Глава 1. Теоретические основы исследования
1.1. Страх, как понятие в психологии 7
1.2. Эмоционально-волевая сфера дошкольника 15
1.3. Особенности страхов детей старшего дошкольного
возраста 30
1.4. Коррекция как направление психолого-педагогической деятельности... 37
Выводы по 1 главе 47
Глава 2. Проведение работы по коррекции страхов детей старшего дошкольного возраста
2.1.Организация и методы исследования 50
2.2. Описание программы коррекции страхов у детей старшего дошкольного
возраста 56
2.3. Анализ полученных результатов 67
Выводы по 2 главе 75
Заключение 77
Список литературы 80
Приложение 85
Изучение психологических особенностей страха в дошкольном возрасте и его специфических проявлений, приобретает все большее значение, так как современный мир обрушивает на ребёнка достаточное количество факторов, оказывающих негативное воздействие, способных не только затормозить развитие потенциальных возможностей личности, но и повернуть процесс ее развития в противоположную сторону. К таковым можно отнести СМИ, компьютерные игры, ошибки воспитания со стороны родителей, незнание ими психических и возрастных особенностей ребенка, наличие у самих родителей страхов, конфликтные отношения в семье и, соответственно, вытекающие из этого поведенческие, социальные и эмоциональные проблемы. Поэтому проблеме страха, который может быть вызван в частности, одним из таковых факторов, уделяется большое внимание в работах отечественных психологов (А.С. Спиваковской, А.М. Прихожан, М. Панфиловой и др.), отмечающих рост числа детей с различными страхами, повышенной возбудимостью и тревожностью.
Первым как в отечественной, так и в мировой науке выделил причины формирования и развития дневных и ночных страхов А.И. Захаров, он также представил данные статистики, демонстрирующие влияние факторов: семейной обусловленности, половой принадлежности на
возникновение страхов, выявил взаимосвязь возрастной специфики и проявления определенных страхов [16].
По мнению таких авторов, как Л.И. Божович, А.А. Бодалёв, В.С. Мухина, Т.А. Репина, ребенок, являясь самым восприимчивой частью социума, подвержен разнообразным отрицательным воздействиям . В последние годы, как свидетельствуют специальные экспериментальные исследования И.В. Дубровиной, В.И. Гарбузова, А.И. Захарова, Е.Б. Ковалёвой, тревожность и страхи стали наиболее распространенными явлениями у детей.
Та или иная степень страхов дошкольников свое наличие обуславливает спецификой возрастных особенностей и является временной. В связи с этим страхи ребенка, сохраняющиеся на протяжении длительного времени и тяжелой степени переживаемые ребёнком, могут быть свидетельством нервной неустойчивости дошкольника, неверном поведении родителей, наличии конфликтов внутри семейных отношений и в совокупности относятся к признаку неблагополучия.
Наличие страхов в детском возрасте нельзя оставлять без внимания, так как это может стать фактором нарушения развития личности в онтогенезе, к такому выводу пришли В.И. Гарбузов, В.В. Лебединский и др.
Вышесказанное аргументирует необходимость подхода к решению проблемы коррекции детских страхов комплексным образом, влияющим как на внешние стороны проявления страхов, но и на истоки их проявлений.
Коррекция эмоциональных нарушений, в частности, страхов, является эффективной и не оставляет последствий у детей до десяти лет. Поэтому чрезвычайную значимость имеет своевременное обращение к специалисту, который поможет принять меры по преодолению страхов у ребёнка.
B связи с этим, на данный момент задача нахождения и разработки путей выявления и преодоления страхов ребёнка, приносящих максимальный эффект, относится к наиболее приоритетным для отраслей психологии и педагогики.
Исследование детских страхов, как в отечественной, так и в зарубежной научной литературе обусловлено пониманием важности того, насколько сильно эмоциональные нарушения у детей влияют на формирование личности ребенка, а также на нормальное протекание его психических процессов. Так, в исследованиях, посвященных психологии эмоций, такими учеными, как Вологодиной Н. Г., Долговой В. И., Овчаровой Р. В., Журбенко С. С., Ежковой Н., Захаровым А. И. подчеркивается многогранность, многовариативность, многофункциональность эмоциональной сферы, ее значимость для полноценного нравственного развития личности.
В значительном числе научно-исследовательских работ страх рассматривается как причина многих нарушений в психофизиологической сфере, как составная часть неврозов, депрессий. Следовательно, проявление страха влечет нарушения в физиологии и нервной деятельности организма человека.
Отклоняющиеся формы поведения детей зачастую обуславливаются присутствием страха или иных негативных тенденций взаимодействия (тревожность, агрессия), поэтому значимость данного аспекта развития в процессе формирования личности дошкольника и его индивидуальности имеет место быть.
Методологической основой нашей работы являются труды А.С. Спиваковской, Р.В. Овчаровой, А.М. Прихожан, в которых дано
развернутое определение страха, описаны его виды, причины возникновения и специфика проявления, а также исследования А.И. Захарова, в которых выявлено соотношения возраста и количества страхов у дошкольников, описаны возрастные нормы. Захаров также пришел к выводу о том, какие группы страхов свойственны ребенку в каждом возрастном периоде и какие способы коррекции являются наиболее эффективными в борьбе с ними.
Цель исследования - коррекция страхов старших дошкольников.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме страхов и методам их коррекции.
2. Осуществить деятельность по диагностике страхов детей старшего дошкольного возраста.
3. Разработать и осуществить план работы по коррекции страхов детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: страхи детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: методы коррекции страхов детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: своевременные методы коррекции способствуют снижению страхов у детей старшего дошкольного возраста.
Для решения поставленных задач использовались обзорно-аналитические и теоретические методы, заключающиеся в изучении психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, эмпирические методы (тестировнание), методы математической статистики, методы графического представления полученных данных.
Методики исследования: «Страхи в домиках» А. И. Захарова и М.А. Панфиловой и «Выбери нужное лицо» Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, содержит 2 приложения, библиографию из 62 наименований. Объём работы составляет 99 страниц.
Феномен страха подвергался изучению в отраслях психологии и педагогики как отечественными (А. И. Захаров, Зеньковский В.В., Спиваковская А.С., Панфилова М. А., Овчарова Р.В., Неймер Ю.Л. и др.), так и зарубежными (Д. Боулби, Джемс У., Томкинс С., Уотсон Дж. и др.) исследователями.
Перед началом исследования в дипломной работе нами была поставлена цель - коррекция детских страхов посредством решения следующих задач:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме страхов и методам их коррекции.
2. Осуществить деятельность по диагностике страхов детей старшего дошкольного возраста.
3. Разработать и осуществить план работы по коррекции страхов детей старшего дошкольного возраста.
Изучение психолого-педагогической литературы по теме страхов привело к выводам о том, что в современном мире существует всё более возрастающее число негативных факторов, которые обуславливают значительный рост нарушений в эмоциональной сфере дошкольника, что нашло подтверждение в результатах проведенной нами диагностики, как одной из задач. Это является объяснением того, что страх, в сравнении с другими эмоциями, является более частым
предметом научного исследования.
Также анализ литературы позволил выделить ряд определений понятий страха с позиции различных методологических подходов, рассмотреть классификации феномена страха и основания, выделяемые для них, а также симптомы наличия устойчивых страхов. Было выявлено соотношение понятий «страх» и «тревога», объединяющие и различающие их факторы. Также были рассмотрены феномен эмоционально-волевой сферы дошкольника и на основании этого проанализирована специфика страхов детей на данном возрастном этапе.
В связи с этим была обоснована необходимость разработки и реализации плана работы по коррекции страхов детей старшего дошкольного возраста, которая была реализована при участии детей подготовительной группы МАДОУ детского сада №32.
Выдвинутая нами гипотеза о том, что своевременные методы коррекции способствуют снижению страхов у детей старшего дошкольного возраста нашла подтверждение в результатах нашего исследования.
Так, итоговая диагностика «Страхи в домиках» А.И. Захарова и М.А. Панфиловой после реализации плана коррекционных занятий выявила изменения по следующим группам страхов: боязнь животных, сказочные персонажи, пространственные страхи, страхи, связанные с причинением физического ущерба, социально-опосредованные и страхи темноты и кошмарных снов. Изменения в последних трех группах из перечисленных можно отнести к существенным сдвигам относительно выявленных нами результатов.
Останавливаясь же на анализе результатов исследования при повторной диагностике «Выбери нужное лицо» Р. Тэммл, М.Дорки, В.Амен, можно заметить значительные изменения: высокий уровень тревожности снизился с 56% до 25%. Средний уровень с 44% повысился до 75%. Полученные данные позволяют подвести итог о том, что индекс тревожности снизился с высокого до среднего у 5 человек.
Поскольку, как мы говорили ранее, и в реакции страха, и в состоянии тревожности есть общий эмоциональный компонент в виде ощущения беспокойства, отображаемое в восприятии объектов окружающей действительности как угрозы или отсутствии чувства безопасности, то, как мы и проанализировали ранее, данные понятия мы рассматриваем как взаимовлияющие.
Рассмотрев вышеизложенное, можно сделать вывод о том, что коррекция конкретных детских страхов, нивелирование эмоционального напряжения и беспокойства, а также коррекция реагирования на ситуацию страха в целом повлекла за собой и снижение ситуативной тревожности, что демонстрируют результаты данной методики.
Раскрытые нами теоретические положения и практические аспекты диагностики, а также разработанная коррекционно-развивающая программа коррекции страхов в дошкольном возрасте позволяют сделать вывод о том, что имеют существенное значение на становление личности дошкольника, и дошкольный период - наиболее благоприятный период для воздействия на страхи ребенка, поскольку в данный возрастной период обусловлены они, в первую очередь эмоциональным компонентом, неустойчивым и поддающимся внешним коррективам.
Дальнейшие исследования в рамках данной темы могут быть направлены на совершенствование программы посредством разнообразия используемых методов, а также выдвижение дополнительных, необходимых для решения проблемы целей занятий.
1. Аксенова, Л. И. Специальная педагогика [Текст]: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Л. И. Аксенова, Б. А. Архипов, Л. И. Белякова. - М. : «Академия», 2000. - 400 с.
2. Алексеева, Е. Е. Страхи у детей дошкольного возраста [Текст] / Е. Е. Алексеева // Дошкольная педагогика. - 2006. - № 2. - С. 58 - 61.
3. Андерсон С. В. Изучение страхов и тревожности у детей старшего дошкольного возраста // Молодой ученый. — 2016. — №5.6. — С. 2-5.
4. Астапов В.М. Тревога и тревожность. Хрестоматия / Сост. и общая редакция В. М. Астапова»: ПЕР СЭ; Москва. - 2008. - 53 с.
5. Бамм Р., Бараш Б. и др. Семейное воспитание. Словарь для родителей. - М.: Просвещение, 1996. - 321 с.
6. Березин Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. - Л.: Наука, 1988. - 270 с.
7. Варга А.Я. Психологическая коррекция нарушений общения младших школьников в игровой группе // Семья в психологической консультации / Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. М., 1998. - 152с.
8. Варга, А. Я. Системная психотерапия. Краткий лекционный курс.
- СПб. : Питер, 2001. - 278 с.
9. Вологодина, Н. Г. Детские страхи днем и ночью. - М.: Феникс, 2006. - 106 с.
10. Выготский Л.С. Детская психология // Собр. Соч. - М., 1982. - т.4
- 336 с.
11. Гозман, Н. Я., Алешина, Ю. Е. Социально - психологические исследования семьи: проблемы и перспективы / Н. Я. Гозман, Ю. Г. Алешина. // Психологический журнал. - 1991. - №12. - С. 84-92.
12. Джеймс У. Научные основы психологии. - СПб.: Санкт- Петербургская электропечатня, 1902. - 370 с.
13. Дунаева Ю.В. Макфи А. К новому определению истории. // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Сер. 5, История: Реферативный журнал. 2015. - №2.
14. Закирова О.И. Теоретические проблемы развития эмоциональной сферы в дошкольном возрасте Дополнительное образование детей: теория и практика. Сборник научных трудов. Сост. О.М. Богомолова. Новосибирск, 2014. Издательство: ЦРНС - с.89-91.
15. Запорожец А.В., Неверович Я.З. К вопросу о генезисе функций и структуре эмоциональных процессов у ребенка. 1974, №6, с.65-68.
16. Захаров, А. И. Дневные и ночные страхи у детей. - СПб. : Питер, 2000. - 448 с.
...