Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ ПРОИЗВОЛЬНОГО ВНИМАНИЯ В СТАРШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

Работа №95677

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы98
Год сдачи2019
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
98
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Глава 1. Теоретические аспекты формирования произвольного внимания в старшем дошкольном возрасте 6
1.1. Теоретический анализ понятия «произвольное внимание» в трудах
отечественных и зарубежных авторов 6
1.2. Особенности внимания детей дошкольного возраста 18
1.3. Особенности формирования произвольного внимания в старшем
дошкольном возрасте 27
Глава 2. Эмпирическое исследование формирование произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста 34
2.1 Организация, этапы и методы исследования 34
2.2. Результаты констатирующего этапа исследования произвольного
внимания у детей старшего дошкольного возраста 36
2.3. Программа формирования произвольного внимания у детей
старшего дошкольного возраста 45
Заключение 55
Список использованной литературы 56
Приложение 59

Значимость внимания среди других психических процессов обуславливает актуальность данного исследования. Принимая во внимание, тот факт, что внимание определяется как процесс, который способствует концентрации сознания и концентрации на конкретных объектах, явлениях или деятельности, необходимо признать, что само внимание «включает» регулирование работы и психологических процессов. Поэтому трудности, связанные с развитием внимания, особенно актуальны на сегодняшний день.
Важнейшей особенностью и условием развития детей как основной части образовательной деятельности является развитие его произвольного внимания. Сегодня ФГОС предъявляет высокие требования к развитию познавательных процессов у детей, в том числе к развитию произвольного внимания. Произвольное внимание позволяет ребенку воспринимать, запоминать, понимать материал, действовать в соответствии с инструкциями учителя, а компоненты тех или иных действий могут не интересовать напрямую, но в то же время требовать самоорганизации, силы воли.
Развитие произвольного внимания у учащихся является одной из основных проблем прикладной педагогической психологии. Однако, несмотря на большое количество литературы по проблеме, она остается недостаточно разрешенной. В частности, наибольшую сложность обучения в младшей школе представляет низкий уровень развития произвольного внимания (Л.И. Баскакова, С.В. Вахрушев, А.Л. Венгер, Ф.Н. Гоноболин, В.В. Давыдов, И.В. Дубровина, С.Л. Кабыльницкая и др.)
Объект исследования: произвольное внимание дошкольников старшего возраста.
Предмет исследования: формирование произвольного внимания в старшем дошкольном возрасте.
Цель исследования: теоретически обосновать, составить и апробировать программу формирования произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: развитие произвольности у детей старшего дошкольного возраста будет более эффективным, если составлена программа которая содержит в себе комплекс игровых упражнений, включающих развитие произвольного внимания, саморегуляции психофизиологических и эмоциональных состояний, а также предполагающих совместную деятельность и общение со взрослым.
В соответствии с целью и гипотезой поставлены следующие задачи исследования:
1) Провести теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме формирования произвольного внимания.
2) Рассмотреть возрастные аспекты проблемы формирования произвольного внимания.
3) Определить специфику формирования произвольности в старшем дошкольном возрасте.
4) Составить, апробировать и определить эффективность программы формирования произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста.
Методологической основой исследования явились основные положения теории развития личности, способностей и деятельности (К.К. Платонов); концепция Л.С. Выготского о двух взаимосвязанных зонах развития ребенка; деятельностный подход к изучению моторики и психики ребенка (Н.А. Бернштейн, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев); идея единства умственного, нравственного и физического в формировании личности (В.К. Бальсевич, Л.И. Лубышев, В.И. Столяров), теория возрастной периодизации в развитии ребенка Д.Б. Эльконина.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования; психодиагностический метод: методики исследования "Запомни и расставь значки" (Р,С. Немов), методика изучения «Корректурная проба» (Б. Бурдона), "Проставь значки" (Р,С, Немов).
Экспериментальная база исследования: МАДОУ Детский Сад №459.
Структура выпускной квалификационной работы: введение, две главы, заключение, список использованной литературы, приложение.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Изучением проблемы развития произвольного внимания занимались многие отечественные ученые, такие как Л.С Выготский, А.Н. Леоньтев, К.К. Платонов, Д.Б. Эльконин, В.К. Бальсевич, Л.И. Лубышев, В.И. Столяров. Несмотря на то, что данной проблемой занимаются уже довольно давно, она не потеряла своей актуальности и в наши дни. Состояние современного общества требует более глубокого знания об особенностях внимания ребенка.
Для формирования произвольного внимания благоприятным считается дошкольный возраст, так как именно в этот период развития внимание только начинает становиться как более устойчивая характеристика познавательных процессов.
Наша работа заключалась в анализе научной литературы по проблеме произвольного внимания, а также развитие произвольного внимания в старшем дошкольном возрасте. Результаты исследования позволяют предположить, что уровень развития произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста бывает недостаточно сформирован. Для этого необходимо провести
С помощью изучения научных работ, была составлена развивающая программа. Ее реализация позволила привести уровень развития произвольного внимания к соответствующей норме развития для данного возраста детей.
Таким образом, можно сделать вывод, что составленная нами программа, в совокупности с общением со взрослыми показали эффективный результат, а значит подтвердили гипотезу нашего исследования.



1. Ананьев Б.Г. Воспитание внимания школьника. М.: Лениздат, 2016. 251 с.
2. Богословский В.В., Степанов А.А., Виноградов А.Д. и др. Общая психология: учеб. пособи
3. Волков Б.С. Детская психология в вопросах и ответах. М.: Астрель, 2002. 370 с.
4. Выготский Л.С. Развитие высших форм внимания в детском возрасте. // Хрестоматия по вниманию. М.: Издательский центр «Академия», 2014. 256 с.
5. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.: Педагогика- Пресс, 2011. 536 с.
6. Гальперин П.Я. Основные результаты исследования по проблеме: «Формирование умственных действий и понятий»: [Доклад, представленный на соиск. уч. степени д-ра психол. наук] / Моск. государств. ун-т им. М. В. Ломоносова. М.: 2013. 51 с.
7. Гальперин П.Я., Кабыльницкая С.Л. Экспериментальное формирования внимания. - М.: Издательство Московского университета, 2015. 102 с.
8. Гальперин П. Я. К проблеме внимания // Психология как
объективная наука. М.: Издательство Институт практической психологии, Воронеж: НПО Модек, 2010. URL:
http://psychlib.ru/inc/absid.php?absid=107903 (дата обращения 13.02.2019).
9. Гиппенрейтер Ю.Б, Романова В.Я. Психология внимания. М.: ЧеРо, 2011. 71 с.
10. Гомезо М.В., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая
психология: учеб. пособие для студентов всех специальностей
педагогических вузов. М.: Педагогическое общество России, 2014. 512 с.
11. Гоноблин Ф.Н. Внимание и его воспитание. М.: Педагогика, 2013. 160 с.
12. Добрынин Н.Ф. Возрастная психология: Курс лекций. М.: Просвещение, 2015. 295 с.
13. Добрынин Н.Ф. Основные вопросы психологии внимания в кн: Психологии. наука в СССР, т.1, М.: Просвещение, 2010, 187 с.
14. Добрынин Н.Ф. Внимание и его воспитание. М.: Правда, 2011. 32 с.
15. Люблинская А.А. Детская психология. М.: Просвещение, 2016. 415 с.
16. Маклаков А.Г. Общая психология. СПб.: Питер, 2014. 583 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ