Совершенствование словаря детей младшего школьного возраста на уроках русского языка
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СЛОВАРНОЙ РАБОТЫ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ 6
1.1. Психологические особенности развития познавательных процессов
детей младшего школьного возраста 6
1.2. Лингвистические основы формирования словаря детей младшего
школьного возраста 12
1.3. Методы и приемы словарной работы в начальных классах 15
1.4. Анализ программ и учебников по русскому языку для начальной школы в аспекте совершенствования словаря детей младшего школьного
возраста 23
ГЛАВА 2. ОПИСАНИЕ ПРОЕКТИРОВОЧНОЙ РАБОТЫ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ СЛОВАРЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА 33
2.1. Диагностика уровня сформированности словаря детей младшего
школьного возраста 33
2.2. Комплекс игр-упражнений, направленных на совершенствование
словаря детей младшего школьного возраста на уроках русского языка 40 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 54
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 60
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 63
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СЛОВАРНОЙ РАБОТЫ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ 6
1.1. Психологические особенности развития познавательных процессов
детей младшего школьного возраста 6
1.2. Лингвистические основы формирования словаря детей младшего
школьного возраста 12
1.3. Методы и приемы словарной работы в начальных классах 15
1.4. Анализ программ и учебников по русскому языку для начальной школы в аспекте совершенствования словаря детей младшего школьного
возраста 23
ГЛАВА 2. ОПИСАНИЕ ПРОЕКТИРОВОЧНОЙ РАБОТЫ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ СЛОВАРЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА 33
2.1. Диагностика уровня сформированности словаря детей младшего
школьного возраста 33
2.2. Комплекс игр-упражнений, направленных на совершенствование
словаря детей младшего школьного возраста на уроках русского языка 40 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 54
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 60
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 63
В современных условиях функционирования и развития системы образования остро стоит задача повышения эффективности обучения и воспитания подрастающего поколения. Это предусматривает
совершенствование всех звеньев системы образования, улучшение качества профессиональной подготовки педагогов.
Проблема формирования словаря является одной из самых актуальных проблем современного образования. Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.
К 6-7 годам ребенок пользуется языком в целях повседневного общения и мышления. С приходом в школу начинается новый этап в его языковом развитии: он осознает языковые средства, которыми овладел в дошкольный период, так как уже на пороге школьного возраста располагает относительно зрелым вниманием и памятью.
Однако зачастую той лексики, которую ребенок слышит и которой пользуется в повседневной жизни, ему не хватает для выражения своих чувств, мыслей, эмоций, а при обучении в школе - и для понимания изучаемого материала. В условиях общения в кругу семьи можно добиться лишь самой первой, элементарной ступени владения языком. Ребенок к моменту прихода в начальную школу понимает в окружающем больше, чем может передать словами. Данный факт объясняется тем, что лексическая и грамматическая подсистемы языка ребенка остаются далеко не разработанными. Особенно мал активный словарь, не сформировано умение строить логически последовательную речь.
Ответственность учителя начальных классов всегда была исключительной, но в условиях введения ФГОС НОО она существенно возрастает. Совершенствование словаря детей является целенаправленным, системным процессом, который реализуется через все предметные области и внеурочную деятельность [54].
В современной методике словарная работа рассматривается как целенаправленная педагогическая деятельность, обеспечивающая эффективное освоение словарного состава родного языка. Развитие словаря понимается как длительный процесс количественного накопления слов, освоения их социально закрепленных значений и формирования умения использовать их в конкретных условиях общения.
Словарный состав речи детей на разных возрастных этапах, особенности осознания детьми лексического значения слова изучали М.М. Алексеева [3] М.Т. Баранов [6], Г.В. Бобровская [7]. Н.Е. Богуславская [8], И.Н. Горелов [13], М.Б. Елисеева [16], М.Р. Львов [35], Т.М. Рогожникова [48] и другие.
Целью исследования является теоретическое обоснование совершенствования словаря детей младшего школьного возраста; разработка комплекса игр-упражнений, направленных на обогащение словаря детей младшего школьного возраста на уроках русского языка, а также использование их в школьной практике.
Объект исследования - процесс совершенствования словаря детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования - комплекс игр-упражнений по совершенствованию словаря детей младшего школьного возраста на уроках русского языка.
Задачи:
1. Изучить психологические особенности развития познавательных процессов детей младшего школьного возраста.
2. Раскрыть особенности формирования словаря детей младшего школьного возраста.
3. Исследовать основные методы и приемы словарной работы в начальных классах.
4. Произвести анализ учебников по русскому языку для начальной школы в аспекте совершенствования словаря младших школьников.
5. Провести диагностику уровня сформированности словаря детей младшего школьного возраста.
6. Разработать комплекс игр-упражнений, направленных на совершенствование словаря детей младшего школьного возраста на уроках русского языка.
Исследование проводилось на базе МКОУ СОШ №1 г. Нижние Серги.
В нем приняли участие 16 учеников 2 класса, обучающихся по программе «Школы России».
Методы исследования: анализ психолого-педагогической и методической литературы; педагогическое наблюдение и педагогическое исследование.
Практическая значимость исследования состоит в систематизации упражнений, направленных на совершенствование словаря детей младшего школьного возраста, и включении их в школьную практику изучения русского языка.
Данная выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, параграфов, заключения, списка литературы, приложений.
совершенствование всех звеньев системы образования, улучшение качества профессиональной подготовки педагогов.
Проблема формирования словаря является одной из самых актуальных проблем современного образования. Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.
К 6-7 годам ребенок пользуется языком в целях повседневного общения и мышления. С приходом в школу начинается новый этап в его языковом развитии: он осознает языковые средства, которыми овладел в дошкольный период, так как уже на пороге школьного возраста располагает относительно зрелым вниманием и памятью.
Однако зачастую той лексики, которую ребенок слышит и которой пользуется в повседневной жизни, ему не хватает для выражения своих чувств, мыслей, эмоций, а при обучении в школе - и для понимания изучаемого материала. В условиях общения в кругу семьи можно добиться лишь самой первой, элементарной ступени владения языком. Ребенок к моменту прихода в начальную школу понимает в окружающем больше, чем может передать словами. Данный факт объясняется тем, что лексическая и грамматическая подсистемы языка ребенка остаются далеко не разработанными. Особенно мал активный словарь, не сформировано умение строить логически последовательную речь.
Ответственность учителя начальных классов всегда была исключительной, но в условиях введения ФГОС НОО она существенно возрастает. Совершенствование словаря детей является целенаправленным, системным процессом, который реализуется через все предметные области и внеурочную деятельность [54].
В современной методике словарная работа рассматривается как целенаправленная педагогическая деятельность, обеспечивающая эффективное освоение словарного состава родного языка. Развитие словаря понимается как длительный процесс количественного накопления слов, освоения их социально закрепленных значений и формирования умения использовать их в конкретных условиях общения.
Словарный состав речи детей на разных возрастных этапах, особенности осознания детьми лексического значения слова изучали М.М. Алексеева [3] М.Т. Баранов [6], Г.В. Бобровская [7]. Н.Е. Богуславская [8], И.Н. Горелов [13], М.Б. Елисеева [16], М.Р. Львов [35], Т.М. Рогожникова [48] и другие.
Целью исследования является теоретическое обоснование совершенствования словаря детей младшего школьного возраста; разработка комплекса игр-упражнений, направленных на обогащение словаря детей младшего школьного возраста на уроках русского языка, а также использование их в школьной практике.
Объект исследования - процесс совершенствования словаря детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования - комплекс игр-упражнений по совершенствованию словаря детей младшего школьного возраста на уроках русского языка.
Задачи:
1. Изучить психологические особенности развития познавательных процессов детей младшего школьного возраста.
2. Раскрыть особенности формирования словаря детей младшего школьного возраста.
3. Исследовать основные методы и приемы словарной работы в начальных классах.
4. Произвести анализ учебников по русскому языку для начальной школы в аспекте совершенствования словаря младших школьников.
5. Провести диагностику уровня сформированности словаря детей младшего школьного возраста.
6. Разработать комплекс игр-упражнений, направленных на совершенствование словаря детей младшего школьного возраста на уроках русского языка.
Исследование проводилось на базе МКОУ СОШ №1 г. Нижние Серги.
В нем приняли участие 16 учеников 2 класса, обучающихся по программе «Школы России».
Методы исследования: анализ психолого-педагогической и методической литературы; педагогическое наблюдение и педагогическое исследование.
Практическая значимость исследования состоит в систематизации упражнений, направленных на совершенствование словаря детей младшего школьного возраста, и включении их в школьную практику изучения русского языка.
Данная выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, параграфов, заключения, списка литературы, приложений.
Проблема формирования словаря учащихся общеобразовательных школ по-прежнему является одной из самых актуальных задач современного образования. Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми. Соответственно, гораздо активнее осуществляется психическое развитие обучающегося.
К началу школьного обучения ребенок пользуется языком в целях повседневного общения и мышления. С приходом в школу начинается новый этап в его языковом развитии: учащийся активно осознает языковые средства, которыми овладел в дошкольный период, так как уже на пороге школьного возраста располагает достаточно развитыми вниманием и памятью.
В то же время той лексики, которую ребенок слышит и которой пользуется в повседневной жизни, ему не хватает для выражения своих чувств, мыслей, эмоций, а при обучении в школе - и для понимания изучаемого материала. В условиях общения в кругу семьи можно добиться лишь самой первой, элементарной ступени владения языком. Ребенок к моменту прихода в начальную школу понимает в окружающем больше, чем может передать словами. Все дело в том, что лексическая и грамматическая подсистемы языка ребенка остаются далеко не разработанными. Особенно мал активный словарь, не сформировано умение строить логически последовательную речь.
Словарный запас, лексикон каждого из нас - динамическая самоорганизующаяся система, изменяющаяся по мере накопления человеком знаний и речевого опыта для удовлетворения его коммуникативных потребностей. Особенно интенсивно изменения в лексиконе происходят на ранних возрастных этапах, в детстве. Процесс приближения детского лексикона к словарному запасу взрослого происходит постепенно. Динамика этих изменений зависит от многих факторов: речевой среды, внимания окружающих ребенка взрослых к его речи, познавательной активности самого ребенка.
В процессе обучения необходимо создавать специальные условия для развития словаря детей - целенаправленно и систематически проводить работу, направленную на полноценное усвоение детьми лексики родного языка. Лексико-семантическая работа рассматривается как систематическая и целенаправленная деятельность педагога, обеспечивающая овладение детьми лексикой родного языка.
Работе над словарным составом в процессе обучения младших школьников родному языку уделяется большое внимание, так как она направлена на обогащение и совершенствование их лексикона, являющегося одним из важнейших компонентов языковой компетенции человека. Определение содержания этой работы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей лексикона младших школьников, разнообразие методов и приемов и их осознанный выбор педагогом являются необходимыми условиями ее эффективности.
Проведенный нами анализ двух систем учебников русского языка для начальной школы позволил установить сходство и различия в осуществлении словарной работы.
В целях определения эффективности словарной работы с младшими школьниками, а, следовательно, и уровня развития лексикона нами осуществлено исследование уровня сформированности словаря 16 учащихся второго класса с применение трех диагностических инструментов - «Расскажи по картинке», «Назови слова», «Определение понятий». Диагностика выявила следующие результаты. Высокий уровень сформированности словаря определен у 4 испытуемых, что составило 25% группы. Средний уровень выявлен у 6 испытуемых (37,5%), низкий уровень определен у 6 учащихся, что составляет 37,5% исследованной группы. Руководствуясь результатами исследования, мы сделали вывод о недостаточной лексико-семантической работе по совершенствованию словаря учащихся данного класса.
Мы подобрали и адаптировали к задачам собственного исследования игры-упражнения, которые могут заинтересовать обучающихся, пробудить интерес к словарной работе. Цикл игр-упражнений сформирован таким образом, чтобы эффективно формировать словарь младших школьников. Таким образом, предложенный нами комплекс игр-упражнений может быть использован учителями-практиками с целью совершенствования словаря детей младшего школьного возраста.
К началу школьного обучения ребенок пользуется языком в целях повседневного общения и мышления. С приходом в школу начинается новый этап в его языковом развитии: учащийся активно осознает языковые средства, которыми овладел в дошкольный период, так как уже на пороге школьного возраста располагает достаточно развитыми вниманием и памятью.
В то же время той лексики, которую ребенок слышит и которой пользуется в повседневной жизни, ему не хватает для выражения своих чувств, мыслей, эмоций, а при обучении в школе - и для понимания изучаемого материала. В условиях общения в кругу семьи можно добиться лишь самой первой, элементарной ступени владения языком. Ребенок к моменту прихода в начальную школу понимает в окружающем больше, чем может передать словами. Все дело в том, что лексическая и грамматическая подсистемы языка ребенка остаются далеко не разработанными. Особенно мал активный словарь, не сформировано умение строить логически последовательную речь.
Словарный запас, лексикон каждого из нас - динамическая самоорганизующаяся система, изменяющаяся по мере накопления человеком знаний и речевого опыта для удовлетворения его коммуникативных потребностей. Особенно интенсивно изменения в лексиконе происходят на ранних возрастных этапах, в детстве. Процесс приближения детского лексикона к словарному запасу взрослого происходит постепенно. Динамика этих изменений зависит от многих факторов: речевой среды, внимания окружающих ребенка взрослых к его речи, познавательной активности самого ребенка.
В процессе обучения необходимо создавать специальные условия для развития словаря детей - целенаправленно и систематически проводить работу, направленную на полноценное усвоение детьми лексики родного языка. Лексико-семантическая работа рассматривается как систематическая и целенаправленная деятельность педагога, обеспечивающая овладение детьми лексикой родного языка.
Работе над словарным составом в процессе обучения младших школьников родному языку уделяется большое внимание, так как она направлена на обогащение и совершенствование их лексикона, являющегося одним из важнейших компонентов языковой компетенции человека. Определение содержания этой работы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей лексикона младших школьников, разнообразие методов и приемов и их осознанный выбор педагогом являются необходимыми условиями ее эффективности.
Проведенный нами анализ двух систем учебников русского языка для начальной школы позволил установить сходство и различия в осуществлении словарной работы.
В целях определения эффективности словарной работы с младшими школьниками, а, следовательно, и уровня развития лексикона нами осуществлено исследование уровня сформированности словаря 16 учащихся второго класса с применение трех диагностических инструментов - «Расскажи по картинке», «Назови слова», «Определение понятий». Диагностика выявила следующие результаты. Высокий уровень сформированности словаря определен у 4 испытуемых, что составило 25% группы. Средний уровень выявлен у 6 испытуемых (37,5%), низкий уровень определен у 6 учащихся, что составляет 37,5% исследованной группы. Руководствуясь результатами исследования, мы сделали вывод о недостаточной лексико-семантической работе по совершенствованию словаря учащихся данного класса.
Мы подобрали и адаптировали к задачам собственного исследования игры-упражнения, которые могут заинтересовать обучающихся, пробудить интерес к словарной работе. Цикл игр-упражнений сформирован таким образом, чтобы эффективно формировать словарь младших школьников. Таким образом, предложенный нами комплекс игр-упражнений может быть использован учителями-практиками с целью совершенствования словаря детей младшего школьного возраста.
Подобные работы
- Совершенствование богатства речи детей младшего школьного возраста на уроках русского языка
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - Воспитание гражданственности детей младшего школьного возраста в образовательной организации
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4370 р. Год сдачи: 2019 - Реализация ситуативного подхода в формировании коммуникативных умений младшего школьника
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4235 р. Год сдачи: 2018 - РАЗВИТИЕ ЭМОТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У МЛДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 3850 р. Год сдачи: 2020 - Совершенствование богатства речи детей младшего школьного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО
ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА УРОКАХ МУЗЫКИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4960 р. Год сдачи: 2017 - Развитие эмоционально-образного цветовосприятия у детей младшего школьного возраста на занятиях «Основы изобразительной грамоты и рисование»
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4280 р. Год сдачи: 2020 - Формирование социокультурной компетенции младших школьников в общеобразовательной организации
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2018 - Формирование интеллектуальных способностей младших школьников на уроках русского языка
Бакалаврская работа, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 4550 р. Год сдачи: 2017





