ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ
НРАВСТВЕННЫХ ОРИЕНТИРОВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ЛИТЕРАТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 6
1.1. Духовно-нравственное воспитание в процессе начального
образования 6
1.2. Роль литературного образования в формировании нравственных
ориентиров младших школьников 17
1.3. Методы обучения литературному чтению, способствующие
формированию нравственных ориентиров младших школьников 21
1.4. Анализ УМК по литературному чтению в аспекте формирования у
младших школьников нравственных ориентиров 24
ГЛАВА 2. ОПИСАНИЕ ПРОЕКТИРОВОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ НРАВСТВЕННЫХ ОРИЕНТИРОВ У МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ 31
2.1. Выявление уровня сформированности нравственных ориентиров
младших школьников 31
2.2. Комплекс заданий по литературному чтению, направленный на
формирование нравственных ориентиров младших школьников 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 49
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 55
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 57
В современном мире вопрос духовно-нравственного воспитания детей, и в частности младших школьников, является одной из важнейших проблем образования и общества. Решение ее усложняется отсутствием ключевых положительных ценностных ориентиров молодого поколения, а важные духовные человеческие ценности вытесняются материальными. В этих условиях перед педагогом и школой стоит задача поиска и включения в образовательный процесс новых форм и методов работы, способствующих развитию ценностной картины мира ребенка, формирующих устойчивые свойства и качества личности.
Федеральный государственный образовательный стандарт ориентирует современного педагога на формирование личностных универсальных учебных действий, одним из которых является моделирование системы ценностных отношений учащихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания и т.д.
Начиная работу по нравственному воспитанию еще в младшем возрасте, педагог делает акцент на знакомство детей с нравственными нормами и правилами поведения. Однако следует отметить, что знакомство, то есть овладение элементарными знаниями и представлениями о правилах поведения, еще не достаточно для создания ценностной картины мира и устойчивой модели поведения. Анализ ситуации школьной образовательной системы, в частности преподавания литературного чтения, показывает, что не всегда в ней существуют способы и механизмы нравственного ориентирования младшего школьника. В связи с этим целесообразно обратиться к малоизученным аспектам нравственных ориентиров младших школьников на уроках литературного чтения как важному средству формированию нравственной личности, способной к духовному самоопределению и самоидентификации в современном мире.
Педагогические аспекты формирования нравственных ориентиров рассмотрены в трудах Н. А. Березовина, О. Л. Берак, В. Г. Бочаровой, В. В. Давыдова, Н. Ф. Талызиной, Н. Д. Никандрова, Б. Т. Лихачева и многих других исследователей.
Для формирования нравственных ориентиров младших школьников именно уроки литературного чтения предоставляют большие возможности. Чтение как форма деятельности включает в себя разные аспекты формирования нравственных качеств, и в связи с этим его следует считать фактором нравственного развития личности.
Опираясь на сказанное выше, можно выделить следующие противоречия:
• между предъявленными требованиями современного мира к сфере нравственных ориентиров личности и недостаточностью элементов учебновоспитательного процесса на уроках литературного чтения по формированию данных ориентиров;
• между необходимостью системной нравственной ориентацией школьников и эпизодическим использованием приемов обучения литературному чтению, направленных на формирование нравственных ориентиров.
Все это определило актуальность выбранной темы и позволило сформулировать проблему исследования: какие методы обучения
способствуют формированию нравственных ориентиров младших школьников в процессе литературного образования.
Объект исследования: духовно-нравственное воспитание младших школьников в процессе литературного образования.
Предмет исследования: комплекс заданий по литературному чтению, направленный на формирование нравственных ориентиров младших школьников.
Цель исследования: теоретически обосновать и разработать комплекс заданий по литературному чтению, направленный на формирование нравственных ориентиров младших школьников.
В соответствии с проблемой, целью, объектом, предметом исследования были определены следующие задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме духовно-нравственного воспитания обучающихся в процессе литературного образования, охарактеризовать содержание и методы литературного образования, способствующие формированию нравственных ориентиров у младших школьников.
2. Проанализировать УМК по литературному чтению для начальной школы в аспекте формирования у младших школьников нравственных ориентиров.
3. Определить критерии и показатели уровня сформированности нравственных ориентиров у младших школьников, подобрать педагогический инструментарий и провести диагностическое исследование целью выявления уровня сформированности нравственных ориентиров обучающихся.
4. Разработать комплекс заданий по литературному чтению, направленный на формирование нравственных ориентиров младших школьников.
Для достижения цели исследования и решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
• теоретические методы исследования: теоретический анализ
психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
• эмпирические методы исследования: наблюдение, анкетирование, качественный и количественный анализ данных.
Структура ВКР. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, двух приложений.
Как показал анализ научной литературы, под нравственными ориентирами понимаются нравственные индивидуальные предпочтения личности, социальные установки, представления о нравственной норме, основанные на абсолютных ценностях, проявляющиеся в структуре нравственного сознания, в поведении и деятельности человека.
Задачи литературного образования в системе непрерывного образования определяются не только преемственностью ее с другими звеньями образования, но и неповторимой ценностью этой ступени для становления и развития нравственной личности ребенка.
Именно младший школьный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью к усвоению нравственных правил и норм, что создает благоприятные условия для работы по воспитанию духовно-нравственной личности. Стержнем воспитания, определяющим нравственное развитие личности в младшем школьном возрасте, является формирование нравственных ориентиров, опора на чувства, эмоциональную отзывчивость.
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования, среди задач обучения детей по предмету «Литературное чтение» ставится задача нравственного и социально-эмоционального воспитания, которое включает формирование положительного отношения к людям, стране, социальных чувств, социальных действий. При этом главным методом формирования нравственных ориентиров является усвоение моральных норм и правил поведения. На примере художественного текста дети учатся оценивать поступки и качества персонажей, начинают осознавать категории «хорошо» и «плохо».
Педагогический смысл работы по формированию нравственных ориентиров младшего школьника состоит в том, чтобы помогать ему продвигаться от знаний о нравственных качествах личности к более высокому уровню, при котором требуется самостоятельность принятия решения и осуществление нравственного выбора.
Для проведения диагностики уровня сформированности нравственных ориентиров, в частности любви к Родине, нами были подобраны диагностические материалы: анкета «Что такое Родина?» и беседа по иллюстрациям, направленная на выявление способности адекватно оценивать поведение персонажей с позиций их отношения к Родине и ее гражданам. В результате диагностики были выявлены как положительные, так и отрицательные моменты в отношении обучающихся к Родине, в частности многие второклассники демонстрируют невысокий уровень знаний о своей малой родине, ее достопримечательностях, не проявляют интереса к истории страны, не могут дать оценку поведения человека с позиции его отношения к Родине.
Для повышения у обучающихся уровня сформированности нравственного ориентира «любовь к Родине» был предложен комплекс заданий по литературному чтению для второго класса. Задания разработаны с учетом принципов деятельности, преемственности, опоры на семью. С помощью этого комплекса заданий на уроках литературного чтения можно реализовать задачи нравственного воспитания обучающихся: расширить знания младшего школьника об основных понятиях «родина», «государство», «малая родина», «патриот», «служение Отечеству», знания о символах России, родного города, о культуре родного края; способствовать проявлению эмоционального отношения к родному краю, любви к историческому прошлому и настоящему своей страны; развивать готовность младшего школьника совершать поступки во благо своей родины, анализировать с этой точки зрения поступки окружающих, делать выводы. Предлагаемые задания предназначены как для работы на уроке, так и во внеурочное время, что позволяет вовлекать в процесс целенаправленного нравственного воспитания семью.
Включение данного комплекса заданий в процесс литературного образования младших школьников будет способствовать, по нашему мнению, формированию у обучающихся нравственных ориентиров, в частности любви к Родине.
1. Актуальные вопросы формирования интереса в обучении [Текст]: учебное пособие / ред. Г. И. Щукина. - М. : Просвещение, 1984. - 176 с.
2. Акутина, С. П. Социально-ценностная роль семейного чтения в развитии современных детей и подростков: педагогический дискурс [Текст] / С.П. Акутина // Молодой ученый. - 2015. - № 22. - С. 1-4.
3. Антонова, А.М. Субъект-субъектное взаимодействие в образовательном процессе колледжа как условие организации учебноисследовательской деятельности учащегося [Текст]/ А.М. Антонова // Научные проблемы гуманитарных исследований: научно-теоретический журнал. - 2011. - №9 - С. 137-143.
4. Ахметжанова, Г.В. Современные проблемы теории и практики начального образования : монография [Текст] / Ахметжанова Г.В., Воробьева Т.Г., Егорова Ю.Н. и др. - Тольятти: ТГУ. - 2016. - 187 с.
5. Бабанский, Ю.К. Педагогика: Курс лекций [Текст] /
Ю.К. Бабанский. - М.: Просвещение, 1988. - 354 с.
6. Бабинова, С. В. Воспитание толерантности младших школьников средствами поликультурного образования: Учебное пособие [Текст] / С.В. Бабинова. - Новосибирск: Изд-во НИпКиПРО, 2009. - 130 с.
7. Балталон, Ц. П., Балталон, В. Н. Воспитательное чтение. Беседы по методике начального обучения. 2-е изд., значительно дополненное. - М.: Изд-во ИЭТ, 1971. - 58 с.
8. Бахтин, М.М. К философии поступка [Текст] // Философия и социология науки и техники. Ежегодник 1984-1985. - М.: Просвещение, 1986. - 80с.
9. Белоусова, Т.Л. Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников. Методические рекомендации [Текст] / Т.Л. Белоусова. - М.: Просвещение, 2011. - 15с.
10. Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б.М. Бим- Бад. - М. : Большая Российская энциклопедия, 2002. - 614 с.
11. Бозорова, Х.Т. Нравственное воспитание младших школьников в учебно-воспитательном процессе [Текст] // Молодой ученый. - 2014. - № 9. - С. 13-22.
12. Волков, Г. Н. Этнопедагогика [Текст] / Г.Н. Волков. - М.: Изд-во Академия, 2000. - 176 с.
13. Володин, А.А., Бондаренко, Н. Г. Анализ содержания понятия «организационно-педагогические условия» [Текст] / А.А. Володин // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки . - 2014. - № 2 - 143 с.
14. Ганжин, В.Г. Нравственность как система. Учебное пособие [Текст] / В.Г. Ганжин. - М.: МГУ, 2006. - 166 с.
15. Голант, Е.Я. Методы обучения в советской школе [Текст] / Е.Я. Голант. - М.: ГУПИ Министерства просвещения РСФСР, 1957. - 151 с...