ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБОГАЩЕНИЯ РЕЧИ МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ ФРАЗЕОЛОГИЗМАМИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА7
1.1. Особенности психического развития младших школьников 7
1.2. Особенности речевого развития младших школьников 11
1.3. Содержание обучения фразеологии в начальной школе на уроках
русского языка 14
1.4. Методы и приемы обогащения речи фразеологизмами младших
школьников на уроках русского языка 19
ГЛАВА 2. ОПИСАНИЕ ПРОЕКТИРОВОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА ПО ОБОГАЩЕНИЮ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ФРАЗЕОЛОГИЗМАМИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА 26
2.1. Анализ содержания учебников по русскому языку «Школа России»,
«Начальная школа ХХ1 века» в аспекте обогащения речи младших школьников фразеологизмами 26
2.2. Описание диагностики владения младшими школьниками
фразеологизмами 31
2.3. Описание комплекса упражнений по обогащению речи младших
школьников фразеологизмами на уроках русского языка 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 54
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 65
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 70
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 78
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 81
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 83
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 84
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 85
ПРИЛОЖЕНИЕ 8 86
ПРИЛОЖЕНИЕ 9 87
ПРИЛОЖЕНИЕ 10 88
ПРИЛОЖЕНИЕ 11 89
ПРИЛОЖЕНИЕ 12 90
ПРИЛОЖЕНИЕ 14 92
ПРИЛОЖЕНИЕ 15 93
ПРИЛОЖЕНИЕ 16 94
ПРИЛОЖЕНИЕ 17 95
ПРИЛОЖЕНИЕ 18 97
ПРИЛОЖЕНИЕ 19 98
ПРИЛОЖЕНИЕ 20 100
ПРИЛОЖЕНИЕ 21 116
Вектором направления деятельности педагога в начальной школе является федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, который ориентирован на ...«духовнонравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей» [72, с. 35].
К концу начальной школы у учащихся должны быть сформированы умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, умения выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач» [72, с. 35]. Такими средствами могут быть не только отдельные слова, но и фразеологизмы.
Речевое развитие младших школьников является актуальным, так как это приводит к умению правильно строить высказывания и адекватно воспринимать речь, добывать необходимые знания.
Выпускник начальной школы должен уметь «различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении» [59, с. 33], что необходимо для понимания значения фразеологизмов.
Правильное и уместное употребление фразеологизмов в речи является показателем высокого уровня её развития. Необходимость словарной работы по фразеологии в начальной школе подтверждается наличием фразеологического материала в действующих учебниках по русскому языку.
Анализ программ и учебников по русскому языку, результаты диагностики владения младшими школьниками фразеологизмами выявили, что фразеологическая работа на уроках русского языка носит эпизодический характер. Исследование словаря младших школьников показало, что они не употребляют в своей речи фразеологизмы, так как не осознают их смысл.
В методической литературе для начальных классов нет целевого ориентира по реализации обогащения речи младших школьников фразеологизмами на уроках русского языка. Суть лексико-фразеологической работы состоит в том, что фразеологизм должен быть правильно воспринят и понят в тексте младшими школьниками и правильно употреблен в жизненной ситуации.
Исходя из актуальности и значимости проблемы, выбрана тема выпускной квалификационной работы - «Обогащение речи младших школьников фразеологизмами на уроках русского языка».
Объектом изучения данной темы является процесс обогащения речи младших школьников фразеологизмами на уроках русского языка.
Предмет исследования: комплекс упражнений по обогащению речи младших школьников фразеологизмами на уроках русского языка.
Необходимо решить следующие задачи исследования:
1) проанализировать литературу по теме исследования;
2) проанализировать программы и учебники по русскому языку для начальных классов в аспекте темы исследования;
3) подобрать и провести диагностику по определению уровня владения младшими школьниками фразеологизмами;
4) разработать комплекс упражнений по обогащению речи фразеологизмами младших школьников на уроках русского языка.
Теоретическая база исследования - положение об особенностях психического и речевого развития младших школьников (А.А. Люблинская, Д.Б. Эльконин, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, М.Р. Львов, С.Н. Цейтлин), положение о содержании обучения фразеологии на уроках русского языка (В.В. Виноградов, М.А. Коврова, Н.М. Шанский) и о методах и приемах обогащения речи младших школьников фразеологизмами (Г.В. Михеева, С.В. Сысоева, М.С. Соловейчик).
Для решения поставленных задач нами были использованы следующие методы исследования: изучение и анализ психолого-педагогической, научно-методической литературы по теме исследования, изучение и анализ нормативных документов, диагностика по определению уровня владения младшими школьниками фразеологизмами, количественные и табличные методы обработки данных диагностики и их качественный анализ, проектирование комплекса упражнений по теме исследования.
Исследование проводилось на базе МБОУ школы №81 г. Екатеринбург, в 4 «Б» классе в количестве двадцати человек.
Объём и структура выпускной квалификационной работы: ВКР состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, включающего девяносто семь наименований и двадцать одного приложения. Объём работы сто двадцать четыре страницы.
Представленная работа посвящена развитию речи младших школьников в процессе изучения фразеологизмов на уроках русского языка.
В теоретической части нашей работы был проведен анализ психолого - педагогической литературы, который выявил достаточный уровень психологического и речевого развития младших школьников для работы над осознанием переносного смысла фразеологизмов, выделенных на основе определенных критериев отбора фразеологического материала.
Анализ методической литературы, изучение и обобщение передового учительского опыта доказало целесообразность выбрать за основу «узкий» подход в определении границ и объёма в обучении фразеологии в начальной школе. Изучение методических основ позволило в нашей работе определить необходимый минимум теоретических знаний и практических умений для обогащения речи младших школьников на уроках русского языка.
В практической части был проведен анализ содержания учебников по русскому языку «Школа России», «Начальная школа XXI века», который выявил, что языковый учебный материал методического аппарата учебников содержит около восьмидесяти фразеологизмов. Типовые задания предусматривают работу с фразеологизмами эпизодически, они направлены на узнавание фразеологизмов, ограниченно представлены на определение лексического значения фразеологизмов и на их употребление, что не приводит к формированию качественных знаний и умений по фразеологии у младших школьников.
Анализ результатов проведенной диагностики обучающихся в четвёртом классе по программе «Начальная школа XXI века» выявил, доминирующий средний уровень знаний и умений по фразеологии, так большинство четвероклассников выделили фразеологизм в тексте, выделение некоторых фразеологизмов вызвало затруднение, но они смогли внести корректировку с помощью педагога, в объяснении значения фразеологизма допустили неточности, фразеологизмов в речи.
Анализ психолого-педагогической, методической литературы, изучение и обобщение передового учительского опыта, анализ содержания учебников по русскому языку «Школа России», «Начальная школа XXI века», результатов проведенной диагностики обучающихся в четвёртом классе доказал целесообразность и необходимость разработать комплекс упражнений по обогащению речи младших школьников фразеологизмами на уроках русского языка.
Предложенный нами комплекс упражнений по развитию речи младших школьников в процессе изучения фразеологизмов, разработанный с учетом методического аппарата учебников по русскому языку «Начальная школа XXI века» за четвёртый класс направлен на совершенствование умения узнавать фразеологизмы в тексте, умения правильно определять лексическое значение фразеологизма, формирование умения правильно употреблять фразеологизмы в речи.
Структура комплекса лексико - фразеологических упражнений состоит из трех взаимосвязанных частей с применением метода беседы: основного задания, исходного языкового учебного материала (фразеологизма) и дополнительного задания.
Спроектированный комплекс упражнений по обогащению речи в процессе изучения фразеологизмов на уроках русского языка содержит три основных блока.
Первый блок - упражнения на узнавание детьми фразеологизмов, что является особенно важным, так как без его реализации невозможно освоение содержания двух других блоков Типовые задания в этом блоке: найти фразеологизмы в тексте, выделить фразеологизмы из текста.
Второй блок - это упражнения направлены на определение лексического значения фразеологизмов. Типовые задание в этом блоке: на толкование фразеологизмов с опорой на развернутое определение, через подбор лексических синонимов, через объяснение значения по справочному материалу, через подбор фразеологизмов с опорным словом «ноги» («со всех ног», «без задних ног», «падать с ног»).
Третий блок - это упражнения на употребление фразеологизмов в речи, который включает следующие типовые задания: составить предложения с фразеологизмом, учитывая его лексическое значение; придумать предложение, правильно употребив фразеологизм; сформулировать тему текста «О друзьях», используя подходящий по смыслу фразеологизм.
Для проверки эффективности разработанного комплекса упражнений по обогащению речи младших школьников фразеологизмами нами запланировано провести проверочную работу в виде типовых заданий, представленных в анкете «Мои друзья» с целью определения уровня сформированности умений: узнавать фразеологизмы в тексте, определять его лексическое значение, употреблять фразеологизмы в речи у четвероклассников.
Разработанный комплекс упражнений построен с постепенным усложнением трудностей в решении учебных задач, развитием способности самостоятельно мыслить, что будет способствовать обогащению речи четвероклассников фразеологизмами.
Дидактический материал разработанного нами комплекса лексико - фразеологических упражнений может быть использован учителями начальных классов на уроках русского языка, что в свою очередь будет являться базой для продолжения более углубленного изучения фразеологии в среднем звене школьного образования.
Вывод. Спроектированный комплекс лексико-фразеологических упражнений направлен на отработку базовых знаний и умений четвероклассников, в процессе выполнения типовых заданий будет способствовать формированию и совершенствованию умений, закреплению и углублению теоретических знаний по фразеологии, осознанию переносного смысла фразеологизма и правильному употреблению фразеологизмов в устной и письменной формах речи, что является по сути своей целевым ориентиром нашей проектировочной деятельности.
Таким образом, в процессе выполнения работы намеченная программа исследования была выполнена, поставленные задачи решены в полном объеме, цель исследования, состоявшая в обогащении речи младших школьников фразеологизмами на уроках русского языка, достигнута.
1. Айдарова, Л. И. Психологические проблемы обучения младших школьников русскому языку [Текст] / Л. И. Айдарова. - М. : Педагогика, 1978. - 144 с.
2. Аксенова, Л. А. По дорогам фразеологии [Текст] : конспект урока / Л. А. Аксенова // Русский язык : прил. к газ. «Первое сент.». - 2010. - № 3. - С. 17-22.
3. Баранов, М. Т. Методика лексики и фразеологии на уроках русского языка [Текст] : пособие для учителя / М. Т. Баранов. - М. : Просвещение, 1988. - 191 с.
4. Баско, Н. В. Лексикографическое описание фразеологизмов в учебном фразеологическом словаре для учащихся начальной школы [Электронный ресурс] / Н. В. Баско // Наука и школа. - 2016. - №2. - С. 7683. - URL : https://elibrary. ru/item. asp?id=25964743 (дата обращения: 12. 07. 2017).
5. Баско, Н. В. Фразеологический словарь [Текст] : почему мы так говорим? : 1-4 кл. - М. : АСТ-ПРЕСС, 2010. - 217 с.
6. Вартанян, Н. Я. От истории слова к меткости слова [Текст] : внеклас. мероприятие по рус. яз. 3 кл. / Н. Я. Вартанян, Т. Ю. Каракешишева // Начальная школа. - 2014. - № 12. - С. 74-77.
7. Виноградов, В. В. История слов [Текст] / В. В. Виноградов ; отв. ред. Н. Ю. Шведова. - М. : Толк, 1994. - 1138 с.
8. Виноградов, В. В. Русский язык [Текст] : грамматич. учение о слове : учеб. пособие для студентов вузов / В. В. Виноградов. - М. : Высш. шк., 1986. - 640 с.
9. Волина, В. В. Фразеологический словарь [Текст] : популяр. пособие для нач. шк. / В. В. Волина. - М. : АСТ-ПРЕСС, 1997. - 96 с.
10. Волков, С. Фразеологизмы и их изучение [Текст] / С. Волков // Русский язык : прил. к газ. «Первое сент. ». - 1999. - № 11. - С. 15-16.
11. Выготский, Л. С. Собрание сочинений [Текст] : в 6 т. / Л. С. Выготский. - М. : Педагогика, 1982. - Т. 2 : Проблемы общей психологии. - 504 с.
12. Гаврин, С. Г. Изучение фразеологии русского языка в школе [Текст] : пособие для учителя / С. Г.Гаврин. - М. : Учпедгиз, 1963. - 151 с.
13. Гашева, Л. П. Формирование лингвистической компетенции
младших школьников [Электронный ресурс] : (на материале фразеологич. единиц) / Л. П. Гашева // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2011. - № 12-2. - С. 71-76. - URL :
https://cyberleninka. ru/article/n/formirovanie-lingvisticheskoy-kompetentsii-
mladshih-shkolnikov-na-materiale-frazeologicheskih-edinits (дата обращения: 12. 07. 2017).
14. Гвоздарев, Ю. А. Язык есть исповедь народа [Текст] : кн. для учащихся / Ю. А. Гвоздарев. - М. : Просвещение, 1993. - 143 с.
15. Гриднев, Т. В. Контекстуальный анализ фразеологических единиц в общей системе фразеологической работы в начальной школе [Текст] / Т. В. Гриднева // Детское чтение: содержание и организация : материалы 2-й науч.-практ. конф., 6 окт. 2004 г., г. Волгоград / Волгоград. гос. пед.ун-т ; сост. Л. В. Долженко. - Волгоград, 2005. - С. 151-157...