Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ВОКАЛЬНАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРАЦИИ ФОРМ МУЗЫКАЛЬНОГО И ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Работа №95662

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

методика преподавания

Объем работы76
Год сдачи2019
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
41
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ИНТЕГРАЦИЯ ИСКУССТВ В СОВРЕМЕННОМ
ОБРАЗОВАНИИ В ОБЛАСТИ КУЛЬТУРЫ 6
1.1. Сущность процесса интеграции искусств в музыкальном
и художественном образовании 6
1.2. Вокально-хореографическая студия как форма интеграции
музыкального и хореографического образования 11
ГЛАВА 2. СОДЕРЖАНИЕ ОПЫТНОЙ РАБОТЫ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ ВОКАЛУ В УСЛОВИЯХ
ВОКАЛЬНО-ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЙ СТУДИИ 15
2.1. Условия, контингент участников, диагностические методики и началь­
ные данные опытной работы 15
2.2. Содержание процесса вокальной работы с детьми в условиях интегра­ции музыкального и хореографического образования 28
2.3. Анализ результатов опытной работы 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ..64
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1. ОКВОД 85.41.02 68
ПРИЛОЖЕНИЕ № 2 Примерный план урока по вокалу 68
ПРИЛОЖЕНИЕ № ЗОтчетный концерт 2019 и творческие достижения...73

Актуальность. В наши дни образование в области культуры открыва­ет множество возможностей для детей и их родителей, существуют музы­кальные школы, творческие клубы по месту жительства, школы искусств, танцевальные и музыкальные кружки. Обращая внимание на предпочтения ребенка и его психофизические особенности, каждый родитель выбирает вектор развития его личности. Музыкальный путь развития ориентирован на музыкальную школу, школу искусств или кружок какого-либо музы­кального вида деятельности (направленного на пение, танцы или игру на музыкальных инструментах).
Многие задаются вопросом: как пробудить и раскрыть в ребенке сразу несколько граней его таланта в то время, как любой кружок предполагает четкое разграничение видов художественно-творческой деятельности? Пре­одолеть это разделение можно в условиях интегративных форм обучения. Примером такой формы является вокально-хореографическая студия. В ос­нове концепции такой студии лежит единство искусства музыки и танца, что гарантирует комплексный подход к раскрытию творческого потенциала ребенка.
Признавая несомненную ценность такой формы дополнительного об­разования, следует признать, что на сегодняшний день она пока еще не на­шла массового применения. Отдельные примеры организации и функцио­нирования таких студий показывают результативность работы и, в то же время, ставят перед педагогическими коллективами новые, пока еще нере­шенные проблемы. Прежде всего, отметим наличие следующего противо­речия: между широкими возможностями формы вокально­
хореографической студии для интеграции различных сфер музыкального и художественного развития ребенка и недостатком программно­методических материалов для ее реализации в конкретной педагогической практике.
Проблема работы: интеграция вокального и художественного разви­тия ребенка в условиях вокально-хореографической студии.
Тема работы: «Вокальная работа с детьми в условиях интеграции форм музыкального и художественного образования».
Целью данной работы является теоретическое обоснование и провер­ка в опытной работе особенностей вокального обучения детей в условиях интеграции музыкального и хореографического образования в вокально­хореографической студии.
Объектом данного исследования является процесс вокального обу­чения детей в условиях вокально-хореографической студии.
Предмет исследования - методы и приемы вокального обучения детей в условиях вокально-хореографической студии.
Гипотеза: успешность процесса вокального обучения детей в услови­ях вокально-хореографической студии может быть обеспечена, если: зная сущность процесса интеграции искусств, опираться на потенциал, имеющий­ся для его реализации в вокально-хореографической студии; при проведении вокальных занятий учитывать не только индивидуальные музыкальные, но и хореографические способности обучающихся; в применении научно обосно­ванных методов вокального обучения детей учитывать их владение навыками хореографии.
Исходя из цели, автор определяет следующие задачи:
• изучить сущность процесса интеграции искусств в музыкальном и ху­дожественном образовании;
• выявить потенциал вокально-хореографической студии в интеграции процесса музыкального и хореографического образования;
• осветить условия работы и особенности контингента участников во­кально-хореографической студии;
• разработать диагностику оценки уровня освоенности обучаемых во­кальным навыкам;
• осуществить процесс обучения вокалу в условиях интеграции музы­кального и хореографического образования и проанализировать полу­ченные результаты.
Методы исследования: теоретические: изучение и анализ литератур­ных источников по исследуемой проблеме, сравнение, обобщение, анализ; эмпирические: педагогические наблюдения, диагностика, опытная работа.
Теоретико-методологическая основа исследования: концепции ин­тегрированного подхода в художественном образовании (Э. Ж.-Далькроз, К. Орф,); концепции вокального обучения детей (В. В. Каменский, В. П. Морозов, Д. Е. Огороднов, Г. П. Стулова, Э. М. Чарели,); методиче­ские основы обучения эстрадному вокалу (И. Б. Бархатова, Сетт Риггс).
Опытная база работы: вокально-хореографическая студия при ЦК культуры Верх-Исетского района г. Екатеринбурга.
Структура работы. Работа включает введение, две главы, заключе­ние, список использованных источников и литературы и приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Изучение сущности процесса интеграции искусств в музыкальном и художественном образовании показывает, что его можно рассматривать, как подход, подразумевающий последовательное и постепенное подключение межпредметных взаимосвязей в процесс обучения. Под этим процессом по­нимаются качественные преобразования внутри каждого вида искусств, входящего в систему образовательного процесса. Анализ существующих в научной литературе двух понятий - «интеграция» и «синтез» показал, что они являются близкими по значению, отражая, в первом случае, более ши­рокую, а во втором - более узкую трактовку единого в целом понятия. Обобщив вышеизложенное, мы установили, что интеграция является стержнем в многостороннем процессе развития человека и формирования его личностных качеств.
Рассмотрев вокально-хореографическую студию как одну из форм ин­теграции музыкального и хореографического образования, мы выяснили, что условия функционирования студии содержат значительный потенциал для реализации творческих возможностей детей. Соединяя воедино искус­ство вокала и хореографии, обеспечивая взаимодействие нескольких видов творческой деятельности детей и применение голосо- и здоровьесберегаю­щих технологий в процессе обучения, вокально-хореографическая студия создает необходимые условия для безопасного разностороннего творческо­го развития и комплексного раскрытия художественного потенциала каждо­го обучающегося.
Изучив условия, имеющиеся для занятий в вокально­хореографической студии, мы убедились в том, что они создают удовлетво­рительную базу для занятий и вокалом, и хореографией. В распоряжении педагогов имеются кабинеты для сольных вокальных занятий, снабженные музыкальными инструментами и современной аппаратурой. Для занятий хореографией имеется зал с балетными станками и зеркалом. Занятия ведут квалифицированные специалисты в обеих областях искусства.
Контингент обучающихся в студии компонуется на основе отбора по определенной диагностической процедуре, разработанной нами с учетом возраста поступающих. Использованные диагностические методики позво­лили достаточно точно отбирать будущих учащихся. Начальная диагности­ка показала, что общий уровень принятых в студию характеризуется пре­имущественно средним уровнем музыкальных данных, имеются также и от­дельные лица с очень высоким уровнем, у части поступивших имеются му­зыкальные способности и вокальные данные ниже среднего.
Подводя итог проведенной опытной работы, мы пришли к следующе­му выводу: содержание вокального обучения учащихся вокально­хореографической студии принесло положительные результаты в связи с тем, что оно было разбито на ряд этапов - начальный (формирующий) этап; этап работы над вокальной техникой и преодолением певческих недостат­ков; этап вокальной подготовки сценических номеров вокально­хореографической студии; этап репетиции концертных номеров и выступ­лений. Мы убедились в том, что начальное обучение вокалу может с успе­хом осваиваться детьми разного уровня одаренности. Дети, более одарен­ные от природы, помогали освоить учебный материал своим товарищам, что гарантировало полную занятость всего состава групп на занятиях. Наибо­лее эффективными для реализации учащимися синтеза искусств в сцениче­ских номерах являются формы интегративной вокальной подготовки: пла­стическое интонирование, певческая театрализация. Введение элементов освоенных движений облегчало обучающимся развитие музыкально­ритмического чувства и эмоциональной отзывчивости на музыку.
Количественный и качественный анализ результатов опытной работы показал значительный рост уровня вокальных навыков обучающихся в во­кально-хореографической студии. Об этом свидетельствует сопоставление результатов диагностики, проведенной в конце первого и второго года обу­чения
Данные диагностики за первый год обучения показывают, что уча­щиеся шоу-групп «Милашки» и «Сладкоежки» достигли неплохих резуль­татов: из 16 детей высокого уровня достигли 6 человек, 9 - среднего уровня и лишь один остался на низком уровне.
Данные диагностики за второй год обучения значительно выше: высо­кого уровня достигли 12 человек, среднего - 4 человека, и ни один обучаю­щийся не остался на низком уровне. Исходя из данных таблицы и диаграм­мы, можно сделать вывод, что примененная методика обучения вокальным навыкам оказалась эффективной.


1. Абелян Л. М. Г ембицкая Е. Я. Детский хор Института художественно­го воспитания Академии педагогических наук СССР. М. : Музыка, 1976. 120 с.
2. Абдуллин Э. Б. Основы исследовательской деятельности педагога- музыканта [Электронный ресурс] : https:ZZe.lanbook.com/book/50691.
3. Багадуров В. А. «Вокальное воспитание детей» / проф. В. А. Багаду­ров, д-р искусствоведения ; Акад. пед. наук РСФСР. Ин-т худож. вос­питания. М. : Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1953. 96 с.
4. Бархатова И. Б. Постановка голоса эстрадного вокалиста. Метод диаг­ностики проблем [Электронный ресурс] :
https://e.lanbook.com/book/99379.
5. Бархатова И. Б. Гигиена голоса для певцов [Электронный ресурс] : https://e.lanbook.com/book/91059.
6. Большая советская энциклопедия. М. : Советская энциклопедия. 1969—1978.
7. Ветлугина Н. А. Музыкальное развитие ребенка [Электронный ре­сурс] : https://studfiles.net/preview/5850243/
8. Дмитриев Л. Б. Основы вокальной методики. М. : Музыка, 2007. 368 с.
9. Добровольская Н.Н., Орлова Н.Д. Что надо знать учителю о детском голосе. М. : Просвещение, 1972. 32 с.
10. Емельянов В.В. Развитие голоса. Координация и тренаж [ Электрон­ный ресурс] : https://www.studmed.ru/emelyanov-vv-razvitie-golosa-
2000_3031358e17d.html
11. Ермолаев В. Г., Лебедева Н, Ф. Особенности развития голосового ап­парата у детей // Развитие детского голоса. М. , 1963. С. 111-123.
12. Ж.-Далькроз. Э. Ритм М. : Классика-XXI, 2001. 248 с.
13. Зырянова С.М. Интеграция искусств в педагогическом процессе до­школьного образовательного учреждения [Электронный ресурс] : https:ZZcyberleninka.ru/articleZv/printsip-integratsii-v-muzykalno- esteticheskom-vospitanii-detey-doshkolnogo-vozrasta
14. Каменский В. В. Формирование детского голоса на уроках пения в 1­II классах / Развитие детского голоса: Материалы науч. конф. по во­просам вокально-хорового воспитания детей, подростков и молодежи 26—30 марта 1961 г. М. : Изд-во АПН РСФСР, 1963. С. 259—269.
15. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект Z А. Я. Дани­люк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. Рос. акад. образования. М. : Про­свещение, 2009. 24 с...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ