ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ОРФОГРАФИИ 6
1.1. Психолого-педагогические особенности детей младшего школьного
возраста 6
1.2. Сущность понятия «орфография», особенности формирования
орфографических умений 12
1.3. Структура орфографической работы в начальном общем
образовании 17
1.4. Методы и приемы обучения орфографии младших школьников 21
1.5. Анализ учебников по русскому языку в аспекте обучения младших
школьников орфографии 26
ГЛАВА 2. ОПИСАНИЕ ПРОЕКТИРОВОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ОРФОГРАФИЧЕСКИХ УМЕНИЙ
У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 33
2.1. Диагностика сформированности орфографических умений
у младших школьников 33
2.2. Комплекс заданий, направленный на формирование
орфографических умений у младших школьников 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 59
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 63
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 65
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 66
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 67
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 70
Актуальность исследования. В связи с введением Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) к качеству обучения стали предъявляться строго регламентированные требования к достижению предметных, метапредметных и личностных результатов младших школьников. Освоение каждой предметной области и каждой темы стало регулироваться перечнем определенных учебных умений, которые должны быть сформированы у обучающихся НОО. Это касается освоения и предметной области «Русский язык». В ФГОС НОО прописано, что предметные результаты должны отражать сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи, овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпические, лексические, грамматические), в частности, предметными результатами изучения орфографии в начальной школе должны быть следующие умения:
• находить изученные орфограммы в словах, правильно писать слова с изученными орфограммами;
• обосновывать выбор написания;
• находить и исправлять орфографические ошибки;
• правильно писать слова с непроверяемыми написаниями.
В современной школе одна из главных задач обучения русскому языку младших школьников - это формирование орфографической грамотности. Она является одной из составных частей общей языковой культуры, обеспечивая точность выражения мысли и взаимопонимания в общении. Проблемы орфографической грамотности у детей в начальной школе известны давно, а пути решения рассматриваются до сих пор. Соответственно, актуальность исследования связана, прежде всего, с тем, что в настоящее время вопрос формирования грамотной языковой личности является одним из приоритетных требований образования и современного общества. Особенно важное значение имеет выработка орфографических навыков, основанных на сознательном использовании грамматических знаний, предполагающих активную мыслительную деятельность обучающихся. Первые шаги на пути изучения русского языка всегда самые сложные. От того, как будут сформированы орфографические навыки на начальном этапе обучения, во многом зависит дальнейшее успешное обучение любой предметной области. В практике НОО реализуются различные образовательные программы, учебники. Следовательно, нужно понимать не только общие подходы к вопросам обучения орфографии, но и учитывать специфику каждой образовательной системы, а также программ, учебников.
Объект исследования: процесс обучения орфографии младших
школьников.
Предмет исследования: комплекс заданий, направленный на
формирование орфографических умений у младших школьников.
Цель исследования: теоретически обосновать, разработать комплекс заданий, направленный на формирование орфографических умений у младших школьников.
Задачи исследования:
• изучить литературу по проблеме формирования орфографических умений у младших школьников;
• осуществить отбор методов и приемов работы по формированию орфографических умений у младших школьников;
• проанализировать современные образовательные программы и учебники по русскому языку для начальных классов в аспекте работы по формированию орфографических умений у младших школьников;
• выявить критерии и показатели сформированности
орфографических умений у детей младшего школьного возраста;
• на базе начальной диагностики спроектировать комплекс заданий, направленный на формирование орфографической грамотности у младших школьников.
Методы исследования:
• методы теоретического анализа: анализ психолого-педагогической и учебно-методической литературы; анализ нормативных документов, образовательных программ и учебных книг начального общего образования;
• частные эмпирические методы: педагогическое наблюдение за ходом учебного процесса на уроках в начальной школе; анализ продуктов учебной деятельности, работ обучающихся.
Структура ВКР. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы, одного приложения.
Целью обучения орфографии является формирование у обучающихся прочных навыков правописания. Для достижения этой цели в процессе обучения необходимо создать условия, способствующие освоению такого сложного вида деятельности, как орфографически правильное письмо.
Содержание обучения орфографии определяется с учетом структуры сознательного орфографического действия включает формирование орфографических умений:
1) умения обнаруживать орфограммы;
2) умения определять тип орфограммы и выбирать способ ее проверки;
3) умения проверять орфограмму по словарю или по правилу;
4) умения контролировать орфографическую правильность письма.
Сочетание сознательности и автоматизма обуславливают необходимость тщательной работы над правилом при обучении орфографии, обоснования правильности написания, продуманной системы разнообразных упражнений, обеспечивающих выработку навыка грамотного письма, выбора метода работы. Мы рассмотрели методы и приемы формирования орфографических навыков на уроках русского языка: списывание,
орфографический разбор, решение орфографических задач и т.д. Своевременное выявление недостатков в формировании орфографических навыков позволит указать конкретные и наиболее эффективные пути предупреждения, профилактики и преодоления затруднений в формировании орфографического навыка у обучающихся начальных классов.
С целью выявления уровня сформированности орфографической грамотности нами было проведено исследование. В исследовании участвовали 20 человек 9-10 лет, которые обучаются по образовательной системе «Школа России» (автор В.П. Канакина). Для выявления уровня сформированности орфографических умений младших школьников был проведен диктант «Гроза» и диктант слов различной слоговой структуры.
Анализ проведенной диагностики уровня орфографических умений учащихся 3-А класса показал, что низкий уровень у 20% обучающихся, средний - 65%, высокий - 15%.
С целью формирования орфографических умений у детей младшего дошкольного возраста нами был разработан комплекс, включающий разные типы заданий: орфографические разминки, рифмованные правила, кроссворды, орфографические загадки, загадки, в которых ответ - слово с непроверяемой безударной гласной, дидактические игры, диктанты.
1. Алгазина Н.Н. Формирование орфографических навыков. М. Просвещение, 1987. 326 с.
2. Алексеева Л.Л., Анащенкова С.В., Биболетова М.З. и др. Планируемые результаты начального общего образования; под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. 3-е изд. М.: Просвещение, 2011. 187 с.
3. Арямова О.С. Обучение решению орфографических задач. Начальная школа.1988. №4. С.75-77.
4. Бабанский Ю.К. Педагогика. М.: Просвещение, 1998. 479 с.
5. Богоявленский Д.Н. Психологические принципы усвоения орфографии, обучение орфографии. Начальная школа. 2003. № 4. С. 39-46.
6. Борисенко И.В. Понятие «орфограмма» в начальном курсе
обучения правописанию. Начальная школа. 2003. № 7. С. 32-34.
7. Бочкарева Т.Д. Предупреждение орфографических ошибок.
Начальная школа. 2001. №3. С. 34-37.
8. Булохов В.Я. Орфографические ошибки и пути повышения грамотности учащихся. Начальная школа. 1991. №1. С. 59-62.
9. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. М.: Юрайт, 2017. 200 с.
10. Выготский Л.С. Психология развития ребенка. М.: Смысл: Эксмо, 2012. 512 с.
11. Граник Г.Г., Бондаренко С.М., Концевая Л.А. Секреты орфографии. М.: Школа, 2007. С. 56-72.
12. Давыдов В.В. Младший школьный возраст как особый период в жизни ребенка: содержание и структура учебной деятельности. Возрастная и педагогическая психология: хрестоматия: учебное пособие, составитель Дубровина И.В., А.М. Прихожан, В.В. Зацепин. М.: Академия, 1999. С. 56-59.
13. Детская психология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений. Д. Б. Эльконин; ред.-сост. Б. Д. Эльконин. 4-е изд., стер. М.: Издательский центр «Академия», 2007. 384 с.
14. Жедек П.С. Методика обучения орфографии (теоретические основы обучения русскому языку в начальных классах). под ред. М.С. Соловейчик. М.: Просвещение. 2002. 306 с.
15. Жуйков С.Ф. Формирование орфографических действий у младших школьников. М.: Просвещение, 1965. 259 с...