ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ФОРМИРОВАНИЯ УМЕНИЙ СВЯЗНОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6
1.1. Психолого-педагогические особенности формирования умений связной
монологической речи у детей дошкольного возраста 6
1.2. Лингвометодические основы формирования умений связной
монологической речи дошкольников 11
1.3. Методы и приемы формирования умений связной речи в дошкольной
образовательной организации 24
1.4. Анализ федерального государственного образовательного стандарта
дошкольного образования и программ дошкольного образования по разделу «Речевое развитие» 30
ГЛАВА II. ПРОЕКТИРОВОЧНЫЙ ЭТАП ПО ФОРМИРОВАНИЮ УМЕНИЙ СВЯЗНОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ
СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 34
2.1. Диагностика первоначального уровня сформированности умений
связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста 34
2.2. Содержание работы по формированию умений связной монологической
речи детей у детей старшего дошкольного возраста 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 55
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 60
Дошкольный возраст часто называют уникальным периодом развития человека, особым миром со своим языком, образом мышления, действиями. Данный период характеризуется активным усвоением ребенком родного языка, становлением всех сторон его речи.
В свете преобразований и возрастания требований к дошкольному образованию Федеральный закон «Об образовании» в структуре системы образования выделяет Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
Федеральный государственный образовательный стандарт
дошкольного образования определяет речевое развитие как отдельную образовательную область, которая включает в себя, помимо традиционного, развитие речевого творчества, знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы.
Овладение умениями связной монологической речи - одна из главных задач речевого развития дошкольника и высшее достижение речевого воспитания дошкольников. Владение связной монологической речью вбирает в себя освоение звуковой культуры языка, словарного состава, грамматического строя и происходит в тесной связи с развитием всех сторон речи - лексической, грамматической и фонетической.
На практике отмечается следующее: связная речь у дошкольников сформирована недостаточно, что можно заметить и в повседневном бытовом общении. Дети, рассказывая, казалось бы, об обыденных, простых вещах, не могут связать слова в предложение, информативность рассказов недостаточна, высказывания не содержательны. Это же можно сказать и о рассказывании по картине. Дети не могут выделить главное и второстепенное, не могут описать предмет, не умеют составить план.
Лучшие методисты, например О.С. Ушакова, М.В. Ильяшенко, Е.А. Смирнова, занимающиеся вопросами развития речи, в том числе связной, с тревогой отмечая недостатки, говорят о том, что формирование грамматически правильной, логичной, осознанной, последовательной речи у детей дошкольного возраста есть необходимое условие для развития речи и подготовки к предстоящему школьному обучению.
В процессе исследования проблемы развития связной монологической речи у детей дошкольного возраста возникает противоречие между необходимостью ее развития и недостаточной специальной педагогической работой по ее развитию в условиях дошкольного образовательного учреждения.
Наличие данного противоречия позволило обозначить проблему нашей работы, которая заключается в поиске педагогических условий, методов и приемов, обеспечивающих эффективное формирование умений связной монологической речи у детей дошкольного возраста.
Тема исследования - «Формирование умений связной речи детей старшего дошкольного возраста при обучении рассказыванию по сюжетной картине».
Цель исследования - разработать комплекс организационно - педагогических мероприятий, направленных на формирование умений связной речи детей старшего дошкольного возраста при обучении рассказыванию по сюжетной картине.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогические и лингвометодические основы формирования умений связной монологической речи у детей дошкольного возраста.
2. Проанализировать Федеральный государственный
образовательный стандарт дошкольного образования и программы дошкольного образования по разделу «Речевое развитие»; методы и приемы формирования умений связной речи в дошкольной образовательной организации.
3. Подобрать диагностический материал и провести диагностику определения первоначального уровня сформированности умений связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста.
4. Разработать содержание работы по формированию умений связной монологической речи детей у детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования - процесс формирования умений связной речи детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования - комплекс организационно-педагогических мероприятий, направленных на формирование умений связной речи детей старшего дошкольного возраста при обучении рассказыванию по сюжетной картине.
База исследования: МБДОУ детский сад № 545 «Рябинка». В
исследовании участвовали 23 воспитанника старшего дошкольного возраста (6-7 лет).
Под связной речью понимают смысловое развернутое высказывание (ряд логически сочетающихся предложений), обеспечивающее общение и взаимопонимание. Связная речь - это такая речь, которая отражает все существенные стороны своего предметного содержания. Речь может быть несвязной по двум причинам: либо потому, что эти связи не осознаны и не представлены в мысли говорящего, либо эти связи не выявлены надлежащим образом в его речи.
Знание специфики развития диалогической и монологической речи и особенностей ее развития у детей старшего дошкольного возраста позволяет определить задачи и содержание обучения детей основам связной речи.
Ведущей задачей для воспитателей и родителей при работе по развитию связной речи в старшем дошкольном возрасте является активизация словаря, выработка навыков осознанного и уместного использования слов в соответствии с контекстом высказывания.
Работа по развитию связной речи должна проводиться систематически, последовательно, целенаправленно, методы и приемы по формированию культуры речи и фонематического восприятия должны зависеть от уровня речевого развития ребенка. Воспитателям необходимо помнить, что в развитии связной речи у ребенка необходимо соблюдать дидактический принцип «от простого к сложному». Объем и степень разнообразия вспомогательного материала - вербального и наглядного должен быть «комфортным». Эмоциональная сторона материала (вербального и невербального) должна создать благоприятный эмоциональный фон для занятий, стимулировать у детей положительные эмоции, снимать напряжение.
Таким образом, эффективное развитие связной речи возможно при умении взрослых строить общение с ребенком, учитывая его индивидуальность, соотнося свои требования с его реальными возможностями, опираясь на сильные стороны развития речи.
Во второй части работы нами было проведено исследование формирования умения рассказывать у детей седьмого года жизни на базе МБДОУ д/с № 545 «Рябинка». Целью констатирующего этапа исследования было установить уровень умения рассказывать у детей седьмого года жизни.
С целью изучения особенности формирования умения рассказывать у детей седьмого года жизни мы использовали методики О.С. Ушаковой и Е.М. Струниной.
Данные констатирующего этапа исследования показали, что необходимость проведения специального обучения для формирования специальных умений при построении связных монологических высказываний. На основе полученных результатов диагностики уровня развития связной речи у дошкольников нами была разработана серия упражнений. Мы предположили, что при организации систематической работы, использования методов и приемов, направленных на обучение рассказыванию по сюжетной картине, учете индивидуальных и возрастных особенностей детей повысится уровень развития связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста.
1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: учебное пособие для студентов высших и сред. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2000 - 400с.
2. Белошистая А., Смага А. Развиваем связную речь // Дошкольное воспитание 2009 - №7 - С. 20-25.
3. Бизикова О.А. Развитие монологической речи у дошкольников:
Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - Нижневартовск: Нижневартовский государственный университет, 2014
• 235с.
4. Бондаренко А.К. Словесные игры в детском саду. Пособие для воспитателя детского сада. - М: Просвещение, 1977 - 45с.
5. Бородич А.М. Методика развития речи детей. - М.: Просвещение, 1974
• 288с.
6. Выготский Л.С. Мышление и речь. - М.: Лабиринт, 1991 - 352с.
7. Герасимова А.С. Уникальное руководство по развитию речи / Под ред. Б.Ф.Сергеева. - М.: Айрис-Пресс, 2007 - 160с.
8. Гербова В.В. Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада. - М.: Мозаика-Синтез, 2011 - 142с.
9. Гербова В.В. Занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе детского сада. - М.: Мозаика-Синтез, 2013 - 142с.
10. Гонеев А.Д., Лифинцева Н.И., Ялпаева Н.В. Основы коррекционной педагогики / под ред. В.А.Сластенина. - М.: Флинта, 1999 - 272с.
11. Гризик Т.И. Говорим правильно. Беседуем и рассказываем: Пособие для детей 5-6 лет. - М.: Просвещение, 2017 - 40с.
12. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного
образования / Т.И.Бабаева, А.Г.Гогоберидзе, О.В.Солнцева и др. - СПб.: ООО «Издательство «Детство-пресс», 2014 - 280с
13. Еремеева И.А. Проблемы и особенности развития связной монологической речи у детей дошкольного возраста. Обучение различным видам монологической речи. - сайт: http://ext.spb.ru/2011- 03-29-09-03-14/100-russian/1069-2012-03-25-23-18-16
14. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. - М.:
Просвещение, 1985 - 112с.
15. Иванищева О.Н, Румянцева Е.А. Развитие связной речи: образовательные ситуации и занятия. Старшая группа. - М.: Учитель, 2014 - 239с...