ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ 7
1.1. Психологические особенности детей младшего школьного возраста 7
1.2. Выразительность как коммуникативное качество речи 11
1.3. Условия совершенствования выразительности речи младших
школьников в процессе обучения русскому языку 19
1.4. Анализ программного содержания работы по совершенствованию
выразительности речи детей младшего школьного возраста 23
ГЛАВА 2. ОПИСАНИЕ ПРОЕКТИРОВАЧНОЙ РАБОТЫ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 37
2.1. Диагностика уровня сформированности выразительности речи младших
школьников 37
2.2. Комплекс упражнений, направленный на совершенствование выразительности речи младших школьников в процессе обучения русскому
языку 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 53
ПРИЛОЖЕНИЕ 56
На современном этапе развития общества одним из показателей, характеризующих уровень культуры человека, его интеллекта и мышления является речь. Начиная с младенческих лет, речь человека постепенно усложняется, обогащается. Большинство толковых словарей раскрывают сущность понятия «речь» как «звучащий язык; способность говорить, говорение; разновидность или стиль языка». Многие психологи утверждают, что для младшего школьника речь является средством успешного обучения и активной деятельности.
Являясь видом деятельности людей и ее продуктом, речь осуществляется на основе использования языковых средств, таких как слова, сочетания слов, предложения и т.п. Именно при помощи речи у человека появилась возможность реализовывать функции общения (сообщения), эмоционально самовыражаться и воздействовать на других людей, а также содержательно формулировать мысли и чувства при помощи языка в процессе речевой деятельности человека.
Речевую культуру человека составляет владение выразительной речью в единстве содержания и формы. Развитие речевой выразительности является задачей не только учебного курса «русский язык», но и других предметов, входящих в школьную программу. Каждому педагогу, независимо от того, какой предмет он преподает необходимо обращать внимание на правильное, точное употребление детьми слов, построение предложений, учить пересказывать и грамотно излагать свои мысли.
На сегодняшний день первостепенное значение приобретает проблема развития выразительности речи обучающихся младших классов, потому что умение общаться людьми в различных коммуникативных ситуациях, свободно и точно выражать свои мысли и чувства, позволяет ребенку понимать собеседника и быть понятым самому. Отсюда вытекает основная задача выразительности речи - обеспечить эффективность коммуникации. Данное утверждение находит подтверждение в Федеральном Государственном Образовательном Стандарте второго поколения Начального Общего Образования (ФГОС 2 поколения НОО) [37].
Благодаря выразительности речи, не только ребенок, но и взрослый может передать то многообразие эмоций и чувств, что наполняют его в момент речи, ведь одно и то же выражение может иметь различную интонационную окраску, что обуславливает различное понимание той или иной информации. В младшем школьном возрасте продолжается активное речевое развитие ребенка. Теперь дети учатся не только передавать окружающим информацию, которая волнует их, но наделять ее чувствами, своими переживаниями, интерпретировать происходящее вокруг. Этот возраст можно охарактеризовать как самый благоприятный для развития выразительной речи.
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что современные образовательные программы обучения в школе направлены на формирование и развитие грамотности, точности речи детей, упуская из вида выразительность речи, что ведет к проблемам выражения ребенком своих чувств, неправильной передаче эмоций в процессе разговора. Результатом такого упущения является отсутствие полного взаимопонимания с окружающими, ведь именно выразительность необходимо считать значимым средством речевого самовыражения личности.
Проблеме формирования выразительности детской речи были посвящены труды известных отечественных педагогов и психологов: Л. С. Выготского, Б. М. Теплова, А. В. Запорожца, А. В. Лагутиной, Ф. А. Сохиной, О. С. Ушаковой и др. Однако анализ этих работ показал, что в них рассматривались лишь отдельные аспекты выразительности.
Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что большое значение приобретает проблема совершенствования методов и приемов, способствующих формированию выразительности речи младших школьников, определена социальной ролью языка и речи и их значением в психологическом развитии ребенка. Еще Л. С. Выготский отмечал, что психическое развитие человека имеет в своих истоках речевое общение ребенка с взрослыми. Освоение языка, его грамматического строя даёт возможность свободно рассуждать, спрашивать, делать выводы, отражать разнообразные связи между предметами и явлениями [8].
Исходя из вышеизложенного, мы можем сформулировать объект и предмет исследования.
Объект выпускной квалификационной работы - процесс совершенствования выразительности речи младших школьников на уроках русского языка.
Предмет исследования - комплекс упражнений, направленный на совершенствование выразительности речи младших школьников в процессе обучения русскому языку.
Целью исследования является разработать комплекс упражнений, направленный на совершенствование выразительности речи младших школьников на уроках русского языка.
Для достижения поставленной цели нужно решить следующие задачи:
• изучить особенности речевого развития детей младшего школьного развития;
• выявить уровень сформированности выразительности речи младших школьников в процессе обучения русскому языку;
• изучить методы оценки выразительности речи младших школьников;
• разработать комплекс упражнений, направленный на совершенствование выразительности речи младших школьников.
Решению поставленных задач будут способствовать следующие методы:
1. Метод отбора, анализа и обобщения научного материала;
2. Метод качественного и количественного исследования полученных на основе диагностики данных.
База исследования - МБОУ СОШ № 6 г. Екатеринбурга, количество детей в классе - 26 человек.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
Язык - это неисчерпаемый источник умственного развития ребенка, сокровищница всех знаний. Слово воспитывает, обучает и развивает ребенка. Под влиянием языка совершенствуются его чувства, восприятие, обогащаются знания об окружающем мире.
Если в предыдущие годы главное внимание уделялось формированию отдельных речевых умений и навыков на основе элементарного осознания языковых явлений, то целью современной лингводидактики на этапе школьного образования является воспитание языковой личности, т.е. формирование личности, которая адекватно, свободно и творчески применяет язык в различных ситуациях с целью реализации собственно речевых задач.
Процесс формирования выразительности речи становится все более эффективным, если же учитывать психолого-педагогические основы совершенствования выразительности речи младших школьников.
Актуальность данной темы заключается в том, что развитие выразительности речи младших школьников это одна из основных задач развития речи. Роль речи в жизни каждого человека очень важна. Ведь именно речь позволяет человеку находить контакт с другими людьми и передавать свои мысли как устно, так и в письменной виде. Речь человека - показатель его интеллекта и культуры. Чем речь точнее, образнее выражает мысль, тем значительнее человек как личность и тем ценнее он для общества. К сожалению, повседневная речь не только младших школьников, но и старшеклассников не отвечает этим качествам.
В настоящее время одной из первостепенных задач педагога является создание условий для формирования у младших школьников выразительности речи как необходимой предпосылки гармоничного развития и социализации личности.
Выразительность речи помогает человеку разбудить не только логическую, но также и эмоциональную, эстетическую область нашего сознания.
Изучив литературу по данному вопросу, можно отметить, что выразительность речи очень многоплановое понятие, это совокупность особенностей речи, поддерживающих внимание и интерес у слушателей. Выразительность опирается на богатство, достигается употреблением в речи выражений, избегающих обыденности, неожиданных оборотов. Образность и эмоциональность речи усиливают ее эффективность, способствуют ее лучшему восприятию, пониманию и запоминанию, доставляют эстетическое удовольствие.
На наш взгляд, учителю нельзя ни на минуту забывать, что одной из ведущих задач начальной школы является формирование выразительности речи младших школьников. Необходимо научить детей эффективной коммуникации, что, прежде всего, проявляется в выразительности речи.
1. Артёмов, В. Я. Психология речевой интонации [Текст] / (Интонация и просодия): Лекция к спецкурсу : Ч. 1 / В. А. Артемов; Моск. гос. пед. ин-т иностр. яз. им. Мориса Тореза. - Москва. : МГПИИЯ, 2006. - 240 с.
2. Ахманова, О. С. Словарь лингвистических терминов / О.
С.Ахманова. - М. : Сов. Энциклопедия, 1996. - 75 с.
3. Бархин, К. Б. Развитие речи в начальной школе [Текст] / методическое пособие для учителей / К. Б. Бархин. - 7-е изд. - М. : Учпедгиз, 2003. - 118 с.
4. Блинов И. Я. Выразительное чтение и культура устной речи [Текст] / И. Я. Блинов. - Москва. : Учпедгиз, 1997. - 200 с.
5. Бредихина, С. В. Особенности детской речи и возможности ее использования на уроках русского языка [Текст] / С. В. Бредихина // Начальная школа. 2001. № 5. С. 52-57
6. Брызгунова, Е. А. Звуки и интонация русский речи. [Текст] / 3-е изд. - М. : Просвещение, 2007. - 63 с.
7. Быстрова, Е. А. Обучение русскому языку в школе. Учебное пособие. - М. : Дрофа, 2004. - 240 с.
8. Выготский, Л. С. Мышление и речь. Изд. 5, испр. - Издательство Лабиринт, М.: 2007. - 352 с.
9. Гвоздев, А. Н. Формирование у ребенка грамматического строя русского языка. / Под ред. С. И. Абакумова. - М. : АПН РСФСР, 2000. - 268 с.
10. Головин, Б. Н.. Основы культуры речи: Учеб, для вузов по спец. «Рус. яз. и лит.». - 2-е изд., испр. - М. : Высш. шк., 1988. - 320 с.
11. Горбушина, Jl. А. Первоначальные представления
о выразительности речи и чтения. // Пути и средства достижения прочности знаний в начальных классах. М. : Просвещение, 2007. - С. 184-197.
12. Гуро-Фролова, В. Г. Работа над выразительными средствами речи. // Начальная школа. 1991. № 3. С. 87-104.
13. Гуро-Фролова, В. Г. Работа над выразительными средствами речи // Начальная школа. 1992. № 2. С.22-24.
14. Завадская, Т. Ф. Выразительное чтение в начальной школе [Текст] / Акад. пед. наук РСФСР. Пед. б-ка учителя. Ин-т худож. воспитания. - М. : Изд-во Просвещение, 2006. - 114 с.
15. Калмыкова, И. Р. Таинственный мир звуков [Текст] : фонетика и культура речи в играх и упражнениях: популярное пособие для родителей и педагогов / И. Р. Калмыкова. - Ярославль: Акад. развития: Академия К°, 2008. - 239 с...