ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВВЕДЕНИЯ ЛЕКСИКИ КЛАССИЧЕСКОГО ТАНЦА В СОВРЕМЕННУЮ ХОРЕОГРАФИЧЕСКУЮ МИНИАТЮРУ 8
1.1. Хореографическая миниатюра: исторический и структурно-функциональный анализ 8
1.2. Особенности лексики классического танца 17
ГЛАВА 2. ТЕХНОЛОГИЯ СОЗДАНИЯ СОВРЕМЕННОЙ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЙ МИНИАТЮРЫ С ЭЛЕМЕНТАМИ ЛЕКСИКИ КЛАССИЧЕСКОГО ТАНЦА 31
2.1. Хореографическая миниатюра «Сен-Санс Лебедь» 31
2.2. Хореографическая миниатюра «Вольность» 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 48
Хореография является комплексным искусством, которое позволяет решать задачи эстетического, физического, музыкально-ритмического, пластического и, в целом, психического развития человека. Хореографическая деятельность не только учит понимать и создавать прекрасное, но и развивает его образное мышление и фантазию.
С помощью хореографического искусства можно отобразить жизнь в образно-художественной форме, передать мысли, чувства, переживания человека средствами мимики и движений.
В настоящее время хореография включает в себя все то, что относится к искусству танца, и охватывает различные виды танцевального искусства, где художественный образ создается с помощью условных выразительных движений.
К видам хореографического искусства относятся:
• классический танец;
• народно-сценический танец;
• историко-бытовой танец;
• бальный танец;
• современный танец;
• джазовый танец;
• характерно;
• эстрадный танец.
Как отмечает Л.С. Выготский, танец является богатейшим источником эстетических впечатлений ребенка, формирует его художественное «Я» как составную часть «орудия общества, посредством которого оно вовлекает в круг социальной жизни самые интимные и самые личные стороны нашего существа» [6, с 303].
Хореографическая миниатюра - это малая форма танцевального искусства. Она раскрывает художественный образ кратко, посредством предельной выразительности движений. Миниатюра в хореографическом искусстве может быть сюжетной и бессюжетной [19, с. 702]
Миниатюра - форма, наиболее подходящая для хореографического эксперимента, поиска новых образов и выразительных средств.
В ХХ веке особую популярность приобрели хореографические миниатюры балетмейстеров: Касьяна Голейзовского, Леонида Якобсона, Бориса Мессерера, Владимира Варковицкого, Александра Лапаури, Георгия Алексидзе, Бориса Эйфмана и др.
Танцевальная миниатюра является педагогическим средством при обучении детей искусству хореографии, так как заставляет работать воображение танцора, развивает его творческие способности как хореографа, актера и режиссера-постановщика. При работе над хореографической миниатюрой, обучающиеся познают на практике содержание понятий «образ», «характер», «действие», «перевоплощение». Вся работа над миниатюрами проводится под постоянным контролем педагога, направляющего этот процесс от замысла до актерского исполнения.
Главная задача хореографа-постановщика отразить в хореографической миниатюре художественную идею, найти правильные хореографические средства для ее воплощения.
В настоящее время на фестивалях, конкурсах и концертах танцевальная миниатюра является неотъемлемой частью репертуара любого хореографического коллектива. При постановочной работе педагоги часто используют лексику классического танца, однако выбранные движения не всегда соответствуют создаваемому художественному образу, а иногда просто являются сложными для детей, что значительно снижает эмоционально¬художественное впечатление у зрителей.
Вопросы методики обучения классическому танцу нашли отражение в работах А.Я. Вагановой, Н.П. Базаровой и В.П. Мэй, Л.Д. Блoк, В.А. Звездочкина, Н.В. Медниса и С.Г. Ткаченко, Л.Д. Мелентьевой и др. В них авторы подробно описывают лексику классического танца, технологию исполнения каждого движения, организацию занятий, методы и приемы работы над каждым хореографическим элементом.
Исторические аспекты возникновения и развития хореографической миниатюры представлены в работах А.Л. Марченкова и А.И. Марченковой, В.И. Панферова, Р.С. Зарипова и Е.Р Валяевой, В.Н. Даренской и Л.Я. Николаевой и др.
Вопросы создания хореографической миниатюры с использованием лексики классического танца на сегодняшний день не становились предметом специального исследования, а имеющаяся литература в данной области носит характер методических рекомендаций для педагогов-хореографов.
Всё вышеперечисленное свидетельствует об актуальности темы выпускной квалификационной работы «Использование лексики классического танца в постановке современной хореографической миниатюре».
Цель выпускной квалификационной работы: выявить возможные пути реализации техники классического танца в хореографической миниатюре и на их основе создать две танцевальные композиции.
Объект исследования: процесс создания современной
хореографической миниатюры с учащимися старшего школьного возраста.
Предмет исследования: технология включения лексики классического танца в современную хореографическую миниатюру.
Задачи выпускной квалификационной работы:
1. Изучить и проанализировать специальную и психолого -педагогическую литературу по теме выпускной квалификационной работы.
2. Выявить и проанализировать элементы лексики классического танца, наиболее часто используемые при постановке хореографических миниатюр в образцовых детских и юношеских любительских хореографических коллективах.
3. Разработать технологию создания хореографической миниатюры с элементами лексики классического танца.
4. В ходе опытной работы выявить эффективность данной технологии в постановке хореографических композиций.
5. Создать хореографическую миниатюру «Сен-Санс Лебедь» с элементами лексики классического танца.
6. Осуществить процесс постановки хореографической миниатюры «Вольность».
Методологической основой художественно-творческого проекта явились:
- основные положения возрастной и педагогической психологии об особенностях развития подростков (13-15 лет). (Л.С. Выготский, И.А. Зимняя, А.В. Мудрик, А.В. Петровский);
- основные положения теории обучения хореографическому искусству (А.Я. Ваганова, Л.Т Дьяконова, Д.В. Курников, И.В. Смирнов, Н.И. Тарасов и др.);
- основные положения теории постановочной работы в хореографическом искусстве (Г. Е. Мурзабаева, А.В. Мелехов, Р Захаров и др.)
Для достижения цели и задач исследования использовались следующие методы исследования:
- теоретические: изучение искусствоведческой и специальной литературы в области хореографического искусства, жанра «хореографическая миниатюра»; психолого-педагогической литературы по вопросам организации образовательного процесса в условиях детского и юношеского хореографического коллектива; анализ технологий создания хореографической миниатюры с элементами лексики классического танца.
- эмпирические: наблюдение; ознакомление с лучшими работами хореографов-постановщиков; выявление элементов лексики классического танца, наиболее часто используемых для создания хореографических миниатюр в профессиональных и любительских детских и юношеских хореографических коллективах; осуществление создания и постановки хореографической миниатюры с элементами лексики классического танца.
Ключевые слова: ХОРЕОГРАФИЯ, ЛЕКСИКА КЛАССИЧЕСКОГО ТАНЦА, ХОРЕОГРАФИЧЕСКАЯ МИНИАТЮРА, СОВРЕМЕННЫЙ ТАНЕЦ, КОМПОЗИЦИЯ, ДИВЕРТИСМЕНТ.
Апробация материалов выпускной квалификационной работы была осуществлена в рамках преддипломной практики на базе МАОУ СОШ №138 г. Екатеринбурга.
Практическая значимость работы: материалы данной выпускной квалификационной работы могут быть использованы на занятиях по методике преподавания современного танца; на занятиях по хореографии в ДШИ, в качестве учебно-сценического материала для детских хореографических коллективов.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.
Практика показывает, что при постановке хореографической миниатюры на детском или юношеском коллективе необходимо постоянно поддерживать интерес обучающихся к этой работе. Интерес к процессу обучения выбранным движениям может поддерживаться с помощью музыкального сопровождения, которое должно быть интересным и удобным для танца, иметь четкий ритмический рисунок, яркие гармони, образность, иначе юные танцоры быстро охладеют к постановке.
Не менее важно стремиться к доступности хореографического языка, используя достаточно простые движения, и, в то же время, интересные. При недоступности лексики танца, у ребенка пропадает желание заниматься, поэтому увлекаться множеством ритмических фигур и технической сложностью не стоит.
Подбирая репертуар для эстетического воспитания, художественный материал должен обрисовывать жизнь, близкую и понятную детям. Для сюжетных танцевальных миниатюр можно использовать картины, песни, сказки, рассказы и басни. Также необходимо использовать различные предметы, которые помогут детям ориентироваться на площадке.
Работа над постановкой начинается с разъяснений содержания танца, о характерах действующих лиц. И после этого педагог может приступить к показу отдельных движений и комбинаций.
Не маловажным также является и подбор костюма, который должен соответствовать танцу и возрастным особенностям обучающихся. Одним из основополагающих качеств детского костюма является его удобство.
1. Александрова, Н. А. Балет. Танец. Хореография: Краткий словарь танцевальных терминов и понятий [Электронный ресурс] : слов. Электрон. дан. - Санкт-Петербург : Лань, Планета музыки, 2011. 624 с.
- Режим доступа: https:ZZe.lanbook.com/book/1933
2. Базарова, Н. П., Мей В. П. Азбука классического танца. Первые три
года обучения [Электронный ресурс] : учеб. пособие. Электрон. дан. - Санкт-Петербург : Лань, Планета музыки, 2016. 240 с. - Режим
доступа: https:ZZe.lanbook.com/book/72999
3. Блок Л.Д. Классический танец. История и современность. - М.:
Искусство, 1987. - 560 с.
4. Ваганова А. Я. Основы классического танца: учеб. для высших и средних учебных заведений искусства и культуры. Изд. 9-е, стер. СПб.: Лань, 2007. 192 с.
5. Валукин, В. М. Эволюция движений в мужском классическом танце / В. М. Валукин. - М. : ГИТИС, 2007. - 104 с.
6. Выготский Л. С. Педагогическая психология / Под ред. В. В. Давыдова, М.: Педагогика, 1991. 480 с.
7. Даренская, Н.В. Композиция и постановка народно-сценического танца: учебное пособие / Н.В. Даренская, Л.Я. Николаева. — Электрон. дан. — Омск : ОмГУ, 2017. — 72 с.
8. Дорошенко В. Ф. Роль хореографа-постановщика П. П. Вирского в процессе возникновения и развития народно-сценического хореографического искусства Украины // Вестник славянских культур. М. : Моск. гос. ун-т дизайна и технологии, 2014. Т. 32, № 2.С. 171 - 180.
9. Зарипов, Р.С. Драматургия и композиция танца [Электронный ресурс] : учебное пособие / Р.С. Зарипов, Е.Р. Валяева. — Электрон. дан. — Санкт-Петербург : Лань, Планета музыки, 2015. — 768 с. — Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/56562
10.Звёздочкин, В.А. Классический танец [Электронный ресурс] : учебное пособие / В.А. Звёздочкин. — Электрон. дан. — Санкт-Петербург : Лань, Планета музыки, 2011. — 400 с. — Режим доступа:
https:ZZe.lanbook.com/book/1949
11. Климов А. А. Основы русского народного танца. — М.: Изд-во ... МГИК, 1994.
12. Марченков, А. Л. ИСКУССТВО БАЛЕТМЕЙСТЕРА. Эволюция сценических форм танца. Сольный танец : учеб. пособие / А. Л. Марченков, А. И. Марченкова ; Владим. гос. ун-т им. А. Г. и Н. Г. Столетовых. - Владимир : Изд-во ВлГУ, 2017. - 124 с.
13. Меднис, Н.В. Введение в классический танец [Электронный ресурс] : учебное пособие / Н.В. Меднис, С.Г. Ткаченко. — Электрон. дан. — Санкт-Петербург : Лань, Планета музыки, 2019. — 60 с. — Режим доступа: https:ZZe.lanbook.com/book/112796
14. Мелентьева, А.Д. Классический танец: теория и практика
[Электронный ресурс] : учебное пособие / А.Д. Мелентьева. — Электрон. дан. — Кемерово : КемГИК, 2007. — 84 с. — Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/46005
15. Мелехов, А. В. Искусство балетмейстера. Композиция и постановка танца : учеб. пособие / А. В. Мелехов ; Урал. гос. пед. ун-т. — Екатеринбург, 2015. — 128 с
...