ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА ПО ФОРМИРОВАНИЮ СЛОВАРЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6
1.1. Психолого-педагогические и возрастные особенности речевого
развития детей младшего дошкольного возраста 6
1.2. Слово как основная единица лексикона 12
1.3. Содержание деятельности педагога по формированию словаря детей
младшего дошкольного возраста 16
1.4. Анализ нормативных документов по проблеме развития лексикона
младших дошкольников 24
ГЛАВА 2. ПРОЕКТИРОВОЧНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ
СЛОВАРЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 32
2.1. Диагностика уровня сформированности словаря детей младшего
дошкольного возраста 32
2.2. Комплекс педагогических мероприятий по формированию словаря
детей младшего дошкольного возраста 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 53
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 57
Всестороннее развитие личности ребенка в детском саду обеспечивается специально организованным воспитательно -образовательным процессом, в ходе которого осуществляется умственное, физическое, нравственное, эстетическое воспитание. Речевое развитие играет важную роль в развитии и поведении ребенка. Методика развития речи детей младшего возраста является содержанием главных разделов педагогики раннего детства. В разработке этой методики участвовали известные работники-педагоги, методисты: М. М. Алексеева, Н. С. Карпинская, Е.М. Струнина, Е. И. Тихеева, О. С. Ушакова, Л. П. Федоренко, Г.А. Фомичева и др.
Непосредственно-образовательная деятельность является основной формой организации процесса обучения в детском саду. Поэтому формирование словаря в этом возрасте происходит в этой деятельности. Но нельзя исключать и другие формы работы с детьми. Так, в совместной деятельности детей и воспитателя при проведении дидактических игр, увеличивается запас слов каждого ребенка. На прогулке важное место занимает восприятие литерного произведения разных жанров. Необходимо отметить, что в организации непосредственно-образовательной деятельности и в других видах детской деятельности процесс обучения построен в соответствии со всеми основными требованиями федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО).
Он является основой для разработки образовательной программы дошкольного образования и вариативных примерных образовательных программ дошкольного образования. В стандарте учитываются возможности освоения Образовательной Программы на разных этапах ее реализации и индивидуальные потребности ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие особые условия получения им образования. ФГОС ДО ориентируют на комплексное построение образовательно-воспитательного процесса. В современном дошкольном образовании большое значение уделяется интегрированным занятиям.
В дошкольном образовании актуальность формирования активного словаря детей подтверждена в основных нормативных документах, регламентирующих организацию дошкольного образования. В стандарте учитываются возможности освоения образовательной программы на разных этапах ее реализации и индивидуальные потребности ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие особые условия получения им образования. При организации непосредственнообразовательной деятельности создаются благоприятные условия для усвоения детьми достаточно сложных знаний, умений и навыков, для формирования словаря детей.
Требования к психолого-педагогическим условиям успешной реализации основной образовательной программы прописаны в ФГОС ДО. Содержание педагогической работы по освоению детьми младшего дошкольного возраста образовательных областей, ориентировано на развитие интеллектуальных и личностных качеств детей. Содержание образовательной области «Речевое развитие» включает развитие речевой, звуковой, интонационной культуры, детской книжной литературы, понимание на слух литературного жанрового разнообразия, фонематического слуха.
Таким образом, комплексная организация непосредственнообразовательной деятельности наиболее соответствуют осуществлению работы по развитию речи, формированию словаря детей младшего дошкольного возраста. В комплексных подходах следует использовать сочетание передачи новой информации с ее использованием, закреплением в практической деятельности детей.
Цель исследования: теоретически обосновать и описать комплекс мероприятий, направленный на формирование словаря детей младшего дошкольного возраста.
Объект исследования - процесс формирования словаря детей младшего дошкольного возраста.
Предмет исследования - комплекс мероприятий, направленный на формирование словаря детей младшего дошкольного возраста.
Исходя из цели, вытекают следующие задачи:
1) Выявить возрастные особенности детей младшего дошкольного возраста.
2) Выявить особенности речевого развития детей младшего дошкольного возраста.
3) Изучить лингвометодические основы организации деятельности педагога по формирования словаря детей младшего дошкольного возраста.
4) Проанализировать программы ДОУ в аспекте проблемы организации деятельности педагога по формированию словаря детей младшего дошкольного возраста.
5) Продиагностировать уровень сформированности словаря детей младшего дошкольного возраста.
6) Подобрать комплекс мероприятий, направленный на формирование словаря детей младшего дошкольного возраста.
7) Описать мероприятия по взаимодействию образовательного учреждения и родителей в аспекте формирования словаря детей младшего дошкольного возраста.
База исследования: МКОУ школа-сад № 8 г. Тавды. В работе принял участие 21 ребенок младшей группы.
Структура работы. Работа состоит из: содержания, введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
Развитие словаря детей - овладение богатствами родного языка составляет одной из основных элементов формирования личности, освоения ценностей национальной культуры. Оно вплотную связано с умственным, нравственным, эстетическим развитием. Научные исследования целого ряда психологов и педагогов показали, что именно дошкольное детство является особенно сенситивным для освоения речи.
Основной вид деятельности младшего дошкольника - игра. Дидактические игры являются весьма эффективным методом словарной работы; все они содержат в себе два начала: учебное (познавательное) и игровое (занимательное). В настоящее время существует огромное количество программ, методов, приемов, методик, направленных на развитие и активизацию словарного запаса ребёнка. Их использование является неотъемлемой частью работы педагога над расширением словаря детей дошкольного возраста.
Задачи словарной работы: - обогащение словаря детей новыми словами, усвоение ранее неизвестных слов, а также новых значений известных слов. Обогащение словаря происходит, в использовании общеупотребительной лексики; - закрепление и уточнение слов. Для детей слово не всегда связано с представлением о предмете (не знают точного наименования предметов). Необходимо углубление понимания уже известных слов; - активизация словаря. Слово необходимо закрепить и стимулировать воспроизведение ребенком в речи. Новое слово должно войти в словарь в сочетании с другими словами, чтобы дети привыкли употреблять их в нужных случаях.
В процессе исследовательской работы были решены следующие задачи:
1. Проанализировали психолого-педагогическую, научно-методическую литературу по исследуемой теме.
2. Выявили особенности речевого развития и формирования словаря ребенка в младшем дошкольном возрасте.
3. Дали определение понятиям «слово», «единица языка речи», «речевое развитие».
4. Рассмотрели условия организации игровой деятельности в условиях ДОУ как средства формирования словаря детей младшего дошкольного возраста.
Это приводит нас к мысли о необходимости развития словарного запаса детей младшего дошкольного возраста, в наибольшей мере способствует проведение с ними целенаправленной работы в виде комплекса специально подобранных дидактических игр и словесных упражнений. В практической части нашей работы разработан комплекс мероприятий, направленный на организацию деятельности педагога по формированию словаря детей младшего дошкольного возраста.
1. Абдурафиева, А. Н. Педагогические условия развития словаря младших дошкольников посредством использования дидактических [Текст] / А. Н. Абдурафиева // Молодой ученый. - 2017. - № 21 - С. 394-397.
2. Абрамова Г.С. Возрастная психология. М.: Академия, 1999. 672 с.
3. Абузярова Л.А. Предметно-развивающая среда ДОУ // Ребенок в детском саду. 2009. №6. С. 30-32
4. Алексеева М.М. Методика развития и обучение родному языку дошкольников / М.М. Алексеева, В.И. Яшина М.: Академия, 2006 400
5. Ахманова О.С. Очерки по общей и русской лексикологии. М.: Учпедгиз, 1957. 295 с.
6. Ахунджанова С. Развитие речи дошкольников в продуктивных видах деятельности. // Дошкольное воспитание. 1983. №6. С. 58-65
7. Бельтюков В.И. Пути исследования механизма развития речи // Дефектология. 1984. №3. С. 24-32
8. Большой энциклопедический словарь. / Под ред.
9. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. М.: Просвещение, 1991. 160 с.
10. Васильева М.А. Программа воспитания и обучения в детском саду. / М.А. Васильева, В.В. Гербова, Т.С. Комарова. М.: Мозаика-Синтез, 2005. 208
с.
11. Венгер Л.А. Развитие +: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко, Н.С. Варенцова. М.: Развитие, 2012. 173 с.
12. Виноградов В. В. Основные типы лексических значений слова // Вопросы языкознания. 1977. № 5. С. 162-189
13. Выготский JI.C. Проблемы общей психологии: Собрание сочинений в 6
т. / Л.С. Выготский; Под ред. В.В.Давыдова. М.: Педагогика, 1982. Т.2, 504 с.
14. Вязовик, Л. В. Развитие словаря детей младшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с окружающим миром [Текст] / Л. В. Вязовик // Тенденции и закономерности развития современного российского общества: экономика, политика, социально-культурная и правовая сферы : Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием: в 2-х частях. - 2016. - С. 34-35.
15. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. М.: ВЛАДОС, 2007. 244 с...