Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование читательской самостоятельности младших школьников

Работа №95739

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы79
Год сдачи2019
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
164
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ 6
ЧИТАТЕЛЬСКОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ
1.1. Чтение как вид речевой деятельности 6
1.2. Читательская самостоятельность как качество личности 11
1.3. Условия формирования читательской самостоятельности
школьников в процессе обучения 17
1.4. Методы и приемы формирования читательской
самостоятельности младших школьников 25
1.5. Анализ УМК по литературному чтению в аспекте
формирования читательской самостоятельности младших школьников 30
ГЛАВА 2. ОПИСАНИЕ ПРОЕКТИРОВОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ
САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 38
2.1. Диагностика читательской самостоятельности второклассников. 38
2.2. Комплекс заданий, направленный на формирование
читательской самостоятельности второклассников 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 56
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 62
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 65
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 66

Нормативные документы, посвященные образованию в Российской Федерации, уделяют большое внимание развитию у обучающихся такого качества, как читательская самостоятельность. В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (ФГОС НОО) указывается, что обучающийся должен достигнуть необходимого уровня читательской компетентности, овладения техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий. Кроме этого, в стандарте указывается, что обучающийся должен самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации [59].
Первоочередная задача, которую нужно выполнить, чтобы достичь этих целей, - развитие у обучающихся читательской самостоятельности. Проблема развития читательской самостоятельности учеников начальных классов становится особенно актуальной в наше время, поскольку в России наблюдается снижение уровня читательской культуры населения в целом, из года в год снижается интерес детей к чтению.
Непосредственный научный интерес представляют труды ученых- методистов Е. А. Бугрименко [7], П. Б. Кочетовой [28], Г. М. Первовой [42] и других, в которых рассматриваются особенности воспитания читателей школьников. Проблемами развития и оценки читательской самостоятельности занимались такие ученые, как О. В. Джежелей [12], Л. Ф. Климанова [19], Т. А. Неборская [35], Г. М. Первова [42], Т. С. Пичеоол [45], Н. Н. Светловская [51] и другие.
Читательская самостоятельность - это интегрированное качество, которое характеризуется наличием у читателя мотивов, побуждающих его обращаться к книгам, и суммой знаний, позволяющих ему реализовать эти мотивы с наименьшей затратой времени и усилий в связи с общественной и личной необходимостью. Это осознанный выбор книги, применение умений и навыков по чтению, которыми обладает ученик на момент деятельности с книгой [27].
Несмотря на актуальность проблемы формирования читательской самостоятельности младших школьников, такой важный аспект методики внеклассного чтения, как развитие читательской самостоятельности младших школьников, в частности вопрос создания учителями начальных классов соответствующих психолого-педагогических и методических условий формирования основ читательской самостоятельности младших школьников на уроках чтения, еще не нашел полного освещения в методических разработках.
Проблема исследования связана с необходимостью поиска эффективных методов и приемов формирования читательской самостоятельности младших школьников.
Цель исследования: теоретически обосновать и разработать комплекс заданий для уроков литературного чтения, направленный на формирование читательской самостоятельности младших школьников.
Объект исследования: процесс овладения читательской деятельностью в условиях обучения в начальной школе.
Предмет исследования: комплекс заданий для уроков литературного чтения, направленный на формирование читательской самостоятельности младших школьников.
Задачи исследования:
1. На основе анализа психолого-педагогической литературы раскрыть сущность понятий «чтение», «читательская деятельность», «читательская самостоятельность» и выявить условия формирования читательской самостоятельности школьников в процессе обучения;
2. На основе анализа методической литературы охарактеризовать методы и приемы формирования читательской самостоятельности младших школьников;
3. Провести анализ УМК по литературному чтению в аспекте формирования читательской самостоятельности младших школьников;
4. Подобрать диагностические задания для выявления уровня читательской самостоятельности обучающихся второго класса и провести диагностику;
5. Разработать комплекс заданий для уроков литературного чтения во втором классе, направленный на формирование читательской самостоятельности обучающихся.
Методы исследования:
• анализ научной литературы по теме исследования;
• педагогическая диагностика (тестирование, анкетирование);
• качественный и количественный анализ полученных данных.
База исследования - Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 10 г. Екатеринбурга.
Структура ВКР. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, 3 приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В ходе теоретического анализа литературы мы пришли к выводу, что чтение представляет собой вид речевой деятельности, направленный на смысловое восприятие графически зафиксированного текста. Читательская самостоятельность представляет собой личностное свойство школьника, которое можно считать конечной целью и объективным показателем деятельности младших школьников по чтению.
Далее, анализируя педагогические условия формирования читательской деятельности младших школьников, мы установили, что ими являются разнообразие методов, приемов работы, правильная организация образовательной среды, качественная подготовка учителя к процессу формирования читательской самостоятельности детей, активизация самостоятельной читательской деятельности, направленной на развитие способностей, интереса к литературе, совершенствование знаний, умений и навыков чтения. Процесс формирования читательской самостоятельности осуществляется при использовании разнообразных методов и приемов работы: метод чтения-рассматривания, оформление уголка читателя,
выставки книг, ознакомление школьников с новыми произведениями, пересказ прочитанного, иллюстрирование, различные упражнения, игровые приемы, приемы работы с книгами.
Анализ учебника «Литературное чтение» для 2 класса, творческой тетради показал, что в процессе уроков литературного чтения формируется читательская самостоятельность обучающихся. В ходе анализа мы выявили такие методы работы по формированию читательской самостоятельности обучающихся: рассматривание обложки и иллюстраций, метод
распределения ролей при чтении произведения, пересказ, метод работы с каталогом школьной библиотеки, беседа о прочитанном, обмен мнениями о прочитанном, иллюстрирование прочитанного, сочинение сказок и историй, создание выставки книг и организация викторины по прочитанным книгам.
В ходе диагностического исследования было обнаружено, что уровень развития готовности к самостоятельной читательской деятельности учащихся второго класса является недостаточным. Это свидетельствует о необходимости введения в процесс обучения специально организованной работы, направленной на развитие всех сторон читательской самостоятельности младших школьников.
С целью формирования читательской самостоятельности второклассников нами был разработан комплекс заданий для учащихся второго класса, направленный на формирование у них читательской самостоятельности. Он включает задания, направленные на повышение у обучающихся интереса к книге, расширение читательского кругозора обучающихся, усвоение обучающимися библиографических знаний, развитие умений школьников работать с книгой. Для внедрения этих заданий в учебный процесс мы разработали тематическое планирование работы по формированию читательской самостоятельности второклассников. Таким образом, разработанные нами задания могут оказать положительное влияние на развитие читательской самостоятельности младших школьников.


1. Абдуллина, А. А. Обучение младших школьников воссозданию образов художественных произведений: [Текст] / А. А. Абдуллина. Научно­методические материалы. Часть 1. - М.,1997. - 256 с.
2. Алифанова, Е. А., Егорова, Н. Е. Развитие правильности и осознанности чтения [Текст] / Е. А. Алифанова, Н. Е. Егорова. -Рабочая тетрадь. - М. : Книголюб, 2006. - 32 с.
3. Беляева, С. А. К вопросу о сформированности читательской самостоятельности младших школьников [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://moluch.ru/archive/92/20214/ (дата обращения: 02.02.2019).
4. Береснева, Л. О роли чтения [Текст] / Л. Береснева // Домашнее воспитание. - 2002. - № 6. - С.15-17.
5. Бойкина, М. В. Литературное чтение. Методические рекомендации. 2 класс : пособие для учителей общеобразоват. учреждений [Текст] / М. В. Бойкина. Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». - М.: Просвещение, 2012. - 94 с.
6. Боразнова, Г. Д. Техника обучения чтению [Текст] / Г. Д. Боразнова Начальная школа. - 2002. - № 10. - С. 36-38.
7. Бугрименко, Е. А. Чтение без принуждения [Текст] / Е. А. Бугрименко, Г. А. Цукерман. - М.: ИНТОР, 1998. - 172 с.
8. Воюшина, М. П. Методические основы литературного развития младших школьников [Текст] / М. П. Воюшина // Методические основы языкового образования и литературного развития младших школьников. - СПб.: Специальная литература, 1996. - 168 с.
9. Выготский, Л. С. Психология развития человека [Текст] / Л. С. Выготский. - М.: Изд-во Смысл; Эксмо, 2005. - 1136 с.
10. Газман, О. С. Неклассическое воспитание: от авторитарной педагогики к педагогике свободы [Текст] / О. С. Газман. - М.: МИРОС, 2002. - 319 с.
11. Дергунова, Т. А. Технологии литературного развития младших школьников [Текст] / Т. А. Дергунова // Вестник Нижневартовского государственного университета. - 2013. - №. 4. - С. 18-22.
12. Джежелей, О. В. Чтение и литература. 1-4 классы. Программа (Обучение грамоте. Литературное чтение) [Текст] / О. В. Джежелей. - М. : Дрофа, 2005. - 96 с.
13. Джежелей, О. В. Чтение и литература. Программа [Текст] / О.В. Джежелей // Программно-методические материалы: Чтение. Начальная школа. - М.: Дрофа, 2004. - 240 с.
14. Джежелей, О. В., Светловская, Н. Н. Учим читать книгу. Пособие для учителя [Текст] / О.В. Джежелей, Н.Н. Светловская. - М.: Просвещение, 1983. - 208 с.
15. Ефанова, Т. В., Валынкин, П. В. Формирование читательской
самостоятельности младших школьников в современной общеобразовательной организации [Текст] / Т.В. Ефанова, П. В. Валынкин // Психология и педагогика: методика и проблемы. - 2017. - № 2. - С. 91-96...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ