Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование диалогических умений у детей старшего дошкольного возраста

Работа №95793

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы64
Год сдачи2019
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
139
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДИАЛОГИЧЕСКИХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6
1.1. Особенности психологического и речевого развития детей старшего
дошкольного возраста 6
1.2. Лингвистические основы формирования диалогической речи детей
старшего дошкольного возраста 11
1.3. Содержание работы по формированию диалогических умений у
детей старшего дошкольного возраста 17
1.4. Анализ программ ДОУ в аспекте проблемы формирования
диалогических умений детей старшего дошкольного возраста 23
ГЛАВА 2. ОПИСАНИЕ ПРОЕКТИРОВОЧНОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ДИАЛОГИЧЕСКИХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 36
2.1. Диагностика сформированности диалогических умений у детей
старшего дошкольного возраста 36
2.2. Комплекс игр, направленный на формирование диалогических
умений у детей старшего дошкольного возраста 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 52
ПРИЛОЖЕНИЕ 57

Актуальность проблемы формирования диалогических умений у старших дошкольников обусловлена, прежде всего, социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в диалогическом умении старших дошкольников реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи.
Для успешного освоения программы обучения в школе у выпускника детского сада должны быть сформированы умения связно высказывать свои мысли, строить диалог и составлять небольшой рассказ на определенную тему. Но чтобы этому научить, необходимо развивать и другие стороны речи: расширять словарный запас, воспитывать звуковую культуру речи и формировать грамматический строй.
Дошкольное образование является первой ступенью непрерывного образования человека. В связи с этим образование детей дошкольного возраста должно строиться в соответствии с общей идеологией модернизации общего образования России, согласно которой основным результатом деятельности образовательного учреждения становится не система знаний, умений и навыков сама по себе, а овладение ребенком набором компетентностей. Компетентностный подход в настоящее время провозглашен в качестве основного на всех ступенях образования: от детского сада до высшей школы.
Согласно Приказу Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» социально-коммуникативное развитие направлено на развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками.
Федеральный государственный образовательный стандарт требует, чтобы условия реализации основной образовательной программы дошкольного образования обеспечивали полноценное развитие личности детей во всех основных образовательных областях, среди которых немаловажное значение имеет социально-коммуникативная сфера.
Современные дошкольники испытывают потребность в общении. Поэтому важную роль играет такой метод, как дискуссия или коллективный диалог, что предполагает равноправие партнёров, участвующих в нём. Постепенно диалог приобретает формы развёрнутого общения между субъектами педагогического процесса. Залогом успешного развития детей является правильная организация совместной деятельности, которая строится на взаимном уважении и доверии, на сотрудничестве педагога и воспитанников.
Значимость диалога, как ведущего средства обучения, ещё больше возрастает. Однако часто организация диалога остаётся проблемой.
Так С.В. Белов отмечает: «Призывы к диалогу часто остаются всего- навсего призывами, иногда сводятся к пустым разговорам или аргументированным дискуссиям, которые являются разновидностью предмета слепого подражания». Воплощение идей диалога в педагогическую практику - дело весьма сложное, и оно требует мастерского овладения каждой новой ситуацией по-новому.
Таким образом актуальность темы исследования очень значима в современном образовательном контексте.
Исследования психологов, педагогов, лингвистов (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин, А.В. Запорожец, А.А. Леонтьев, Л.В. Щерба, А.А. Пешковский, А.Н.Гвоздев, В.В. Виноградов, К.Д. Ушинский, Е.И. Тихеева, М.М. Алексеева, Е.А. Флёрина, Ф.А. Сохин, О.С. Ушакова, А.М. Леушина, О.И. Соловьева, В.В. Гербова, О.А. Бизикова) создали предпосылки для комплексного подхода к решению задач диалогической речи дошкольников.
Цель исследования - теоретически обосновать и описать комплекс игр по формированию диалогических умений у детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: процесс формирования диалогических умений у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: комплекс игр, направленных на формирование диалогических умений у детей старшего дошкольного возраста.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования были определены следующие задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую, методическую
литературу по теме исследования.
2. Определить возрастные особенности формирования речевого развития детей старшего дошкольного возраста.
3. Рассмотреть лингвистические основы формирования диалогической речи старшего дошкольного возраста.
4. Определить содержание работы по формированию диалогических умений у детей старшего дошкольного возраста.
5. Провести анализ программ ДОУ в аспекте проблемы формирования диалогических умений детей старшего дошкольного возраста.
6. Изучить качественные особенностей состояния диалогических умений у детей старшего дошкольного возраста.
7. Подобрать и описать комплекс игр, направленных на формирование диалогических умений у детей старшего дошкольного возраста.
Методы исследования:
теоретические: анализ, систематизация и обобщение информации по теме исследования;
эмпирические: педагогическое наблюдение, устный опрос, изучение и обобщение педагогического опыта по теме исследования.
База исследования: Муниципальное казенное дошкольное
образовательное учреждение Ачитского городского округа «Ачитский детский сад «Улыбка»- филиал «Уфимский детский сад «Малышок».
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Диалогические умения представляет собой особенно яркое проявление коммуникативной функции языка. Ученые называют диалог первичной естественной формой языкового общения, классической формой речевого общения. Главной особенностью диалога является чередование говорения одного собеседника с прослушиванием и последующим говорением другого.
Развитие диалогических умений играет ведущую роль в процессе речевого развития ребенка и занимает центральное место в общей системе работы по развитию речи в детском саду. Обучение диалогу можно рассматривать и как цель, и как средство практического овладения языком. Освоение разных сторон речи является необходимым условием развития диалогических умений, и в то же время развитие диалогических умений способствует самостоятельному использованию ребенком отдельных слов и синтаксических конструкций.
Диалогическая речь вбирает в себя все достижения ребенка в овладении родным языком, его звуковым строем, словарным составом, грамматическим строем.
Детей старшего дошкольного возраста следует учить более точно отвечать на поставленные вопросы; они должны научиться объединять в распространенном ответе краткие ответы своих товарищей.
Обучение детей умению вести диалог, участвовать в беседе всегда сочетается с воспитанием навыков культурного поведения: внимательно слушать того, кто говорит, не отвлекаться, не перебивать собеседника.
Однако воспитателям и родителям следует помнить, что для ребенка дошкольного возраста первостепенное значение имеет овладение диалогическими умениями - необходимым условием полноценного социального развития ребенка.
Сформированные диалогические умения позволяют ребенку легко входить в контакт как со взрослыми, так и со сверстниками.
Дети достигают больших успехов в формировании диалогических умений в условиях социального благополучия, которое подразумевает, что окружающие их взрослые, в первую очередь семья, относятся к ним с чувством любви и уважения, а также когда взрослые считаются с ребенком, чутко прислушиваясь к его мнению, интересам, потребностям, когда взрослые не только говорят сами, но и умеют слушать своего ребенка, занимая позицию тактичного собеседника.
В процессе исследования использовалась диагностика, составленная на основе авторских диагностик О.А. Бизиковой, В.В. Гербовой, О.С. Ушаковой были выбраны следующие критерии степени сформированное™ диалогических умений детей старшего дошкольного возраста: умение задавать вопросы, различные по содержанию; умение придерживаться темы разговора; умение пользоваться средствами речевого этикета.
Нами были разработаны три уровня проявления указанных показателей - оптимальный (о), допустимый (д) и критический (к).
Результат диагностики - оптимальный уровень проявления показателей степени сформированности диалогических умений у детей выявлено у 1 (10%) воспитанника, у 5 (50%) воспитанников - допустимый уровень
проявления показателей, у 4 (40%) воспитанников - критический уровень проявления показателей.
По результатам проведенной диагностики был описан материал. Разработанный комплекс мероприятий был составлен с использований игр. Так как процесс формирования диалогических умений детей происходит в применении специальных игр в ходе которых решаются определенные задачи, например: умение задавать вопросы, различные по содержанию; умение придерживаться темы разговора; умение пользоваться средствами речевого этикета и др.
Таким образом, цель достигнута, задачи решены.


1. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей 3-7 лет: методическое пособие для воспитателей детского сада. М.: МОЗАИКА- СИНТЕЗ, 2004. 272с.
2. Арушанова А.Г. Истоки диалога 5-7 лет: книга для воспитателей / А.Г. Арушанова, Н.В. Дурова, Р.А. Иванова ; под ред. Р.А. Иванова. М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2005. 216 с.
3. Арушанова А.Г. Организация диалогического общения дошкольников со сверстниками // Журнал дошкольное воспитание. 2001. №5. С. 51-61.
4. Бабаева Т.И. Детство: примерная образовательная программа дошкольного образования / Т. И. Бабаевой, А.Г. Гогоберидзе. СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2014. 280 с.
5. Бородич А.М. Методика развития речи детей. М.:
Просвещение,1981. 255 с.
6. Бизикова, О.А. Развитие диалогической речи дошкольников в игре. М.: Скрипторий, 2008. 136 с.
7. Веракса Н.Е. От рождения до школы: примерная
общеобразовательная программа дошкольного образования / Н.Е Веракса, Т.С. Комарова. М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. 368 с.
8. Выготский Л.С. Мышление и речь. М.: Лабиринт, 1999. 352 с.
9. Выготский Л.С. Игра и ее значение в психическом развитии ребенка. М.: Академия, 2000. С. 19-35.
10. Гербова, В.В. Развитие речи в детском саду: программа и методические рекомендации для работы с детьми 2 - 7 лет / В.В. Гербова, М.А. Васильева. М: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. 187 с.
11. Гербова, В.В. Занятия по развитию речи в старшей группе: методическое пособие для воспитателей. М.: Мозаика-Синтез, 2015. 142 с.
12. Горшкова Е. Учите детей общаться // Журнал дошкольное воспитание. 2006. №12. С. 91-93.
13. Градусова Л.В. Диагностические методики речевого развития дошкольников: учеб.-метод. пособие / Л.В. Градусова, Н.И. Левшина. Магнитогорск: МаГУ, 2008. 67 с.
14. Гризик Т.И. Взаимодействие детского сада и семьи по развитию речи // Журнал дошкольное воспитание. 2012. №6. С. 54.
15. Доронова Т.Н. Радуга: примерная общеобразовательная
программа дошкольного образования / Т. Н. Доронова, Т.И. Гризик. М.: Просвещение, 2014. 232 с...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ