ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКИЕ ОСНОВАНИЯ ПОСТАНОВКИ ДЕТСКИХ 7 ХОРЕОГРАФИЧЕСКИХ КОМПОЗИЦИЙ НА ОСНОВЕ ЛЕКСИКИ КЛАССИЧЕСКОГО ТАНЦА
1.1. Понятие о хореографической композиции. Общие каноны
постановки хореографических композиций 7
1.2. Специфика постановки хореографических композиций для
детей дошкольного возраста 31
1.3. Классический танец как основа лексики хореографических
постановок для детей 48
ВЫВОДЫ ПО I ГЛАВЕ 56
ГЛАВА II. ТЕХНОЛОГИЯ ПОСТАНОВКИ ДЕТСКИХ ХОРЕОГРАФИЧЕСКИХ КОМПОЗИЦИЙ НА ОСНОВЕ ЛЕКСИКИ КЛАССИЧЕСКОГО ТАНЦА 59
2.1. Организационно-содержательные характеристики технологии постановки детских хореографических композиций на основе лексики классического танца 59
2.2. Хореографическая композиция «Вальс мотыльков» 60
2.2.1. Идея хореографической композиции 60
2.2.2. Этапы работы над хореографической композицией 60
2.2.3. Запись танца и его рисунок 68
ВЫВОДЫ ПО II ГЛАВЕ 71
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 73
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 76
На протяжении веков классический танец является непревзойденным видом хореографического искусства, представляющего целостную картину мира в единстве мысли, чувства и движения. Термином «классический танец» пользуется весь мир, обозначая им определенный вид хореографической пластики. Представляя собой четко выработанную систему движений, в которой нет ничего случайного и лишнего, классический танец повсеместно признан одним из главных выразительных средств хореографии. Эта система движений, позволяет сделать тело дисциплинированным, подвижным и прекрасным, превращает его в чуткий инструмент исполнителя.
Именно поэтому к искусству балета огромный интерес, при этом основным трендом современности является значительное снижение возрастных границ начала обучения классическому танцу. Появляется четко сформулированный запрос родителей, как законных представителей ребенка, на обучение детей классической хореографии с раннего детства.
Мы разделяем точку зрения Л.Д. Блок, А.Я. Вагановой, С.Н. Головкиной и др. о том, что классический танец является естественной формой двигательной активности человека и единственной всеобъемлющей системой воспитания человеческого тела, а потому, не смотря на ведущиеся по этому вопросу дискуссии, считаем, что при определенных условиях приобщение к освоению классического танца возможно в детском возрасте. При этом, учитывая специфику детского возраста, важнейшим условием присвоения лексики классического танца является ее использование в детских хореографических постановках.
Однако, следует заметить, что несмотря на достаточное количество научно-методических источников, посвященных педагогике и методике классического танца, до сих пор нет мало внимания отводится разработкам, в которых описывались бы технологии использования лексики классического танца в хореографических постановках для дошкольников. Сложность применения лексики классического танца в детских хореографических композициях заключается в том, что, педагог-хореограф, работающий с детьми, помимо знаний предметной области классического танца с присущей ему методикой обучения, должен владеть общими принципами балетмейстерской работы и специальными компетенциями в области педагогики и психологии детства, что позволит разработать и внедрить технологию постановки детских хореографических композиций на основе лексики классического танца.
Обозначенные выше факты, указывающие на особую актуальность проблемы послужили основанием для определения темы нашей выпускной квалификационной работы «Технология постановки детских хореографических композиций на основе лексики классического танца».
Объект выпускной квалификационной работы: процесс постановки детских хореографических композиций.
Предмет выпускной квалификационной работы: технология создания детских хореографических композиций на основе лексики классического танца.
Цель работы: изучить теоретические основания постановки детских хореографических композиций и лексические каноны классического танца и осуществить постановку детской хореографической композиции на основе лексики классического танца.
В соответствии с указанной целью задачами выпускной квалификационной работы являются:
1. Рассмотреть теоретические основания постановки детских хореографических композиций на основе лексики классического танца
2. Обобщить организационно-содержательные характеристики технологии постановки детских хореографических композиций на основе лексики классического танца.
3. Описать лексическое решение постановки хореографической композиции для дошкольников на основе доступных для них элементов классического танца.
4. Осуществить постановку хореографической композиции «Вальс мотыльков».
Теоретическую основу исследования составляют работы посвященные постановочной деятельности хореографа (Л.В.Бухвостова, Р.В.Захаров Р.В., В.А. Мелехов, В. И.Панфёров, И.М.Фоменко И.М., А.Я. Цорн, Н.Н. Янаева и др.), классические труды А.Я. Вагановой и ее последователей, посвященные описанию методики обучения классическому танцу (Н.П. Базаровой, Н.П. Базарова, В.А. Мей, В.С. Костровицкая, А.А. Писарев, Н.И. Тарасов и др.), исследования в области возрастной анатомии и физиологии (А.Н. Кабанов, М.Р. Сапин, В.И. Сивоглазов, А.П. Чабовская и др.), психолого-педагогические исследования, раскрывающие специфику психического развития старших дошкольников (А.С. Белкин, Л.С. Выготский, А.П. Елизарьева, М.А. Игумнова, Л.П. Крившенко П.Н. Переверзева, Ж.В. Чечина, Н.Н. Янаева и др.).
Методы исследования:
- теоретические: изучение и анализ научной и учебно-методической литературы по теме исследования, разработка этапов постановочной работы, определение основной идеи и содержания хореографических композиций.
- эмпирические: поиск музыкального материала, отбор лексики классического танца, доступной для дошкольников, постановка хореографической композиции, проектирование эскизов костюмов.
Практическая значимость выпускной квалификационной работы: технология постановки детских хореографических композиций на основе лексики классического танца может быть применена как учебный материал в дисциплинах «Подготовка концертных номеров» или «Сценическая практика» в программах хореографических отделений детских школ искусств и детских хореографических школ. Предложенную нами хореографическую композицию можно использовать в репертуаре танцевальных коллективов, где изучается лексика классического танца. Композиция рассчитана на дошкольный возраст.
Апробация выпускной квалификационной работы осуществлялась на базе подготовительного отделения детской хореографической школы муниципального театра балета «Щелкунчик» (г. Екатеринбург).
Структура выпускной квалификационной работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка.
Ключевые слова - ТАНЕЦ, КЛАССИЧЕСКАЯ ХОРЕОГРАФИЯ, ТЕХНОЛОГИЯ, АВТОРСКАЯ ХОРЕОГРАФИЧЕСКАЯ КОМПОЗИЦИЯ, ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО, ПОСТАНОВКА ТАНЦА.
Хореографическое искусство прошло длительный путь своего развития прежде чем дошло до известных нам танцевальных форм, претерпевая на себе особенности политического, социального и духовного развития народа. Танец, возможно — древнейшее из искусств: оно отражает восходящую к самым ранним временам потребность человека передавать другим людям свои радость или скорбь посредством своего тела. Танец существовал и существует в культурных традициях всех человеческих существ и обществ. За долгую историю человечества он изменялся, отражая культурное развитие. Сегодня хореографическое искусство охватывает и традиционное народное, и профессионально-сценическое. Хореографическое произведение является результатом профессиональной творческой деятельности в области танца. Хореографическое произведение как самостоятельный объект авторско-правовой охраны может быть представлено в качестве отдельных хореографических номеров в виде танцев в аудиовизуальных произведениях, танцевальных композиций фигуристов, мастеров художественной гимнастики, в составе номеров эстрадных исполнителей (например, певцов), танцевальных сцен в театрально-зрелищных постановках, включая оперу, оперетту, балет и т. д. Можно выделить следующие этапы постановочной работы: анализ музыкального произведения, выбранного для постановки, который, в свою очередь, включает следующие этапы: восприятие музыкального материала, рассмотрение драматургии музыкального произведения, выявление средств музыкальной выразительности, определение формы музыкального произведения, его стилевых особенностей; создание хореографических образов, где существуют следующие варианты трактовки музыки: музыка может являться прямым источником создания сценических действий, музыка может быть контрастна действию героев хореографического произведения, музыка может раскрывать действенную линию главного героя и может воссоздать общую атмосферу действия в хореографическом произведении.
В качестве хореографической постановки для детей дошкольного возраста нами был выбран детский танец под названием «Вальс мотыльков», являющийся весьма актуальной темой для данной возрастной группы, Детский танец состоит из 64 тактов, в нем участвуют 32 девочи, одетых в шопенки. Темой данной постановки является мечта о девочек стать балеринами. Основная особенность танцевальной композиции «Вальс мотыльков» - это передача эмоционального состояния детей через мимику, жесты и движения.
Для детей дошкольного возраста, прежде всего, характерна чрезвычайная подвижность. Они нуждаются в частой смене движений, длительное сохранение статистического положения для них крайне утомительно. В то же время движения детей еще не организованы, плохо координированы, запас двигательных навыков у них не велик, они нуждаются в его пополнении и усовершенствовании. Внимание детей этого возраста крайне неустойчиво, они легко отвлекаются, им трудно продолжительное время сосредоточиваться на одном задании. Они легче воспринимают конкретный материал, живой образ для них гораздо ближе, нежели отвлеченное понятие. Игра представляет естественную деятельность детей этого возраста. Их эмоции ярки и проявляются, открыто и непосредственно. В этом возрасте дети особенно жизнерадостны и доверчивы. Учитывая все эти особенности детей, следует своеобразно выстраивать занятия по хореографической постановке с детьми этого возраста. Работа балетмейстера дошкольниками требует большого творческого багажа, изобретательности и глубокого знания детской психологии. При всей трудности работы они приносят огромную пользу и удовлетворение участникам постановки.
1. Адеева Л.М. Пластика. Ритм. Гармония: самостоятельная работа учащихся для приобретения хореографических навыков: учебное пособие. - СПб.: Композитор; Санкт-Петербург, 2006. - 51с.
2. Андреева Т.Ф. Тенденции развития классического танца в любительском коллективе // Самарские хореографические встречи / Т.Ф. Андреева. - Самара: Издательство СГПУ, 2003. - 92с.
3. Антропова,Л.В. Развитие выразительности в процессе обучения хореографическому искусству // Образование и общество. - 2011. - №4. - С.121-124.
4. Базарова Н.П. Азбука классического танца. Первые три года обучения: учебное пособие / Н.П. Базарова, В.П. Мей. - СПб.: Лань, 2006. - 240с.
5. Барышникова Т. Азбука хореографии. - М.: Айрис-Пресс, 2000. - 263с.
6. Батурина Г. И., Кузина Т. Ф. Введение в педагогическую
профессию: Учебное пособие для студентов средних педагогических
учебных заведений. - Москва, Издательский центр «Академия», 1998.
7. Бахрушин Ю. А. История русского балета. Учебное пособие для ин-тов культуры. М.: Просвещение, 1977. С. 205. .
8. Бахрушин Ю. История русского балета. - М.: Литература 1967. - 368с.
9. Белкин А.С. Основы возрастной педагогики: учебное пособие. - М.: Академия, 2000. - 192с.
10. Блок Л.Д. Классический танец. История и современность. - М.: Искусство, 1987. - 560 с.
11. Богданов Г. Ф., Кириллов А.П. Учебно-методическое пособие по композиции и постановке танца.
12. Боголюбская М.С. Музыкально-хореографическое искусство в системе эстетического и нравственного воспитания: учебно-методическое пособие. М.: ВНМЦ НТ и КПР, 1986.
13. Борисов А.И. Деятельность педагога-хореографа в условиях основе развития современной концепции образования // Российское творческой образование на рубеже веков / А.И. Борисов. - Самара: Научно-практическая конференция, 2012. - 115с.
14. Бурновиль А.С. Моя театральная жизнь / А.С. Бурновиль. - М.: Искусство, 1999. - 232 с.
15. Бухвостова Л.В. Композиция и постановка танца: учебное пособие / Л.В. Бухвостова, С.А. Щекотихина. - Орел: ОГИИК, 2002. - 160с.
Ерошенков, И.Н. Культурно-воспитательная деятельность с детьми и подростками [Электронный ресурс]: учебное пособие / И.Н. Ерошенков. - М.: МГУКИ, 2000. - 202с.
...