ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ХОРЕОГРАФИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ 10
1.1. Понятие «творческие способности» в педагогических исследованиях 10
1.2. Возможности хореографического искусства в развитии творческих
способностей 26
ГЛАВА II. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 37
2.1. Диагностическое исследование развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста на исходном этапе опытно-
поисковой работы 37
2.2. Содержание работы по развитию творческих способностей детей
старшего дошкольного возраста на хореографических занятиях 47
2.3. Диагностика уровня развития творческих способностей старших
дошкольников на контрольном этапе исследования 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 67
ПРИЛОЖЕНИЯ 73
В эпоху XXI века жизнь современного человека становится все разнообразнее. Необходимо обладать гибким мышлением, быстро ориентироваться и адаптироваться к новым условиям, нестандартно, творчески подходить к решению различных проблем. Одной из главных задач в воспитании ребенка в настоящее время становится развитие творческих способностей. Это сложный и длительный процесс, когда дети приобщаются к миру искусства, получают первые художественные впечатления, познают разные виды художественной деятельности.
Формирование на этапе дошкольного детства личности, которая не пассивно созерцает жизнь, а активно ее преобразует, представлена многими исследованиями и нормативными правовыми документами. Конвенция о правах ребенка провозглашает «развитие личности, талантов и умственных и физических способностей ребенка в их самом полном объеме» как приоритетное направление образования (ст. 29) [29]. Концепция дошкольного воспитания подчеркивает, что «вся организация жизни ребенка должна стимулировать творчество», поэтому необходимо создавать «атмосферу раскованности и свободы самовыражения, побуждать детей к инициативности и самостоятельности, одобрять оригинальные творческие решения» [30].
Н.Ф. Вишнякова, Л. И. Божович, Л. А. Венгер, А. Ф. Лазурский, Н. С. Лейтес, И. Я. Лернер, А. М. Матюшкин, Л. А. Парамонова, С. Л. Рубинштейн считали, что именно этап дошкольного детства закладывает основные направления развития личности в дальнейшем. Вопросы творчества и его развития в дошкольном возрасте представлены исследованиями Л. С. Выготского, Г. Г. Григорьевой, О. М. Дьяченко, Т. Г. Казаковой, Т. С. Комаровой и других. В своих работах ученые отмечали на необходимость развития творчества детей.
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования выделена образовательная область «Художественно-эстетическое развитие». Она направлена на развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно -модельной, музыкальной и др.).
Образовательная область «Физическое развитие». Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно - двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны) [58].
В соответствии с вышеизложенным, дошкольные образовательные учреждения имеют задачу в развитии творческого потенциала детей, что соответственно требует усовершенствования воспитательно-образовательного процесса. Танец является одним из древнейших видов искусства, обращение к которому поможет решить поставленные задачи развития личности, индивидуальности, ее физических качеств, раскрытия творческих способностей. На современном этапе к танцевальному искусству все больше возрастает интерес: появляются новые танцевальные направления, наблюдается интеграция танца с практической психологией и психотерапией (танцевальная терапия).
Творческие способности являются индивидуальными особенностями качеств человека, определяющими успешность выполнения им творческой деятельности различного рода. Традиционных подходов в решении проблемы развития творческих способностей детей в настоящее время, как показывает практика, недостаточно. Современному образовательному процессу необходимы новое содержание, методические идеи, принципы, ориентированные на развитие творческой инициативы и устремленности, вдохновения. В настоящее время достаточно широк круг различных инновационных программ развития ребенка, но в области хореографического искусства в дошкольном образовательном учреждении является недостаточным.
Сопоставительный анализ теории в аспекте развития творческих способностей детей на занятиях хореографией с потребностями практики дошкольного педагогического образования, позволил выделить ряд противоречий:
- между потребностью современного общества XXI века в формировании творческих способностей уже в дошкольном возрасте и непрерывному обновлению художественно-эстетической области развития в ДОУ;
- между разработанностью проблемы развития творческих способностей в общей педагогике и недостатком научных исследований применительно к сфере хореографического образования дошкольников;
- между значимостью формирования творческих способностей и недостаточной разработанностью методик и моделей формирования творческих способностей детей дошкольного возраста в хореографической деятельности.
Указанные противоречия определяют актуальность исследования и позволяют сформулировать проблему исследования: поиск и научное обоснование способов развития творческих способностей детей на хореографических занятиях в дошкольном образовательном учреждении, которая определила тему исследования: «Развитие творческих способностей на хореографических занятиях в ДОУ».
Цель исследования - теоретически обосновать и практически проверить цикл занятий, способствующий развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования - процесс развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста на хореографических занятиях.
Предметом исследования является комплекс занятий, способствующих развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста на хореографических занятиях в ДОУ.
Гипотеза исследования: развитие творческих способностей старших дошкольников будет успешным если:
- разработать цикл хореографических занятий в ДОУ;
- в учебном процессе опираться на интеграцию искусств;
- включить в занятия разнообразные виды деятельности и формы их организации;
- в процессе обучения учитывать психолого-педагогические особенности детей старшего дошкольного возраста, способствовать созданию комфортной доброжелательной атмосферы.
В соответствии с объектом, предметом, целью и гипотезой были определены задачи исследования:
1. Проанализировать научную литературу по проблеме исследования, охарактеризовать понятия «способности», «творчество», «творческие способности»;
2. Провести констатирующую и контрольную диагностику, направленную на выявление уровня творческих способностей старших дошкольников;
3. Разработать и провести цикл занятий, направленных на развитие творческих способностей старших дошкольников;
4. Систематизировать и обобщить результаты исследования.
В ходе исследования использовались следующие методы:
- теоретические - изучение и анализ психолого-педагогической и методической литературы; анализ передового педагогического опыта; обобщение;
- эмпирические - наблюдение, беседа, опытная работа, обобщение передового педагогического опыта, методы статистической обработки полученных данных.
Методологическая основа исследования:
1. Концепции развития творческих способностей у детей в период дошкольного детства (О. М. Дьяченко, Е. Е. Кравцова, Е. О. Смирнова, Г. А. Урунтаева, Л. Б. Фесюкова);
2. Идеи представителей в области педагогики и психологии о развитии творческих способностей (С. Д. Давыдова, Т. Н. Доронова, С. А. Козлова, Т. С. Комарова, О. А. Куревина, А. А. Мелик-Пашаев и др.);
3. Основные положения отечественной и зарубежной психологии о развитии творческих способностей (В. Н. Дружинин, Я. А. Пономарев, Д. Б. Богоявленская, Дж. Гилфорд, Э. П. Торренс и др.);
4. Основные положения теории и методики хореографического образования (А. Я. Ваганова, Э. Чекетти, В. С. Костровицкая и др.).
Базой исследования является МБДОУ ДС № 36 г.Екатеринбург. Для исследовательской работы была выбрана старшая группа, возраст детей 5-7 лет. В исследовании приняло участие 15 воспитанников.
Исследование проводилось с сентября 2019 г. по декабрь 2019 года и включало три этапа.
На первом этапе изучалась и анализировалась литература по теме исследования; обобщался педагогический опыт по изучаемой проблеме; была определена проблема, цель, объект, предмет, гипотеза и задачи исследования.
На втором этапе уточнялась гипотеза исследования, определялось содержание и критерии оценивания опытной работы, осуществлялось накопление и обработка полученной информации.
На третьем этапе проводился анализ, обобщение и систематизация полученных данных, их интерпретация и оформление, формулировались выводы диссертационного исследования.
Научная новизна исследования заключается в изучении проблемы развития творческих способностей у детей дошкольного возраста на занятиях по хореографии в условиях дошкольного образовательного учреждения.
Теоретическая значимость состоит:
1. В уточнении понятия «творческие способности» под которым
понимается объединение индивидуально-психологических свойств, позволяющих успешное выполнение деятельности, направленной на создание нового продукта и порождающей нестандартные идеи в сфере искусства;
2. В разработке комплекса методов обучения, способствующих
развитию творческих способностей детей дошкольного возраста на хореографических занятиях в рамках ДОУ: общепедагогических - объяснительно-иллюстративный метод, метод упражнения; специфических хореографических методов - метод импровизации, метод «перевоплощения».
Практическая значимость:
1. В разработке и апробации цикла занятий, который направлен на развитие творческих способностей старших дошкольников на занятиях хореографией;
2. В формировании критериев организации и проведения опытной работы на хореографических занятиях в рамках ДОУ.
На защиту выносятся следующие положения:
- понятие «творческие способности» применительно к детям дошкольного возраста понимается как объединение индивидуально-психологических свойств, позволяющих успешное выполнение деятельности, направленной на создание нового продукта и порождающей нестандартные идеи в сфере искусства;
- комплекс общепедагогических методов и специфических
хореографических методов обучения: словесный, игровой, метод импровизации, метод упражнения, метод «перевоплощения», способствующих развитию творческих способностей у детей в дошкольном образовательном учреждении.
Структура работы. Магистерская диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка.
В заключение сформулируем основные выводы диссертационного исследования. Цель и задачи выполнены: теоретически обоснован и опытным путём проверен комплекс методов и приемов обучения, обеспечивающих развитие творческих способностей дошкольников на хореографических занятиях в детском образовательном учреждении. Дано определение понятиям «способности», «творческие способности» «творчество», применимое к дошкольному возрасту. Творчество в дошкольном возрасте - это создание ребенком субъективно нового продукта, новых характеристик образа и добавление к нему новых деталей, проявление инициативы в деятельности.
Способности - это сложное, интегральное, психическое, образование, своеобразная совокупность свойств, или компонентов индивида, которые формируются в течение всей жизни и являются индивидуальными. Способности делятся на общие и специальные, т.е применяемые к какой - либо специальной области деятельности.
Творческие способности - это объединение психических свойств, позволяющих успешное выполнение деятельности, направленной на создание нового продукта и порождающей нестандартные идеи в сфере искусства. Представлены критерии креативности и разные взгляды исследователей на данное понятие. Проанализировав и обобщив разные взгляды исследований на понятие «креативность», можно сформулировать следующее определение: креативность - это способность к творчеству. Перечислены критерии креативности и сформулированы критерии творчества, применяемые к опытно-поисковой части исследования.
В диссертационном исследовании описана организация и проведение опытной работы на базе МБДОУ ДС №36 г.Екатеринбург в 2019-2020 учебном году, в которой приняли участие 15 дошкольников.
Указана цель опытной работы: проверка эффективности цикла интегрированных занятий, направленных на развитие творческих способностей старших дошкольников.
Сформулированы задачи:
1. Сформировать критерии оценивания уровней развития творческих способностей у детей дошкольного возраста;
2. Разработать цикл занятий «Путешествие в мир танца», направленный на развитие творческих способностей старших дошкольников;
3. Апробировать разработанный цикл занятий;
4. Провести опытную работу, обобщить полученные результаты, сделать выводы.
Сформированы критерии и условные уровни оценивания выполнения заданий для дошкольников на хореографических занятиях оригинальность, разработанность, самостоятельность, эмоциональность. Исходя из анализа продуктов детского творчества, были выделены следующие уровни:
- репродуктивный;
- частично-продуктивный;
- творческий.
Репродуктивный уровень. Ребенок представляет объекты или процессы, существовавшие в опыте ребенка. Идея используется повторно, один к одному, с ранее высказанной или заимствуется у других детей. Ребенок часто обращается за помощью к педагогу или детям.
Частично - продуктивный уровень. Характеризуется представлением и воплощением объектов или процессов, которых не было в опыте ребенка, но у него имеется достаточно полная информация из разнообразных источников. Прототип изменен, но нет качественно новой идеи. Ребенок самостоятельно производит некоторую модификацию без особого изменения известного. Образы разработаны недостаточно детально.
Творческий уровень. Характеризуется созданием новых образов, которые не были в опыте ребенка и информации о них крайне мало. Этот процесс требует от ребенка отбора материалов в соответствии с замыслом, прототип изменен так, что появляется качественно новая идея. Возникший образ представлен ребенком детально. Ребенок воплощает свою идею самостоятельно, может выразить в созданной работе свое отношение к изображаемому.
Уровни развития творческих способностей определяются по суммарным баллам каждого показателя.
Охарактеризованы констатирующий, формирующий и итоговый этапы опытной работы. Опытно-поисковая работа констатирующего этапа позволила нам оценить исходный уровень развития отдельных компонентов творческих способностей детей. Для диагностики начального уровня творческих способностей использовались методы наблюдения, тестирования и математической обработки результатов. Выявление уровня творческих способностей проводилось на основе методик О. М. Дьяченко, Е. П. Торренса, Р. М. Чумичевой. В результате проведенной диагностики было выявлено:
- 53,3% учащихся - репродуктивный уровень;
- 40% учащихся - частично-продуктивный уровень;
- 6,7% учащихся - творческий уровень развития.
На формирующем этапе опытной работы проверен на практике цикл занятий, комплекс общепедагогических и специфических хореографических методов обучения, обеспечивающих развитие творческих способностей подростков на хореографических занятиях в ДОУ. Результаты формирующего этапа показали эффективность применяемых методов обучения:
- увеличение числа учащихся, выполняющих задания на творческом уровне на 26,6 %;
- увеличение числа учащихся, находящихся на частично-продуктивном уровне на 13,3%;
- уменьшение числа учащихся, выполняющих задания на
репродуктивном уровне на 40%.
Проведение итогового этапа опытной работы подтвердило эффективность применяемого комплекса занятий:
- у 33% отмечен творческий уровень;
- у 53% отмечен частично-продуктивный уровень;
- у 14% отмечен репродуктивный уровень
Сравнительный анализ результатов констатирующего и итогового этапов опытной работы показывает: применение цикла занятий, комплекса общепедагогических и специфических хореографических методов обучения способствует развитию творческих способностей подростков на хореографических занятиях в ДОУ.
Таким образом, гипотеза исследования подтвердилась, развитие творческих способностей старших дошкольников станет более эффективным, если в учебном процессе опираться на интеграцию искусств, включить в занятия разнообразные виды деятельности, использовать индивидуальные и коллективные виды деятельности, использовать разнообразные формы организации занятий, учитывать психолого-педагогические особенности детей, создавать на занятиях комфортную доброжелательную атмосферу.
Теоретическая значимость состоит:
1. В уточнении понятия «творческие способности» под которым
понимается объединение индивидуально-психологических свойств,
позволяющих успешное выполнение деятельности, направленной на создание нового продукта и порождающей нестандартные идеи в сфере искусства;
2. В разработке комплекса методов обучения, способствующих развитию творческих способностей детей дошкольного возраста на хореографических занятиях в рамках ДОУ: общепедагогических - объяснительно-иллюстративный метод, метод упражнения; специфических хореографических методов «перевоплощения».
Практическая значимость:
1. В разработке и апробации цикла занятий, который направлен на развитие творческих способностей дошкольников на занятиях хореографией;
2. В формировании критериев организации и проведения опытной работы на хореографических занятиях в рамках ДОУ.
1. Амонашвили, Ш. А. Основы гуманной педагогики. [Текст]/ Ш. А. Амонашвили. - М.: Амфирита, 2013. - 288 с.
2. Андреев, В. И. Педагогика: учебный курс для творческого саморазвития. [Текст]/ В. И. Андреев. - Казань: Центр инновационных технологий, 2012. - 608 с.
3. Аникина, А. П. Творческая деятельность как основа формирования способностей у детей дошкольного возраста [Текст] /
A. П. Аникина // Образование: прошлое, настоящее и будущее: сб. ст. / под ред. А. Л. Лурия. - Краснодар: Новация, 2016. - С. 23-26.
4. Баландина, Л. А. Диагностическая работа или как лучше понять ребенка [Текст]: метод. пособие/ Л. А. Баландина, В. Г. Гаврилова, И. А. Горбачева - Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. - 288 с.
5. Балобанова, Т. Н. Понятие творчества на современном этапе[Текст] / Т. Н. Балобанова. // Творчество и личность: Тезисы докладов международного симпозеума. - Курск: [б.и.], 1995. - С. 35-41.
6. Барышева, Т. А., Жигалов Ю. А. Психолого-педагогические основы развития креативности. [Текст] - СПб.: СПГУТД, 2006. - 268 с.
7. Бекина, С. И., Ломова Т. П. Музыка и движение[Текст], 2001. 128 с.
8. Бердяев, Н. А. Объективная психология[Текст] / изд. подг.
B. А. Кольцова. М., 1991. - 475 с.
9. Богоявленская, Д. Б. Психология творческих способностей: учеб. Пособие [Текст] / Д. Б. Богоявленская. - Москва: Академия, - 2002. - 320 с.
10. Ваганова А.Я. Основы классического танца [Текст] /
А. Я. Ваганова. - СПб, 2002. - 128 с.
11. Васильева, М. О. Развитие творческого потенциала дошкольников [Текст] / М. О. Васильева, Т. О. Юнг // Дошкольное воспитание. - 2006. - № 2. - С. 917.
12. Венгер, Н. Ю. Путь к развитию творчества [Текст] / Н. Ю. Венгер// Журнал Дошкольное воспитание. - 1982. - №11. - 32-38 с. 9
13. Вербенец, А. М. Проблема проектирования
предметноразвивающей среды в аспекте обеспечения качества художественнотворческого образования дошкольников [Текст]
/ А. М. Вербенец, С. В. Базикало, Е. Е. Игнатенко // Детский сад будущего: оценка качества в соответствии с ФГОС дошкольного образования : сб. ст. - Санкт-Петербург: [б. и.], 2014. - С. 172-179.
14. Винокурова, Н. К. Лучшие тесты на развитие творческих
способностей [Текст] / Н. К. Винокурова. - Москва: Самиздат, 2012. - 364 с.
15. Выготский, Л. С. Воображение и его развитие в детском возрасте. Развитие высших психических функций [Текст] / Л. С. Выготский. // Психология. - М.: Сфера, 2012. - С. 212-246.
16. Гвоздкова, Т. С. Модель развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в проектной деятельности [Текст] / Т. С. Гвоздкова // Вестник Костромск. гос. ун -та им. Н. А. Некрасова. - Кострома, 2009. - № 4. - С. 48-52.
17. Дружинин, В. Н. Психология общих способностей [Текст]/
В. Н. Дружинин. - СПб.: 2007. - 368 с.
18. Дрешер, Ю. Н. Креативность и интеллект. - Кн. 1: Креативное мышление. Развитие творческих и аналитических способностей. - Казань: Казанский унт, 2011. - 106 с.
19. Дьяченко, О. М. Воображение дошкольника
[Текст]/О. М. Дьяченко. - М.: Знание, 1986. - 96с.
20. Егорова, Н. Учитесь фантазировать [Текст]/ Н. Егорова. // Журнал Дошкольное образование. - 2002. - №11. - 3 с.
21. Жидких, Г. В. Творческие способности. От чего они зависят? [Текст]/ Г.В. Жидких. // Журнал Методист. - 2008. - №4. - 5 -7 с.
22. Запорожец, А. В. Психология действия [Текст] / А. В. Запорожец. - М. : Психолого-социальный институт. НПО «Модек», 2000. - 736 с.
23. Зырянова, А. С. Воображение и творческие способности детей в старшем дошкольном возрасте // Молодой ученый. — 2015. — №8. —
С. 850852. — URL https://moluch.ru/archive/88/17144/(дата обращения: 10.09.2019)
24. Ильина, Е. В. Воспитание искусством [Текст] / Е.В. Ильина // Искусство в школе. - 2009. - № 1. - С.13 -15.
25. Ильин, Е. П. Психология творчества, креативности, одаренности. [Текст] . СПб.: Питер, 2009. -118 с.
26. Карелина, И. О. Дошкольная педагогика: курс лекций: учебно-методическое пособие [Текст] - Рыбинск: филиал ЯГПУ, 2012. - 71с.
27. Козлова, С. А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика [Текст] : учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. - 13-е изд., стер.- М.: Академия, 2012.- 416 с.
28. Комарова, Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду: обучение и творчество [Текст] / Т. С. Комарова. - М.: Мозаика-Синтез, 2011. - 192 с.
29. Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей
ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990) [Электронный ресурс] //СПС КонсультантПлюс.- Режим доступа:
http://base.consultant.ru/cons/cgi/ online.cgi?base=law&n=9959&req=doc
30. Концепция дошкольного воспитания (одобрена решением
коллегии Гобразования СССР 16.06.1389 №7/1) [Электронный
ресурс]//Правовая Россия.- Режим доступа:
http://lawru.info/dok/1989/06/16/n1179003.htm
31. Котова, Е. В. Развитие творческих способностей дошкольников [Текст] : метод. Пособие/ Е. В. Котова, С. В. Кузнецова, Т. А. Романова. - Москва: Сфера, 2010. - 128 с.
32. Лагузинская, Я. Музейная педагогика [Текст]: способы развития творческого восприятия детей / Я. Лагузинская // Искусство - Первое сентября. - 2013. - № 11. - С. 52-55.
33. Леонтьев, А. Н. Психологические основы развития ребенка и обучения [Текст] / А. Н. Леонтьев. - М.: Смысл, 2009. - 426 с.
34. Лейтес, Н. С. О признаках детской одаренности // Вопросы психологии. - 2003. - № 4. - С. 13-18
35. Маклаков, А. Г. Общая психология [Текст]: учеб. для вузов. - СПб.: Питер, 2008- 364 с.
36. Матюшкин, А. М. Загадки одаренности: Проблемы практической
диагностики. [Текст]- М.: Школа-Пресс, 1993. - 128 с - (Библиотека
журнала «Вопросы психологии»).
37. Машталь, О. Ю. Программа развития способностей ребенка [Текст] /О. Ю. Машталь. - Москва: Просвещение, 2008. — 102 с.
38. Межиева, М. В. Развитие творческих способностей у детей 5-9 лет. [Текст] / М. В. Межиева, А.А.Селиванов. - Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2002. - 128 с.
39. Настольная книга воспитателя и методиста детского сада: развитие творческих способностей дошкольников [Текст]/ И.В. Груздова,
С. В. Кузнецова, Е. В. Котова, Т. А. Романова. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2010. - 390 с.
40. Немов, Р. С. Психология. Кн. 3. Психодиагностика. [Текст]/ М.: ВЛАДОС, 2000. 631 с.
41. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка. 100000 слов терминов и выражений. [Текст] - 28-е изд., обновленное. - М.: АСТ, 2015.¬736 с.
42. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования [Текст]/ Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. - 333 с.
43. Парамонова, Л. А Теория и методика творческого конструирования в детском саду [Текст]: метод. реком.-М.: Академия, 2008. -192 с.
44. Пономарев, Я. А. Психология творчества [Текст] - М.:
Издательство «Наука», 1976. - 304 с.
45. Прохорова, Л. Развиваем творческую активность дошкольников [Текст]/ Л. Прохорова. // Журнал Дошкольное воспитание. - 1996. - №5. - 127 с.
46. Психология: словарь [Текст] / под общ.ред. А. В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - М.: Политиздат, 1990. - 494 с.
47. Развитие творческих способностей детей 5-7 лет [Текст] / авт.- сост. С. Г. Королева. - Волгоград: Учитель, 2010. - 76 с.
48. Реан, А. А. Психология и педагогика. [Текст] СПб.: Питер, 2001. 432 с.
49. Российская педагогическая энциклопедия [Текст] / А. Г. Калашников - Москва, 1999. - 1661 с.
50. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии [Текст] / С. Л. Рубинштейн - СПб: Издательство Питер, 2000. - 720 с.
51. Сластенин, В. А. Педагогика: учебник для студ. Учреждений
высш. проф. Образования [Текст] /В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев,
Е. Н. Шиянов; под. Ред. В.А. Сластенина.- 11-е изд., стер.- М.: Издательский центр «Академия», 2012.- 608 с.- (сер. Бакалавриат)
52. Сорокин, Б. Ф. Философия и психология творчества [Текст] / Б. Ф. Сорокин. - Орел, 2000. - 104 с.
53. Спиркин, А. Г. Философия [Текст] / А. Г. Спиркин. - М.: Гардарики, 2006. — 736 с.
54. Теплов, Б. М. Способности и одаренность. Проблемы индивидуальных различий. [Текст] М.: 1961. С. 9-20.
55. Туник, Е. Е. Диагностика креативности. [Текст] / Е. Е. Туник. - Санкт-Петербург: Сфера, 1998. - 171 с.
56. Щенникова, Д. Е., Сурова В. В., Берестнева В. В., Кайдалова Н. А. Творческие способности детей: понятия, сущность, характеристика [Электронный ресурс]/УШ Международная студенческая электронная научная конференция «Студенческий научный форум» - 2016. - Режим доступа: http://www.scienceforum.ru/2016/2012/23736
57. Физическая культура. Ритмические упражнения, хореография и игры [Текст] : метод. пособие Г. А. Колодницкий. М.: Дрофа, 2003. 96 с.
58. Федеральный государственный стандарт дошкольного образования (приказ Минобрнауки № 1155 от 17.10.2013, зарегистрирован в минюсте России 14 ноября 2013 г., регистрационный № 30384), вступил в силу с 1 января 2014 г. [электронный ресурс]: Режим доступа: http://www.firo.ru/?page_id=11003
59. Федеральный государственный образовательный стандарт:
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. № 1155 г. Москва. - URL: http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html (дата обращения:
20.05.2020)
60. Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ: ФЗ от 29.12.2012 № 273-ФЗ. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_158523/(дата обращении: 20.05.2020
61. Эльконин, Д. Б. Детская психология [Текст]: учеб. пос. для студ. Вузов /Д. Б. Эльконин - М.: «Академия», 2007. 384 с.
62. Энциклопедический словарь: 2 т. [Текст] / гл. ред.
Б. А. Введенский. - Советская энциклопедия - М.: Советская энциклопедия, 1963-1964.
63. Яковлева, Е. Л. Психология развития творческого потенциала личности. [Текст] - М.: Флинта. 1997.- 126 с