ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ
ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ТИПАХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 6
1.1 Возрастные и психологические особенности речевого развития детей
младшего школьного возраста 6
1.2 Предложение и его характеристики 13
1.3 Особенности формирования представлений о типах предложений у
младших школьников 20
1.4 Анализ программ и учебников с точки зрения изучаемой
проблемы 24
ГЛАВА 2. ПРОЕКТИРОВОЧНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ О ТИПАХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ 33
2.1 Диагностика уровня сформированности представлений о типах
предложений у младших школьников 33
2.2 Комплекс упражнений, направленный на формирование представлений о
типах предложений 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 5
Одной из важнейших задач обучения русскому языку в начальной школе является усвоение правил и норм употребления языковых единиц, формирование умения использовать предложение осознанно, наиболее четко формулируя свои мысли.
Научить младшего школьника делить поток речи на законченные смысловые единицы, интонационно оформлять мысли и объединять слова в предложения, точно употреблять слова - несомненно, является главной задачей учителя начального звена. Ведь именно в начальной школе закладываются базовые знания и формируются первичные, основопологающие представления о русском языке в целом, о его, богатейшем для человека, наследии.
Безусловная значимость работы над предложением в начальных классах обусловлена тем, что именно на синтаксической основе осуществляется усвоение морфологии, лексики и орфографии. Предложение, как смысловая и структурно-грамматическая единица, выражает законченность и помогает младшим школьникам осознать роль в языке имен существительных, имен прилагательных, глаголов, местоимений и наречий.
Мысль, выраженная в форме предложений, может содержать утверждение или отрицание. Определяя смысловое назначение предложения, ребенок подсознательно резделяет его по типам. В этот момент формируются представления о каждом типе предложения, появляется представление об интонационной яркости и окраске предложения. Посредством этого разделения в устной речи формируется выразительность, умение излагать свои мысли.
Изучая на уроках родной язык, ребенок входит в духовную жизнь окружающих людей, которые, в свою очередь, знакомятся с духовным миром ребенка. Учащиеся знакомятся с обществом, с историей общества и его стемлениями, формирование речи непосредственно влияет на успешное изучение других дисциплин. Изучение русского языка можно назвать метапредметным явлением. Умения и навыки, полученные в ходе изучения родного языка, помогают познакомить ребенка с миром народной поэзии, с произведениями великих писателей. Происходит формирование начальных логических понятий и философских воззрений.
Без языка невозможно представить существование общества, в том числе и современного; невозможен обмен мыслями между людьми, способность выражать свои чувста; невозможна передача и хранение информации.
Именно эта значимость изучения предложения в начальной школе, необходимость регулярного совершенствования владения предложением формирует актуальность проблемы исследования в данной работе. Формирование у младших школьников начального речевого и умственного развития обусловлено непосредственной социальной значимостью языка.
Эмоциональный окрас речи и предложения в часности - важнейшая составляющая гармоничного существования в социокультурной среде.
Изучение предложения и формирование умения пользоваться им в речи базируется на постоянном расширении у младших школьников их фактических знаний о предложении. Ученик познает что-то новое, у него возникает потребность сообщить об этом. Он ищет наиболее удобную форму для выражения своих мыслей. В этом помогают знания о строении предложения, его типовой принадлежности. На протяжении всех четырех лет обучения в начальных классах эти знания расширяются и углубляются, что позволяет ребенку более совершенно владеть предложением в общении со сверстниками и взрослыми.
Целью исследования является теоретически обосновать и описать комплекс упражнений, направленный на формирование представлений о типах предложений у младших школьников.
Объект исследования - процесс формирования представлений о типах предложений у младших школьников.
Предмет исследования - комплекс упражнений, направленный на формирование представлений о типах предложений.
Для достижения поставленных целей целесообразно реализовать следующие задачи:
• изучить возрастные и психологические основы становления детской речи;
• выявить значимость изучения синтаксиса вообще и предложения в частности в начальной школе;
• провести анализ программ и учебников на предмет изучения предложения в начальной школе;
• разработать упражнения и подобрать диагностический материал для проведения диагностики младших школьников;
• повести диагностические мероприятия в классе;
• описать комплекс упражнений, необходимых для формирования представлений о типах предложений у младших школьников.
Практическая значимость исследования заключается в разработке цикла специальных упражнений, направленных на формирование представлений о типах предложений у младших школьников. Материалы могут использоваться учителями начальных классов как для индивидуальной работы с детьми, так и для групповой, с целью повышения речевых умений.
Практической базой для исследования выступает сельская школа - МАОУ «Барабинская СОШ». 3 класс.
Структура выпускной квалификационной работы: введение, две главы, заключение, список литературы.
Изучив методическую и психолого-педагогическую литературу, пришли к выводам, что формирование представлений о типах предложений в начальной школе процесс длительный, трудоёмкий и, несомненно, очень важный.
Проведя анализ современных образовательных программ начальной школы можно выделить основную цель изучения предложения - развитие речи учащихся. Казалось бы, настолько просто. Но именно эта составляющая обучения играет важнейшую роль. От правильности и богатства речи зависит развитие мышления младшего школьника, успешность его дальнейшего обучения. Воспитание любви к родному языку, осознание элементов грамматического строя русского языка вызывает познавательный интерес у учащихся.
В настоящее время учителями начальных классов внедряются экспериментальные программы, они, как старые, так и новые имеют свои плюсы и минусы. Образовательные программы меняются и совершенствуются. Огромное множество авторов и вариативных программ. Каждая методика требует доработки со стороны педагога, ориентируясь на фактические знания детей.
Необходимым условием для формирования представлений о типах предложений у детей начального звена является тренировка и развитие умений, направленных на приобретение достаточных знаний у детей. Каждое из таких умений мы рассмотрели в основной части работы.
Чтобы добиться хороших результатов в данном направлении работы, необходимо систематически и регулярно совершенствовать эти умения, закреплять полученные знания. Разработанные упражнения, по каждой категории умений, помогают формировать представления о типах предложений. В ходе разработки диагностического материала, нами были определены следующии категории:
1. умение устанавливать связь слов в предложении.
2. умение правильно интонировать предложения в тексте, в зависимости от речевой ситуации.
3. умение точно употреблять слова в предложении.
4. умение определять тип предложения.
Важдую роль в процессе формирования этих умений играет учитель. От объема его научных знаний зависит уровень усвоения знаний учеников.
Полученные данные показывают, что работа над предложением должна проводиться на каждом уроке русского языка, на протяжении всего периода обучения.
Результаты диагностики подтверждают наш вывод о том, что формирование представлений о типах предложений будет проходить более успешно, если в процесс обучения будет включен комплекс упражнений, направленный на формирование представлений о типах предложений у младших школьников.
Для удобства использования были разработаны критерии оценки результативности, разработанной диагностики. Предложенная диагностика может использоваться учителями начальных классов с целью исследования уровня сформированности представлений о типах предложений.
1. Вигман С.Л. Педагогика в вопросах и ответах: Учеб. пособие. - М.: ТК Велби, 2004. - 208 с.
2. Выготский Л.С. Проблема обучения и умственного развития в школьном возрасте // Л.С.Выготский. Педагогическая психология / Под.ред. В.В.Давыдова. - М.: АСТ, Астрель, Люкс, 2005. - 419с.
3. Выготский Л. С. Кризис семи лет // Собр. соч.: В 6 т. - М, 1984. - Т. I.
• С. 376-385.
4. Выготский Л.С. «Мышление и речь». - Избр. психол. исслед. - М.; 1956. - с.264.
5. Выготский Л. С. История развития высших психических функций // Собр. соч.: в 6 т. Т. 3. Проблемы развития психики / под ред.
A. М. Матюшкина. М.: Педагогика, 1983. С. 192-193.
6. Гребенюк О.С. Общие основы педагогики: Учеб.для студентов вузов.
• М.: Владос, 2003. - 160 с.
7. Запорожец А.В., Психология. - М., 1965. - 385 с.
8. Звегинцев, В.А. Предложение и его отношение к языку и речи /
B. А. Звегинцев. - Москва: Гостехиздат, 2007. - 939 с.
9. Зеньковский Л. Психология детства. - М., 1996. - 285 с.
10. Зикеев, А. Г. Методика работы над сложными предложениями на уроках русского языка в начальных классах специальных (коррекционных) школ. Пособие для учителя-дефектолога / А.Г. Зикеев. - М.: Владос, 2004. - 272 с.
11. Кабанова-Меллер Е.Н. Формирование примеров умственной деятельности и умственного развития учащихся. - М.: Просвещение, 2008. - 288с.
12. Карпова С.Н., Труве Э.И. Психология речевого развития ребенка. - Ростов-на-Дону, 1987. - 164 с.
13. Корешкова Т.В. Тестовые задания по русскому языку. 3 класс. - М., 2011. - 56 с.
14. Лейтес Н.С. Возрастная и педагогическая психология: хрест. - М. 2009. - 398 с.
15. Методика преподавания русского языка в начальных классах: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / М. Р. Львов, В. Г. Горецкий, О. В. Сосновская. - 3-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 464 с...