детей дошкольного возраста раскрываются в работах М.М. Алексеевой, О.А. Бизиковой, О.А. Бородич, А.М. Леушиной, Ф.А. Сохина, Е.И. Тихеевой и др.
Большинство исследователей отводит значительную роль в развитии монологической речи дошкольников ознакомлению с художественной литературой. Этим вопросам посвящены работы Л.М. Гурович, Н.С. Карпинской, Л.Я. Панкратовой, О.С. Ушаковой, С.М. Чемортан, А.Я. Шибицкой и других.
Проблемы формирования монологической речи дошкольников в процессе знакомства с художественной литературой освещены в методической литературе, однако на практике часто используются лишь методы и приемы, связанные с пересказом текстов.
Объект исследования: процесс совершенствования умений
монологической речи у детей старшего дошкольного возраста в процессе знакомства с удожественной литературой .
Предмет исследования: комплекс упражнений, направленных на совершенствование умений монологической речи старших дошкольников в процессе знакомства с художественной литературой.
Цель исследования: теоретически обосновать и создать комплекс упражнений, направленных на совершенствование умений монологической речи у детей старшего дошкольного возраста в процессе знакомства с художественной литературой.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1. Изучить психологическую, педагогическую, лингвистическую и методическую литературу по проблеме исследования.
2. Описать особенности речевого развития детей старшего дошкольного возраста.
3. Произвести анализ программ ДОО и методических пособий к ним с точки зрения возможности совершенствования умений монологической речи у детей старшего дошкольного возраста в процессе знакомства с художественной литературой.
4. Подобрать диагностический материал и провести диагностику сформированности умений монологической речи у старших дошкольников.
5. Подобрать материал для составления комплекса упражнений, направленных на совершенствование умений монологической речи у детей старшего дошкольного возраста в процессе знакомства с художественной литературой.
Методы исследования:
• теоретические: анализ литературы по рассматриваемой проблеме и обобщение существующих на нее точек зрения;
• практические: диагностика уровня сформированности умений монологической речи, качественный и количественный анализ полученных результатов.
База исследования. Исследование проводилось на базе МАДОУ детский сад № 4 г. Североуральска. В нем принимало участие 15 детей старшей группы.
Структура выпускной квалификационной работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Совершенствование умений монологической речи является одной из главных задач речевого развития ребенка дошкольного возраста. Являясь более сложной формой связной речи, монологическая речь демонстрирует все речевые достижения детей, отражает уровень развития ребенка, показывает уровень овладения словарем, грамматическим строем, звуковой культурой речи.
Монологическая речь - это форма связной речи, образуемая в результате активной речевой деятельности и не рассчитанная на активную сиюминутную словесную реакцию. В отличие от диалога, в создании монолога участвует один человек, монолог характеризуется большей связностью и логической последовательностью, протекает по времени относительно долго, объем его чаще превосходит объем диалогической реплики. Также монологическая речь отличается от диалогической реплики четким структурным построением. Любой монолог содержит в себе три части: начало (вступление, зачин), середина, конец (завершение)
высказывания.
Различные типы монолога (описание, повествование, рассуждение) отличаются своими функциями, структурой, специфическими языковыми средствами.
Овладение монологической речью происходит в дошкольном возрасте постепенно. Монолог требует от говорящего развития определенных умений: понимать тему, отбирать материал к высказыванию, систематизировать материал, совершенствовать высказывание, строить высказывание в определенной композиционной форме, выражать свои мысли правильно. Учитывая особенности детей старшего дошкольного возраста, при обучении их монологической речи важно использовать специальные речевые упражнения, направленные на развитие всех сторон речи; игровые коммуникативные ситуации; наглядность, которая обогащает содержание монолога детей.
В процессе изучения психолого-педагогической литературы были выделены некоторые особенности речевого развития детей старшего дошкольного возраста. Речь старших дошкольников уже довольно хорошо развита. Высшее достижение речевого развития детей пяти-шести лет - овладение связной монологической речью, которое вбирает в себя освоение звуковой культуры речи, словарного состава, грамматического строя. Развитие монологической речи детей происходит в связи с развитием всех сторон речи. Наиболее яркая характеристика речи детей пяти-шести лет - активное освоение различных типов текста (описание, повествование, рассуждение). В старшей группе воспитатель продолжает совершенствовать все стороны речи детей на специальных занятиях и в повседневной жизни.
Умения монологической речи у старших дошкольников можно совершенствовать на всех этапах ознакомления с литературным произведением. На этапе подготовки к знакомству с текстом и пересказу используются напоминание впечатлений из личного и литературно опыта; показ ситуации, сходной с ситуацией, описанной в произведении, но незнакомой детям; рассматривание иллюстраций; предварительное разъяснение слов и выражений, встречающихся в тексте; проведение бесед в соответствии с содержанием текста. После первичного чтения текста используют приемы, направленные на углубление понимания смысла произведения, его запоминание: беседа, в которой используются различные виды вопросов, составление плана пересказа, его моделирование. Непосредственно при пересказе текста воспитатель использует
вспомогательные вопросы, подсказывает нужные слова или фразы, исправляет ошибки. Также применяются разнообразные приемы обучения детей созданию монологов на основе литературных произведений.
Анализ некоторых программ дошкольного образования и методических пособий позволил сделать вывод, что наибольшими возможностями для
совершенствования умений монологической речи у детей старшего дошкольного возраста в процессе знакомства с художественной литературой обладает «Программа развития речи дошкольников» О.С. Ушаковой. Все другие рассмотренные программы дошкольного образования
предусматривают в той или иной мере совершенствование умений монологической речи в процессе знакомства с художественной литературой у старших дошкольников.
Для исследования уровня сформированности умений монологической речи детей старшего дошкольного возраста были определены критерии и уровневые показатели, подобрана диагностическая методика, разработанная О.С. Ушаковой [60].
Проведенная диагностика показала недостаточно высокий уровень умений монологической речи у дошкольников. Самые низкие результаты получены по уровню сформированности умений сочинять сказку, понимать нарушение целостности структуры текста и наполнять содержанием одну из его частей. Эти результаты были учтены при составлении комплекса упражнений, направленных на совершенствование умений монологической речи в процессе знакомства с художественной литературой.
Комплекс упражнений для развития умений монологической речи у детей старшего дошкольного возраста в процессе знакомства с художественной литературой полностью представлен в приложении. В него вошли игровые упражнения, упражнения на пересказ текста по картинкам и модели, на определение недостающей части текста, на составление части текста или текста полностью, на подбор названий к текстам и объяснение смысла данного названия и другие.
Таким образом, задачи, поставленные в работе, решены. Цель работы достигнута.
1. Алексеева, М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников [Текст] : учебное пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / М. М. Алексеева, Б. И. Яшина. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 400 с.
2. Арушанова, А. Г. Речь и речевое общение детей [Текст] : книга для воспитателей детского сада / А. Г. Арушанова. - М.: Мозаика-Синтез, 1999. - 272 с.
3. Ахманова, О. С. Словарь лингвистических терминов [Текст] / О. С. Ахманова. - М.: Едиториал УРСС, 2004. - 571 с.
4. Бизикова, О. А. Развитие монологической речи у дошкольников [Текст] : учебное пособие для студ. высш. учебных заведений / О. А. Бизикова. - Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гос. ун-та, 2014. - 235 с.
5. Бородич, А. М. Методика развития речи детей [Текст] /
А. М. Бородич. - М. : Просвещение, 1981. - 256 с.
6. Винокур, Т. Г. Монолог [Текст] / Т. Г. Винокур // Русский язык: Энциклопедия / гл. ред. Ю. Н. Караулов. - М.: Дрофа, 1998. - 683 с.
7. Волчкова, В. Н. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Развитие речи [Текст]: пособие для воспитателей / В. Н. Волчкова, Н. В. Степанова. - Воронеж: ИП Лакоценин, 2012. - 111 с.
8. Выготский, Л. С. Мышление и речь [Текст] / Л. С. Выготский // Хрестоматия по общей психологии. - М.: Учебно-методический центр «Психология», 2001. - С. 65-82.
9. Гвоздев, А. Н. Вопросы детской речи [Текст] / А. Н. Гвоздев. - М.: Детство-Пресс, 2007. - 472 с.
10. Гербова, В. В. Приобщение детей к художественной литературе. Программа и методические рекомендации [Текст] / В. В. Гербова. - М.: Мозаика-Синтез, 2010. - 90 с.
11. Гербова, В. В. Составление описательных рассказов: к методике обучения старших дошкольников описательным рассказам [Текст] /
В. В. Гербова // Дошкольное воспитание. - 1981. - № 9. - С. 28-34.
12. Глухов, В. П. Методика формирования связной речи детей дошкольного возраста с системным речевым недоразвитием [Текст] / В. П. Глухов. - М.: МПГУ, 2017. - 310 с.
13. Гризик, Т. И. Особенности обучения детей 4-6 лет описанию и
повествованию [Текст]: автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.01 /
Т. И. Гризик; Моск. гос. пед. ин-т. - М., 1990. - 21 с.
14. Гурович, Л. М. Ребенок и книга [Текст] / Л. М. Гурович, Л. Б. Береговая, В. И. Логинова. - М.: Просвещение, 1992. - 65 с.
15. Дементьева, А. М. Обучение пересказыванию в средней группе детского сада [Текст] / А. М. Дементьева. - М.: Учпедгиз, 1960. - 76 с...