ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 8
1.1. Понятие связной речи и ее особенности 8
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного
возраста с задержкой психического развития 14
1.3. Особенности развития связной речи у детей дошкольного
возраста с задержкой психического развития 23
1.4. Формирование и развитие речи у детей дошкольного возраста и
у детей с задержкой психического развития 30
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 37
2.1. Организация и методика констатирующего эксперимента 37
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента 44
ГЛАВА 3. АПРОБАЦИЯ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ (НА ОСНОВЕ РАССКАЗЫВАНИЯ ПО КАРТИНЕ) 54
3.1. Программа по преодолению недостатков в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития 54
3.2. Промежуточный мониторинг результатов частичной апробации программы, направленной на преодоление нарушений в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития 61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 72
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 75
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 81
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 87
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 122
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 124
Одним из основных направлений деятельности любого дошкольного образовательного учреждения стало развитие коммуникационной грамотности у детей дошкольного возраста с помощью вербальных средств, которые актуальны для детей в различных сферах жизни (учебной, культурной, бытовой). Но, тем не менее, на сегодняшний день, не все дети способны владеть вербальными средствами коммуникации. Эти дети нуждаются в помощи, в рамках которой проводится работа, направленная как раз на развитие средств речевого общения (лексических, грамматических, фонетико-фонологических средств).
Зачастую основной проблемой формирования средств вербальной коммуникации является недоразвитость речи. Это и является одним из основных симптомов распространенной формы нарушения развития ребёнка дошкольного возраста - задержка психического развития (ЗПР).
Первоначально исследование речи дошкольников с задержкой психического развития обычно было сосредоточено на внешней стороне речевых сложностей. Внедрение основ психолингвистики в науку и педагогическую практику дало огромный толчок для того, чтобы речь дошкольников с ЗПР стала анализироваться не только со стороны внешних проявлений, но и с точки зрения внутренних механизмов речи, ее понимания и происхождения.
На сегодняшний день существует огромное количество умозаключений, касающихся речи детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Такие ученые как Т. А. Власова, О. Е. Громова, М. С. Певзнер и другие заметили, что дети с ЗПР испытывают трудности в изучении родного языка, как основного средства общения. Эти трудности зачастую связаны с недостатком лексических, фонетико-фонологических и грамматических средств. И именно это является одной из причин проявления недостатков языкового оформления высказываний.
Актуальность темы. Такие авторы как В. П. Глухов, И. А. Коробейников, В. И. Лубовский, Е. М. Мастюкова, Н. А. Сорокина и многие другие в своих работах показали результаты своих исследований, касающиеся речи дошкольников с ЗПР. Так, например, специалисты отметили, что у детей с задержкой психического развития нарушение речи проявляется в виде лексических, грамматических и фонетико-фонологических ошибок. Особое внимание специалисты обращают на множество ошибок в речи ребенка с ЗПР, а «семантический дефект» является ведущим звеном в структуре речевого нарушения.
Такие авторы как Н. Ю. Борякова, Е. А. Екжанова, Н. В. Ершова, В. И. Лубовский, И. И. Мамайчук, Е. С. Слепович, Е. А. Стребелева, О. А. Чистова, С. Г. Шевченко, Е. А. Юзбекова, Л. В. Яссман и многие другие обращают внимание на важность учета основного дефекта коррекционно-развивающей работе с дошкольниками с задержкой психического развития.
В Федеральном государственном стандарте дошкольного образования обозначается, что нужно предусмотреть решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей, и самостоятельной деятельности детей и строить образовательный процесс на адекватных возрасту формах работы с детьми.
Однако, несмотря на то, что накоплен огромный опыт в области изучения речи детей дошкольного возраста с задержкой психического развития, вопросы анализа развития их связной речи освещены недостаточно. Очевидно, что это не может удовлетворить специалистов, работающих с детьми этой категории.
Необходимо доскональное изучение проблемы развития связной речи дошкольников с задержкой психического развития. Этим и была определена актуальность исследования.
Объект исследования - связная речь у дошкольников с задержкой психического развития.
Предмет исследования - процесс развития связной речи у дошкольников с задержкой психического развития на основе обучения рассказыванию по картине.
Гипотеза исследования: предполагается, что предложенная программа коррекции позволит повысить уровень развития связной речи у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития за счет целенаправленного обучения рассказыванию по картине.
Цель работы - изучение теории развития связной речи у детей дошкольного возраста с ЗПР и методов ее коррекции.
Задачи:
1. Изучить литературные источники по проблеме развития связной речи у детей дошкольного возраста в норме и с задержкой психического развития.
2. Исследовать особенности развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
3. Разработать и апробировать программу по преодолению недостатков в развитии связной речи.
Для решения поставленных цели и задач исследования использовались следующие методы: анализ психолого-педагогической литературы, обобщение педагогического опыта, диагностика особенностей развития связной речи и педагогический эксперимент.
Теоретико-методологическую основу исследования составили: положения о единстве речевого и психического развития, комплексном подходе к их изучению (Л. С. Выготский, А. А. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн и др.); положения специальной психологии и педагогики, раскрывающие различные аспекты познавательно-речевого развития и представления о структуре речевого дефекта у детей (В. И. Лубовский, С. Г. Шевченко и др.).
Практическая значимость работы заключается в том, что результаты исследования могут быть применены в работе дефектологов, воспитателей, изучающих и занимающихся проблемой задержки психического развития у детей.
Экспериментальное исследование проходило на базе Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 51» г. Екатеринбурга (далее МБДОУ № 51).
Сроки исследования: с февраля по июнь 2019 - 2020 года. Выборку составили 10 детей 6 - 7 лет, посещающие коррекционные группы старшего возраста для детей с ЗПР МБДОУ № 51. 5 девочек и 5 мальчиков, все дети имеют диагноз ЗПР.
Структура работы состоит из введения, трех глав, заключения, списка источников и литературы, приложения.
Дошкольное детство - период наиболее интенсивного формирования познавательной деятельности и личности в целом.
Развитие речи дошкольников происходит в различных направлениях: улучшается ее осмысление и практическое использование, она делается базой преобразования всех психических процессов и орудием мышления. Дети дошкольного возраста с задержкой психического развития - это дети, у которых часто наблюдается нарушение нормального развития психических, особенно высших познавательных, процессов. У детей с задержкой психического развития развитие речи существенно отличается.
Речь у детей с задержкой психического развития настолько слабо развита, что не может осуществлять функцию общения. Недоразвитие коммуникативной функции речи не компенсируется и другими средствами общения, в частности мимико-жестикуляторными. В результате к школьному возрасту необученные дети с задержкой психического развития приходят с существенным речевым недоразвитием.
Связная речь обладает устойчивым набором признаков, которые определяют один из двух типов ее целостной организации. В состав этих признаков входят языковые и выразительные средства как количественные показатели речи, а также качественно-количественные характеристики, представленные ее логической и содержательной организацией. Связной является речь, в которой логичность и целостность ее содержания задаются самим говорящим в процессе развертывания во вне наличного содержания своего сознания.
Развитие связной речи детей дошкольного возраста, имеющих задержку психического развития, выделяется некоторой спецификой. Наличествуют такие явные нарушения речевой деятельности, как рассогласованность речевой и предметной деятельности, недостаточность словообразовательных процессов, речь у данной категории детей обладает ситуативным характером, просматривается узость словарного запаса, в особенности существительных с узким, конкретным значением, а также прилагательных.
Развитие связной речи дошкольников с задержкой психического развития заключается в освоении следующих знаний, умений и навыков: системы языка как средства общения; лексико-грамматических возможностей диалога; логической организации диалогического общения; установления социальных контактов друг с другом и взрослыми; установления интерактивного взаимодействия; закрепления практических навыков коммуникативной деятельности.
Очень важна в исправлении и развитии коммуникативной и познавательной сферы у детей, испытывающих трудности в обучении игра. Также для развития связной речи применяются методические приемы, которые традиционно разделяются на три основополагающие группы: словесные, наглядные и игровые.
Для определения способностей развития связной речи дошкольников с ЗПР был проведен эксперимент. На констатирующем этапе эксперимента мы изучили начальный уровень развития связной речи дошкольников. Нами проведено исследование развития связной речи, в котором приняло участие 10 детей дошкольного возраста на базе МБДОУ № 51 г. Екатеринбург.
Группа была сформирована из детей с задержкой психического развития. Результаты показали, что у детей данной группы уровень развития связной речи преимущественно средний и низкий.
Результаты констатирующего этапа эксперимента показали, что у детей исследуемой нами групп отмечается недостаточное развитие связной речи. У большинства детей мы отметили сочетание недостатков информативности и лексико-грамматического структурирования фразы при выполнении всех (или большинства) заданий. При пересказе отмечаются пропуски отдельных моментов действия или целого фрагмента. Самостоятельный рассказ чаще составляется с применением наводящих вопросов и указаний на соответствующую картинку или ее конкретную деталь. Отмечались серьёзные затруднения в смысловой организации высказываний.
На формирующем этапе эксперимента с детьми проводилась работа по Программе формирования связной речи у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития на основе обучения рассказыванию по картине.
Обследование детей на контрольном этапе эксперимента проводилось по той же методике, которая была разработана для констатирующего этапа. Результаты исследования на контрольном этапе эксперимента показали, что дети дошкольного возраста с задержкой психического развития достигли положительных результатов исправились со всеми заданиями.
Таким образом, предложенные методы и приёмы способствовали повышению качества речи дошкольников, развитию творческого отношения к слову, они повлияли на развитие у детей старшего дошкольного возраста всех составляющих элементов речевой системы, а также познавательных процессов. Полученные результаты свидетельствуют, что гипотеза исследования подтверждена.
1. Алексеева, М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников : учеб. пособие для студ. высших и сред. пед. учеб. заведен / М. М. Алексеева. - М. : Издательский центр «Академия», 2014. - 400 с.
2. Амасьянц, Р. А. Интеллектуальные нарушения / Р. А. Амасьянц. - М. : Академия, 2012. - 238 с.
3. Арушанова, А. Г. К проблеме определения уровня речевого развития дошкольника / А. Г. Арушанова // Проблемы речевого развития дошкольников и младших школьников ; ред.-сост. А. М. Шахнарович. - М. : Институт национальных проблем образования МОРФ, 2013. - С. 4-16.
4. Ахманова, О. С. Словарь лингвистических терминов / О. С. Ахманова - М. : Ком Книга, 2013. - 576 с.
5. Большой психологический словарь / под ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. - СПб. : Прайм-ЕВРОЗНАК, 2013. - 672 с.
6. Борякова, Н. Ю. Педагогические системы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии / Н. Ю. Борякова. - М. : АСТ, 2012. - 226 с.
7. Быкова, Н. М. Игры и упражнения для развития речи / Н. М. Быкова. - М. : Детство-Пресс, 2013. - 160 с.
8. Венгер, Л. А. Сюжетно-ролевая игра и психическое развитие ребенка / Л. А. Венгер. - М. : Академия, 2014. - 236 с.
9. Виноградова, Н. Ф. Предшкольная пора : программа обучения и развития детей 5 лет / Н. Ф. Виноградова. - М. : Вентана Граф, 2011. - 34 с.
10. Всеобщая декларация прав человека : принята и провозглашена Генер. Ассамблеей ООН 10 дек. 1948 г. - М. : Проспект, 2020. - 8 с.
11. Власова, Т. А. Влияние беседы на умственное и речевое развитие детей / Т. А. Власова // Хрестоматия по теории и методике развития речи. - М. : Академия, 2012. - С. 403-405.
12. Выготский, Л. С. Проблемы дефектологии / Л. С. Выготский.
- М. : Академия, 2013. - 177 с.
13. Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи / А. Н. Гвоздев. - СПб. : Детство-Пресс, 2014. - 472 с.
14. Гербова, В. В. Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада / В. В. Гербова // Мозаика-Синтез. - 2017. - № 5. - С. 80¬84.
15. Глухов, В. П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи / В. П. Глухов // АРКТИ. - 2015.
- № 4. - С. 140-168.
16. Громова, О. Е. Путь к первым словам и фразам / О. Е. Громова. - М. : Просвещение, 2014. - 176 с.
17. Екжанова, Е. А. Организация и содержание коррекционно-воспитательной работы в специализированном дошкольном учреждении для детей с нарушением интеллекта (умственно отсталых) / Е. А. Екжанова. - М. : Логос, 2014. - 96 с.
18. Екжанова, Е. А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание : программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта / Е. А. Екжанова. - М. : Просвещение, 2013. - 272 с.
19. Ерастов, Л. П. Культура связной речи / Л. П. Ерастов. - М. : АРКТИ, 2013. - 268 с.
20. Жуковская, Р. И. Игра и ее педагогическое значение / Р. И. Жуковская. - М. : Владос, 2012. - 245 с.
21. Илларионова, Ю. Г. Учите детей отгадывать загадки : пособие для воспитателей детского сада / Ю. Г. Илларионова. - М. : Академия,
2012. - 127 с.
22. Касаткина, Е. И. Игра в жизни дошкольника / Е. И. Касаткина.
- М. : Дрофа, 2015. - 176 с.
23. Катаева, А. А. Дошкольная олигофренопедагогика / А. А. Катаева. - М. : Владос, 2015. - 420 с.
24. Кошелева, А. Д. Детский практический психолог / А. Д. Кошелева. - М. : Асайешха, 2011. - 256 с.
25. Лалаева, Р. И. Нарушение речи у детей с ЗПР / Р. И. Лалаева.
- СПб, 2005. - 188 с.
26. Лебединский, В. В. Нарушения психического развития в детском возрасте : учеб. пособие для студ. психол. фак. высш. учеб. заведений / В. В. Лебединский. - М. : Издательский центр «Академия», 2003. - 144 с.
27. Леонтьев, А. Н. Психологические основы развития ребенка и обучения / А. Н. Леонтьев. - М. : Смысл, 2013. - 426 с.
28. Леушина, А. М. О своеобразии образов в речи маленьких детей / А. М. Леушина // Психология дошкольника : хрестоматия. - М. : Академия, 2010. - С. 81-90.
29. Лисина, М. И. Формирование личности ребенка в общении / М. И. Лисина. - СПб. : Питер, 2014. - 320 с.
30. Лубовский, В. И. Развитие словесной регуляции действий у детей (в норме и патологии) / В. И. Лубовский. - М. : Академия, 2015. - 222 с.
31. Лурия, А. Р. Нейропсихология и проблемы обучения в общеобразовательной школе / А. Р. Лурия. - М. : МПСИ, 2014. - 64 с.
32. Мамайчук, И. И. Психокоррекция детей и подростков с нарушениями в развитии : учебное пособие / И. И. Мамайчук. - СПб. : Изд-во СПб университета, 2013. - 52 с.
33. Менджерицкая, Д. В. Роль игры в знакомстве детей с окружающей жизнью / Д. В. Менджерицкая // Дошкольное воспитание. - 2013. - № 6. - С. 23-25.
34. Михайленко, Н. Я. Как играть с ребенком / Н. Я. Михайленко, Н. В. Короткова // Мозаика-Синтез. 2014. - № 6. - С. 245-248.
35. Мухина, В. С. Феноменология развития, детство, отрочество: возрастная психология / В. С. Мухина. - М. : Академия, 2014. - 456 с.
36. Непомнящая, Н. И. О природе детской игры и ее роли в развитии ребенка / Н. И. Непомнящая. - М. : Академия, 2013. - 132 с.
37. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития / Б. П. Пузанов ; под ред. Б. П. Пузанова. - М. : Владос, 2015. - 254 с.
38. Об образовании : федер. закон / под ред. В. Усанова. - М. : Эксмо-Пресс, 2020. - 224 с.
39. Певзнер, М. С. О детях с отклонениями в развитии / М. С. Певзнер. - М. : Издательство СГУ, 2016. - 176 с.
40. Петрова, Е. В. Формирование коммуникативной компетенции у детей с задержкой психического развития / Е. В. Петрова. - М. : Школьная Книга, 2012. - 320 с.
41. Подьяков, Н. Н. Психическое развитие и саморазвитие ребенка от рождения до 6 лет / Н. Н. Подъяков. - СПб. : Речь, 2013. - 144 с.
42. Полный сборник кодексов Российской Федерации: офиц. тексты / под ред. Б. Грызлова. - М. : Омега-Л, 2008. - 1064 с.
43. Проблемы дошкольной игры : психолого-педагогический аспект / под ред. Н. Н. Подьякова, Н. Я. Михайленко. - М. : Академия,
2013. - 284 с.
44. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми : учеб. пособие для студентов средних педагог. учеб. зав. / под ред. И. В. Дубровиной. - М. : Академия, 2014. - 160 с.
45. Развитие речи детей дошкольного возраста : пособие для воспитателя дет. сада / под ред. Ф. А. Сохина. - М. : Просвещение, 2013. - 223 с
46. Рыжова, О. С. Наглядное моделирование как средство развития связной речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи / О. С. Рыжова // Психолого-медико-педагогические проблемы современного образования. - 2017. - С. 122-126.
47. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. - СПб. : Питер, 2015. - 468 С.
48. Рыжова, Н. В. Развитие речи в детском саду : конспекты занятий в младшей, средней и старшей группах / Н. В. Рыжова. - М. : Академия Развития, 2013. - 416 с.
49. Смирнова, Е. Современные дети : особенности игры и психологического развития / Е. Смирнова // Дошкольное воспитание. - 2012. - № 10. - С. 63-71.
50. Сорокин, В. М. Специальная психология : учеб. пособие / под ред. Л. М. Шипицыной, В. М. Сорокин. - СПб. : Речь, 2014. - 216 с.
51. Сорокина, Н. А. Комплексная диагностика развития детей с речевыми нарушениями / Н. А. Сорокина. - М. : Владос, 2013. - 116 с.
52. Сохин, Ф. А. Психолого-педагогические основы развития речи дошкольников / Ф. А. Сохин. - М. : МОДЭК, 2014. - 224 с.
53. Специальная педагогика / под ред. Н. М. Назаровой. - М. : Академия, 2014. - 436 с.
54. Специальная психология : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. И. Лубовский, Т. В. Розанова, Л. И. Солнцева. - М. : Изд. центр «Академия», 2014. - 464 с.
55. Специальная педагогика : понятийно-терминологический словарь / под редю. В. И. Бондаря. - М. : Альма-матер, 2003. - 265 с.
56. Староверова, М. С. Инклюзивное образование : настольная книга педагога, работающего с детьми с ОВЗ / М. С. Староверова. - М. : Владос, 2012. - 168 с.
57. Стребелева, Е. А. Коррекционно-развивающее обучение детей в процессе дидактических игр / Е. А. Стребелева. - М. : Владос, 2014. - 256 с.
58. Тихеева, Е. И. Развитие речи детей / под ред. Ф. А. Сохина, Е. И. Тихеева. - М. : Просвещение, 2011. - 159 с.
59. Триггер, Р. Д. Психологические особенности социализации детей с задержкой психического развития / Р. Д. Триггер. - СПб. : Питер, 2008. - 122 с.
60. Ушакова, О. С. Методика развития речи детей дошкольного возраста / О. С. Ушакова. - М. : Владос, 2014. - 122 с.
61. Фатекова, Т. А. Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов / Т. А. Фатекова. - М. : Айрис-Пресс, 2011. - 176 с
62. Цыпина, Н. А. Дети с задержкой психического развития / Н. А. Цыпина. - М. : Асайешха, 2014. - 256 с.
63. Шевченко, С. Г. Подготовка к школе детей с задержкой психического развития / С. Г. Шевченко. - М. : Школьная Пресса, 2014. - 96 с.
64. Юзбекова, Е. А. Ступеньки творчества. Место игры в интеллектуальном развитии дошкольника : метод, рекомендации для воспитателей ДОУ и родителей / Е. А. Юзбекова. - М. : Линка-Пресс, 2016. - 122 с.
65. Юханссон, И. Особое детство / И. Юханссон. - М. : Теревинф, 2012. - 160 с.
66. Яшина, В. И. Теория и методика развития речи детей / В. И. Яшина.
- М. : Академия, 2013. - 335 с.