ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕТОДИКИ
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА 7
1.1. Выразительность как коммуникативное качество речи 7
1.2. Содержание и методы работы по совершенствованию
выразительности речи младших школьников на уроках русского языка 15
1.3. Анализ учебников по русскому языку в аспекте
совершенствования лексической выразительности речи младших школьников 24
ГЛАВА 2. ОПИСАНИЕ ПРОЕКТИРОВОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА 33
2.1. Выявление уровня владения лексическими средствами
выразительности речи у младших школьников 33
2.2. Комплекс упражнений для уроков русского языка, направленный
на совершенствование лексической выразительности речи младших школьников 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 51
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
На современном этапе развития информационного общества особо важным для человека является умение общаться, так как в нем заключается залог успешного формирования социально активной личности. В сфере образования идёт активный поиск путей эффективного развития языковой личности. Дальнейшей разработки требуют вопросы научно-методического обеспечения речевого развития младших школьников.
Проблема совершенствования выразительности речи младших школьников приобретает сегодня первостепенное значение. Только развитая выразительная речь позволит учащимся свободно и эффективно общаться с окружающими людьми в различных коммуникативных ситуациях, точно и лаконично выражать свои мысли и чувства, понимать собеседника.
Актуальность исследования в этой области определяется требованиями образовательных стандартов, в частности Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее ФГОС НОО). Одним из предметных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования по русскому языку является «умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач» [41, с. 7]. Это ставит перед учителем задачу развития у учащихся культуры речи, неотъемлемой частью которой является ее выразительность.
В научной литературе проблема совершенствования выразительности речи младших школьников нашла отражение в трудах известных лингвистов: Е.А. Селивановой, В. Карасика, А. К. Михальской, В.М. Пелих, Н.В. Аниськиной, О.Н. Хрусталёвой и др.; психологов: А.А. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, Д.Л. Спивак и др.; педагогов: М.Р. Львова, Т.А. Ладыженской, О.В. Кубасовой, М. С. Соловейчик и др.
Таким образом, работа по совершенствованию выразительности речи младших школьников является необходимым условием успешного развития личности в современном обществе. Однако следует отметить, что в науке нет до конца сформированной технологии работы по совершенствованию выразительности речи младших школьников на уроках русского языка.
Противоречие между необходимостью совершенствования выразительности речи младших школьников и отсутствием в науке до конца сформированной технологии по проведению такой работы на уроках русского языка определило актуальность постановки проблемы исследования: как совершенствовать выразительность речи младших школьников на уроках русского языка.
В соответствии с выделенной проблемой были определены цель, объект и предмет исследования.
Цель исследования - разработать и теоретически обосновать комплекс упражнений для уроков русского языка, направленный на совершенствование выразительности речи младших школьников.
Объект исследования - процесс развития речи младших школьников в условиях обучения русскому языку в начальной школе.
Предмет исследования - комплекс упражнений для уроков русского языка, направленный на совершенствование выразительности речи младших школьников.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Уточнить содержание понятия «выразительность речи»
применительно к речи детей младшего школьного возраста;
охарактеризовать содержание и методы работы над выразительностью речи младших школьников на уроках русского языка.
2. Провести анализ учебников по русскому языку в аспекте совершенствования лексической выразительности речи младших школьников.
3. Подобрать диагностический инструментарий для выявления у младших школьников уровня владения лексическими средствами выразительности речи и провести диагностику.
4. Разработать комплекс упражнений для уроков русского языка, направленный на совершенствование лексической выразительности речи младших школьников.
Методы исследования: теоретический - анализ научной литературы; эмпирические - анализ продуктов деятельности (изложений), количественная обработка данных.
База исследования - 20 учеников 3 класса МАОУ «Средняя
общеобразовательная школа № 8 им. А.Г. Махнёва» Асбестовского городского округа.
Структура ВКР. Работа включает введение, две главы, заключение, список использованной литературы, приложение.
Во введении обосновывается выбор темы, ее актуальность, определяются цель, объект, предмет, задачи исследования, а также методы и база исследования.
В первой главе «Теоретические основы методики совершенствования выразительности речи младших школьников на уроках русского языка» раскрывается понятие выразительности речи, определяются средства выразительности речи, педагогические условия совершенствования выразительности речи, выделяются особенности выразительности речи младших школьников. Также в этой главе описаны уровни работы по совершенствованию выразительности речи младших школьников на уроках русского языка, характеризуются содержание и методы работы на каждом уровне. В завершение представлен анализ учебников по русскому языку в аспекте совершенствования лексической выразительности речи младших школьников.
Во второй главе «Описание проектировочной деятельности по совершенствованию выразительности речи младших школьников на уроках русского языка» описывается проведение и результаты диагностического исследования уровня владения лексическими средствами выразительности у младших школьников, а также представлен разработанный комплекс упражнений, направленный на совершенствование лексической выразительности речи младших школьников на уроках русского языка.
В заключении обобщены результаты исследования, изложены основные выводы.
Список литературы включает в себя 45 источников.
В приложение вынесен материал для диагностики уровня владения лексическими средствами выразительности речи.
Совершенствование выразительности речи младших школьников является необходимым условием успешного развития личности в современном обществе. Только развитая выразительная речь позволяет свободно и эффективно общаться с окружающими людьми в различных коммуникативных ситуациях, точно и лаконично выражать свои мысли и чувства, понимать собеседника.
Речь как деятельность, направленная на использование языка в целях общения, воздействия на других людей, имеет свои коммуникативные качества. Одним из них является выразительность. Выразительность как коммуникативное качество речи заключается в использовании в речи таких ее структур, которые поддерживают интерес и внимание слушателей или читателей в соответствии с условиями и задачами общения. К средствам выразительности речи относятся интонация, лексические и синтаксические средства выразительности.
Выразительность речи младших школьников нуждается в совершенствовании. Об этом свидетельствует преобладание в речи младших школьников существительных и глаголов над другими грамматическими классами, более частое употребление небольших простых предложений, а также незнание того, как правильно употреблять средства выразительности в речи.
К педагогическим условиям проведения работы по совершенствованию выразительностью речи младших школьников можно отнести: обеспечение самостоятельности мышления, сознания и деятельности ребенка; возникновение интереса ребенка к тому, о чем он говорит и пишет; обогащение знаниями выразительных возможностей языка и правилами их использования в различных языковых стилях; проведение систематической осознанной тренировки речевых навыков выразительности речи; воспитание у детей намерения говорить и писать выразительно.
Работа по совершенствованию выразительности речи младших школьников на уроках русского языка осуществляется на таких уровнях работы по развитию речи, как произносительный, лексический, грамматический, и на уровне текста. Основными методами работы по совершенствованию выразительности речи младших школьников на уроках русского языка является открытие нового знания в процессе наблюдений за речью (образцовыми текстами) и применение полученных знаний в собственной речи.
Анализ учебника по русскому языку для 3 класса М.Л. Каленчук, Н.А. Чураковой, Т.А. Байковой (УМК «Перспективная начальная школа») показал, что в нем представлены следующие типы упражнений, направленных на совершенствование лексической выразительности речи младших школьников: обнаружение лексических средств выразительности, определение их функции в речи; подбор лексических средств выразительности речи или замена ими слов; использование лексических средств выразительности в собственной речи при составлении словосочетаний, предложений, текстов. Такие упражнения охватывают все направления работы по совершенствованию лексической выразительности речи, в частности: количественное обогащение лексикона младших школьников, качественное совершенствование словаря младших школьников, устранение из речи младших школьников нелитературных слов. Однако они неравномерно распределены по разделам учебника, в основном находятся в разделах «Лексика» и «Развитие речи».
Также было установлено, что дидактический материал упражнений иной направленности в виде текстов, содержащих лексические средства выразительности речи, дает возможности для составления упражнений по совершенствованию лексической выразительности речи. По результатам анализа был сделан вывод о необходимости разработки комплекса упражнений для уроков русского языка, направленного на совершенствование лексической выразительности речи младших школьников при изучении грамматико-орфографических тем.
Необходимость разработки такого комплекса подтвердилась и исследованием уровня владения лексическими средствами выразительности речи у учащихся 3 класса. Критерием оценки лексической выразительности речи выступило восприятие и использование школьником лексических средств выразительности речи при изложении текста. Исследование показало, что ни один из третьеклассников не владеет лексическими средствами выразительности речи на высоком уровне, половина обучающихся, которые использовали некоторые лексические средства выразительности при изложении текста, характеризуется средним уровнем, а половина - не осознают функции средств выразительности в речи и не используют их при изложении текста, что говорит о низком уровне владения лексическими средствами выразительности.
Таким образом, в результате диагностического исследования было установлено, что необходима работа по повышению у обучающихся 3 класса уровня владения лексическими средствами выразительности речи.
Для совершенствования лексической выразительности речи младших школьников на уроках русского языка был разработан специальный комплекс упражнений. Предлагаемый комплекс упражнений направлен на то, чтобы формировать у младших школьников умения обнаруживать в речи такие лексические средства выразительности, как эпитеты, синонимы, антонимы, олицетворения и сравнения, использовать их в своей речи, а также совершенствовать с их помощью высказывание. Соответственно, он включает в себя три группы упражнений, направленных на решение указанных задач.
Часть представленных в комплексе упражнений построена на дидактическом материале упражнений учебника М.Л. Каленчук и др. - эти упражнения можно использовать при изучении тем, в рамках которых упражнения представлены в учебнике. Кроме того, мы предлагаем использовать упражнения комплекса на уроках русского языка при изучении орфографических тем и разработали тематическое планирование работы по совершенствованию лексической выразительности речи обучающихся 3 класса при изучении раздела «Орфография и пунктуация» по учебнику М.Л. Каленчук и др., так как именно в этом разделе учебника практически отсутствует материал для работы над выразительностью речи обучающихся.
По нашему мнению, предлагаемый комплекс упражнений и тематическое планирование работы по совершенствованию лексической выразительности речи третьеклассников помогут педагогу решать задачи развития речи обучающихся и будут способствовать совершенствованию выразительности их речи.
1. Алексеева, А. Н. Образные средства выразительности как важное условие повышения эффективности обучения на уроках русского языка в условиях ФГОС [Текст] / А. Н. Алексеева, Л. В. Лейтнер // Начальная школа. - 2012. - № 9. - С. 50-59.
2. Байденко, В. И. Образные средства: к освоению навыка выразительности [Текст] / В. И. Байденко. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2014. - 230 с.
3. Баранов, М. Т. Обогащение словарного запаса учащихся [Текст] / М. Т. Баранов // Методика преподавания русского языка / под ред. М. Т. Баранова. - М., 1990. - С. 233-258.
4. Баранов, М. Т. Лексико-семантический аспект уроков русского языка [Текст] / М. Т. Баранов // Урок русского языка на современном этапе. - М., 1978. - С. 30-49.
5. Богуславская, Н. Е. Методика развития речи на уроках русского языка [Текст]: кн. для учителя / Н. Е. Богуславская, В. И. Капинос,
А. Ю. Купалова [и др.]; под ред. Т. А. Ладыженской. - М.: Просвещение, 1991. - 240 с.
6. Введенская, Л. А. Культура речи: пособие для студентов [Текст] / Л.А. Введенская. - М.: Изд. Феникс, 2014. - 161 с.
7. Головин, Б. Н. Основы культуры речи [Текст] : учеб. для вузов по спец. «Рус. яз. и лит.» / Б. Н. Головин. - М.: Высш. шк., 1988. - 320 с.
8. Голуб, И. Б. Русский язык и культура речи [Текст]: учебное пособие / И. Б. Голуб. - М.: Логос, 2005. - 432 с.
9. Данцев, Д. Д. Русский язык и культура речи для технических вузов [Текст] / Д. Д. Данцев, Н. В. Нефедова. - Ростов н/Д: Феникс, 2002. - 320 с.
10. Жесткова, Е. А. Творческие задания как средство формирования
выразительности речи младших школьников [Текст] / Е. А. Жесткова, Л. В. Филипова // Современные фундаментальные и прикладные исследования. - 2013. - № 3. - С. 17-20.
11. Мещеряков, Б. Г. Большой психологический словарь [Текст] / Б. Г. Мещеряков, В. П. Зинченко. - СПб.: Прайм-Еврознак, 2003. - 632 с.
12. Каленчук, М. Л. Русский язык. 3 класс [Текст] : учебник. В 3 ч. Часть 1 / М. Л. Каленчук, Н. А. Чуракова, Т. А. Байкова. - М.: Академкнига, 2013. - 160 с.
13. Каленчук, М. Л. Русский язык. 3 класс [Текст] : учебник. В 3 ч. Часть 2 / М. Л. Каленчук, Н. А. Чуракова, Т. А. Байкова . - М.: Академкнига, 2013. - 192 с.
14. Каленчук, М. Л.. Русский язык. 3 класс [Текст] : учебник. В 3 ч. Часть 3 / М. Л. Каленчук, Н. А. Чуракова, Т. А. Байкова. - М.: Академкнига, 2016. - 192 с.
15. Канакина, В. П. Особенности выразительности речи младших школьников [Текст] / В. П. Канакина // Начальная школа. - 2007. - № 6. - С. 30-36...