ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ
ДИАЛОГИЧЕСКИХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ЛИТЕРАТУРОЙ 7
1.1. Особенности психического развития детей среднего дошкольного возраста 7
1.2 Диалог как форма речи. Диалогические умения детей среднего
дошкольного возраста 11
1.3 Анализ программ по формированию диалогических умений у детей
среднего дошкольного возраста 22
1.4 Формы, методы и приемы формирования диалогических умений у детей
среднего дошкольного возраста 26
ГЛАВА 2. АНАЛИТИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ДИАЛОГИЧЕСКИХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ЛИТЕРАТУРОЙ 35
2.1 Диагностика диалогических умений детей среднего дошкольного
возраста 35
2.2 Деятельность педагога по формированию диалогических умений у
детей среднего дошкольного возраста в процессе ознакомления с литературой 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 60
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 68
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 72
Актуальность исследования. В настоящий момент в системе дошкольного образования проходит ряд изменений, которые связаны введением Закона об образовании в РФ №273-ФЗ [71] и Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Образовательный стандарт выделяет как одну из значимых образовательных областей - речевое развитие ребенка, задача которой предполагает владение ребенком грамматически правильной связной речью - диалогической и монологической, а также «знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы» [70].
Речь выполняет разнообразные функции в жизни ребенка. К основной функции относится коммуникативная, т.е. речь представляет собой средство общения. Цель общения - поддержка социальных контактов, обмен информацией. Коммуникативная функция речи активно осваивается дошкольником и способствует овладению языком, лексикой, фонетикой и диалогической речью.
Диалогическая речь - основная форма речевого общения, она способствует развитию связной речи. Поэтому овладение связной диалогической речью дошкольником является главной задачей его речевого развития. Решение этой задачи зависит от социального окружения, семейного благополучия, речевой среды, индивидуального развития ребенка и т.д. и это нужно учитывать при речевом воспитании.
Степень разработанности проблемы.
Общение как феномен изучали представители психологии, педагогики, социологии, философии, физиологии и других наук (А.А. Бодалев [9, 10], Л. С. Выготский [21], А. В. Запорожец [27], И. А. Зимняя [29], А. А. Леонтьев [35, 36], А.Н. Леонтьев [37, 38], В.А. Сластенин [58], Е.О. Смирнова [60] и др.).
Общение дошкольников исследовали А. Г. Арушанова [5], В. В. Виноградов [17], В. В. Гербова [23], М. И. Лисина [40] и др.
Особенности связной диалогической речи изучали такие исследователи как Л. Ф. Артеменкова [3], А .Г. Рузская [58],Ф.А. Сохин [56], Д. Б. Эльконин [82], которые отмечали, что основными чертами диалога дети овладевают лишь в старшем дошкольном возрасте, а младший и средний дошкольный возраст является подготовительным этапом.
Формирование диалогических умений у дошкольников представлено работами О.А. Бизиковой [7], Н.В. Новотворцевой [47], О.С. Ушаковой [69, 71], Л.П. Якубинского [84] и др.
Рассматривая речевое развитие старших дошкольников, являющееся основным направлением формирования диалогических умении А. М. Богуш [9], М. Г. Генинг [23], В. В. Гербова [24], Ф. А. Сохин [64], О. С. Ушакова [71] отмечают, что в данном возрасте увеличивается речевая активность дошкольника: запас слов возрастает до 4000, дети употребляют слова в самых разных синтаксических сочетаниях, выражают свои мысли сложными предложениями; учатся обобщать, сравнивать. Речевой этикет, как неотъемлемая часть диалогических умений, представлен в лингвистических работах Е. М. Верещагина [17], Т. А. Ладыженской [35], Н. И. Формановской [77] и др.
Невербальное общение (жесты, мимика) как компонент диалогических умений детей изучали Д. И. Бойков [32], О. В. Защиринская [29], И. А. Стернин [66] и др.
Анализ представленных исследований показал, что несмотря на раскрытие отдельных сторон вопроса формирования диалогических умений, не достаточно освещена их сущность и пути реализации в условиях дошкольных образовательных организаций. В связи с этим была поставлена проблема исследования: какова организация деятельности педагога по формированию диалогических умения у детей среднего дошкольного возраста в процессе ознакомления с литературой.
В соответствии с проблемой была поставлена цель исследования.
Цель исследования изучить методы организации деятельности педагога по формированию диалогических умений у детей среднего дошкольного возраста в процессе ознакомления с литературой.
Объект исследования: процесс формирования диалогических умений детей среднего дошкольного возраста.
Предмет исследования: комплекс мероприятий педагога по
формированию диалогический умений детей среднего дошкольного возраста в процессе ознакомления с литературой.
Исходя из предмета, цели и объекта исследования были выдвинуты следующие задачи:
1. На основе теоретического анализа психолого-педагогической литературы определить сущность и особенности диалога как формы речи, диалогических умений детей среднего дошкольного возраста.
2. Проанализировать программное содержание формирования диалогических умений у детей среднего дошкольного возраста.
3. Выявить формы, методы и приемы формирования диалогических умений у детей среднего дошкольного возраста.
4. Провести диагностику уровня сформированности диалогических умений у детей среднего дошкольного возраста.
5. Разработать и реализовать проект формирования диалогических умений у детей среднего дошкольного возраста в процессе ознакомления с литературой.
Теоретическую базу исследования составили: теория обучения и воспитания детей дошкольного возраста (И. А. Малашихина, Е. И. Тихеева, К. Д. Ушинский и др.), теория речевой деятельности (Л. С. Выготский, И. А. Зимняя, A. A. Леонтьев, А. Р. Лурия, О. С. Ушакова и др.), теория диалога (М. М. Бахтин, З. В. Валюсинская, Е. Д. Поливанов, Л. В. Щерба, Л. П. Якубинский и др.), теории психологии общения (A. A. Бодалев, Г. М. Кучинский, М.И. Лисина и др.).
Практическая значимость исследования заключается в разработке проекта для педагогов по формированию диалогических умений у детей среднего дошкольного возраста в процессе ознакомления с литературой.
Методы исследования. теоретические: анализ психологической, педагогической, лингвистической и методической литературы по проблеме; систематизация полученной информации; анализ и синтез; проектирование;
• эмпирические: изучение психолого-педагогической документации детей; наблюдение за речевой деятельностью детей, тестирование, анкетирование, анализ детских диалогов;
• методы обработки данных: количественный и качественный анализ.
База исследования: МБДОУ «Белоярская СОШ № 14» детский сад «Берёзка», 17 детей среднего дошкольного возраста.
Целью исследования явилось изучение методов организации деятельности педагога по формированию диалогических умений у детей среднего дошкольного возраста в процессе ознакомления с литературой.
Для достижения цели были поставлены задачи:
1. На основе теоретического анализа психолого-педагогической литературы определить сущность и особенности диалога как формы речи, диалогических умений детей среднего дошкольного возраста.
2. Проанализировать программное содержание формирования диалогических умений у детей среднего дошкольного возраста.
3. Выявить формы, методы и приемы формирования диалогических умений у детей среднего дошкольного возраста.
4. Провести диагностику уровня сформированности диалогических умений у детей среднего дошкольного возраста.
5. Разработать и реализовать проект формирования диалогических умений у детей среднего дошкольного возраста в процессе ознакомления с литературой.
Проведенное теоретическое исследование и аналитическое описание организации деятельности педагога по формированию диалогических умений позволили сформулировать следующие выводы:
1. Диалогическое общение является основным условием познания человеком действительности, оно играет важную роль в становлении личности ребенка, в развитии его внутреннего субъективного мира, в обогащении и расширении психологического и социального опыта
2. Основная форма общения детей дошкольного возраста - диалог, который является формой речи представляющей разговор, беседу между двумя или более лицами и состоящий из обмена репликами между собеседниками. Участие в диалоге требует наличия следующих умений: слушание и правильное понимание мысли, которую выражает собеседник; умения сформулировать собственное суждение в ответ, правильно выражать свое суждение средствами языка; менять тему речевого взаимодействия, следуя за мыслями собеседника; поддерживать установленный эмоциональный тон; слушать свою речь для контроля ее нормативности и уметь при необходимости вносить соответствующие поправки и изменения.
3. Современные условия развития общества ставят актуальной проблему формирования диалогических умений у детей. Оно направлено на становление:
• Собственных речевых умений: умений вступать в общение (знать и уметь, как и когда можно начать разговор с незнакомым или знакомым человеком, разговаривающим, занятым с другим); умений поддерживать разговор и его завершать (слышать и слушать собеседника); умений быть инициативным в общении, переспрашивать и спрашивать при необходимости; умений доказать свою точку зрения; умений выражать свое отношение к предмету разговора - излагать свое мнение, приводить примеры, сравнивать, оценивать, возражать или соглашаться, отвечать, связно высказываться; умений говорить в нормальном темпе и выразительно, пользоваться интонацией.
• Умений речевого этикета, который включает: знакомство, обращение, приветствие, приглашение, привлечение внимания, извинение, просьба, согласие и отказ, благодарность, жалоба, неодобрение, сочувствие, поздравление, и другие.
• Умений общаться со взрослыми и сверстниками (внимательно слушать и слышать собеседника, не перебивать его).
Данными умениями дети овладевают, повседневно общаясь со взрослыми и сверстниками, а так же в ходе обучения способам ведения диалога.
4. В федеральном государственном стандарте дошкольного образования и программной документации отражена проблема формирования диалогических умений через образовательную область «Речевое развитие», содержание которой направлено на достижение целей овладения конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми, развитие всех компонентов речи, норм речи, овладение диалогической и монологической речью. Образовательные программы акцентируют внимание на формировании речевого общения через речевую коммуникацию и речевой этикет.
5. Выделенные критерии (навыки составления диалога, навыки речевого этикета, навыки общения со сверстниками и взрослыми), уровни (высокий, средний, низкий) и соответствующие методики (по А.В. Чулковой) позволили выявить уровень сформированности диалогических умений детей среднего дошкольного возраста.
6. Разработан проект по теме: «Сказка как средство формирования диалогических умений у детей 4-5лет», который реализует деятельность педагога по формированию диалогической речи у детей в процессе ознакомления с литературой. Педагогический проект был представлен в виде 24-х игровых ситуаций по известным русским народным сказкам, проводимых один раз в неделю в первой половине дня.
Работа проводилась следующим образом: детям предлагалась
определенная сказка (в соответствии с образовательной программой), далее по сказке проводилась беседа, в заключение детям предлагалось реализовать диалог сказочных героев, принять участие в игре-драматизации, либо поиграть в игры, направленные на умения организовать диалог с товарищем по известным детям сказок.
Таким образом, цель выпускной квалификационной работы достигнута, представленные задачи выполнены.
Не претендуя на исчерпывающее решение проблемы, наше исследование может послужить ориентиром для дальнейших изысканий в области разработки научных основ формирования диалогических умений в образовательной деятельности, например в театральной деятельности, трудовой деятельности детей.
1. Алексеева, М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников [Текст]: Учеб. пособие для студ. высших и сред. пед. учеб. заведений / М. М Алексеева, В. И. Яшина. - М.: Академия, 2006. - 400 с.
2. Алексеева, М. М. Взаимосвязь задач речевого развития детей на занятиях [Текст] / М. М. Алексеева, О. С. Ушакова // Воспитание умственной активности у детей дошкольного возраста.- М, 2007. - С.27-43.
3. Артеменков, Л. Ф. Педагогические условия развития диалогического общения старших дошкольников в условиях современного дошкольного образовательного учреждения [Текст] : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 /Л. Ф. Артеменкова.- Карачаевск, 2002.- 176 с.
4. Арушанова, А. Организация диалогического общения дошкольников со сверстниками[ Текст] / А. Арушанова // Дошкольное воспитание. - 2001. - №5. - С. 51.
5. Бахтин, М. М. Эстетика словесного творчества [Текст]: Сб. изб. трудов./ М. М. Бахтин; Сост. С. Г. Бочанов. - М., 1979. - 423 с.
6. Бизикова, О. А. Теории и технологии развития речи детей дошкольного возраста в определениях, таблицах и схемах [Текст]: Учебное пособие /О. А. Бизикова. - 3-е изд., перераб. и доп. - Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гос. ун-та, 2014. - 93 с.
7. Бизикова, О. А. Развитие диалогической речи дошкольников в игре [Текст] /О. А. Бизикова. - М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2008. - 136 с.
8. Богуш, А. М. Обучение правильной речи в детском саду [Текст]: монография / А. М. Богуш. - Киев: Рад. шк., 1990. - С. 47-49.
9. Бодалев, А. А. Личность и общение [Текст] /А. А.Бодалев. - М.: Международная педагогическая академия, 1995. - 328 с.
10. Бодалев, А. А.Психология общения [Текст] /А. А. Бодалев.- М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК»,1996.-256 с.
11. Борисова, М. Б. О типах диалога в пьесе Горького «Враги» [Текст] / М. Б. Борисова // Очерки по лексикологии, фразеологии, стилистике. Учен. зап. ЛГУ, № 198. Сер. филол. наук, № 24, 1956.
12. Бородич, А. М. Методика развития речи детей дошкольного возраста [Текст] / А. М. Бородич. - М.: Просвещение, 2007. - 255 с.
13. Валюсинская, З. В. Вопросы изучения диалога в работах современных лингвистов. [Текст] / З. В. Валюсинская // Синтаксис текста. - М., 1979. - 11 с.
14. Васильева, И. И. Психологические особенности диалога [Текст]: Дисс. ... канд. психол. наук / И. И. Васильева. - М., 1984. - 181 с
15. Венгер, Л. А. Психология развития. Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах Л. А. Венгер; ред. сост. Л. А. Карпенко; под общ. ред. А. В. Петровского. - М.: ПЕР СЭ, 2005. - 176 с...