ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ЭТИКЕТНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ... 6
1.1 Психолого-педагогические особенности развития детей старшего
дошкольного возраста 6
1.2 Лингвистические основы формирования навыков речевого этикета у
детей старшего дошкольного возраста 9
1.3 Методы и приемы формирования навыков этикетной речи у детей
старшего дошкольного возраста 21
1.4. Анализ программ ДОУ в аспекте формирования навыков этикетной речи у детей старшего дошкольного возраста 28
ГЛАВА 2. ОПИСАНИЕ ОПЫТНО ПОИСКОВОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКОВ РЕЧЕВОГО ЭТИКЕТА ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 36
2.1 Диагностика уровня сформированности навыков этикетной речи у детей
старшего дошкольного возраста 36
2.2 Комплекс упражнений, направленный на формирование навыков
этикетной речи у детей старшего дошкольного возраста 43
2.3 Оценка эффективности комплекса упражнений, направленного на формирование навыков этикетной речи у детей старшего дошкольного
возраста, по результатам проведенной опытно-поисковой работы 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 62
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 66
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 67
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 68
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 72
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 73
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 74
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 75
Современный мир характеризуется тем, что люди испытывают потребность в постоянном общении. Это обусловлено основными жизненными необходимостями, в качестве примеров которых можно привести обучение, покупку продуктов, поездку на общественном транспорте и многие другие. По этой причине необходимо знать основные нормы коммуникации, которые обусловливают эффективность последней. Совокупность норм общения включена в понятие речевого этикета. Владение его навыками способно оказать существенное влияние на качество жизни человека, постоянно находящегося в общении с другими представителями социума.
Воспитание культурного человека как формирование развитой личности составляет одну из главных задач современного общества. Выполнение ребенком норм и правил общения со взрослыми и сверстниками, основанные на уважении, доброжелательности, с использованием соответствующего словарного запаса и форм обращений, а также вежливое поведение в общественных местах, быту предусматривает культура речевого общения. Дошкольный возраст - сенситивный период для того, чтобы ребенок овладел основными средствами речевого этикета. Этикетная речь призвана создавать приемлемый эмоциональный фон, поддерживать положительный образ человека. Именно поэтому на этом этапе происходит наиболее эффективное усвоение норм речевого этикета. Особую важность для усвоения норм речевого этикета имеет старший дошкольный возраст, так как именно на этом этапе ребенок уже осознанно может манипулировать знаниями, и в то же время не проявляет специфического «противостояния» нормам общества, которое характерно для детей подросткового возраста.
Из вышесказанного следует, что в старших группах дошкольного образовательного учреждения должна проводиться работа по формированию навыков речевого этикета. Навык - умение, созданное привычкой. Так как для этого направления не предусмотрено отдельной дисциплины, основные его задачи реализуются в ходе проведения воспитательной работы в целом.
Таким образом, актуальность исследования обусловлена важностью реализации программы по формированию навыков речевого этикета у детей старшего дошкольного возраста.
Вопрос получил достаточно широкое освещение в трудах именитых педагогов и психологов, среди которых Н.П. Колесников, В.В. Соколова, Н.И. Формановская, И.Ф. Харламов, Д.Б. Эльконин и др. Тем не менее, социум претерпевает постоянные изменения, что требует перманентной модернизации уже имеющихся педагогических и методических сведений.
Объект исследования - процесс формирования у старших дошкольников навыков этикетной речи.
Предмет исследования - комплекс упражнений направленных на развитие навыков речевого этикета детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования - теоретически обосновать и разработать комплекс упражнений, направленных на развитие навыков речевого этикета у детей старшего дошкольного возраста.
В соответствии с целью исследования был определен ряд задач:
1) выявить особенности развития психологических процессов детей старшего дошкольного возраста;
2) раскрыть существенные характерные понятия речевого этикета, а также определить особенности развития речевого этикета у детей старшего дошкольного возраста;
3) обозначить педагогические и методические условия формирования навыков этикетной речи у детей старшего дошкольного возраста;
4) проанализировать действующие программы ДОО по формированию навыков речевого этикета у старших дошкольников;
5) в ходе проведения опытно - поисковой работы выявить уровень сформированное™ навыков речевого этикета у старших дошкольников; разработать и внедрить комплекс упражнений, направленный на формирование навыков этикетной речи старших дошкольников; выявить уровень сформированности навыков речевого этикета у старших дошкольников после внедрения комплекса упражнений, тем самым определив его эффективность.
Для решения поставленных задач и достижения выбран ряд методов. Теоретические методы представлены анализом и обобщением результатов теоретических и опытно - поисковой работе в сфере педагогики и психологии по исследуемой тематике. Также были использованы методы эмпирические, среди которых наблюдение, экспертная оценка, анализ документов. Также выбраны методы количественного (первичного) и качественного (вторичного) анализа данных, диагностика, статистическая обработка данных. В качестве основного метода выбран метод опытнопоисковой работы.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что его результаты могут быть использованы в курсе изучения методики формирования навыков этикетной речи у детей старшего дошкольного возраста в рамках среднего профессионального и высшего учебного заведения.
Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты могут быть использованы в рамках реализации программы ДОО по формированию навыков этикетной речи у детей старшего дошкольного возраста.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
База исследования является МБДОУ «Маленькая страна» г. Заречный Свердловской области. В опытно - поисковой работе принимали участие дети старшего дошкольного возраста (6-7 лет) в количестве 40 человек.
Цель проведенного исследования заключалась в подборе комплекса эффективных упражнений, направленных на развитие навыков речевого этикета у детей старшего дошкольного возраста в соответствии с уровнем их сформированности. В связи с этим был последовательно решен ряд задач.
Первая задача предполагала выявление особенностей познавательного развития детей старшего дошкольного возраста. Главным положением стало то, что познавательное развитие детей дошкольного возраста в существенной связи с речью активно развивает воображение как способность видеть целое раньше частей. Иными словами, воображение представляет собой важнейшее психическое новообразование дошкольного детства, и его становление образует ключевой вектор психического развития ребенка. Этот факт необходимо учитывать в ходе педагогической работы по формированию навыков этикетной речи у детей старшего дошкольного возраста.
Результатом решения второй задачи исследования стало ознакомление со спецификой речевого этикета, а также определение особенностей развития речевого этикета у детей старшего дошкольного возраста. Удалось выяснить, что речевой этикет подразумевает нормы речевого поведения, которые приняты в конкретном обществе. Речевой этикет обладает следующими принципами: ситуативность, регулятивность, согласованность, наличие
коммуникативной рамки. Речевой этикет такие функции, как установление контакта, его поддержание, демонстрация вежливого и уважительного отношения к собеседнику, регуляция, профилактика конфликтов. Речевой этикет в любом обществе предполагает использование некоторых формул, и при этом выбор той или иной речевой формулы должен осуществляться в соответствии с взаимоотношениями собеседников, ситуацией общения, этапом общения, коммуникативной целью. Следование правилам речевого этикета является обязательным условием для воспитанного человека, и потому его основы должны закладываться в педагогическом процессе на начальных этапах развития личности.
Изучение психологических особенностей усвоения норм речевого этикета детьми старшего дошкольного возраста продемонстрировало, что в старшем дошкольном возрасте для детей особенное значение имеют речевые образцы окружающих их людей, и при этом существенную значимость имеет речь педагога и родителей, т.к. с ними ребенок контактирует наиболее плотно. Было также обозначено, что в усвоении норм речевого этикета играет роль эмоциональный аспект личности. На успешность усвоения выше упомянутых норм существенно влияние оказывает способность ребенка к самооценке. Из этого был сделан вывод, что в старших группах дошкольного образовательного учреждения должна проводиться всесторонняя и многоаспектная работа по формированию речевого этикета у детей.
Для решения третьей задачи исследования необходимо было обозначить педагогические условия формирования навыков этикетной речи у детей старшего дошкольного возраста. В процессе формирования навыков речевого этикета у детей старшего дошкольного возраста следует придерживаться определенных принципов, связанных как с самим педагогическим процессом, так и со спецификой речевого этикета. Приемы работы, используемые при работе по формированию навыков речевого этикета у старших дошкольников, обусловливаются требованиями к результату педагогического процесса, а также особенностями психического развития изучаемой возрастной категории. Ведущими методами по формированию навыков речевого этикета в дошкольном учреждении являются беседа, комплименты, чтение художественных произведений, заучивание стихотворений, сюжетно-ролевая и дидактическая игры. Выбор конкретных формы и методов работы определяется этапом педагогического процесса по воспитанию навыков речевого этикета у старших дошкольников, их индивидуальными особенностями, а также спецификой обстановки обучения.
Для решения четвертой задачи в ходе проведения опытно-поисковой работы на констатирующем этапе необходимо было выявить уровень сформированности навыков речевого этикета у старших дошкольников. По результатам применения диагностик и интерпретации результатов их применения было выявлено, что большинство детей старшего дошкольного возраста в исследуемых группах по критериям знаний основных этикетных речевых формул и умения соотносить эти формулы с конкретной коммуникативной ситуацией оказались на среднем и низком уровнях развития. Учитывая результаты констатирующего среза, с целью повышения уровня сформированности речевого этикета и перехода детей с низкого уровня на более высокий, было принято решение подобрать комплекс упражнений, который бы активно использовался при проведении формирующего этапа исследования.
На формирующем этапе удалось внедрить комплекс упражнений, направленный на формирование навыков этикетной речи старших дошкольников. При этом к комплексу и к процессу его внедрения был предъявлен ряд педагогических требований, во многом обусловленных программами речевого развития в ДОО. Также комплекс упражнений был разделен на три группы в соответствии с этапами своего внедрения: упражнения начального, основного и завершающего уровней. При выполнении упражнений осуществлялось следование основным методическим указаниям, а также ориентация на состояние самого ребенка.
Также необходимо было в ходе проведения опытно-поисковой работы на контрольном этапе выявить уровень сформированности навыков речевого этикета у старших дошкольников после внедрения комплекса упражнений, тем самым определив его эффективность. При повторной диагностике выявлялось знание основных формул речевого этикета, а также определялась способность использовать выражение речевого этикета в соответствии с конкретной ситуацией общения. Была обнаружена существенная динамика в указанных аспектах в обеих группах, что подтвердило эффективность применения комплекса упражнений на формирующем этапе опытнопоисковой работы .
Для решения пятой задачи исследования был проведен анализ действующих программ по формированию навыков речевого этикета у старших дошкольников. Было выявлено, что не существует специализированных программ, направленных на формирование навыков речевого этикета в дошкольном учреждении. Тем не менее, место этому важному вопросу отведено в таких программах развития, как «От рождения до школы», «Радуга», «Детство». Программы ставят ряд задач перед процессом речевого развития дошкольников, и значительное внимание уделяют речевому этикету. Спланированная и систематизированная работа педагога при условии соблюдения основных методических рекомендаций позволяет решить все поставленные задачи речевого развития.
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: учеб. пособие для студ. вузов. 4-е изд., стереотип. М.: Академия, 2010. 672 с.
2. Акишина А.А., Жаркова Т., Акишина Т. Игры на уроках русского языка. 3-е изд., доп. М.: Русский язык, 2003. 103 с.
3. Ананьев Б.Г. Избранные труды по психологии. СПб.:
Издательство Санкт-Петербургского университета, 2007. 514 с.
4. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей: книга для воспитателей детского сада. М.: Мозаика-Синтез, 2013. 272 с.
5. Белкин А.С. Основы возрастной педагогики. М.: Академия, 2000. 192 с.
6. Бойко И.В. Речевой этикет на уроках русского языка и общая культура младшего школьника. М.: Куб, 2008. 120 с.
7. Борисова Н. О нравственном воспитании дошкольников // Дошкольное воспитание. М., 1998. №5. С.12-13.
8. Боришевский М.И., Максименко С.Д. О саморегуляции поведения детей в процессе педагогической деятельности // Вопросы психологии. 1977. № 3. С.57-64.
9. Бородич А.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. М.: Просвещение, 2011. 255 с.
10. Васильева М.А. Программа воспитания и обучения в старших группах ДОУ. М.: Просвещение, 2005. 208 с.
11. Виноградов В.В. Избранные труды. М.: Наука, 1975. 559 с.
12. Винокур Т.Г. Говорящий и слушающий: варианты речевого поведения. М.: Просвещение, 1993. 265 с.
13. Воевода О.Н. Развитие речи дошкольника. Минск: Сфера, 2009. 194 с.
14. Гойхман О.Я., Гончаров Л.М., Лапшина О.Н. Русский язык и культура речи: учебник. М., 2009. 231 с.
15. Головин Б.Н. Основы культуры речи. М.: Высшая школа, 1980. 333 с...