ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА 6
1.1. Особенности развития познавательных процессов детей младшего
школьного возраста 6
1.2. Сущность понятия «коммуникативные умения». Особенности
формирования коммуникативных умений у младших школьников 10
1.3. Методы и приемы формирования коммуникативных умений на
уроках русского языка
1.4. Анализ учебников по русскому языку в аспекте формирования
коммуникативных умений младших школьников 20
ГЛАВА 2. ОПИСАНИЕ ПРОЕКТИРОВОЧНОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА 36
2.1. Диагностика уровня сформированности коммуникативных умений
у детей младшего школьного возраста на уроках русского языка 36
2.2. Комплекс упражнений, направленный на формирование
коммуникативных умений у детей младшего школьного возраста на уроках русского языка 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 59
Успешное обучение в начальной школе невозможно без формирования общеучебных умений, которые являются универсальными, то есть не зависят от содержания конкретного предмета. Как раз эти умения позволяют молодому человеку продолжить обучение в средней школе, вузе, колледже, да и вообще являются основополагающими для любого дальнейшего обучения. Роль учителя начальных классов, и без того наиважнейшая в жизни каждого человека, существенно изменяется в смысле понимания процесса обучения и воспитания. Учителю необходимо выстраивать процесс обучения не только как процесс усвоения системы знаний, умений и компетенций, составляющих инструментальную основу учебной деятельности, но и как процесс развития личности, принятия духовно - нравственных, социальных, семейных и других ценностей.
Ответственность учителя начальных классов всегда была исключительной, но в условиях введения ФГОС НОО она возросла многократно. Формирование коммуникативных умений, как подчеркивается в стандарте, является целенаправленным системным процессом, который реализуется через все предметные области и внеурочную деятельность [49] . В этом и заключается актуальность нашего исследования.
Каждая учебная дисциплина в зависимости от предметного содержания и способов организации учебной деятельности учащихся раскрывает определенные возможности для формирования универсальных учебных действий, в том числе коммуникативных умений.
Определяя приоритетные цели образования на современном этапе развития общества в виде «шести ключевых умений», ведущие
отечественные и зарубежные педагоги и психологи сходятся в том, что по крайней мере два из них непосредственно относятся к области
коммуникативных умений. Это, во-первых, общение и взаимодействие, то есть умение сообщать информацию в письменной и устной форме, использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции; во-вторых, это работа в группе, то есть совместная деятельность, умение устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации. Несомненно, что в этих пунктах теория «шести ключевых умений» смыкается с концепцией универсальных учебных действий, которая разрабатывается А.Г. Асмоловым с группой авторов [3].
Несомненна связь концепции коммуникативных умений с системнодеятельностным подходом, сформулированным в трудах выдающихся психологов и педагогов Л.С. Выготского [10], П.Я. Гальперина [12], В.В.Давыдова [15], А.Н. Леонтьева [31], Д.Б. Эльконина [56]. Конкретизации содержания деятельности по формированию коммуникативных умений, расширению представлений о направлениях их развития способствовали труды А.Г. Асмолова, Г.В. Бурменской, И.А. Володарской, О.А. Карабановой и других.
Цель исследования: теоретически обосновать и разработать комплекс упражнений, направленных на формирование коммуникативных умений детей младшего школьного возраста на уроках русского языка.
Объект исследования: процесс формирования коммуникативных умений детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования: комплекс упражнений, направленных на формирование коммуникативных умений у детей младшего школьного возраста на уроках русского языка.
Для достижения цели ставились и решались следующие задачи:
1. Охарактеризовать особенности развития коммуникативных умений у детей младшего школьного возраста.
2. Раскрыть методы и приемы формирования коммуникативных умений детей младшего школьного возраста на уроках русского языка.
3. Провести анализ программ и учебников по русскому языку для начальной школы с точки зрения возможности формирования коммуникативных умений детей младшего школьного возраста.
4. Определить уровень сформированности коммуникативных умений детей младшего школьного возраста.
5. Подобрать комплекс упражнений, направленных на формирование коммуникативных умений детей младшего школьного возраста на уроках русского языка.
Методы и приемы исследования: анализ научной и методической литературы, программ и учебников по изучаемой теме; педагогическое наблюдение; педагогический эксперимент (исследование уровня сформированности коммуникативных умений младших школьников).
База исследования: МКОУ «СОШ №1» города Нижние Серги, 4 класс, группа из 17 учащихся.
Исследование имеет практическое значение, поскольку разработанный комплекс может быть использован в работе с учащимися начальной школы для формирования коммуникативных умений школьников.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
Именно на этапе обучения в начальной школе начинает формироваться научный тип мышления. Появляется рефлексия как качественно новое свойство психики. Общекультурными образцами действий ребенок начинает овладевать в диалоге со взрослыми. Большие изменения происходят в познавательной сфере младшего школьника. Быстро формируется и развивается произвольность всех психических процессов. Учебная деятельность предъявляет большие требования практически ко всем сторонам психики ребенка. Она способствует развитию воли. В школе вся деятельность по своему характеру является произвольной. Младший школьный возраст - время интенсивного интеллектуального развития. Формирование познавательных процессов в младшем школьном возраста происходит в рамках учебной деятельности.
Коммуникативные умения являются основой осуществления любой познавательной деятельности, в том числе и учебной. Коммуникативные умения - это способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми. Для эффективной коммуникации характерно достижение большей определенности во взаимопонимании партнеров, лучшее понимание ситуации и предмета общения, что способствует разрешению проблем, обеспечивает достижение целей с оптимальной затратой ресурсов.
Степень сформированности коммуникативных умений влияет не только на результативность обучения детей, но и на процесс их социализации и развития личности в целом.
Сформировать коммуникативные умения - значит научить школьника ставить вопросы и четко формулировать на них ответы, внимательно слушать и активно обсуждать рассматриваемые проблемы, комментировать высказывания собеседников и давать им критическую оценку, аргументировать свое мнение в группе. Очень важно также выработать умение выражать собеседнику эмпатию, адаптировать свои высказывания к возможностям восприятия других участников общения.
В ходе анализа трех программ и трех учебников русского языка 4 класса (авторы Т.Г. Рамзаева; Л.Ф.Климанова, Т.В.Бабушкина; В.П.Канакина, В.Г.Горецкий) выяснилось, что названные учебные пособия в той или иной степени предоставляют учителям возможности формирования коммуникативных умений школьников. В результате качественного и количественного анализа наиболее предпочтительным в этих целях нам представляется учебник Л.Ф.Климановой, Т.В.Бабушкиной.
Нами была проведена работа с учащимися 4 класса (группа в количестве 17 человек). Было проведено исследования уровня сформированности коммуникативных умений обучающихся с применением двух диагностических инструментов - «Кто прав?» и «Совместная сортировка». По результатам исследования получены следующие результаты:
• высокий уровень выявлен у 4 учеников (23, 53 %);
• средний уровень выявлен у 6 учеников (35,29 %);
• низкий уровень выявлен у 7 учеников (41,18 %).
С учетом невысоких результатов исследования уровня сформированности у детей коммуникативных умений возникла необходимость разработки и проведения с учащимися комплекса упражнений. Комплекс упражнений по развитию коммуникативных умений дошкольников разработан в основном самостоятельно, с опорой на работы Г.А. Цукерман и материал учебников. Комплекс включил в себя 16 упражнений. Систематическое использование данного комплекса обеспечило положительный результат формирования коммуникативных умений младших школьников.
1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология: Учебник для студентов вузов[Текст] / Г.С.Абрамова. - М.: Академический проект, 2001. - 704с.
2. Андреева, Г.М. Социальная психология [Текст] / Г.М. Андреева. - М.: ПРОТОС, 2013. - 488с.
3. Асмолов, А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе[Текст] / [А.Г.Асмолов, Г.В.Бурменская, И.А.Володарская и др.]; под ред. А.Г.Асмолова. - М.: Просвещение, 2011. - 120 с.
4. Асмолов, А.Г. От действия к мысли: пособие для учителя [Текст]/ под ред. А. Г. Асмолова. - М.: Просвещение, 2015. - 389с.
5. Бабанский, Ю.К. Педагогика. Учебное пособие для студ. пед. ин- тов[Текст]/ Ю.К. Бабанский, В.А. Сластенин, Н.А. Сорокин и др.; Под ред. Ю.К. Бабанского. - 4-е изд., доп. и перераб. - М.: ТЕРРА, 2011. - 479 с.
6. Батаршев, А.В. Дигностика способности к общению [Текст]
/А.В.Батаршев. - СПб.: Питер, 2006. - 176 с.
7. Боденко, Б.Н. Коммуникативная успешность младших школьников [Текст] / Б.Н.Боденко. - М.: ИКТ, 2015. - 366с.
8. Бондаревская, Е.В. Теоретико-методологические вопросы изучения и формирования педагогической культуры [Текст] / Е.В. Бондаревская //Формирование педагогической культуры будущего учителя: Межвузовск. сб. научн. трудов. - М.: РГПИ, 2012. - 321с.
9. Бурменская, Г.В. Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков [Текст] / Г.В.Бурменская. - М. : Изд-во АСТ, 2008. - 133 с.
10. Выготский, Л.С. Избранные психологические
исследования [Текст] / Л.С.Выготский. - М.: ПРОТОС, 2013. - 469с.
11. Газман, О.С. Педагогическая поддержка детей в образовании как инновационная проблема // Новые ценности образования: десять концепций и эссе[Текст] / О.С.Газман. - М.:Инноватор, 2012. - 96 с.
12. Гальперин, П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка [Текст] / П.Я.Гальперин. - М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1985. - 306с.
13. Головина, Ж.Н. Влияние общения со сверстниками на общение детей со сверстниками [Текст] // Исследования по проблемам возрастной и педагогической психологии. / Под редакцией Лисиной М.И. - М.: ТЕРРАНОВА, 2010. - 239с.
14. Грехнев, В.С. Культура педагогического общения: кн. для учителя [Текст] / В.С.Грехнев. - М.: ТЕРРА-НОВА, 2013. - 144 с.
15. Давыдов, В.В. Психическое развитие в младшем школьном возрасте [Текст] // Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А.В.Петровского / В.В.Давыдов. - М. : Педагогика, 1973. - 322с...