Формирование межэтнической толерантности у подростков
|
I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ МЕЖЭТНИЧЕСКОЙ
ТОЛЕРАНТНОСТИ У ПОДРОСТКОВ 7
1.1. Термины и теория формирования межэтнической толерантности у
подростков 7
1.2. Психолого-педагогическая характеристика подростков 16
1.3. Особенности формирования межэтнической толерантности у
подростков 21
1.4. Формы и методы формирования межэтнической толерантности у
подростков 28
II. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СРЕДСТВ
ФОРМИРОВАНИЯ МЕЖЭТНИЧЕСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ У ПОДРОСТКОВ 40
2.1 Опыт работы педагогов-практиков по использованию форм и методов, направленных на формирование межэтнической толерантности у подростков 40
2.2. Программа по формированию этнической толерантности в
образовательной организации 46
2.3. Анализ результатов практической деятельности по формированию межэтнической толерантности у подростков в условиях МАОУ лицей №
135 г. Екатеринбург 52
Заключение 62
Список литературы 65
ТОЛЕРАНТНОСТИ У ПОДРОСТКОВ 7
1.1. Термины и теория формирования межэтнической толерантности у
подростков 7
1.2. Психолого-педагогическая характеристика подростков 16
1.3. Особенности формирования межэтнической толерантности у
подростков 21
1.4. Формы и методы формирования межэтнической толерантности у
подростков 28
II. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СРЕДСТВ
ФОРМИРОВАНИЯ МЕЖЭТНИЧЕСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ У ПОДРОСТКОВ 40
2.1 Опыт работы педагогов-практиков по использованию форм и методов, направленных на формирование межэтнической толерантности у подростков 40
2.2. Программа по формированию этнической толерантности в
образовательной организации 46
2.3. Анализ результатов практической деятельности по формированию межэтнической толерантности у подростков в условиях МАОУ лицей №
135 г. Екатеринбург 52
Заключение 62
Список литературы 65
Актуальность.
Этническая толерантность — одна из наиболее важных проблем современной Российской общественности, которая носит лингвистические корни. Л. П. Крысин предполагает присутствующие в сознании общества некоторые этнические стереотипы, способствующие развитию негативных напряжений, он даёт оценку таким словам как фразосочетание и конструкция, использование которых обостряет различия между представителями различных этнических сообществ, выстраивает коннотации, предполагает чуждой любую культуру дугового общества. Рассмотрение этнокультурных коммуникативных устоев способствует пониманию стойких понятий об этносе. [28]
Этнические устои анализируются и О. Йокоямой, извлекающей присущие данной тематике коммуникативные формулировки из произведений русского писателя А. П. Чехова. Основываясь на изложенные писателем речевые формы межэтнических отношений в разных общебытовых обстоятельствах, О. Йокояма пытается найти корни межэтнической толерантности, записывает эти обстоятельства в случае изгнания отношения свой — чужой. [26]
Развитие межэтнической толерантности подростка в процессе анализа и рассмотрения культурного наследия регионов предполагает подробное изучение и разработку программ по знакомству с традициями, обычаями, правилами, ритуалами, фольклором, искусством, основанном на рациональных сочетаниях формы и метода, задающих направление для достижения национальной и общечеловеческой ценности любой религии и культуры. Она в свою очередь позволяет раскрыть общую панораму всех мировых достоинств, предполагающим понимание и принятие ее подростком школьного возраста, осмысление его ребенком.
Толерантность вносит отношение терпимости ко всем проявляющимся различиям относительно человеческого общества, к различным взглядам и общественным разногласиям, вплоть до агрессивных столкновений.
Абсолютно все педагогические процессы носят воспитательный характер, ведь в их основе заложена цель, направленная на социализацию и окультуривание, подразумевающая под собой некоторые задачи, такие как получение навыков, нужных для социокультурной бытности.
Адаптированное существование в социальной культурной среде несёт установленные между представителями различных мировых этнических групп толерантные, взаимно уважающие, социальные человеческие отношения, не обременённые негативной подоплекой, без входа в зону конфликтности. Что в свою очередь способствует выполнению системообразующей роли в получении необходимого образования, позволяет развиваться самообразованию в области этнической толерантности, дает предпосылки гуманитарной практики.
Благоприятная атмосфера человеческого общества, как и любая живая система, зависит от гармони в соединениях всех составляющих его разнообразных частей. Эту гармоничную систему помогает сохранить толерантность, подразумевающая терпимость и согласие относительно общественных пониманий, устоев, мыслей, совместимость которых для некоторых общественных групп попросту казалась невозможной, однако благодаря толерантности стало близко и нашло свое место в некотором человеческом социальном обществе.
Но, как известно, любое общество подвержено влиянию, и всегда находятся личности, не согласные мириться с настоящим положением вещей, вносят раздор в устои, укоренившиеся системные отношения. Именно в таких случаях необходимо защищать шаткие установленные отношения среди представителей этнических сообществ (Б. Э. Риэрдон).
Это еще раз подчеркивает сложность проблемы толерантности в жизни человека.
Тема выпускной квалификационной работы: «Формирование
межэтнической толерантности у подростков».
Объект исследования - межэтническая толерантность подростков.
Предмет исследования - формирование этнической толерантности школьников.
Целью выпускной квалификационной работы является изучение возможностей формирования этнической толерантности у подростков.
Гипотеза исследования: разработанная программа по формированию межэтнической толерантности будет эффективной.
Задачи:
1. Рассмотреть термины и теорию формирования межэтнической толерантности у подростков;
2. Дать психолого-педагогическую характеристику детей подросткового возраста;
3. Изучить особенности формирования межэтнической толерантности у подростков;
4. Раскрыть опыт работы педагогов-практиков по формированию межэтнической толерантности у подростков;
5. Разработать программу для совместной деятельности по формированию межэтнической толерантности у подростков в условиях в МАОУ «лицей № 135» г. Екатеринбург.
Анализ результатов практической деятельности по формированию межэтнической толерантности у подростков в условиях МАОУ «лицей № 135» г. Екатеринбург.
Методы исследования:
В работе использовались теоретические, и эмперические методы исследования.
База преддипломной практики: Муниципальное автономное
общеобразовательное учреждение лицей № 135 города Екатеринбург.
Работа состоит из введения, двух глав в основной части, заключения, списка источников, приложений.
Данная работа будет интересна педагогам, студентам, и методистам как школьных и образовательных учреждений, так и центров дополнительного образования.
Этническая толерантность — одна из наиболее важных проблем современной Российской общественности, которая носит лингвистические корни. Л. П. Крысин предполагает присутствующие в сознании общества некоторые этнические стереотипы, способствующие развитию негативных напряжений, он даёт оценку таким словам как фразосочетание и конструкция, использование которых обостряет различия между представителями различных этнических сообществ, выстраивает коннотации, предполагает чуждой любую культуру дугового общества. Рассмотрение этнокультурных коммуникативных устоев способствует пониманию стойких понятий об этносе. [28]
Этнические устои анализируются и О. Йокоямой, извлекающей присущие данной тематике коммуникативные формулировки из произведений русского писателя А. П. Чехова. Основываясь на изложенные писателем речевые формы межэтнических отношений в разных общебытовых обстоятельствах, О. Йокояма пытается найти корни межэтнической толерантности, записывает эти обстоятельства в случае изгнания отношения свой — чужой. [26]
Развитие межэтнической толерантности подростка в процессе анализа и рассмотрения культурного наследия регионов предполагает подробное изучение и разработку программ по знакомству с традициями, обычаями, правилами, ритуалами, фольклором, искусством, основанном на рациональных сочетаниях формы и метода, задающих направление для достижения национальной и общечеловеческой ценности любой религии и культуры. Она в свою очередь позволяет раскрыть общую панораму всех мировых достоинств, предполагающим понимание и принятие ее подростком школьного возраста, осмысление его ребенком.
Толерантность вносит отношение терпимости ко всем проявляющимся различиям относительно человеческого общества, к различным взглядам и общественным разногласиям, вплоть до агрессивных столкновений.
Абсолютно все педагогические процессы носят воспитательный характер, ведь в их основе заложена цель, направленная на социализацию и окультуривание, подразумевающая под собой некоторые задачи, такие как получение навыков, нужных для социокультурной бытности.
Адаптированное существование в социальной культурной среде несёт установленные между представителями различных мировых этнических групп толерантные, взаимно уважающие, социальные человеческие отношения, не обременённые негативной подоплекой, без входа в зону конфликтности. Что в свою очередь способствует выполнению системообразующей роли в получении необходимого образования, позволяет развиваться самообразованию в области этнической толерантности, дает предпосылки гуманитарной практики.
Благоприятная атмосфера человеческого общества, как и любая живая система, зависит от гармони в соединениях всех составляющих его разнообразных частей. Эту гармоничную систему помогает сохранить толерантность, подразумевающая терпимость и согласие относительно общественных пониманий, устоев, мыслей, совместимость которых для некоторых общественных групп попросту казалась невозможной, однако благодаря толерантности стало близко и нашло свое место в некотором человеческом социальном обществе.
Но, как известно, любое общество подвержено влиянию, и всегда находятся личности, не согласные мириться с настоящим положением вещей, вносят раздор в устои, укоренившиеся системные отношения. Именно в таких случаях необходимо защищать шаткие установленные отношения среди представителей этнических сообществ (Б. Э. Риэрдон).
Это еще раз подчеркивает сложность проблемы толерантности в жизни человека.
Тема выпускной квалификационной работы: «Формирование
межэтнической толерантности у подростков».
Объект исследования - межэтническая толерантность подростков.
Предмет исследования - формирование этнической толерантности школьников.
Целью выпускной квалификационной работы является изучение возможностей формирования этнической толерантности у подростков.
Гипотеза исследования: разработанная программа по формированию межэтнической толерантности будет эффективной.
Задачи:
1. Рассмотреть термины и теорию формирования межэтнической толерантности у подростков;
2. Дать психолого-педагогическую характеристику детей подросткового возраста;
3. Изучить особенности формирования межэтнической толерантности у подростков;
4. Раскрыть опыт работы педагогов-практиков по формированию межэтнической толерантности у подростков;
5. Разработать программу для совместной деятельности по формированию межэтнической толерантности у подростков в условиях в МАОУ «лицей № 135» г. Екатеринбург.
Анализ результатов практической деятельности по формированию межэтнической толерантности у подростков в условиях МАОУ «лицей № 135» г. Екатеринбург.
Методы исследования:
В работе использовались теоретические, и эмперические методы исследования.
База преддипломной практики: Муниципальное автономное
общеобразовательное учреждение лицей № 135 города Екатеринбург.
Работа состоит из введения, двух глав в основной части, заключения, списка источников, приложений.
Данная работа будет интересна педагогам, студентам, и методистам как школьных и образовательных учреждений, так и центров дополнительного образования.
В заключение работы хотелось бы отметить следующие нюансы нашей работы.
Изучение литературы по теме выпускной квалификационной работы помогло выяснить основу этнической толерантности, которая предусматривает высокий уровень знаний о культуре и традициях других народов, предполагает терпимость в общении с ними и определяется как этническая идентичность.
Также выяснили, что для формирования толерантного отношения подростка к другим, в семье и в школе необходимо: учить детей слушать и слышать интуицию, следовать ей; родителям и педагогам внимательно относиться к желаниям подростка для выяснения его интуитивного ощущения, соответствующего истинному предназначению; понимать, что подавление желаний и жёсткое навязывание социальных стереотипов путь формирования его внутреннего разлада и, как следствие, нетолерантности.
Узнали:
- что проблема воспитания толерантности актуальна., ведь именно в подростковом возрасте начинают складываться взаимодействия в детском коллективе, состоящем из разных микросоциумов, с разным жизненным опытом и коммуникативной деятельностью,
- что в классах необходимо установить уважительные дружеские отношения, гармоничное отношений детей к представителям этнокультур, и именно воспитание толерантности способствуют развитию сотрудничества.
- что ранее полученные сведения о богатстве окружающего мира способствуют развитию и формированию внутренних установок, выборе определенного багажа знаний из полученного общего потока различной информации, имеющей отношение к полиэтническим взаимоотношениям и дальнейшему формированию личности ребенка подростка.
Также в ходе работы над выпускной квалификационной работой мы пришли к выводу, что в формировании этнической толерантности в любом случае присутствует эмоциональный компонент. Он открывается в приобретении и понимании определённых ценностей, проявлении терпимости, понимании того что каждая нация имеет свои неповторимые корни, традиции, установки, язык и является неотъемлемой частью нашего общего мира.
Что касается результатов нашей практической деятельности, мы выявили следующие показатели высокий, средний и низкий уровни форсированности этнической толерантности у подростков, учеников девятых классов в составе пятидесяти двух человек.
При помощи выбранных нами методик позволяющих рассмотреть и оценить отношение подростков к окружающим их этническим группам. Были проведены вводные и повторные исследования:
- диагностическое исследование по методике Г.У. Солдатовой и С.В. Рыжовой. «Типы этнической идентичности».
- экспресс - опросник «Индекс толерантности» Г.У.Солдатовой, О.А. Кравцовой, О.Е. Хухлаева, Л.А. Шайгеровой.
По результатам полученных данных на начальном этапе
практической деятельности большинство подростков имеют низкий уровень сфомированности этнической толерантности, принадлежат к типу этноизоляционизма уверены в уникальности своего народа, призирают незнакомую им культуру.
Повторные исследования показали динамику по формированию этнической толерантности у подростков, посещающих девятые «А» и «Б» классы, на этот раз большинство подростков принадлежали к типу этнической идентичности, и показали средний уровень сформированности этнической толерантности.
Полученные нами данные свидетельствуют об успешности разработанной и частично реализованной программы «Формирование этнической толерантности». Проведенные нами исследования были успешны, подростки показали некоторую динамику относительно формирования этнической толерантности, стали проявлять терпимость по отношению к лицам других национальностей.
Следовательно, цель выпускной квалификационной работы изучение возможностей формирования межэтнической толерантности у подростков достигнута.
Гипотеза исследования: формирование этнической толерантности подростков будет успешным, если программа по формированию межэтнической толерантности будет реализовываться в течение года, доказана.
Задачи: рассмотреть термины и теорию формирования межэтнической толерантности у подростков; дать психолого-педагогическую характеристику старшего подросткового возраста; изучить особенности формирования межэтнической толерантности у подростков; раскрыть опыт работы педагогов-практиков по формированию межэтнической толерантности у подростков; разработать программу для совместной деятельности по формированию межэтнической толерантности у подростков в условиях в МАОУ лицей № 135 г. Екатеринбург; анализ результатов практической деятельности по формированию межэтнической толерантности у подростков в условиях МАОУ лицей № 135 г. Екатеринбург - реализованы.
Изучение литературы по теме выпускной квалификационной работы помогло выяснить основу этнической толерантности, которая предусматривает высокий уровень знаний о культуре и традициях других народов, предполагает терпимость в общении с ними и определяется как этническая идентичность.
Также выяснили, что для формирования толерантного отношения подростка к другим, в семье и в школе необходимо: учить детей слушать и слышать интуицию, следовать ей; родителям и педагогам внимательно относиться к желаниям подростка для выяснения его интуитивного ощущения, соответствующего истинному предназначению; понимать, что подавление желаний и жёсткое навязывание социальных стереотипов путь формирования его внутреннего разлада и, как следствие, нетолерантности.
Узнали:
- что проблема воспитания толерантности актуальна., ведь именно в подростковом возрасте начинают складываться взаимодействия в детском коллективе, состоящем из разных микросоциумов, с разным жизненным опытом и коммуникативной деятельностью,
- что в классах необходимо установить уважительные дружеские отношения, гармоничное отношений детей к представителям этнокультур, и именно воспитание толерантности способствуют развитию сотрудничества.
- что ранее полученные сведения о богатстве окружающего мира способствуют развитию и формированию внутренних установок, выборе определенного багажа знаний из полученного общего потока различной информации, имеющей отношение к полиэтническим взаимоотношениям и дальнейшему формированию личности ребенка подростка.
Также в ходе работы над выпускной квалификационной работой мы пришли к выводу, что в формировании этнической толерантности в любом случае присутствует эмоциональный компонент. Он открывается в приобретении и понимании определённых ценностей, проявлении терпимости, понимании того что каждая нация имеет свои неповторимые корни, традиции, установки, язык и является неотъемлемой частью нашего общего мира.
Что касается результатов нашей практической деятельности, мы выявили следующие показатели высокий, средний и низкий уровни форсированности этнической толерантности у подростков, учеников девятых классов в составе пятидесяти двух человек.
При помощи выбранных нами методик позволяющих рассмотреть и оценить отношение подростков к окружающим их этническим группам. Были проведены вводные и повторные исследования:
- диагностическое исследование по методике Г.У. Солдатовой и С.В. Рыжовой. «Типы этнической идентичности».
- экспресс - опросник «Индекс толерантности» Г.У.Солдатовой, О.А. Кравцовой, О.Е. Хухлаева, Л.А. Шайгеровой.
По результатам полученных данных на начальном этапе
практической деятельности большинство подростков имеют низкий уровень сфомированности этнической толерантности, принадлежат к типу этноизоляционизма уверены в уникальности своего народа, призирают незнакомую им культуру.
Повторные исследования показали динамику по формированию этнической толерантности у подростков, посещающих девятые «А» и «Б» классы, на этот раз большинство подростков принадлежали к типу этнической идентичности, и показали средний уровень сформированности этнической толерантности.
Полученные нами данные свидетельствуют об успешности разработанной и частично реализованной программы «Формирование этнической толерантности». Проведенные нами исследования были успешны, подростки показали некоторую динамику относительно формирования этнической толерантности, стали проявлять терпимость по отношению к лицам других национальностей.
Следовательно, цель выпускной квалификационной работы изучение возможностей формирования межэтнической толерантности у подростков достигнута.
Гипотеза исследования: формирование этнической толерантности подростков будет успешным, если программа по формированию межэтнической толерантности будет реализовываться в течение года, доказана.
Задачи: рассмотреть термины и теорию формирования межэтнической толерантности у подростков; дать психолого-педагогическую характеристику старшего подросткового возраста; изучить особенности формирования межэтнической толерантности у подростков; раскрыть опыт работы педагогов-практиков по формированию межэтнической толерантности у подростков; разработать программу для совместной деятельности по формированию межэтнической толерантности у подростков в условиях в МАОУ лицей № 135 г. Екатеринбург; анализ результатов практической деятельности по формированию межэтнической толерантности у подростков в условиях МАОУ лицей № 135 г. Екатеринбург - реализованы.
Подобные работы
- ФОРМИРОВАНИЕ ЭТНИЧЕСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ
У ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4000 р. Год сдачи: 2019 - Формирование социальной толерантности подростков
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4860 р. Год сдачи: 2017 - Особенности межэтнических отношений у старших подростков разных национальностей
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5600 р. Год сдачи: 2016 - Проблема воспитания межкультурной толерантности и много религиозной среде современного Татарстана
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОЙ КУЛЬТУРЫ В МЕЖЭТНИЧЕСКОЙ СРЕДЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ФГАОУ ВО ЕЛАБУЖСКОГО ИНСТИТУТА К(П)ФУ)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4290 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ ЭТНИЧЕСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ КАК НРАВСТВЕННОЙ ОСНОВЫ ЛИЧНОСТИ УЧАЩЕГОСЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ ШКОЛЕ
Дипломные работы, ВКР, информатика. Язык работы: Русский. Цена: 4230 р. Год сдачи: 2013 - Толерантность как фактор формирования межэтнических отношений в условиях глобализации
Бакалаврская работа, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4310 р. Год сдачи: 2017 - Изучение процесса распространения православия в Горном Алтае в рамках внеурочной деятельности как* способ формирования толерантных качеств подростков сельской школы
Бакалаврская работа, история . Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ У ПОДРОСТКОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТРЕНИНГА
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4390 р. Год сдачи: 2018





