ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРИ ОЗНАКОМЛЕНИИ С ДЕТСКОЙ КНИГОЙ 7
1.1.Особенности речевого развития детей младшего дошкольного возраста 7
1.2. Связная речь, ее формы и основные функции в процессе
обучения рассказыванию 11
1.3. Виды рассказывания. Методы и приемы развития связной речи
младших дошкольников 15
1.4. Задачи ознакомления с детской книгой 21
1.5. Анализ программного содержания работы по ознакомлению
младших дошкольников с детской книгой и развития связной речи ребенка 25
ГЛАВА 2. АНАЛИТИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ ПРОЕКТИРОВОЧНОЙ РАБОТЫ, НАПРАВЛЕННОЙ НА РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРИ ОЗНАКОМЛЕНИИ С ДЕТСКОЙ КНИГОЙ 33
2.1. Диагностика уровня развития восприятия и понимания
произведений детской литературы и уровня развития связной речи детей младшего дошкольного возраста 33
2.2. Комплекс мероприятий, направленных на совершенствование
связной речи детей при ознакомлении с детской книгой 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 60
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 66
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 70
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 72
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 77
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 80
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 83
Дошкольное детство - период, когда осуществляется развитие образных форм познания действительности: восприятия, образного мышления, воображения, появляется готовность к овладению разнообразными знаниями об окружающем мире. Философ, писатель и педагог Ж. Ж. Руссо считал самым ответственным в жизни человека период, когда развивается его речь.
Самой главной и важной задачей речевого воспитания детей дошкольного возраста является развитие связной речи. В первую очередь это обусловлено ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Основная коммуникативная функция языка и речи реализуется именно в связной речи. Связная речь - это высшая форма речемыслительной деятельности, она определяет уровень как умственного, так и общеречевого развития ребенка. Овладение связной устной речью является важнейшим условием успешной подготовки ребенка к дальнейшему обучению в школе. [33, с.56].
Развитие связной речи - процесс очень сложный, творческий, и поэтому необходимо, чтобы дети как можно раньше в достаточной степени овладели ею, говорили правильно, логично, аргументировано. Чем раньше (учитывая возрастные особенности) ребенок овладеет связной монологической речью, тем свободнее и увереннее он будет чувствовать себя в коллективе, ведь связная речь является непременным условием для осуществления любой деятельности. С помощью связной речи дети приобретают сведения об окружающей действительности, понимают друг друга, обращаются за помощью, обмениваются накопленными знаниями и опытом, своими впечатлениями и интересами [47, с. 141].
Актуальность проблемы освоения связной речи детьми дошкольного возраста нашла отражение в многочисленных психолого-педагогических, лингвистических исследованиях. Развитием связной речи занимались такие ученые, как Е.И. Тихеева, В.В. Гербова, А.М. Леушина, Э.П. Короткова, Ф.А. Сохон, О.С. Ушакова.
Стоит отметить, что умение связно говорить будет развиваться лишь при целенаправленном руководстве педагога и путем систематического обучения на занятиях, при вовлечении детей в активную речевую работу.
Цель исследования: определить оптимальные условия развития связной речи младших дошкольников и на этой основе создать комплекс мероприятий, направленных на развитие связной речи детей при ознакомлении с детской книгой.
Объект исследования: процесс развития связной речи детей младшего дошкольного возраста при ознакомлении с детской книгой.
Предмет исследования: психолого-педагогические условия, методы и приемы, обеспечивающие эффективное развитие связной речи детей младшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с детской книгой.
Задачи исследования:
1) Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2) Обобщить педагогический опыт по данной проблеме.
3) Подобрать инструментарий для диагностики развития связной речи младших дошкольников.
4) Разработать комплекс мероприятий, направленный на развитие связной речи детей младшего дошкольного возраста при ознакомлении с детской книгой.
Методологическую и теоретическую основу исследования составляют современные положения науки о языке как общественном явлении, диалектическом единстве речевого и психического развития ребенка, теоретико-методологические концепции Л.С. Выготского, А.А. Леонтьева, Р.С. Немова, Д.Б. Эльконина и других исследователей.
Для достижения поставленных в исследовании целей и решения задач в работе используется комплекс методов:
• Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
• анализ программ различных авторов;
• прямое и косвенное наблюдение за детьми в повседневной жизни и на занятиях;
• проектировочная работа;
• количественный и качественный анализ полученных данных.
База исследования: г. Екатеринбург, МАДОУ № 48, дети II младшей группы в количестве 15 человек.
Практическая значимость исследования заключается в том, что комплекс мероприятий, направленный на совершенствование связной монологической речи дошкольников, может быть использован в деятельности дошкольных образовательных учреждений.
Этапы исследования:
1) Изучение состояния проблемы, педагогического опыта в этой сфере.
2) Разработка концептуальной базы исследования. Выявление дидактических средств, условий, приемов, обеспечивающих развитие связной речи дошкольников.
3) Диагностическое исследование младших дошкольников с целью выявления уровня развития связной речи.
4) Анализ и обобщение данных, полученных путем диагностики уровня развития связной речи детей младшего возраста.
5) Разработка комплекса мероприятий, развивающих связную речь детей при ознакомлении с детской книгой.
6) Выводы по результатам исследования.
Структура выпускной квалификационной работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
С возрастом человек все больше и больше нуждается в информации. Незаменимую роль в речевом развитии дошкольника играют слушание, чтение, беседы, наблюдения, ощущения, споры, рассуждения - специфические формы речевой деятельности человека. В таких формах общения ребенок осваивает речь как средство воздействия на других и на самого себя, как средство самопознания и саморегуляции.
Выбранная тема работы очень актуальна. Речь - это чудесный дар, но она не дается человеку от рождения. Навык говорения приобретается человеком, и особенно интенсивно этот процесс проходит в дошкольном детстве. Дети не виноваты, что испытывают трудности в речи, на это влияют окружающие их факторы жизни. Для решения этой проблемы мы изучали соответствующую литературу, труды ученых - психологов, педагогов.
Нами был разработан комплекс мероприятий, направленный на развитие связной речи детей при ознакомлении с детской книгой. Данный комплекс был апробирован в проектировочной работе. Описанные в ВКР мероприятия могут проводиться с детьми дошкольного возраста как в детском саду, так и дома, под руководством родителей, так как маленький ребенок самостоятельно еще не может организовать игру, больше пользы от игры происходит в окружении взрослых, других детей. (Ведь диалог не может происходить при наличии одного человека). У 4-летних детей одной из ведущих потребностей становится общение со сверстниками, при этом сохраняется потребность в общении со взрослыми. Для ребенка 3-5 лет взрослый - это объект уважительного отношения, и общение с ним имеет познавательный смысл [27].
Плохо говорящие дети начинают осознавать свой недостаток, они становятся молчаливые, застенчивые, нерешительные, затрудняется их общение со сверстниками и взрослыми - отсюда снижение познавательной активности. Ребенку трудно быть понятыми другими. Поэтому каждый ребенок должен научиться содержательно, грамматически правильно, связно и последовательно излагать свои мысли. В процессе ознакомления с детской книгой дети с большим удовольствием стали подражать положительным героям, имеют представления о добре и зле, представления о мире в целом.
Результатом нашей работы по развитию связной речи детей с использованием детской книги являются:
• положительные эмоции, веселое, бодрое настроение детей, которое легче помогает пройти адаптацию;
• овладение родным языком, развитие памяти, воображения, мышления;
• возможность двигательной активности;
• необходимые основы для овладения детьми различных видов деятельности (лепка, рисование, конструирование, физическое и музыкальное развитие), помогает овладеть первоначальными навыками художественной деятельности, то есть всесторонне развивает ребенка.
Практическая часть работы подтвердила, что ребенок, который хорошо владеет речью, умеет реализовать себя в любом виде деятельности.
Организация работы с родителями тоже внесла свой вклад в развитие связной речи детей. Они стали замечать, что в активном словаре у детей с каждым днем появляются новые слова. У родителей закрепилась хорошая привычка - читать ребенку литературные произведения.
Поставленная цель была достигнута: использование комплекса игр, занятий и мероприятий, направленных на развитие связной речи младших дошкольников при ознакомлении с детской книгой, является оптимальным условием речевого развития детей младшего дошкольного возраста.
Детская книга является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей. Какими мы хотим видеть будущее, во многом зависит от нас и от тех принципов, которые мы заложили в сознание детей. Каков человек, такова его деятельность, таков и мир, который он создал вокруг себя.
1. Алексеева М.М., Яшина Б.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. 3-е изд., стереотип. М.: Издательский центр «Академия»,
2015. 400 с.
2. Аникин В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор. М.: Вече, 2014. 139 с.
3. Арушанова А.Г. Формирование грамматического строя речи: Речь и речевое общение детей: Методическое пособие для воспитателей. 2-е изд., испр. и доп. М.: Мозаика Синтез, 20012. 322 с.
4. Боголюбская М.К., Шевченко В.В. Художественное чтение и рассказывание в детском саду. Изд. 3-в. М., «Просвещение», 2013. 238 с.
5. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду: Пособие для воспитателя детского сада / А.К. Бондаренко М.: Просвещение, 2005. 160 с.
6. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов. СПб. Питер, 2012. 298 с.
7. Бородич А.М. Методика развития речи детей М.: Просвещение,
2011. 256 с.
8. Ботадаева С.Ю. [электронный ресурс] Консультация для
родителей «В чем заключается влияние движений пальцев на развития речи. Режимдоступа: http: //a2b2 .ru/methods/19841_konsultatsiya_dlya_roditeley _v_che m zaklyuchaetsya vliyanie dvizheniy paltsev na razvitiya rechi (дата
обращения: 26.04.2018)
9. Виноградов Г.С. Детский фольклор // Публикация А.Н.
Мартыновой // Из истории русской фольклористики. Л., 2010. С. 158-188.
10. Вишнякова С.М. Профессиональное образование. Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. М.: НМЦ спо. 2011. 538 с.
11. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии / Л. С. Выготский. М.: Издательство Юрайт, 2016. 199 с.
12. Выготский Л.С. Мышление и речь. Изд. 5, испр. Издательство «Лабиринт», М., 2010. 352 с.
13. Гавриш Н. Использование малых фольклорных форм// Дошкольное воспитание. 2012. №9. С. 16-20.
14. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи Санкт-Петербург: Детство-Пресс; Москва: Творческий центр Сфера, 2013. 470, [1] с.; 27 см. (Педагогический basis).
15. Герасимова А.С. Уникальное руководство по развитию речи / Под ред. Б.Ф. Сергеева. 2-е изд. М.: Айрис Пресс, 2004. С. 105-112...