Развитие эмоционально-образного цветовосприятия у детей младшего школьного возраста на занятиях «Основы изобразительной грамоты и рисование»
|
Введение
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ОБРАЗНОГО ЦВЕТОВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 10
1.1. Цветовосприятие с позиции психологии и педагогики в изобразительной
деятельности 10
1.2. Возрастные и психологические особенности эмоционально-образного
восприятия цвета детей младшего школьного возраста 22
1.3. Проблемы развития эмоционально-образного цветовосприятия детей младшего школьного возраста в системе дополнительного художественного образования.... 30
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ОБРАЗНОГО ЦВЕТОВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ЗАНЯТИЯХ: «ОСНОВЫ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ГРАМОТЫ И РИСОВАНИЕ» 41
2.1. Диагностическое исследование развития эмоционально-образного
цветовосприятия детей младшего школьного возраста на констатирующем этапе опытно-поисковой работы 42
2.2 Описание результатов формирующего этапа опытно-поисковой работы с детьми младшего школьного возраста на занятиях: «Основы изобразительной грамоты и рисование» 54
2.3. Описание результатов контрольного этапа опытно-поисковой работы по развитию эмоционально-образного цветовосприятия детей младшего школьного
возраста 62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 76
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 80
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 88
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 95
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 97
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ОБРАЗНОГО ЦВЕТОВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 10
1.1. Цветовосприятие с позиции психологии и педагогики в изобразительной
деятельности 10
1.2. Возрастные и психологические особенности эмоционально-образного
восприятия цвета детей младшего школьного возраста 22
1.3. Проблемы развития эмоционально-образного цветовосприятия детей младшего школьного возраста в системе дополнительного художественного образования.... 30
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ОБРАЗНОГО ЦВЕТОВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ЗАНЯТИЯХ: «ОСНОВЫ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ГРАМОТЫ И РИСОВАНИЕ» 41
2.1. Диагностическое исследование развития эмоционально-образного
цветовосприятия детей младшего школьного возраста на констатирующем этапе опытно-поисковой работы 42
2.2 Описание результатов формирующего этапа опытно-поисковой работы с детьми младшего школьного возраста на занятиях: «Основы изобразительной грамоты и рисование» 54
2.3. Описание результатов контрольного этапа опытно-поисковой работы по развитию эмоционально-образного цветовосприятия детей младшего школьного
возраста 62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 76
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 80
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 88
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 95
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 97
Актуальность исследования. Одним из ярких определяющих признаков художественной деятельности учащихся является цветовая выразительность рисунка. Цвет - это важное средство эмоционально-эстетической, художественно-образной выразительности. Цвет, по мнению ученых и педагогов Н.А. Горяевой, Т.А. Копцевой, Э.И. Кубышкиной, Б.М. Неменского, Т.Я. Шпикаловой, Б.П. Юсова и др., оказывает влияние на мыслительную, эмоциональную, чувственную сферы ребенка, вызывает сложные и глубокие переживания.
Эмоциональная впечатлительность, отзывчивость на красоту цвета и цветовых отношений является характерной особенностью младшего школьного возраста. А. А. Мелик-Пашаев писал: «Известно, что многие стороны окружающей жизни, признаки предметов и явлений, которые непосредственно воспринимаются чувствами, вызывают у детей обостренный интерес и эмоциональный отклик, и в ряду этих признаков одно из главных мест, несомненно, принадлежит цвету» [42, с.9].
Разнообразные чувства, которые испытывает ребенок, занимаясь изобразительным искусством, новые знания, приобретаемые в процессе деятельности, чрезвычайно значимы для его творчества. Значит, цветовая палитра служит своего рода показателем общего состояния ребенка, его эстетического, духовного и нравственного развития.
«Гармоничное развитие личности предполагает эстетическое воспитание, которое непосредственно связано с культурой восприятия мира: восприятия его во всём многообразии и многоцветии, что помогает ребёнку формировать положительное отношение к окружающей природе и всему миру», - о чём в своё время писал известный отечественный педагог В.А. Сухомлинский.
Следовательно, успешное художественное развитие ребенка зависит от степени сформированности у него цветовой культуры, образного мышления, уровня развития эмоционально-образного восприятия цвета и эстетического отношения к действительности.
Однако на сегодняшний день в детских школах искусств развитию эмоционально-образного цветовосприятия у младших школьников уделяется недостаточное внимание. Просмотр детских работ учащихся ДХШ и ДТТТИ показал: начиная с возраста 6-8 лет, у младших школьников все чаще возникают трудности в создании гармоничного, эмоционально-выразительного по цвету образа, все чаще в рисунках детей встречаются однообразие, скудность, шаблонность и стереотипность в цветовом решении работ.
Акценты в процессе обучения в основном смещены на фрагментарно-исполнительский характер изображения предметного мира, изображаемый объект создается на принципах «академического» видения, отработки технических приемов и технологий с помощью цвета. Главное внимание отводится изучению «собственных» свойств цвета (цветовой тон, насыщенность, светлота), в то время как «несобственным» (следствие эмоциональных реакций, возникающих при восприятии: «теплые - холодные», «легкие - тяжелые», «глухие - звонкие») внимание уделяется мало или вообще не уделяется. В частности, на занятиях «Основы изобразительной грамоты и рисование», в разделе «Цветоведение» не рассматривается сам феномен цвета, его основные функции, влияние и воздействие цвета на раскрытие общего колористического состояния натуры, эмоциональной выразительности цветового решения.
Это лишает ребенка эмоционально-образного восприятия природы цвета, как средства эмоционального воздействия, способного выразить собственные чувства, передать эмоциональные' переживания и «настроение» изображаемого объекта.
И.Б. Ческидова подробно описала методы и приемы развития чувства цвета у младших школьников, а также исследовала влияние цвета на организм человека, рассматривая его в качестве основы развития у детей эмоционально-чувственной сферы [60]. Методическим основам формирования цветовосприятия детей младшего школьного возраста посвятили свою научно-исследовательскую статью Ю.Ю. Березина и О.В. Князева [8].
Анализ научных трудов П.В. Яньшина [66], Т. В. Копцевой [34] и других показал, что педагогу, организующему процесс развития эмоционально-образного цветовосприятия, необходимо не только знакомить детей с «коннотативными» значениями «несобственных» свойств цветов, но и развивать способности младших школьников правильно «переживать» цветовой образ.
Указанные труды, несомненно, внесли существенный вклад в совершенствование методики развития эмоционально-образного восприятия цвета, однако эти исследования не используются в методическом арсенале учителя, что ведет к ограничению возможностей педагогического воздействия на развитие эти качеств учащихся ДШИ.
Исходя из вышеизложенного, можно обозначить следующие сложившиеся противоречия:
На социально-педагогическом уровне - между требованием Приказа Министерства культуры РФ от 12.03.2012 N 156 "Об утверждении федеральных государственных требований к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области изобразительного искусства "Живопись" и сроку обучения по этой программе"[1], в котором говорится, что результаты освоения программы «Живопись» по учебному предмету «Основы изобразительной грамоты и рисование» должны отражать понимание выразительности цветового решения, наличие образного мышления и эстетического отношения к действительности и недостаточной реализацией этих требований в процессе развития цветовосприятия детей младшего школьного возраста;
На теоретико-педагогическом уровне - между уровнем теоретической разработанности проблемы цветовосприятия в отечественной науке и недостатком научных исследований развития эмоционально-образного цветовосприятия детей применительно к младшему школьному возрасту;
На научно-методическом уровне - между потребностью в развитии эмоционально-образного восприятия цвета детей младшего школьного возраста и недостаточным научно-методическим обоснованием механизмов их системного внедрения на занятиях «Основы изобразительной грамоты и рисования».
Указанные противоречия определяют актуальность исследования и позволяют сформулировать проблему, которая заключается в поиске и теоретическом обосновании путей развития эмоционально-образного цветовосприятия у детей младшего школьного возраста на занятиях «Основы изобразительной грамоты и рисование».
Цель исследования: теоретически обосновать и опытным путем проверить комплекс занятий, способствующих развитию эмоционально-образного цветовосприятия у детей младшего школьного возраста.
Объект: учебно-воспитательный процесс на занятиях «Основы изобразительной грамоты и рисование» с младшим школьным возрастом.
Предмет исследования: комплекс занятий, способствующих развитию эмоционально-образного цветовосприятия у детей младшего школьного возраста.
Гипотеза исследования: процесс развития эмоционально-образного цветовосприятия у младших школьников будет более результативным, если:
- учитывать возрастные и психологические особенности развития цветовосприятия у младших школьников;
- использовать «ассоциативный» метод, направленный на создание взаимосвязи между цветом и психофизиологическим значением.
Задачи:
1) Изучить и проанализировать научную литературу по проблеме
исследования, охарактеризовать понятия: «Цвет» «Восприятие», «Цветовосприятие», «Эмоционально-образное цветовосприятие»,
применительно к изобразительной деятельности детей младшего школьного возраста;
2) Выявить психолого-возрастные особенности эмоционально-образного восприятия цвета детей младшего школьного возраста;
3) Проанализировать примерную программу по учебному предмету «Основы изобразительной грамоты и рисование» и авторские методики, направленные на развитие эмоционально-образного цветовосприятия у детей младшего школьного возраста;
4) Определить комплекс занятий по развитию эмоционально-образного цветовосприятия у детей младшего школьного возраста на занятиях «Основы изобразительной грамоты и рисование»;
5) Провести опытно-поисковую работу по развитию эмоционально-образного цветовосприятия у младших школьников в МАУ ДО «ДШИ» г. Горнозаводска на занятиях: «Основы изобразительной грамоты и рисование».
В ходе исследования использовались следующие методы:
- теоретические: изучение и анализ нормативных документов в области художественного образования, анализ искусствоведческой, психолого-педагогической, методической литературы по исследуемой проблеме, обобщение педагогического опыта, сравнение, систематизация, проектирование комплекса занятий.
- эмпирические: педагогическое наблюдение, анализ результатов художественно-творческой деятельности, опытно-поисковая работа, анализ результатов опытно-поисковой работы, методы статистической обработки данных.
Методологической основой диссертационного исследования являются:
На философском уровне методологии: основные положения подходов к изучению цвета (И. Ньютон, Э. Геринг, И. Иттен, И. В. Гёте).
На общенаучном уровне методологии:
- положения основных теорий восприятия В. Вундт, Г. Гельмгольц, Э. Геринг, И. Моллер, Э. Мол, Г.Э. Мюллер, Э.Б. Титченер, Р. Арнхейм, К. Коффка);
- основные положения психологии развития высших психических функций (восприятие) ребёнка в процессе деятельности (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов, Б.С. Волков и др.);
На конкретно-научном уровне методологии:
— основные положения структуры восприятия цвета, закономерностей психофизиологического восприятия цвета (П.В. Яньшин, М. Люшер, А. Эткинд, А. Н. Лутошкин, В. Кандинский В.Г. Ананьева, B. Запорожец, В.П. Зинченко, А.Р. Лурия, Ч.
A. Измайлов, Н. Н. Волков и др.);
— основные положения эстетического развития художественных способностей в изобразительной деятельности детей младшего школьного возраста (А.А. Мелик- Пашаев, Л.С. Выготский, А.В. Бакушинский, В.П. Сухомлинский, Н.А. Ветлугина и др.)
— основные' положения теории и методики обучения изобразительному искусству (Б. М. Неменский, Н. А. Сокольникова, В.С. Кузин, Н.П. Сакулина, Б.П. Юсов, Т.С. Комарова, Т.В. Калинина и др.);
— основные' положения вопросов эмоционально-образного восприятия цвета в изобразительной деятельности (А.Д Логвиненко, О. Роден, А. Дюрер, Леонардо да Винчи, Е.И. Игнатьева, В.С. Мухина,);
— основные' положения основы теории цветоведения (М. Э. Шеврёль, Гельмгольц, Ф.О. Рунге).
На технологическом уровне методологии: основные положения психолого-педагогической диагностики в изобразительной деятельности (Т. B. Буянова).
Базой исследования является МАУ ДО «ДШИ» г. Горнозаводска. В опытно-поисковой работе приняли участие 16 обучающихся младшего школьного возраста.
Теоретическая значимость исследования: теоретически обоснована проблема развития эмоционально-образного восприятия цвета младшего школьного возраста в творческой деятельности учащихся детских школ искусств.
Практическая значимость исследования: определяется тем, что положения и выводы, полученные в ходе опытно-поисковой работы, могут быть использованы в непосредственной практике педагогов для развития эмоционально-образного восприятия цвета детей младшего школьного возраста на занятиях «Основы изобразительной грамоты и рисование».
Структура диссертационного исследования: ВКР состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложений. В приложении представлены таблицы, графики, рисунки учащихся, выполненные в ходе опытно-поисковой работы.
Во введении обоснована актуальность темы исследования; определены цель и задачи, объект и предмет исследования; сформированы гипотеза, методы и этапы, раскрыта практическая и теоретическая значимость работы.
В первой главе «Теоретические аспекты проблемы развития эмоционально-образного цветовосприятия у детей младшего школьного возраста»- рассматриваются различные теории восприятия, подходы к изучению цвета, вопросы, касающиеся сущности, структуры и механизмов процесса восприятия. Освещаются возрастные особенности эмоционально-образного цветовосприятия младшим школьным возрастом. Доказывается важность развития эмоционально-образного восприятия цвета в формировании творческих способностей и в развитии эмоциональной сферы ребенка и эстетического отношения к действительности.
Во второй представлена опытно-поисковая работа по развитию эмоционально-образного восприятия цвета на занятиях «Основы изобразительной грамоты и рисование». В главе отражены результаты констатирующего, формирующего и контрольного этапов. Разработан комплекс занятий, направленный на развитие эмоционально-образного цветовосприятия у детей младшего школьного возраста.
В заключении диссертационного исследования подведены итоги, сформу¬лированы основные выводы.
Эмоциональная впечатлительность, отзывчивость на красоту цвета и цветовых отношений является характерной особенностью младшего школьного возраста. А. А. Мелик-Пашаев писал: «Известно, что многие стороны окружающей жизни, признаки предметов и явлений, которые непосредственно воспринимаются чувствами, вызывают у детей обостренный интерес и эмоциональный отклик, и в ряду этих признаков одно из главных мест, несомненно, принадлежит цвету» [42, с.9].
Разнообразные чувства, которые испытывает ребенок, занимаясь изобразительным искусством, новые знания, приобретаемые в процессе деятельности, чрезвычайно значимы для его творчества. Значит, цветовая палитра служит своего рода показателем общего состояния ребенка, его эстетического, духовного и нравственного развития.
«Гармоничное развитие личности предполагает эстетическое воспитание, которое непосредственно связано с культурой восприятия мира: восприятия его во всём многообразии и многоцветии, что помогает ребёнку формировать положительное отношение к окружающей природе и всему миру», - о чём в своё время писал известный отечественный педагог В.А. Сухомлинский.
Следовательно, успешное художественное развитие ребенка зависит от степени сформированности у него цветовой культуры, образного мышления, уровня развития эмоционально-образного восприятия цвета и эстетического отношения к действительности.
Однако на сегодняшний день в детских школах искусств развитию эмоционально-образного цветовосприятия у младших школьников уделяется недостаточное внимание. Просмотр детских работ учащихся ДХШ и ДТТТИ показал: начиная с возраста 6-8 лет, у младших школьников все чаще возникают трудности в создании гармоничного, эмоционально-выразительного по цвету образа, все чаще в рисунках детей встречаются однообразие, скудность, шаблонность и стереотипность в цветовом решении работ.
Акценты в процессе обучения в основном смещены на фрагментарно-исполнительский характер изображения предметного мира, изображаемый объект создается на принципах «академического» видения, отработки технических приемов и технологий с помощью цвета. Главное внимание отводится изучению «собственных» свойств цвета (цветовой тон, насыщенность, светлота), в то время как «несобственным» (следствие эмоциональных реакций, возникающих при восприятии: «теплые - холодные», «легкие - тяжелые», «глухие - звонкие») внимание уделяется мало или вообще не уделяется. В частности, на занятиях «Основы изобразительной грамоты и рисование», в разделе «Цветоведение» не рассматривается сам феномен цвета, его основные функции, влияние и воздействие цвета на раскрытие общего колористического состояния натуры, эмоциональной выразительности цветового решения.
Это лишает ребенка эмоционально-образного восприятия природы цвета, как средства эмоционального воздействия, способного выразить собственные чувства, передать эмоциональные' переживания и «настроение» изображаемого объекта.
И.Б. Ческидова подробно описала методы и приемы развития чувства цвета у младших школьников, а также исследовала влияние цвета на организм человека, рассматривая его в качестве основы развития у детей эмоционально-чувственной сферы [60]. Методическим основам формирования цветовосприятия детей младшего школьного возраста посвятили свою научно-исследовательскую статью Ю.Ю. Березина и О.В. Князева [8].
Анализ научных трудов П.В. Яньшина [66], Т. В. Копцевой [34] и других показал, что педагогу, организующему процесс развития эмоционально-образного цветовосприятия, необходимо не только знакомить детей с «коннотативными» значениями «несобственных» свойств цветов, но и развивать способности младших школьников правильно «переживать» цветовой образ.
Указанные труды, несомненно, внесли существенный вклад в совершенствование методики развития эмоционально-образного восприятия цвета, однако эти исследования не используются в методическом арсенале учителя, что ведет к ограничению возможностей педагогического воздействия на развитие эти качеств учащихся ДШИ.
Исходя из вышеизложенного, можно обозначить следующие сложившиеся противоречия:
На социально-педагогическом уровне - между требованием Приказа Министерства культуры РФ от 12.03.2012 N 156 "Об утверждении федеральных государственных требований к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области изобразительного искусства "Живопись" и сроку обучения по этой программе"[1], в котором говорится, что результаты освоения программы «Живопись» по учебному предмету «Основы изобразительной грамоты и рисование» должны отражать понимание выразительности цветового решения, наличие образного мышления и эстетического отношения к действительности и недостаточной реализацией этих требований в процессе развития цветовосприятия детей младшего школьного возраста;
На теоретико-педагогическом уровне - между уровнем теоретической разработанности проблемы цветовосприятия в отечественной науке и недостатком научных исследований развития эмоционально-образного цветовосприятия детей применительно к младшему школьному возрасту;
На научно-методическом уровне - между потребностью в развитии эмоционально-образного восприятия цвета детей младшего школьного возраста и недостаточным научно-методическим обоснованием механизмов их системного внедрения на занятиях «Основы изобразительной грамоты и рисования».
Указанные противоречия определяют актуальность исследования и позволяют сформулировать проблему, которая заключается в поиске и теоретическом обосновании путей развития эмоционально-образного цветовосприятия у детей младшего школьного возраста на занятиях «Основы изобразительной грамоты и рисование».
Цель исследования: теоретически обосновать и опытным путем проверить комплекс занятий, способствующих развитию эмоционально-образного цветовосприятия у детей младшего школьного возраста.
Объект: учебно-воспитательный процесс на занятиях «Основы изобразительной грамоты и рисование» с младшим школьным возрастом.
Предмет исследования: комплекс занятий, способствующих развитию эмоционально-образного цветовосприятия у детей младшего школьного возраста.
Гипотеза исследования: процесс развития эмоционально-образного цветовосприятия у младших школьников будет более результативным, если:
- учитывать возрастные и психологические особенности развития цветовосприятия у младших школьников;
- использовать «ассоциативный» метод, направленный на создание взаимосвязи между цветом и психофизиологическим значением.
Задачи:
1) Изучить и проанализировать научную литературу по проблеме
исследования, охарактеризовать понятия: «Цвет» «Восприятие», «Цветовосприятие», «Эмоционально-образное цветовосприятие»,
применительно к изобразительной деятельности детей младшего школьного возраста;
2) Выявить психолого-возрастные особенности эмоционально-образного восприятия цвета детей младшего школьного возраста;
3) Проанализировать примерную программу по учебному предмету «Основы изобразительной грамоты и рисование» и авторские методики, направленные на развитие эмоционально-образного цветовосприятия у детей младшего школьного возраста;
4) Определить комплекс занятий по развитию эмоционально-образного цветовосприятия у детей младшего школьного возраста на занятиях «Основы изобразительной грамоты и рисование»;
5) Провести опытно-поисковую работу по развитию эмоционально-образного цветовосприятия у младших школьников в МАУ ДО «ДШИ» г. Горнозаводска на занятиях: «Основы изобразительной грамоты и рисование».
В ходе исследования использовались следующие методы:
- теоретические: изучение и анализ нормативных документов в области художественного образования, анализ искусствоведческой, психолого-педагогической, методической литературы по исследуемой проблеме, обобщение педагогического опыта, сравнение, систематизация, проектирование комплекса занятий.
- эмпирические: педагогическое наблюдение, анализ результатов художественно-творческой деятельности, опытно-поисковая работа, анализ результатов опытно-поисковой работы, методы статистической обработки данных.
Методологической основой диссертационного исследования являются:
На философском уровне методологии: основные положения подходов к изучению цвета (И. Ньютон, Э. Геринг, И. Иттен, И. В. Гёте).
На общенаучном уровне методологии:
- положения основных теорий восприятия В. Вундт, Г. Гельмгольц, Э. Геринг, И. Моллер, Э. Мол, Г.Э. Мюллер, Э.Б. Титченер, Р. Арнхейм, К. Коффка);
- основные положения психологии развития высших психических функций (восприятие) ребёнка в процессе деятельности (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов, Б.С. Волков и др.);
На конкретно-научном уровне методологии:
— основные положения структуры восприятия цвета, закономерностей психофизиологического восприятия цвета (П.В. Яньшин, М. Люшер, А. Эткинд, А. Н. Лутошкин, В. Кандинский В.Г. Ананьева, B. Запорожец, В.П. Зинченко, А.Р. Лурия, Ч.
A. Измайлов, Н. Н. Волков и др.);
— основные положения эстетического развития художественных способностей в изобразительной деятельности детей младшего школьного возраста (А.А. Мелик- Пашаев, Л.С. Выготский, А.В. Бакушинский, В.П. Сухомлинский, Н.А. Ветлугина и др.)
— основные' положения теории и методики обучения изобразительному искусству (Б. М. Неменский, Н. А. Сокольникова, В.С. Кузин, Н.П. Сакулина, Б.П. Юсов, Т.С. Комарова, Т.В. Калинина и др.);
— основные' положения вопросов эмоционально-образного восприятия цвета в изобразительной деятельности (А.Д Логвиненко, О. Роден, А. Дюрер, Леонардо да Винчи, Е.И. Игнатьева, В.С. Мухина,);
— основные' положения основы теории цветоведения (М. Э. Шеврёль, Гельмгольц, Ф.О. Рунге).
На технологическом уровне методологии: основные положения психолого-педагогической диагностики в изобразительной деятельности (Т. B. Буянова).
Базой исследования является МАУ ДО «ДШИ» г. Горнозаводска. В опытно-поисковой работе приняли участие 16 обучающихся младшего школьного возраста.
Теоретическая значимость исследования: теоретически обоснована проблема развития эмоционально-образного восприятия цвета младшего школьного возраста в творческой деятельности учащихся детских школ искусств.
Практическая значимость исследования: определяется тем, что положения и выводы, полученные в ходе опытно-поисковой работы, могут быть использованы в непосредственной практике педагогов для развития эмоционально-образного восприятия цвета детей младшего школьного возраста на занятиях «Основы изобразительной грамоты и рисование».
Структура диссертационного исследования: ВКР состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложений. В приложении представлены таблицы, графики, рисунки учащихся, выполненные в ходе опытно-поисковой работы.
Во введении обоснована актуальность темы исследования; определены цель и задачи, объект и предмет исследования; сформированы гипотеза, методы и этапы, раскрыта практическая и теоретическая значимость работы.
В первой главе «Теоретические аспекты проблемы развития эмоционально-образного цветовосприятия у детей младшего школьного возраста»- рассматриваются различные теории восприятия, подходы к изучению цвета, вопросы, касающиеся сущности, структуры и механизмов процесса восприятия. Освещаются возрастные особенности эмоционально-образного цветовосприятия младшим школьным возрастом. Доказывается важность развития эмоционально-образного восприятия цвета в формировании творческих способностей и в развитии эмоциональной сферы ребенка и эстетического отношения к действительности.
Во второй представлена опытно-поисковая работа по развитию эмоционально-образного восприятия цвета на занятиях «Основы изобразительной грамоты и рисование». В главе отражены результаты констатирующего, формирующего и контрольного этапов. Разработан комплекс занятий, направленный на развитие эмоционально-образного цветовосприятия у детей младшего школьного возраста.
В заключении диссертационного исследования подведены итоги, сформу¬лированы основные выводы.
В проведенном диссертационном исследовании был всесторонне рассмотрен педагогический процесс развития эмоционально-образного восприятия цвета детей младшего школьного возраста на занятиях «Основы изобразительной грамоты и рисование». Проведенный анализ психолого-педагогической литературы и педагогического опыта по проблеме исследования и результаты проведенной опытно-поисковой работы подтвердили актуальность проблемы развития эмоционально-образного восприятия цвета детей младшего школьного возраста и необходимость в поиске и теоретическом обосновании путей его развития.
В соответствии с первой задачей диссертационного исследования было выявлено содержание понятий: «Цвет» «Восприятие», «Цветовосприятие», «Эмоционально-образное цветовосприятие», применительно к изобразительной деятельности детей младшего школьного возраста.
Цвет рассматривается как семантический объект, как «скрытый текст», обладающий собственным «языком», соответственно за цветом стоит не только спектральное излучение, но и содержательно-смысловая наполненность, значение которой может быть «интерпретировано» на физиологическом, эмоциональном и прочих «уровнях».
Теория восприятия рассматривает процесс восприятия в системе познавательных психических процессов, а именно как процесс чувственного познания окружающей действительности.
Эмоционально-образное восприятие цвета формируется при наличии ярко выраженного эстетического отношения к действительности, что проявляется в чувственно-эмоциональном характере восприятия, выражающее внутреннее состояние и настроение ребенка, его способность создавать образы.
Использование цвета, прежде всего, как средства эмоционального воздействия, способного передать «настроение» изображаемого объекта находит свое отражение в одном из трех направлений аспекта воздействия цвета - экспрессивном.
В ходе решения второй задачи были выявлены психологические и возрастные особенности эмоционально-образного восприятия цвета детей младшего школьного возраста. Отмечено, что снижение эмоциональности к младшему школьному возрасту является главной проблемой на пути развития эмоционально-образного восприятия. Выявлены 3 этапа развития цветовосприятия. Последний этап развития эмоционально-образного цветовосприятия раскрывает способность «прочувствовать» цветовой образ. Учащиеся используют цвет, как средство эмоционального воздействия, способного выразить собственные чувства, передать эмоциональные переживания и «настроение» изображаемого объекта.
Раскрыта проблема развития эмоционально-образного цветовосприятия детей младшего школьного возраста в системе дополнительного художественного образования. Произведен анализ примерной программы по учебному предмету «Живопись», предметная область «Основы изобразительной грамоты и цветоведения», который выявил смещение акцентов в процессе обучения на фрагментарно-исполнительский характер изображения предметного мира, при котором изображаемый объект создается на принципах «академического» видения, отработки технических приемов и технологий с помощью цвета.
Анализ примерной образовательной программы, авторских методик в процессе решения третей задачи позволил выдвинуть условия, при которых процесс эмоционально-образного восприятия будет идти параллельно с приобретением основных теоретических знаний изобразительной грамоты. Каждое занятие - есть освоение одной из характеристик цвета, его возможностей, его качеств и свойств. Каждое выполняемое упражнение, выявляет проблемный характер задания, решение которого зависит от теоретических знаний, от практического опыта и от развития эмоциональной сферы ребенка.
Формирование эмоционально-выразительного образа в рисунках детей 6-8 лет должно происходить поэтапно: от «погружения» в мир эмоций, обогащения эмоционального опыта младших школьников, возникновения и сохранения устойчивого эстетического переживания, далее - к интерпретации ребенком эмоционального и художественного опыта в рисунках. Развитие эмоционально-образного восприятия цвета у учащихся должно происходить методом интерпретаций, способствующим эмоциональному погружению младшего школьника в мир его переживаний и впечатлений.
В ходе решения четвертой и пятой задач в опытно-поисковой работе была проверена и доказана результативность разработанного комплекса занятий, направленного на развитие эмоционально-образного восприятия детей младшего школьного возраста на занятиях «Основы изобразительной грамоты и рисование».
В процессе опытно-поисковой работы были поставлены и выполнены следующие задачи:
- уточнены, выделенные в первой главе опытно-поисковой работы, характеристики этапов развития цветовосприятия детей младшего школьного возраста и на их основе выделены 3 уровня эмоционально-образного цветовосприятия младшего школьного возраста:
1. Репродуктивно-подражательный;
2. Разрушение цветовых стереотипов;
3. Художественно-образный.
- проведена диагностика констатирующего уровня развития эмоционально-образного восприятия цвета у детей младшего школьного возраста. Проанализированы результаты, сделаны выводы;
- на основе анализа основных положений авторских методик, приведенных в первой главе, выявлены условия, позволяющие развивать эмоционально-образное восприятие цвета детей младшего школьного возраста;
- разработан и проведен комплекс занятий, направленный на развитие эмоционально-образного цветовосприятия детей младшего школьного возраста на занятиях «Основы изобразительной грамоты и рисования»;
- проведена диагностика контрольного уровня развития эмоционально-образного восприятия цвета детей младшего школьного возраста. Проанализированы результаты, сделаны выводы.
В результате проведения опытно-поисковой работы было установлено, что сформулированные в гипотезе условия и разработанный комплекс занятий обеспечивает повышение уровня развития эмоционально-образного восприятия цвета детей младшего школьного на занятиях «Основы изобразительной грамоты и рисование».
Анализ предложенных в диссертационном исследовании путей развития эмоционально-образного восприятия цвета детей младшего школьного возраста на занятиях «Основы изобразительной грамоты и рисование» показал, что результаты теоретической и опытно-поисковой работ могут получить дальнейшее развитие, которое приведет к еще более совершенному учебно-тематическому планированию примерной программы «Живопись», предметная область «Основы изобразительной грамоты и рисование».
Поэтому можно утверждать, что выполненное диссертационное исследование сможет найти свое продолжение в новых исследованиях, направленных на разработку новых и еще более эффективных методов развития эмоционально-образного восприятия цвета детей младшего школьного возраста.
Таким образом, цель выпускной квалификационной работы достигнута, задачи реализованы.
В соответствии с первой задачей диссертационного исследования было выявлено содержание понятий: «Цвет» «Восприятие», «Цветовосприятие», «Эмоционально-образное цветовосприятие», применительно к изобразительной деятельности детей младшего школьного возраста.
Цвет рассматривается как семантический объект, как «скрытый текст», обладающий собственным «языком», соответственно за цветом стоит не только спектральное излучение, но и содержательно-смысловая наполненность, значение которой может быть «интерпретировано» на физиологическом, эмоциональном и прочих «уровнях».
Теория восприятия рассматривает процесс восприятия в системе познавательных психических процессов, а именно как процесс чувственного познания окружающей действительности.
Эмоционально-образное восприятие цвета формируется при наличии ярко выраженного эстетического отношения к действительности, что проявляется в чувственно-эмоциональном характере восприятия, выражающее внутреннее состояние и настроение ребенка, его способность создавать образы.
Использование цвета, прежде всего, как средства эмоционального воздействия, способного передать «настроение» изображаемого объекта находит свое отражение в одном из трех направлений аспекта воздействия цвета - экспрессивном.
В ходе решения второй задачи были выявлены психологические и возрастные особенности эмоционально-образного восприятия цвета детей младшего школьного возраста. Отмечено, что снижение эмоциональности к младшему школьному возрасту является главной проблемой на пути развития эмоционально-образного восприятия. Выявлены 3 этапа развития цветовосприятия. Последний этап развития эмоционально-образного цветовосприятия раскрывает способность «прочувствовать» цветовой образ. Учащиеся используют цвет, как средство эмоционального воздействия, способного выразить собственные чувства, передать эмоциональные переживания и «настроение» изображаемого объекта.
Раскрыта проблема развития эмоционально-образного цветовосприятия детей младшего школьного возраста в системе дополнительного художественного образования. Произведен анализ примерной программы по учебному предмету «Живопись», предметная область «Основы изобразительной грамоты и цветоведения», который выявил смещение акцентов в процессе обучения на фрагментарно-исполнительский характер изображения предметного мира, при котором изображаемый объект создается на принципах «академического» видения, отработки технических приемов и технологий с помощью цвета.
Анализ примерной образовательной программы, авторских методик в процессе решения третей задачи позволил выдвинуть условия, при которых процесс эмоционально-образного восприятия будет идти параллельно с приобретением основных теоретических знаний изобразительной грамоты. Каждое занятие - есть освоение одной из характеристик цвета, его возможностей, его качеств и свойств. Каждое выполняемое упражнение, выявляет проблемный характер задания, решение которого зависит от теоретических знаний, от практического опыта и от развития эмоциональной сферы ребенка.
Формирование эмоционально-выразительного образа в рисунках детей 6-8 лет должно происходить поэтапно: от «погружения» в мир эмоций, обогащения эмоционального опыта младших школьников, возникновения и сохранения устойчивого эстетического переживания, далее - к интерпретации ребенком эмоционального и художественного опыта в рисунках. Развитие эмоционально-образного восприятия цвета у учащихся должно происходить методом интерпретаций, способствующим эмоциональному погружению младшего школьника в мир его переживаний и впечатлений.
В ходе решения четвертой и пятой задач в опытно-поисковой работе была проверена и доказана результативность разработанного комплекса занятий, направленного на развитие эмоционально-образного восприятия детей младшего школьного возраста на занятиях «Основы изобразительной грамоты и рисование».
В процессе опытно-поисковой работы были поставлены и выполнены следующие задачи:
- уточнены, выделенные в первой главе опытно-поисковой работы, характеристики этапов развития цветовосприятия детей младшего школьного возраста и на их основе выделены 3 уровня эмоционально-образного цветовосприятия младшего школьного возраста:
1. Репродуктивно-подражательный;
2. Разрушение цветовых стереотипов;
3. Художественно-образный.
- проведена диагностика констатирующего уровня развития эмоционально-образного восприятия цвета у детей младшего школьного возраста. Проанализированы результаты, сделаны выводы;
- на основе анализа основных положений авторских методик, приведенных в первой главе, выявлены условия, позволяющие развивать эмоционально-образное восприятие цвета детей младшего школьного возраста;
- разработан и проведен комплекс занятий, направленный на развитие эмоционально-образного цветовосприятия детей младшего школьного возраста на занятиях «Основы изобразительной грамоты и рисования»;
- проведена диагностика контрольного уровня развития эмоционально-образного восприятия цвета детей младшего школьного возраста. Проанализированы результаты, сделаны выводы.
В результате проведения опытно-поисковой работы было установлено, что сформулированные в гипотезе условия и разработанный комплекс занятий обеспечивает повышение уровня развития эмоционально-образного восприятия цвета детей младшего школьного на занятиях «Основы изобразительной грамоты и рисование».
Анализ предложенных в диссертационном исследовании путей развития эмоционально-образного восприятия цвета детей младшего школьного возраста на занятиях «Основы изобразительной грамоты и рисование» показал, что результаты теоретической и опытно-поисковой работ могут получить дальнейшее развитие, которое приведет к еще более совершенному учебно-тематическому планированию примерной программы «Живопись», предметная область «Основы изобразительной грамоты и рисование».
Поэтому можно утверждать, что выполненное диссертационное исследование сможет найти свое продолжение в новых исследованиях, направленных на разработку новых и еще более эффективных методов развития эмоционально-образного восприятия цвета детей младшего школьного возраста.
Таким образом, цель выпускной квалификационной работы достигнута, задачи реализованы.
Подобные работы
- Развитие цветового восприятия детей 7-8 лет на уроках тематического рисования
Магистерская диссертация, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 5600 р. Год сдачи: 2017 - РАЗВИТИЕ ЦВЕТОВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ЗАНЯТИЯХ В ИЗОСТУДИИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2019 - АРТ-ТЕХНОЛОГИЯ «АППЛИКАЦИЯ» КАК СПОСОБ ОСВОЕНИЯ
ЗНАНИЙ ПО ЦВЕТОВЕДЕНИЮ МЛАДШИМИ ПОДРОСТКАМИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2021



