Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Коррекция тревожности младших школьников средствами арт-терапии

Работа №95683

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы110
Год сдачи2019
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
211
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОРРЕКЦИИ
ТРЕВОЖНОСТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ АРТ-ТЕРАПИИ 7
1.1. Основные подходы в изучении тревожности в научной литературе 7
1.2. Особенности проявления тревожности у детей младшего школьного
возраста 13
1.3. Специфика использования средств арт-терапии в коррекции тревожности
младших школьников 20
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ КОРРЕКЦИИ ТРЕВОЖНОСТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 31
2.1. Организация исследования тревожности у детей младшего школьного возраста 31
2.2 Анализ полученных результатов констатирующего эксперимента 37
2.3. Реализация программы коррекции тревожности младших школьников
средствами арт-терапии 45
2.4. Анализ эффективности программы психокоррекции, направленной на
снижение уровня тревожности у младших школьников 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 63
ПРИЛОЖЕНИЯ 69


В настоящее время происходящие интенсивные изменения в жизни современного общества приводят нас к решению новых задач, для решения которых, с годами образуется целый ряд требований, предъявляемых к современному человеку. В связи с этим главной и особой задачей современной системы образования является оптимизация учебно-воспитательного процесса, осуществляемая не только, за счет увеличения объема содержания изучаемого материала, но и разработок применения новых современных методов обучения, поиска и создания необходимых условий для полноценного развития учащихся.
Но мы не должны забывать, что одной из задач современной школы и общества в целом является контроль, а также сохранение и укрепление психологического здоровья прежде всего детей.
Решение данной проблемы встает на первый план особенно сегодня, когда стремительно растет количество детей, переживающих эмоциональное неблагополучие, связанное со школой. Это приводит к соматическому ослаблению школьников и развитию неврозов. [20]
Особую важность приобретает изучение природы тревожности и ее влияния на когнитивное и личностное развитие, общей тревожности, проявляющегося у младших школьников, в связи с тем, что они входят в новую социальную среду и осваивают новый для них вид деятельность - учебу. [30].
Проблемы, связанные с тревогой, изучают многие зарубежные исследователи (О. Маурер, Р. Мэй, Дж. Тейлор) и отечественных ученые (В.М.Астапов, А.М.Прихожан, Ю.Л.Ханин) [31]. Они выделяют новые концепции и проблемы в методологии по исследования тревожных состояний (Ю.М. Антонян, В.М. Астапов, Ч.Д. Спилбергер, Ю.Л. Ханин, К. Хорни) [28].
В настоящее время тревожность является распространенным явлением. «Успехи в учебе, в школе, и взаимоотношения со сверстниками, адаптации в новых условиях, все это, зависит от того, насколько ярко выражено состояние тревоги» (В.Р. Кисловская, А.В. Лукасик, А.М. Прихожан и др.) [31].
Достаточно большое число исследований в работах отечественных психологов посвящается исследованию тревожности у подростков и взрослых людей, и, напротив изучения тревоги в рамках ее коррекции у школьников младшего возраста недостаточно, но с каждым годом число работ по данной проблеме возрастает. [48]. В работах наших исследователей констатируется достаточно высокий рост личностной тревожности у школьников всех возрастов (С.А. Озерова, А.М. Прихожан) [55].
В результате чего у детей возникают психологические проблемы, которые могут способствовать появлению неврозов (А.И. Захаров, А.С. Спиваковская, Б.Д. Карвасарский); происходят негативные изменения в поведении, исчезает организованность во всех направлениях деятельности (Н.В. Имедадзе, Ч. Спилбергер, Л.Н. Собчик, Х. Хекхаузен, В.С. Ротенберг, И.А. Мусина) [48].
Таким образом, проблема коррекции тревожности младших школьников приобретает особую актуальность в наши дни. Существует множество различных методик для разрешения данной проблемы, однако одним из наиболее действенных средств опосредования тревоги и страхов у детей многие психологи считают арт-терапию. Вся деятельность ребенка, связанная с творчеством - есть важный элемент в развитии. Именно при данном методе работа происходит на бессознательном уровне, образное мышление выдает всю необходимую информацию в качестве творческого продукта, что позволяет назвать этот метод одним из наиболее действенных и безопасных. Копытин А.И. [33] Никольская И.М. [47]
Объект: тревожность младших школьников.
Предмет: коррекция тревожности младших школьников средствами арт-терапии.
Цель: теоретически обосновать, разработать и апробировать программу коррекции тревожности младших школьников средствами арт-терапии.
Задачи исследования:
1. Изучить теоретические источники по проблеме тревожности у детей младшего школьного возраста.
2. Проанализировать специфику использования средств арт- терапии в коррекции тревожности младших школьников.
3. Провести диагностическое обследование детей младшего школьного возраста.
4. Реализовать программу нацеленную на коррекцию тревожности младших школьников средствами арт-терапии и проверить её эффективность.
В основе гипотезы лежит предположение о том, что разработанная программа с элементами арт-терапии будет способствовать снижению уровня тревожности младших школьников.
Эмпирическая выборка исследования: дети 7-8 лет. Количество исследуемых составило 50 человек, на базе МАОУ Гимназия № 104 г. Екатеринбург.
Теоретико-методологическое обоснование составили: культурно-историческая концепция Л.С. Выготского (превращение натуральных психических функций в процессе овладения субъектом системами знаков в новые - высшие психические функции); проблематика овладения поведением: сложные формы опосредствования поведением, символическое опосредствование (А.Р. Лурия, Л.С. Выготский); понятие совместной деятельности с взрослым как с главной движущей силой психического развития ребенка (А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, А.Л. Венгер, М.И. Лисина); понимание возникновения страхов и тревожности у детей (В.А. Ананьев, П.К. Анохин, А.И. Захаров, Д.Н. Исаев, А.М. Прихожан, П.К. Симонов, Ч.Д. Спилбергер)[13]; концепции системной арт-терапии (А.И.Копытин); труды в области арт-терапии (М. М. Бахтина, М. Б. Бруно, Д. Винникотта, А. Гольдштейна, Б. Д. Карвасарского, А И Копытина, А. Маслоу )
Методы исследования:
1. Теоретические методы исследования: изучение и анализ психолого- педагогической литературы.
2. Тестирование:
- «Шкала явной тревожности для детей» А.М. Прихожан,
- Методика «Диагностика школьной тревожности» А.М.Прихожан,
- «Многомерная оценка детской тревожности» Е.Е. Ромицына.
3. Методы математико-статистической обработки данных: T- критерий Вилкоксона.
4. Графические методы представления полученных данных


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В начале работы мы поставили перед собой следующую цель:
Целью нашего исследования сбыло выявление уровня тревожности у младших школьников и разработка программы на снижение уровня тревожности у младших школьников. Для достижения данной цели мы рассмотрели понятие тревожности у младших школьников и арт-терапию, как метод в помощи детям для снижения уровня тревожности. Охарактеризовали основные концептуальные положения по данной тематике.
Проанализировав научную литературу зарубежных и отечественных авторов, были выделены основные моменты: представители психоанализа рассматривали тревожность как переживание неопределенности и чувство беспомощности. Тревожность характеризуется тремя основными признаками: специфическим чувством неприятного, соответствующими соматическими реакциями, прежде всего усилением сердцебиения, осознанием этого переживания. Представители классической теории научения определяли тревожность, и страх, как эмоциональные реакции, возникающие на основе условного рефлекса. В отечественной литературе отсутствует единое мнение об определении, структуре и функции, механизмах и детерминантах, классификации и методах исследования психических состояний тревожности. Тревожность как черта личности связана с генетически детерминированными свойствами функционирующего мозга человека, обуславливающими постоянно повышенным чувством эмоционального возбуждения, эмоций тревоги.
Чтобы существенно снизить тревожность ребенка, необходимо педагогам и родителям, воспитывающим ребенка, обеспечить реальный успех ребенка в какой-либо деятельности (рисование, игра, помощь по дому). Ребенка нужно меньше ругать и больше хвалить, причем, не сравнивая его с другими, а только с ним самим, оценивая улучшение его собственных результатов (сегодня нарисовал лучше, чем вчера; быстрее убрал игрушки).
Необходим щадящий оценочный режим в той области, в которой успехи ребенка невелики. Например, если он медленно одевается, не нужно постоянно фиксировать на этом его внимание. Однако если появился, хотя бы малейший успех, обязательно нужно его отметить.
Больше обращать внимание на обстановку, которая складывается дома и в детском саду. Теплые эмоциональные отношения, доверительный контакт с взрослыми тоже могут способствовать снижению общей тревожности ребенка.
Необходимо изучить систему личных отношений детей в группе, для того чтобы целенаправленно формировать эти отношения, чтобы создать для каждого ребенка в группе благоприятный эмоциональный климат.
Младший школьный возраст является наиболее ответственным этапом школьного детства. Высокая сензитивность этого возрастного периода определяет большие потенциальные возможности разностороннего развития ребенка.
Основные достижения этого возраста обусловлены ведущим характером учебной деятельности и являются во многом определяющими для последующих лет обучения: к концу младшего школьного возраста ребенок должен хотеть учиться, уметь учиться и верить в свои силы. Тревожность в младшем школьном возрасте может влиять на успешное обучение и на отношение ребенка со сверстниками. Обычно это очень уверенные в себе дети с не устойчивой самооценкой. Постоянно испытываемое чувство страха перед неизвестным приводит к тому, что они крайне редко проявляют инициативу, поэтому учителям и родителям нужно быть внимательными к детям, вовремя заметить проблему.
В результате исследования выявлена группа детей с повышенным и высоким уровнем тревожности, учитывая результаты диагностики была разработана программа «Буря эмоций» на снижение уровня тревожности для данной группы испытуемых. Была выдвинута гипотеза, что у младших школьников можно снизить уровень тревожности, с помощью программы психокоррекции техникой арт-терапии. После проведения программы, было проведено повторное исследование, в результате которого заметно снизился уровень тревожности в группе испытуемых. Тэ < Ткр, значит сдвиг в «типичную» сторону по интенсивности достоверно преобладает, т.е. гипотеза Но отвергается. Таким образом, программа психокоррекции методами атр- терапии улучшает результаты диагностики и снижает уровень тревожности у младших школьников.
Цели и задачи поставленные в начале работы выполнены, гипотеза о том, что у младших школьников можно снизить уровень тревожности с помощью программы психокоррекции, методами арт-терапии, доказана. Данную программу можно использовать в своей работе психологам и педагогам.



1. Аракелов Н.Е., Лысенко Е.Е. "Психофизиологический метод оценки тревожности". Психологический журнал - 1997 - №2
2. Аракелов Н.Е., Шмикова Н. "Тревожность: методы её диагностики и коррекции". Вестник МУ, сер. Психология - 1998 - №1.
3. Арт-терапия / ред.-сост. А.И. Копытин. — СПБ., 2001.
4. Арт-педагогика и арт-терапия в специальном образовании: учеб. для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений / Е.А. Медведева, И.Ю. Левченко, Л.Н. Комисарова, Т.А. Добровольская. - М.: Академия, 2001. -248с.
5. Артюхова Т.Ю. Психологические механизмы коррекции состояния тревожности личности: Дис. канд. психол. наук. Новосибирск, 2000.
6. Астапов В.М. Функциональный подход к изучению состояния тревоги
7. Астапов, В. М. Тревожность у детей / В. М. Астапов. - 2-е изд. - СПб.: Питер, 2004. - 224 с.
8. Бердникова А.П. Откуда берутся тревожные дети? Что делать с
детской тревожностью? / А. П. Бердникова // [Электронный ресурс]. - 2000. - Режим доступа: http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-10642/- Дата доступа:
16.09.2010.
9. Бердникова, Ю.А. Мир ребенка: развитие психики, страхи, социальная адаптация, интепретация детского рисунка / Ю.А. Бердникова - М.: Наука и техника, 2007. - 320 с.
10. Битянова, М.Р. Работа психолога в начальной школе / Битянова М.Р., Азарова Т.В., Афанасьева Е.И., Васильева Н.Л. - 2-е изд. - М.: Генезис, 2001. - 352 с.
11. Божович Л.И. Избранные психологические труды: Психология формирования личности. - М.: Международная педагогическая академия, 1995. - 212с.
12. Божович, Л.И. Психологический словарь. / Л.И. Божович; Под ред.
В.П. Зинченко, Б.Г. Мещарякова. - 2 изд. - М., 1996. - 250 с.
13. Бурменская Г.В. и др. Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков. М.: МПСИ, 2007. 480 с.
14. В. Н. Никитина «Арт-терапия. Учебное пособие»
15. Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений-М;2007г.
16. Выготский, JI.C. Психология и учение о локализации высших психических функций / JI.C. Выготский // Хрестоматия по нейропсихологии /под ред. Е.Д. Хомской. М.: Ин-т общегуманитарных исследований; Московский психолого-социальный ин-т, 2004. - Стр. 91-97.
17. Выготский, JI.C. Психология развития ребенка / Л.С. Выготский. - М.: Эксмо, 2005. - 507 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ