ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОВЕРШЕНТВОВАНИЯ
ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6
1.1. Психолого-педагогические особенности развития речи детей дошкольного возраста... 6
1.2. Характеристика выразительности речи детей дошкольного возраста в онтогенезе 11
1.3. Методы и приемы совершенствования выразительности речи у детей старшего
дошкольного возраста 16
1.4. Анализ программ ДОУ и методических пособий с точки зрения возможности
совершенствования выразительности речи детей старшего дошкольного возраста 20
ГЛАВА 2. ПРОЕКТИРОВОЧНАЯ РАБОТА ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ВЫРАЗИТЕЛЬНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 24
2.1. Изучение исходного уровня сформированности выразительности речи старших
дошкольников 24
2.2. Описание комплекса педагогических мероприятий, направленных на совершенствование выразительности речи старших дошкольников в театрализованной
деятельности 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 53
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 58
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 59
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 71
Речь является основным средством общения, без которого немыслимо существование современного общества. Сам процесс общения предполагает обмен определенной информацией, смысл которой передается не только за счет слов, словосочетаний, а также предложений, объединенных в одну логическую последовательность, но также и при помощи средств выразительности. Выразительность выступает как качественная характеристика речи в связи с чем, она является важным показателем речевой культуры личности.
Активизации выразительности речи детей уделяется серьезное внимание, как в трудах известных отечественных психологов, таких как Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, а также педагогов - Ф.А. Сохин, О.С. Ушакова и др., так и в контексте ФГОС при решении задач совершенствования коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста [49].
Получается, что владение средствами выразительности приобретает все большее значение, так как от правильности или неправильности их использования зависит взаимопонимание не только отдельных людей, но также и целых народов. Все выше сказанное позволяет говорить о том, что проблема совершенствование выразительности речи, а точнее ее актуальность, обусловлена социальным заказом современного общества.
Воспитательно-образовательный процесс в детских дошкольных организациях регулируется различными программами, учитывающими требования ФГОС. Все они предусматривают речевое развитие детей, а также приобщение их к театрализованной деятельности.
Однако в этих программах рассматриваются отдельные аспекты выразительности и не раскрывается потенциал театрализованной деятельности как средства формирования выразительности речи у детей дошкольного возраста. Более того, театрализованная деятельность в целом является малоисследованным направлением в целях формирования выразительности речи детей дошкольного возраста. Именно поэтому возникает необходимость рассмотреть возможность использования театрализованной деятельности для формирования выразительности речи детей дошкольного возраста.
Каждый из возрастных этапов дошкольного возраста обладает определенными особенностями, выявляя которые исследователи отмечают, формированию, развитию или совершенствованию каких сторон личности ребенка того или иного возраста стоит уделить больше внимание. В рамках данной работы было принято решение проводить исследования с детьми старшего дошкольного возраста. Такой выбор обусловлен тем, что старший дошкольный возраст характеризуется осознанностью собственного «Я», то есть в старшем дошкольном возрасте закладываются основы будущей личности. При этом в системе факторов, обусловливающих становление личности, особая роль принадлежит выразительности речи.
Все вышесказанное позволяет говорить о актуальности темы исследования «Организация деятельности педагога по совершенствованию выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности».
Объект исследования - процесс совершенствования выразительности речи старших дошкольников.
Предмет исследования - комплекс педагогических мероприятий, направленный на совершенствование выразительности речи детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования - теоретически обосновать и описать комплекс педагогических мероприятий по совершенствованию выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть психолого-педагогические особенности развития речи детей дошкольного возраста.
2. Описать характеристику выразительности речи детей дошкольного возраста в онтогенезе .
3. Проанализировать программы ДОУ и методические пособия с точки зрения возможности совершенствования выразительности речи детей старшего дошкольного возраста.
4. Изучить методы и приемы совершенствования выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста.
5. Описать проектировочную работу по совершенствованию выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста.
Методы исследования:
• теоретические: обзор научной и методической литературы по теме исследования, обобщение, синтез;
• практические: диагностика детей, количественные и качественные методы обработки полученных данных.
Проектировочная работа проводилась на базе МАДОУ ДЕТСКИЙ САД № 18. В ней приняли участие 15 детей старшего дошкольного возраста. Возраст респондентов от 5 до 6 лет.
Структура работы: введение, две главы, заключение, список использованной литературы, приложения.
В результате проведенного исследования, посвященного организации деятельности педагога по совершенствованию выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности, были выполнены поставленные задачи, а именно в результате рассмотрения психолого-педагогических особенностей развития речи детей дошкольного возраста, было установлено, что дошкольный возраст в целом является сензитивным периодом для развития речи, за время которого речи стремительно развивается и трансформируется в особую деятельность. Более того, речь является для детей дошкольного возраста орудием мышления и средством понимания. Все это подчёркивает значимость речи в период дошкольного детства.
Ознакомление с характеристикой выразительности речи детей дошкольного возраста в онтогенезе позволило прийти к выводу о том, что на протяжении большей части дошкольного детства речь детей является выразительной и яркой, но при этом эта выразительность носит неосознанный характер, в связи с чем к более старшему возрасту (5-6 лет) она утрачивается. При этом выразительность речи рассматривается как интегративное явление, которое включает интонационную выразительность (тон речи, громкость, тема, паузы), лексическую выразительность (использование изобразительно-выразительных средств речи: сравнений, эпитетов, метафоры и др.) и грамматическую выразительность (построение простых и сложных предложений различных конструкций, разнообразие синтаксических конструкций).
В результате анализа программ ДОУ и методических пособий с точки зрения возможности совершенствования выразительности речи детей старшего дошкольного возраста, удалось установить, что совершенствованию выразительности речи детей старшего дошкольного возраста отводится особая роль в процессе речевого развития. В целом, совершенствование выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста является одной из основных задач в развитие речи в рамках дошкольной образовательной организации.
Изучение методов и приемов совершенствования выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста позволило прийти к выводу о том, что для совершенствования выразительности современными педагогами-практиками используются различные методы, в том числе особое внимание уделяется потенциалу театрализованной деятельности. Наряду с этим, результаты исследований позволяют говорить о возможности использования театрализованной деятельности как средства совершенствования выразительности речи у детей рассматриваемой возрастной группы.
Проектировочная работа по совершенствованию выразительной речи у детей старшего дошкольного возраста проводилась в два этапа и предполагала проведение диагностики речи детей с последующей педагогической работой, направленной на повышение уровня выразительности речи детей старшего дошкольного возраста. То есть, в результате проектировочной работы было установлено, что театрализованная деятельность способствует совершенствованию выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста, а именно она способствует совершенствованию интонационной выразительности речи (темп, ритм, логическое ударение, сила и высота голоса), а также совершенствованию выразительности на грамматическом и лексическом уровнях.
1. Акулова О.В. Устное народное творчество как средство развития выразительности речи старших дошкольников: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.07 /О. В. Акулова; СПб., 1999. 204 с.
2. Акулова О. В. Театрализованные игры для детей // Дошкольное воспитание. 2006. № 4.
3. Алексеева М.М. Методика работы с художественной
литературой в детском саду: методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: учеб. пособие / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. М.: 1998.
4. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений 3-е изд. / М.М. Алексеева, В.И. Яшина стереотип. М.: Издательский центр «Академия», 2000. 400 с.
5. Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников: Кн. Для воспитателя дет. сада. М.: КНОРУС, 2015. 127 с.
6. Бахарева М.Г. Формирование интонационной выразительности речи дошкольного возраста [Электронный ресурс]. Режим доступа: htpp:// festival.1september.ru/ (дата обращения: 07.07.18).
7. Боголюбская М.К. Художественное чтение и рассказывание в детских садах / М.К. Боголюбская, В.В. Шевченко. М.: 1960. 127 с.
8. Бородич А.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста 2-е изд. М.: Просвещение, 1984. 255 с.
9. Брызгунова Е.А. Звуки и интонация русской речи. М.: Русский язык, 1978. 278 с.
10. Воевода О.Н. Развитие речи дошкольника. Минск: Сфера, 2009. 194 с.
11. Волкова Г.А. Логопедическая ритмика: Учеб. для студ. высш. учеб, заведений. М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2015. 272 с.
12. Выгодский Л.С. Мышление и речь. М., 2015. 352 с.
13. Гавриш Н.В. Формирование образности речи старших дошкольников в процессе обучения родному языку: дис. ... канд.пед.наук: М., 1991. 224 с.
14. Гербова В.В. Приобщение детей к художественной литературе. М.: Мозаика-Синтез, 2006. 90 с.
15. Головин Б.Н. Основы культуры речи. М.: 2008. 320 с...